ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие о самоконтроле в психолого-педагогической литературе . 7
1.2. Особенности формирования учебного самоконтроля в младшем
школьном возрасте 12
1.3. Возможности индивидуального подхода для формирования
учебного самоконтроля у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО САМОКОНТРОЛЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Изучение характеристик учебного самоконтроля младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Применение индивидуального подхода для формирования
учебного самоконтроля у обучающихся второго класса 35
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
Содержание школьного образования в последние годы претерпело значительные изменения - произошел перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на развитие самостоятельности в учебной деятельности, что связано с изменением стандартов образования. В соответствии с действующим федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) приоритетной задачей современной начальной школы является формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Самоконтроль, входящий в состав регулятивных универсальных учебных действий, является основой учебной деятельности, так как не только позволяет ученику самостоятельно выявить ошибки, но и исправить их. Способность ученика контролировать свою деятельность, обнаруживать и устранять возникающие в процессе работы ошибки оказывает прямое влияние и на продуктивность его учебной деятельности.
В отечественной психолого-педагогической литературе можно увидеть разные подходы к определению самоконтроля. Некоторые авторы рассматривают самоконтроль как свойство личности, другие - как акт умственной деятельности. В педагогических исследованиях самоконтроль определяется с позиции деятельностного подхода как структурный компонент учебной деятельности школьников.
А.В. Петровский понимает под самоконтролем осознание и оценку учеником своих действий, равно как психических процессов и состояний [40]. М.В. Гамезо представляет самоконтроль как сличение и соотнесение учебных действий с образцом, который был задан извне [14]. Л.В. Ижойкина считает, что самоконтроль в учебной деятельности школьников младших классов - это универсальное учебное действие, которое является осуществлением контроля за результатами собственной деятельности и ее коррекции в процессе выполнения различных учебных действий. Это учебное действие проявляется в умении соотнести полученный результат с образцом и с поставленной целью [26].
В концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова самоконтроль определяется как умение обучающегося анализировать свою работу с позиции правильности и полноты выполнения учебных заданий [9]. Л.В. Берцфаи считает, что самоконтроль в учебной деятельности состоит в соотнесении предметного действия с определенными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами [6].
Как отмечает П.Я. Г альперин, в числе необходимых учебных действий выступают контрольно-корректировочные, в которых просматривается ход выполнения деятельности, происходит проверка полученного результата с заданными образцами [13]. Н.Ф. Талызина говорит о том, что любое человеческое действие состоит из ориентировочной, исполнительной и контрольной части [50].
Л.В. Занков рассматривает самоконтроль как систему учебных действий ученика по определению точности выполнения операций, входящих в состав способа действия [21].В работах Ю.К. Бабанского самоконтроль определяется как элемент учебной деятельности, имеющие важное значение учебное умение, которое заключается в том, чтобы замечать ошибки и намечать способы их устранения самостоятельно [4].
Несмотря на то, выявлено многообразие подходов к пониманию самоконтроля в учебной деятельности, необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями.
Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из главных условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей.
Эти умения воспитывают в учениках такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в собственных действиях, а также повышают интерес к обучению.
Организация учебного процесса с использование индивидуального подхода позволяет нам педагогам направить образовательную деятельность на формирование конкретных умений, в нашем случае на формирование самоконтроля младшего школьника.
Учитель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает множеством индивидуально-психологических
особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному ученику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому ученику. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт учителя по отношению к обучающимся, умения предвидеть психологические последствия педагогического воздействия.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности нашего исследования и обусловило выбор темы исследования «Индивидуальный подход в формировании учебного самоконтроля младших школьников».
В связи с этим проблема исследования состоит в поиске применяемых на основе индивидуального подхода приемов формирования у младших школьников учебного самоконтроля.
Объект исследования: формирование учебного самоконтроля детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические приемы формирования у младших школьников учебного самоконтроля, применяемые на основе индивидуального подхода.
Цель исследования: выявить педагогические приёмы, применяемые на основе индивидуального подхода, для формировании самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования учебного самоконтроля у детей младшего школьного возраста в контексте применения индивидуального подхода.
2. Изучить критерии и показатели, характеризующие развитие учебного самоконтроля у детей младшего школьного возраста и на их основе в опытно- поисковой работе провести диагностику сформированности учебного самоконтроля.
3. На основе теоретического анализа и диагностических данных выявить и систематизировать для применения на практике приемы, применяемые на основе индивидуального подхода, для формирования учебного самоконтроля у младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
• эмпирические, в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: МАОУ «Белоярская средняя
общеобразовательная школа №1» с участием 18 обучающихся 2 класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав литературу по педагогике, психологии, методике можно увидеть, что самоконтроль рассматривали в своих работах Г.И. Ажикин, Н.Д. Левитов, В.В. Чебышева, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында и др. Несмотря на это в психолого-педагогической литературе не сформулировано однозначного подхода к понятию сущности самоконтроля.
Работа по формированию учебной деятельности занимает особое место в начальных классах. Она должна проводится с первых дней пребывания детей в школе, т.к. учебная деятельность определяется ведущей в младшем школьном возрасте и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.
Младшие школьники, даже зная, как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому есть необходимость в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить школьников самоконтролю. Без него невозможна творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.
Из наблюдений педагогов и психологов можно заметить, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне мало внимания, а нередко оно полностью отсутствует.
Значимость самоконтроля сильно возрастает потому, что в настоящее время огромное внимания уделяется организации на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.
Проведя анализ психолого-педагогической и методической
литературы, можно подумать, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов (сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального).Использование данных методов на уроках может способствовать развитию самоконтроля во время учебной деятельности.
После проведения нескольких методик, мы определили уровень сформированности навыка самоконтроля. Выявили уровень
сформированности самоконтроля у всего класса.
Затем, мы использовали эффективные приёмы и методы формирования навыков самоконтроля на уроках, тем самым повысили уровень сформированности навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля, способности фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее установленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Следовательно, эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов как:
• сверка с написанным образцом;
• проверка по словесной инструкции;
• взаимопроверка с товарищем;
• сверка с готовым ответом или выполненным заданием в
учебнике;
• коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
• сочетание коллективной и индивидуальной работы;
• самостоятельное придумывание заданий;
• выполнение задания по алгоритму;
• выполнение задания по наводящим вопросам;
• выполнение задания по образу;
• проверка с помощью сигнальных карточек;
• подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
• проговаривание «про себя» объяснения выбора.
Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.
Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным. Помимо этого, умение самоконтроля, приобретаемое учащимися в процессе обучения в школе, безусловно пригодится в последствии в их трудовой деятельности и в научном творчестве.