Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО -
СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ... 7
1.1. Студенты педагогических вузов как системная единица в структуре
социальной группы «молодежь» 7
1.2. Ценностные ориентации студентов педагогических вузов как
важнейший элемент внутренней структуры личности 19
1.3. Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы
студентов педагогических вузов 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО -
СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 37
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов
студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» 37
2.2. Первичные результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов
студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» 45
2.3. Особенности факторных структур ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны
правопорядка «Барс» 58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО -
СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ... 7
1.1. Студенты педагогических вузов как системная единица в структуре
социальной группы «молодежь» 7
1.2. Ценностные ориентации студентов педагогических вузов как
важнейший элемент внутренней структуры личности 19
1.3. Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы
студентов педагогических вузов 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО -
СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 37
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов
студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» 37
2.2. Первичные результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов
студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» 45
2.3. Особенности факторных структур ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны
правопорядка «Барс» 58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Современными потребностями общества и государства обусловлены изменения в подготовке педагогических кадров. Изменения будут происходить успешнее, если они детерминируют соответствующие изменения в структуре ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов как весьма неоднородной и неоднозначной системной единицы в целом и представителей студенческих отрядов, в частности. Под студенческими отрядами в рамках нашего научного поиска мы понимаем организованную группу студентов педагогического вуза, объединенную творческой воспитательной деятельностью, со своими специфическими психологическими, биологическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, обусловленными определенным образом жизни, предназначенную для создания воспитывающей образовательной среды вуза.
Активизация деятельности студенческих отрядов, изучение структуры и динамики ценностно-смысловой сферы их представителей в условиях реформирования педагогического образования является актуальным долгие годы. Однако острую необходимость эта проблема приобретает в период системных преобразований педагогического образования. Так, Программа развития педагогического образования в России в период с2017 по 2020 годы основной своей задачей ставит создание и реализацию методических и организационных основ развития ценностей и установок будущих педагогов, их подготовку к воспитательной деятельности. При этом акцент делается на той группе студентов педагогического ВУЗа, которая включена в творческую воспитательную деятельность в рамках студенческих отрядов и в будущем инициирует создание воспитывающей среды для школьников.
Вместе с тем отмечается, что развитие системы подготовки студентов педагогических вузов является важнейшим условием повышения качества школьного образования, которое обеспечит развитие человеческого потенциала в целом. В этой связи приоритетными становятся следующие направления:
- формирование ответственной гражданской позиции будущего
педагога;
- подготовка института классных руководителей;
- формирование единства восприятия урочной и внеурочной
деятельности обучающихся как компонентов воспитывающей среды школы;
- готовность будущих учителей к организации активного
взаимодействия школьников с музейными, библиотечными, театральными проектами и др.
Оставить без внимания изменения, происходящие в социальном окружении, студенты педагогических вузов не могут, они должны реагировать на возникновение новых ценностных ориентаций и девальвацию прежних быстрее, чем студенты других вузов. Следовательно, проблема изучения ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов в целом и представителей студенческих отрядов педагогических вузов, в частности, становится все более актуальной, имеющей огромное значение для разработки Концепции воспитания будущих педагогов.
Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и определении особенностей структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и представителей студенческих отрядов педагогических вузов.
В рамках нашей работы исследование ограничивается изучением особенностей ценностно-смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Гипотеза исследования: особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» будут выявлены при условии:
- выявления сущности понятия «студенты педагогических вузов» как социальной группы;
- рассмотрения ценностно-смысловой сферы студентов
педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов;
- изучения структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Обозначенная цель определила задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие «студенты педагогических вузов» как системную единицу в структуре социальной группы «молодежь.
2. Охарактеризовать ценностно-смысловую сферу личности как совокупность ценностных ориентаций и личностных смыслов студентов педагогических вузов.
3. Выявить структуру ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
4. Выявить особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются современные исследования, раскрывающие различные подходы к определению понятия «молодежь» и «студенчество» Ю.Р. Вишневского, О.А. Голянской, А.И. Запесоцкого, В.Т. Лисовского, Н.Ю. Масленцевой, И. В. Шапко; теория ценностей М. Рокича; идеи о ценностно-смысловой детерминанте личности И. Артюховой, Б.А. Барабанщикова, Л.А. Беляевой, Е.В. Бондаревской, В.П. Вдовиченко, Т.В. Воецкой, В.В. Гаврилюк, Н.А. Журавлевой, В.Н. Мясищева, Н.С. Розова, Л.Я. Рубинной, Е.И. Салгановой, Л.Н. Тимировой, Н.А. Трикоза, В.Э. Чудновского, Б. Шледера, Л.В. Юркиной, М.С. Яницкого и других.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - тестирование, факторный анализ.
Практическая значимость исследования: материалы магистерской диссертации могут быть использованы при разработке Концепции воспитания будущих педагогов и методических рекомендаций по реализации этой концепции в педагогическом вузе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Активизация деятельности студенческих отрядов, изучение структуры и динамики ценностно-смысловой сферы их представителей в условиях реформирования педагогического образования является актуальным долгие годы. Однако острую необходимость эта проблема приобретает в период системных преобразований педагогического образования. Так, Программа развития педагогического образования в России в период с2017 по 2020 годы основной своей задачей ставит создание и реализацию методических и организационных основ развития ценностей и установок будущих педагогов, их подготовку к воспитательной деятельности. При этом акцент делается на той группе студентов педагогического ВУЗа, которая включена в творческую воспитательную деятельность в рамках студенческих отрядов и в будущем инициирует создание воспитывающей среды для школьников.
Вместе с тем отмечается, что развитие системы подготовки студентов педагогических вузов является важнейшим условием повышения качества школьного образования, которое обеспечит развитие человеческого потенциала в целом. В этой связи приоритетными становятся следующие направления:
- формирование ответственной гражданской позиции будущего
педагога;
- подготовка института классных руководителей;
- формирование единства восприятия урочной и внеурочной
деятельности обучающихся как компонентов воспитывающей среды школы;
- готовность будущих учителей к организации активного
взаимодействия школьников с музейными, библиотечными, театральными проектами и др.
Оставить без внимания изменения, происходящие в социальном окружении, студенты педагогических вузов не могут, они должны реагировать на возникновение новых ценностных ориентаций и девальвацию прежних быстрее, чем студенты других вузов. Следовательно, проблема изучения ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов в целом и представителей студенческих отрядов педагогических вузов, в частности, становится все более актуальной, имеющей огромное значение для разработки Концепции воспитания будущих педагогов.
Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и определении особенностей структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и представителей студенческих отрядов педагогических вузов.
В рамках нашей работы исследование ограничивается изучением особенностей ценностно-смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Гипотеза исследования: особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» будут выявлены при условии:
- выявления сущности понятия «студенты педагогических вузов» как социальной группы;
- рассмотрения ценностно-смысловой сферы студентов
педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов;
- изучения структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Обозначенная цель определила задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть понятие «студенты педагогических вузов» как системную единицу в структуре социальной группы «молодежь.
2. Охарактеризовать ценностно-смысловую сферу личности как совокупность ценностных ориентаций и личностных смыслов студентов педагогических вузов.
3. Выявить структуру ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
4. Выявить особенности структуры ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс».
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются современные исследования, раскрывающие различные подходы к определению понятия «молодежь» и «студенчество» Ю.Р. Вишневского, О.А. Голянской, А.И. Запесоцкого, В.Т. Лисовского, Н.Ю. Масленцевой, И. В. Шапко; теория ценностей М. Рокича; идеи о ценностно-смысловой детерминанте личности И. Артюховой, Б.А. Барабанщикова, Л.А. Беляевой, Е.В. Бондаревской, В.П. Вдовиченко, Т.В. Воецкой, В.В. Гаврилюк, Н.А. Журавлевой, В.Н. Мясищева, Н.С. Розова, Л.Я. Рубинной, Е.И. Салгановой, Л.Н. Тимировой, Н.А. Трикоза, В.Э. Чудновского, Б. Шледера, Л.В. Юркиной, М.С. Яницкого и других.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - тестирование, факторный анализ.
Практическая значимость исследования: материалы магистерской диссертации могут быть использованы при разработке Концепции воспитания будущих педагогов и методических рекомендаций по реализации этой концепции в педагогическом вузе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Обращение к проблеме сравнительного анализа ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» обусловлено, во-первых, переходом общества на новый уровень развития, что обуславливает смену как нормативных, так и ценностных основ, а как следствие, реформирование педагогического образования, предполагающего смещение акцентов в сторону ценностей и личностных смыслов обучающихся. Во-вторых, недостаточной терминологической изученностью рассматриваемого вопроса. В-третьих, недостаточной изученностью качественных и количественных изменений в структуре ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс», затрудняющей стратегическое планирование воспитательной деятельности в вузе.
Ценностно-смысловая сфера студентов изучается различными отраслями научного знания, в чем есть свое преимущество и недостатки. Преимуществом такого изучения одной проблемы является взаимное обогащение теоретическим и практическим знанием и рассмотрение проблемы под различным углом зрения. При этом отсутствие единого терминологического толкования основных понятий рассматриваемой проблемы затрудняет научный диалог.
Вместе с тем, проведенное исследование позволило установить, что, «студенты педагогического вуза» - это структурная часть возрастной группы «молодежь» со своими специфическими психическими, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, обусловленными определенным образом жизни, по своему общественному положению стоящая близко к интеллигенции, являющаяся ее резервом и предназначенная в будущем для занятия высококвалифицированным педагогическим трудом.
Созданию определенной психологически безопасной среды в вузе способствует объединение будущих педагогов в студенческие педагогические отряды. В рамках нашего научного поиска мы рассматриваем студенческие педагогические отряды как организованную группу студентов педагогического вуза, объединенную творческой воспитательной деятельностью, со своими специфическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, обусловленными определенным образом жизни, предназначенную для создания воспитывающей образовательной среды вуза.
В то время как «студенчество» - определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью, важнейший период становления ценностно-смысловой сферы личности как совокупности ценностных ориентаций и смыслов.
Ценностные ориентации с философской точки зрения - важнейшие элементы внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:
- «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
- способ дифференциации объектов по их значимости.
Практические психологи отмечают, что ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Очевидно, что ценностные ориентации определяют:
- общую направленность интересов и устремлений личности;
- иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;
- целевую и мотивационную программы;
- уровень притязаний и предпочтений;
- представления о должном;
- механизмы селекции по критериям значимости;
- меру готовности и решимости через реализацию собственного «проекта» жизни.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.
Ценностные ориентации студентов являются важнейшей составляющей структуры их личности; они проникают во все сферы деятельности данной социальной группы и выполняют одну из самых важных функций - функцию регуляции поведения.
Ценностные ориентации организуют жизнь и деятельность студентов педагогического вуза.
Рассматривая ценностно-смысловую сферу студентов педагогического вуза, нельзя не затронуть проблему смыслов, которая приобретала свое четкое очертание постепенно при переходе от семантического толкования смысла и его анализа с точки зрения сознания к исследованию рассматриваемого понятия через призму реальных жизненных отношений субъекта, порождающих это сознание - с позиции деятельностного подхода.
В терминологическом поле деятельностного подхода смысл трактуется, как:
- «значение для меня» (А. Н. Леонтьев, В. Ф. Бассин);
- «доминирующее отношение» (С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев);
- «мотивационное отношение» (А. Б. Орлов);
- «жизненные цели» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) и др.
На первый взгляд видимая терминологическая неоднозначность не мешает увидеть общее - основополагающую роль в регуляции поведения индивида.
Согласно зарубежным концепциям «смысл» - интегративная цель, а личность представляет собой целенаправленную суперсистему, главной целью которой является личностный смысл, связанный с мировоззрением, стилем жизни и образом своего «Я». Его поиску способствуют социальные условия жизнедеятельности.
Личностные смыслы студентов педагогического вуза - компоненты более сложной системы, организованные в определенной последовательности и отражающие процессы развития и функционирования личности студента на различных этапах его жизнедеятельности.
Личностные смыслы и ценностные ориентации, являясь важнейшими характеристиками внутреннего мира студентов педагогического вуза и выступая компонентами индивидуальности личности, составляют структуру его ценностно-смысловой сферы.
Ценностно-смысловая сфера студента педагогического вуза - интрапсихическое образование, объединяющее его в одну систему с внешним миром. Она рассматривается как особым образом организованная система ценностно-смысловых образований, представленных в форме смыслов и ценностей, между которыми возможны взаимные переходы.
Однако сегодня, в кризисный период для нашей страны в целом и педагогического образования, в частности, мы наблюдаем снижение самостоятельности будущих педагогов, их подготовленности к жизни в новых условиях, к осознанным действиям. В силу этого актуализируется вопрос о проведении эмпирических исследований ценностно-смысловой сферы студентов педагогического вуза для формирования в нем воспитывающей образовательной среды, включающей активизацию работы студенческих отрядов, которая позволит привлекать студентов к совместной творческой воспитательной деятельности. Формирование воспитывающей образовательной среды обусловит развитие и совершенствование воспитательной деятельности будущего учителя, особенно ее организационных и коммуникативных компонентов.
Так, проведенная нами опытно-поисковая работа позволила установить, что в структуре ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» можно выделить как сходство, так некоторое различие.
Как показывает анализ первичных результатов, в структуре ценностно-смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» и студентов педагогического вуза можно выделить сходство в доминировании тех ценностей, которые отражают направленность на себя, на свою личную выгоду и независимость.
В процессе сравнительного анализа факторных структур ценностно - смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» и студентов педагогического вуза были выявлены специфические особенности. Так, максимальная степень выраженности результативности жизни, активная позиция при взаимодействии с другими людьми выявлена в факторной структуре бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс». У студентов педагогического вуза - высокая исполнительность, нормативность, а также учет материальной обеспеченности жизни.
Данное исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем возможно изучение данной проблемы на другой базе исследования.
Ценностно-смысловая сфера студентов изучается различными отраслями научного знания, в чем есть свое преимущество и недостатки. Преимуществом такого изучения одной проблемы является взаимное обогащение теоретическим и практическим знанием и рассмотрение проблемы под различным углом зрения. При этом отсутствие единого терминологического толкования основных понятий рассматриваемой проблемы затрудняет научный диалог.
Вместе с тем, проведенное исследование позволило установить, что, «студенты педагогического вуза» - это структурная часть возрастной группы «молодежь» со своими специфическими психическими, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, обусловленными определенным образом жизни, по своему общественному положению стоящая близко к интеллигенции, являющаяся ее резервом и предназначенная в будущем для занятия высококвалифицированным педагогическим трудом.
Созданию определенной психологически безопасной среды в вузе способствует объединение будущих педагогов в студенческие педагогические отряды. В рамках нашего научного поиска мы рассматриваем студенческие педагогические отряды как организованную группу студентов педагогического вуза, объединенную творческой воспитательной деятельностью, со своими специфическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, обусловленными определенным образом жизни, предназначенную для создания воспитывающей образовательной среды вуза.
В то время как «студенчество» - определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью, важнейший период становления ценностно-смысловой сферы личности как совокупности ценностных ориентаций и смыслов.
Ценностные ориентации с философской точки зрения - важнейшие элементы внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:
- «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
- способ дифференциации объектов по их значимости.
Практические психологи отмечают, что ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Очевидно, что ценностные ориентации определяют:
- общую направленность интересов и устремлений личности;
- иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;
- целевую и мотивационную программы;
- уровень притязаний и предпочтений;
- представления о должном;
- механизмы селекции по критериям значимости;
- меру готовности и решимости через реализацию собственного «проекта» жизни.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.
Ценностные ориентации студентов являются важнейшей составляющей структуры их личности; они проникают во все сферы деятельности данной социальной группы и выполняют одну из самых важных функций - функцию регуляции поведения.
Ценностные ориентации организуют жизнь и деятельность студентов педагогического вуза.
Рассматривая ценностно-смысловую сферу студентов педагогического вуза, нельзя не затронуть проблему смыслов, которая приобретала свое четкое очертание постепенно при переходе от семантического толкования смысла и его анализа с точки зрения сознания к исследованию рассматриваемого понятия через призму реальных жизненных отношений субъекта, порождающих это сознание - с позиции деятельностного подхода.
В терминологическом поле деятельностного подхода смысл трактуется, как:
- «значение для меня» (А. Н. Леонтьев, В. Ф. Бассин);
- «доминирующее отношение» (С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев);
- «мотивационное отношение» (А. Б. Орлов);
- «жизненные цели» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) и др.
На первый взгляд видимая терминологическая неоднозначность не мешает увидеть общее - основополагающую роль в регуляции поведения индивида.
Согласно зарубежным концепциям «смысл» - интегративная цель, а личность представляет собой целенаправленную суперсистему, главной целью которой является личностный смысл, связанный с мировоззрением, стилем жизни и образом своего «Я». Его поиску способствуют социальные условия жизнедеятельности.
Личностные смыслы студентов педагогического вуза - компоненты более сложной системы, организованные в определенной последовательности и отражающие процессы развития и функционирования личности студента на различных этапах его жизнедеятельности.
Личностные смыслы и ценностные ориентации, являясь важнейшими характеристиками внутреннего мира студентов педагогического вуза и выступая компонентами индивидуальности личности, составляют структуру его ценностно-смысловой сферы.
Ценностно-смысловая сфера студента педагогического вуза - интрапсихическое образование, объединяющее его в одну систему с внешним миром. Она рассматривается как особым образом организованная система ценностно-смысловых образований, представленных в форме смыслов и ценностей, между которыми возможны взаимные переходы.
Однако сегодня, в кризисный период для нашей страны в целом и педагогического образования, в частности, мы наблюдаем снижение самостоятельности будущих педагогов, их подготовленности к жизни в новых условиях, к осознанным действиям. В силу этого актуализируется вопрос о проведении эмпирических исследований ценностно-смысловой сферы студентов педагогического вуза для формирования в нем воспитывающей образовательной среды, включающей активизацию работы студенческих отрядов, которая позволит привлекать студентов к совместной творческой воспитательной деятельности. Формирование воспитывающей образовательной среды обусловит развитие и совершенствование воспитательной деятельности будущего учителя, особенно ее организационных и коммуникативных компонентов.
Так, проведенная нами опытно-поисковая работа позволила установить, что в структуре ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» можно выделить как сходство, так некоторое различие.
Как показывает анализ первичных результатов, в структуре ценностно-смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» и студентов педагогического вуза можно выделить сходство в доминировании тех ценностей, которые отражают направленность на себя, на свою личную выгоду и независимость.
В процессе сравнительного анализа факторных структур ценностно - смысловой сферы бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс» и студентов педагогического вуза были выявлены специфические особенности. Так, максимальная степень выраженности результативности жизни, активная позиция при взаимодействии с другими людьми выявлена в факторной структуре бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс». У студентов педагогического вуза - высокая исполнительность, нормативность, а также учет материальной обеспеченности жизни.
Данное исследование не является исчерпывающим, в дальнейшем возможно изучение данной проблемы на другой базе исследования.



