ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ДМШ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 10
1.1. Интерактивные технологии: структурно-функциональный анализ 10
1.2. Специфика организации занятий по дисциплине «Ударные
инструменты» в ДМШ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» В ДМШ 31
2.1. Использование интерактивных технологий на занятиях по дисциплине
«Ударные инструменты» 31
2.2. Опытная работа по проверке эффективности внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Ударные
инструменты» в ДМШ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Дополнительное образование занимает особое место в образовательной системе, так как часто является определяющим компонентом при развитии у ребёнка творческих умений и навыков, и последующим приоритетным выбором сферы деятельности, профессии, учебных заведений среднего специального и высшего образования.
Обновление дополнительного художественного образования, развитие его в новых направлениях требует от преподавателей детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ) знания и внедрения в учебный процесс инновационных методик и педагогических технологий, освоения новых форм обучения.
В последние годы наблюдается большой интерес у детей и подростков к получению дополнительного музыкального образования по игре на ударных инструментах. Об этом свидетельствует достаточно большой конкурс на данную специальность. Однако в процессе вступительных экзаменов (проверка чувства ритма, объема памяти для воспроизведения ритмического и мелодического материала, степень пластичности всех частей аппарата рук и т.п.) происходит естественный отбор наиболее способных детей к игре на ударных инструментах.
Практика показывает, что инновационные преобразования в общем и дополнительном образовании не могут быть достигнуты в рамках только традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять основные противоречия традиционного обучения, состоящие в недооценке ведущей роли субъектов образования; приоритете знаний над умениями и их продуктивного применения в учебном процессе. Отражением этих тенденций в педагогике стало изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных отношений», формирование творческого стиля мышления, признание высокой роли учащихся в процессе взаимодействия с учителем (Е.В. Коротаева).
Конец ХХ века принес в образование достаточно большое количество педагогических технологий, которые нашли широкое применение в системе общего образования: технологии личностно ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологии интерактивного обучения. Использование указанных технологий в образовательном процессе - один из показателей высокого уровня компетентности современных, творчески работающих педагогов.
В настоящее время педагогической наукой доказана целесообразность широкого применения современных педагогических технологий для оптимизации процесса обучения как на уровне теории ( В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.В. Кузьмина, Д.Б. Эльконин и др.), так и на уровне методики и практики (Е.В. Коротаева, В.С. Кукушин, Н.А. Сальникова, Г.М. Селевко, С.А. Смирнов, и др.). Однако, данный опыт до сих пор не нашел реализации в учреждениях дополнительного музыкального образования, в том числе и относительно интерактивного обучения.
Таким образом, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между потребностью общества в творческих, способных работать в группе, эффективно действовать в нестандартных ситуациях личностях и недостаточным вниманием в учреждениях дополнительного музыкального образования к внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий;
- между новой «субъект-субъектной» парадигмой образования, предполагающей интеракцию, взаимодействие преподавателя и обучаемых и реальным состоянием практики обучения школьников по традиционной системе в большинстве учреждений дополнительного музыкального образования;
- между признанием дидактических возможностей интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей учащихся и отсутствием теоретического и методического обеспечения их использования в практике индивидуальных занятий по дисциплине «ударные инструменты» в учреждениях дополнительного музыкального образования.
Данные противоречия определили актуальность проблемы исследования, заключающуюся в научном обосновании эффективности использования технологий интерактивного обучения на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты» в учреждениях дополнительного музыкального образования для активизации творческого потенциала обучающихся.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования «Интерактивные технологии в обучении детей по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность внедрения интерактивных технологий в обучение детей по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ для активизации творческого потенциала обучающихся и развития у них умений и навыков работы в группе.
Объект исследования: учебный процесс на занятиях по предмету «Специальность “Ударные инструменты”» в ДМШ.
Предмет исследования: приемы использования интерактивных технологий обучения на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты».
Гипотеза исследования: Обучение юных музыкантов по дисциплине «Ударные инструменты» будет проходить более эффективно, если:
- на занятиях традиционно сложившиеся формы и методы обучения будут применяться в совокупности с инновационными педагогическими технологиями, основанными на интеграции разнообразных форм деятельности;
- будут использованы различные виды учебной работы (игра в дуэте, трио, квартете), позволяющие широко применять интерактивные технологии обучения, способствующие выработке профессиональных навыков игры в ансамбле и на разных ударных инструментах.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть возможности интерактивных технологий обучения с позиции их применения на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты».
3. Изучить и проанализировать действующие программы по дисциплине «Ударные инструменты» для ДМШ с позиции включения в традиционный процесс обучения интерактивных технологий.
4. Опытным путем проверить эффективность использования технологий интерактивного обучения на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты» для формирования профессиональных умений и навыков обучающихся и активизации их творческого потенциала.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы в аспектах проблемы исследования; анализ и обобщение педагогического опыта в области преподавания дисциплины «Ударные инструменты»; моделирование образовательного процесса с использованием интерактивных технологий обучения;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опытно-поисковая работа.
Методологической основой исследования являются:
- основные положения психолого-педагогической концепции развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- основные положения психолого-педагогической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина);
- концепции личностно ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
- основные положения возрастной психологии и педагогики о закономерностях развития личности (А.С. Белкин, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, А.В. Петровский);
- основные положения теории обучения игре на ударных инструментах (Т. Егорова, М.М. Клоц, К.М. Купинский, Д. Палиев, А. Раздобудов, В. Снегирев, В. Штейман).
Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2016 - 2018г.г. на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Асбеста Свердловской области в условиях естественного образовательного процесса. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 36 детей.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статьи «Электронное учебное пособие по обучению игре на ударных инструментах для учащихся детских школ искусств» в международном научном журнале «Novation» Болгария, 2016, вып. 3; создание электронного учебного пособия «Барабанщик. От новичка до профессионала» (2016); выступления с докладами и мастер-классами на научно-практических конференциях в Асбестовском колледже искусств и МБОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Асбест ( (2016-2018).
Научная новизна исследования представлена в виде комплекса учебных заданий и видов учебной работы, предусматривающих использование интерактивных технологий, позволяющих активизировать учебно-творческую индивидуальную и групповую деятельность обучающихся на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ и ДШИ.
Теоретическая значимость исследования.
1. Определено, что введение комплекса современных педагогических технологий (личностно ориентированные технологии; технологии развивающего обучения; интерактивные технологии) на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты» позволяет интенсифицировать развитие психических качеств, художественных и творческих способностей юных музыкантов, а также профессиональных умений и навыков, таких как: координация и ловкость движений, активность, память, эмоциональность, музыкальность, креативность, игра в ансамбле.
2. Доказано, что применение современных педагогических технологий при обучении детей игре на ударных инструментах будет более эффективным при интеграции на занятиях традиционных и инновационных форм и методов обучения.
3. Обоснованы содержание и структура учебных занятий с применением интерактивных технологий обучения по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ и ДШИ.
Практическая значимость исследования.
1. Разработаны и апробированы виды учебной работы по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ и ДШИ, построенные на основе интерактивных технологий обучения.
2. Разработаны и апробированы виды заданий, предполагающие интерактивное обучение на дисциплине «Ударные инструменты» (исполнение одного и того же музыкального произведения на различных ударных инструментах в ансамбле; исполнение различных партий при игре в ансамбле; исполнение музыкальных произведений в 4-8 рук на инструментах, предусматривающих такой вид игры; импровизации различного вида), которые способствуют развитию неординарного мышления, творческой активности обучающегося, а также повышению его уровня профессиональных умений и навыков и самооценки своих достижений в музыкальном образовании.
Достоверность результатов исследования и полученных выводов обеспечена соответствием логики исследования его целям, задачам и предмету; совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта; результатами опытно-поисковой работы.
Структура диссертационного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обучение юных музыкантов по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ и ДШИ проходит более эффективно при условии реализации традиционно сложившихся форм и методов обучения в совокупности с инновационными педагогическими технологиями, основанными на интеграции разнообразных видов учебной деятельности.
2. Введение интерактивных технологий, позволяющих активизировать учебно-творческую индивидуальную и групповую деятельность обучающихся на занятиях по дисциплине «Ударные инструменты» в ДМШ и ДШИ способствует развитию неординарного мышления, творческой активности, профессиональных умений и навыков обучающегося, а также повышению его самооценки.
3. Применение комплекса заданий, предполагающих интерактивное обучение на дисциплине «Ударные инструменты» (исполнение одного и того же музыкального произведения на различных ударных инструментах в ансамбле; исполнение различных партий при игре в ансамбле; исполнение музыкальных произведений в 4-8 рук на инструментах, предусматривающих такой вид игры; импровизации различного вида), содействует развитию у юных музыкантов следующих профессиональных умений и навыков: координация и ловкость движений, активность, музыкальная и координационная память, эмоциональность, музыкальность, креативность, игра в ансамбле.
В наше время с быстро развивающимися педагогическими технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. Современная система отечественного дополнительного образования строится на принципах динамизма, гибкости реагирования на потребности общества в целом и каждой личности в частности. В связи с этим появляются новые виды воспитательно - образовательных учреждений, обновляется спектр педагогических услуг.
При имеющихся традиционных формах дополнительного обучения и введения альтернативных форм обучения и воспитания детей, у родителей расширяется возможность выбора форм дополнительного обучения для повышения уровня всестороннего и индивидуального личностного развития ребенка. Такая динамика образовательной системы ведет за собой увеличение количества педагогов а значит и повышения уровня их профессиональных компетенций. Следовательно, важнейшими составляющими дополнительного образования школьников, являются инновационные педагогические технологии, используемые на практике.
Практика показывает, что инновационное обучение играет ведущую роль субъектов образования. Изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных», формирование творческого стиля мышления, признание высокой роли учащихся в процессе взаимодействия с учителем активизирует творческий потенциал учащихся.
Результаты опытной работы зафиксировали положительные тенденции в использовании интерактивных технологий на занятиях по игре на ударных инструментах для поддержания интереса к музыкальной исполнительской деятельности как сольной, так и ансамблевой, оркестровой, а также развития творческих способностей у учащихся. Такая положительная динамика показала необходимость дальнейшей разработки указанной проблемы, как на уровне теории, так и на уровне педагогической практики.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.:Издательство МГУ, 1990. 367 с.
2. Атутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика. 1996. №2. С..10 - 11.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и
педагогические технологии. М.: Пед. Об-во России, 2001, 103 с.
4. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун¬т. Екатеринбург, 2005. 208 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. Шк., 1995. 336с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
8. Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. №5.С. 12 - 15.
9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с.
10. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Р. Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. 208 с.
11. Возростная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. // Сост. и коммент. Шуаре Марта О.М.: Просвещение, 1992.272 с.
12. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6. С. 62 - 68.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:АСТ, 2008. 671 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
16. Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. Уфа: Вагант, 2008. 246 с.
17. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
18. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
19. Егорова Т., Штейман В. Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов. М., 1973
20. Елистратов А. Е., Современные информационные технологии в практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин в детской музыкальной школе. Екатеринбург, 2012
21. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002. 896 с.
22. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 287 с.
23. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М.А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
24. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 1996. 25 с.
25. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В.
- М., 1987
26. Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951
27. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I - М,1957
28. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. - М., 1948
29. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 368 с.
30. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.
31. Михеева, Елена Викторовна. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие / Е. В. Михеева. — Москва : Проспект, 2013. — 447, [1] с. : ил. — Библиогр.: с. 441-442.
32. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. учебн. Заведений. Т.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
33. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 384 с.
35. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Урал гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 1995, 466 с.
36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов по пед. спец. М.: Академия, 2002. 501 с.
37. Полат, Евгения Семеновна. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 368 с.
38. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика. 1991. 160 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-ПБ.: Питер, 2007. 721 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1947. 704 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
42. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
43. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа - Пресс, 2000. 512 с.
44. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003
45. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2. Технология презентации. М., «Классика - XXI», 2007. 120 с.
46. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3. Интерактивное тестирование . М., «Классика - XXI», 2007. 128 с.
47. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.;Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
48. Ухтомский А.А. Общая психология: учебник. М.: Просвещение, 1970. 117 с.
49. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 79 - 83.
50. Харченко, Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель : монография / Л.Н. Харченко. — М. : Директ-Медиа, 2014. — 217 с.
51. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие / Под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 311 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
53. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.