ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 8
1.1 Закономерности развития грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III
уровня 14
1.3 Характеристика особенностей развития грамматического строя речи у
дошкольников с ОНР III уровня 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1 Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего исследования уровня развития грамматического строя речи у дошкольников
20
2.2 Содержание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников в рамках констатирующего
эксперимента 22
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ИССЛЕДУЕМОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ 38
3.1 Принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по формированию
грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня 39
3.2 Содержание этапов логопедической работы по формированию
грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня 41
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента по оценке эффективности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 122
Речь играет важную роль в жизни человека. Формирующаяся речь выступает сначала как средство общения, обозначения и затем становится средством мышления и выражения собственных мыслей.
За последние годы увеличилось число дошкольников, которые имеют нарушения речевого развития. Одной из наиболее распространенных форм нарушения речевого развития является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей вследствие разных причин нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам.
Многие авторы, при описании характерных особенностей речи детей с общим ее недоразвитием, подчеркивают, что нарушение лексического и грамматического компонентов являются наиболее важными в структуре этой речевой патологии (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Грамматика - это наука о строе языка и его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис.
Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Большое значение придается освоению ребенком грамматического строя языка, ведь только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Овладение грамматически правильной речью влияет на развитие мышление ребенка. Он начинает мыслить логичнее, последовательнее, научается обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка.
В связи с увеличением числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
На сегодняшний день в теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы овладения грамматическим строем речи детей с общим ее недоразвитием, дан сравнительный анализ становления грамматического строя речи в норме и при патологии. Однако, по-прежнему остается востребованным поиск новых и эффективных методов и приемов работы по развитию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: определение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Определить уровень сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Описать содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и определить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева) и закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, сравнение) и методы качественной и количественной оценки результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных теоретических положений, лежащих в проектировании работы по коррекции грамматического строя речи у исследуемой категории детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание содержания работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, методов и приемов работы будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей деятельности, готовности ребенка к школьному обучению. Предложенная методика может использоваться логопедами, воспитателями дошкольных образовательных организаций и родителями воспитанников в работе по развитию грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень теоретической разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Вторая глава посвящена описанию диагностического исследования уровня сформированности грамматического строя у дошкольников с ОНР III уровня.
В третьей главе раскрывается содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и проводится анализ результатов контрольного эксперимента.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Важная роль в общем речевом и психическом развитии, в формировании социальных связей и поведении дошкольников принадлежит грамматическому строю речи. Именно поэтому этой стороне речи в дошкольном возрасте уделяется особое внимание.
В последнее время растет число дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Одной из наиболее распространенных форм нарушения речевого развития является общее недоразвитие речи.
Вопросами изучения речи детей с общим ее недоразвитием занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Н. М. Туманова, А. В. Ястребова и др. Описывая характерные особенности речи таких детей, авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов, как одно из наиболее важных в структуре данной патологии . Изучив особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи, было выяснено, что грамматические формы словообразования, словоизменения, предложения появляются у таких детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Однако, для детей с общим недоразвитием речи характерен более медленный темп усвоения, дисгармония развития морфологической и синтаксической систем языка, искажение общей картины речевого развития.
Проведенный констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, подтверждает теоретическое описание особенностей грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что грамматический строй речи старших дошкольников с ОНР III уровня имеет ряд особенностей, выражающихся в недостаточном понимании грамматических форм слов, недостаточной сформированности навыков словоизменения, трудностях формирования навыков словообразования, и грамматического оформления высказывания.
По результатам эксперимента был составлен перспективный план, отражающий основные направления и содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и определены условия его эффективного развития.
Для формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня использовались различные игры (игры- инсценировки, настольно-печатные, словесные дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые) и словесные упражнения, рассматривание иллюстраций и картин, пересказ детских художественных произведений.
При обучении грамматическим навыкам эффективными являются такие приемы, как образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, исправление, подсказ, создание проблемных ситуаций, различного вида вопросы, обращение внимания детей на собственные ошибки и ошибки других детей, раскрытие словообразовательного значения.
Грамматическая система языка осваивалась дошкольниками не только в непосредственной образовательной деятельности, в играх и упражнениях, но и в процессе общения, речевой материал отбирался с учетом речевых, возрастных и индивидуальных особенностей детей; освоение практических навыков происходило поэтапно.
По завершению коррекционно-развивающей работы был организован контрольный эксперимент, направленный на определение эффективности проведенной логопедической работы и отслеживание динамики развития грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Результаты контрольного эксперименты показали, что уровень развития грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня повысился: количество детей, имеющих высокий и выше среднего уровни развития грамматического строя речи, стало больше на 10%; количество детей, имеющих средний уровень, сократилось на 10%, что позволяет сделать вывод об эффективности проведенной коррекционной работы.
Таким образом, для успешного формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходимо создание благоприятной языковой среды, систематическая организация игр и игровых ситуаций, как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и во всех видах детской деятельности и общении, а также контроль за речью детей с целью предупреждения и исправления возможных грамматических ошибок.
1. Агранович, З. Е. Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте [Текст] / З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. - 2002. - №1. - С. 26-29.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - М. : Академия, 2008. - 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 272 с.
4. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.
5. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С. В. Бойкова. - Спб. : КАРО, 2005. - 100 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1974. - 288 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
8. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 472 с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] : библиотека практического логопеда / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
12. Жукова, Н. С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2000. - 280 с.
15. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет [Текст] : учебное издание / Е. М. Косинова. - М. : Эксмо, 2009. - 64 с.
...