Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История земских школ зауральской части Пермской губернии в 1870-1890 гг. (материалы к элективному курсу)

Работа №96287

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Нормативная база деятельности и финансирование земских школ в Пермской губернии в 1870-1890 гг 15
ГЛАВА 2. Организация деятельности земских школ_в зауральской части
Пермской губернии 29
ГЛАВА 3. Учебный персонал земских школ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Особенностью современного этапа развития российского общества является поиск новых форм государственного и политического устройства, сочетающих в себе принципы централизма и местного самоуправления. Это связано с необходимостью укрепления российской государственности в новых социально-экономических и внешнеполитических условиях первых двух десятилетий XXI в. Однако укрепление государственности должно заключаться не только в усилении президентского правления и укрепления вертикали власти, но и в активном строительстве гражданского общества посредством развития местного самоуправления.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственности осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Следовательно, местное самоуправление дает возможность гражданам самостоятельно решить значительной количество вопросов, связанных с их непосредственной средой проживания, проявляя гражданскую инициативу в решении важных социальных вопросов.
В настоящее время делаются многочисленные попытки адаптировать западноевропейские модели самоуправления к существующим в стране властным структурам. Однако нельзя дистанцироваться от исторического опыта организации и деятельности земских органов самоуправления, существовавших в Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в.
Земство даже в незавершенной стадии своего становления являлось плодом предшествовавшего развития и залогом осуществления гражданских свобод и конституционных начал. На протяжении пятидесяти с лишним лет своего существования российские земства провели огромную работу по улучшению жизни и деятельности многомиллионного русского крестьянства. Особенно значительные успехи достигнуты в сфере народного образования. Итогом деятельности земств в данном направлении стало создание новой системы народного образования в России во второй половине XIX в. Это значит, что земская деятельности в этой сфере сыграла решающую роль в социокультурной трансформации российского общества на рубеже XIX-XX вв., т.е. оказала прогрессивное влияние на общество.
Интерес к истории отечественной педагогики и школы как социального института продиктован возрастанием роли образования в решении экономических, политических, социальных проблем современной России, необходимостью восстановления культурных и нравственных традиций. В условиях существующих реалий, характеризующихся серьезным реформированием системы образования в стране, данная тема представляет несомненный интерес. Все это предопределяет актуальность исследования
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы для изучения педагогического процесса, при разработке современных педагогических концепций, в также в материалах лекций по истории образования на Урале.
Объектом исследования является земская школа зауральских уездов Пермской губернии, как новая система организации народного образования, предназначенная для всего местного населения. Предметом исследования стала нормативная база, финансирование, организация, кадровый состав и основные направления деятельности земских школ Пермской губернии в 1870-1890 гг. Все эти аспекты рассматриваются на широком фоне взаимодействия с другими акторами, имевшими учебные заведениями в регионе (министерством народного самоуправлением, заводовладельцами и др.).
Территориальные рамки исследования охватывают зауральскую часть Пермской губернии. Она включала в себя шесть уездов - Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский и Шадринский, занимала площадь в 137 473,1 кв. верст (156 458,6 кв. км).Население в этих уездах по данным переписи населения 1897 г. составляло 1 660 192 человека .
Хронологические рамки исследования ограничены двумя первыми десятилетиями деятельности земств. Начальная грань исследования связана с введением земских учреждений в Пермской губернии в 1870 г. Конечная грань обусловлена началом проведения земской контрреформы в 1890 г., направленной на усиление правительственного контроля над земством, в том числе в сфере народного образования.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, заключающийся во всестороннем рассмотрении процесса становления и развития земской школы в зауральской части Пермской губернии и использовании научного историзма, комплексного и систематического подхода к изучению явлений.
Методы исследования:
Данное исследование проводилось на основе двух основных групп методов:
1. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, создающие фундамент теоретической базы исследования.
2. Специально-исторические методы. Историко-описательный метод дает возможность раскрыть сущность и становление земского самоуправления в целом и народного образования в частности. Историко-генетический метод позволит нам рассмотреть становление системы земских школ этих уездов в общем контексте развития народного образования как в Пермском земстве, так и в целом по Российской империи.
Историография уральского земства развивалась под влиянием общественно-политических изменений, происходивших в стране и в Уральском регионе. Правда, не так успешно, как земская историография общероссийского уровня. Это связано с тем, что Урал как горнозаводской регион представлял интерес, в первую очередь, для исследователей в области экономики. В исследованиях по Уралу земская тематика значительно уступала социально-экономической.
Истории земств в России посвящена достаточно обширная литература. Большую значимость представляет труд Б.Б. Веселовского «История земства за сорок лет», изданный в четырех томах. Книга представляет собой важный этап в изучении истории земского самоуправления. В своем труде автор показывает, каким образом в работе земских органов самоуправления в тех или иных регионах отражались сословные и классовые интересы, а также воззрения на задачи самоуправления разных господствовавших групп населения. В книге приведены достаточно полные данные практически обо всех сторонах земской работы. В издании приведены массовые статистические данные о работе земств по всем уездам. Деятельность земства в области народного просвещения рассматривается в первом томе. Однако в этой капитальной работе основной материал посвящен центральным и южным регионам империи. По Пермской губернии же имеются только общие сведения, в основном в статистических таблицах.
Работа члена Пермской земской управы Д.М. Бобылева - это краткий обзор деятельности земств Пермской губернии, подготовленный к 50-летию образования земских учреждений в России. Автор представляет результаты их деятельности в области народного образования и здравоохранения, питания и общественного призрения, мероприятий по развитию агрономии, ветеринарии и кустарной промышленности, кооперативного движения и взаимного страхования, по благоустройству дорог в регионе. Анализируется также финансовая политика земств и их бюджет. Высокая эффективность этой «глубоко продуманной» и разнообразной деятельности, по мнению автора, зависела от ее «широкой демократичности, стремления приспособиться к нуждам и запросам местного населения» и от самоотверженности «земской идейной служилой интеллигенции» .
В труде В.Е. Трутовского приводится аналитика деятельности земств. Автор, не особенно углубляясь в хозяйственную часть дела, объясняет политическую и социальную составляющую - почему земства, при избирательных преимуществах для помещиков, не стали дворянскими, почему земства после 1907 г. отошли от либеральной политики. Согласно мнения автора, успех деятельности земской интеллигенции объяснялся тем, что она не была связана с помещиками и их классовыми интересами, а была соединена с народом по своему экономическому положению, поскольку «не обладая капиталом, имела источником существования приложение личного труда».
События 1917 г. положили конец широким теоретическим дискуссиям, в отечественной историографии начался процесс утверждения марксистско- ленинского подхода к оценке исторического развития российского общества. Ученые марксисты в 1920-1940-х гг. практически не занимались разработкой проблем земского самоуправления, поскольку его деятельность была заклеймена как «классово ограниченная» .
Изменение общественно-политического климата в пору «оттепели» оптимизировало исследовательскую деятельность историков. Одной из первых заметных работ стало исследование В.В. Гармизы. Автор проанализировал причины и результаты введения земского самоуправления на базе широкого круга архивных материалов, однако его выводы не вышли за пределы традиционных для марксизма революционных идеалов преобразования общества.
Изучение земского опыта было продолжено исследователями 1960-1970-х годов. Поводом для написания этих работ явился юбилей советской власти, поэтому в них превалировал классовый подход к рассмотрению земской деятельности в области образования: на первый план выдвигалась роль народных масс в развитии начального обучения и принижалась деятельность собственно земских органов. С другой стороны, в этих работах преобладал исторический, а не историко-педагогический подход к изучаемым вопросам. Объем представленного материала свидетельствует об увлечении авторов описанием фактов, а не их оценкой или научным анализом.
Постепенно в советской историографии все заметнее стало проявляться стремление отойти от устоявшихся идеологических штампов, что сказалось на выборе тем исследований (которые стали более узкими и глубокими), и выводах, к которым стали приходить авторы. Н. М. Пирумова кратко рассмотрела деятельность интеллигенции в России в пореформенные десятилетия, в том числе её деятельность в земствах. Главное внимание было уделено участию интеллигенции в общественной борьбе.
Г.А. Герасименко, анализируя характер организации и функционирования органов земского самоуправления, пришел к выводу, что государство передало им наиболее обременительные хозяйственные заботы, сделав их «соучастниками» всех полицейско-репрессивных мероприятий, компрометировавших народное представительство в глазах населения. Однако значимость практической деятельности земств у него не вызывала сомнений. Она была обусловлена двумя факторами - самоуправлением и самофинансированием, что позволило выдвигать на значимые участки работы наиболее заинтересованных людей, заботиться о повышении их профессионального уровня .
Б.Г. Литвак рассмотрел создание земского самоуправления в русле всех преобразований Александра II. Он показал земскую реформу с точки зрения цепной реакции отмены крепостного права.
В постсоветской историографии продолжают реализовываться идеи рассмотрения земств с разных ракурсов. Л.А. Жукова рассмотрела взаимодействие и борьбу бюрократии и земского самоуправления. Однако, к сожалению, здесь отсутствуют какие-либо материалы по Пермской губернии .
Большой фактический материал был также собран и проанализирован в двухтомной монографии «Земское самоуправление в России» под редакцией Н. Г. Королевой. В ее составлении приняли участие ведущие отечественные исследователи, постаравшиеся показать формирование и деятельность земств с даты их учреждения до их ликвидации.
Развитие земского самоуправления на Урале находит отражение в монографии О.Н. Богатыревой «Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861 - февраль 1917)». Автором прослеживается эволюция структур местного управления дореволюционной России - губернской администрации, органов земского самоуправления и крестьянских сословных учреждений. О.Н. Богатырева посвятила отдельную главу земскому самоуправлению, в которой систематизировала статистические сведения о распределении его расходов, рассмотрела механизмы контроля губернской администрации в этой сфере.
В диссертационном труде С.Н. Плотникова «Становление Пермского земства (1870-1879 гг.) рассматривается становление земских учреждений на примере конкретной губернии. Исследование позволяет осмыслить феномен земства в целом, дает возможность понять роль этого социального института в истории России.
В.П. Микитюк показал деятельность уездного земства через описание работы его руководителя в Екатеринбургском уезде Н.А. Клепинина, «земца первого призыва».
Между тем конкретная деятельность земств в сфере народного образования, особенно в отдаленных провинциях, редко становится предметом специального научного изучения. Особого внимания заслуживает диссертационная работа М.К. Елисафенко «Земство и начальное образование на Урале: вторая половина XIX - начало XX века». Исследование посвящено истории становления на Урале системы местного самоуправления, ее роли в развитии начальной народной школы. Автор стремится показать прогрессивный характер деятельности уральского земства в области народного образования.
При исследовании данной темы важным источником информации о положении учителей земских школ является труд И.В. Зубкова «Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916». В книге автором рассматриваются условия работы и жизни педагогов, мотивация профессиональной деятельности, взаимоотношения преподавателей с учебной администрацией, обществом, своими учениками и их родителями.
В диссертационном труде О.С. Уколовой «Социопрофессиональный облик городского учительства Пермской губернии в конце XIX - начале XX веков» выявлены как общероссийские тенденции, так и региональная специфика социокультурной трансформации в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Актуальность исследования обусловлена также необходимостью изучения исторического опыта реформирования системы российского народного образования в условиях модернизации.
Среди трудов, посвященных непосредственно деятельности уездных земств в деле народного просвещения, важно отметить диссертацию Л.А. Мельниковой «Миссия Екатеринбургского земства в истории образования Урала». В данном труде на специфическом уровне педагогического исследования (на минимальной исторической источниковой базе) выделяются и характеризуются этапы деятельности земства в области образования, а также обосновывается миссионерский характер данной деятельности.
В работе В. Вострикова и Г.А. Кругликовой представлена истории небольшого уральского города Камышлова в дореволюционный период. В статье показано как отражались события государственного масштаба в рамках небольшого провинциального городка, что позволяет проследить особенности адаптации государственных изменений в политике, культуре, социально-экономической сфере на местном уровне.
В сборнике статей, посвященных Ирбитскому краю, отдельной темой выносится развитие образования в уезде. А.С. Еремин в своей статьей рассмотрел процесс формирования и функционирование земской школы в Ирбитском уезде после реализации земской реформы на Урале. Автор освещает такие проблемы как состояние учебного дела в уезде, численность персонала, отношение крестьянства к народному образованию, вопрос о введении всеобщего обучения. Статья охватывает период вплоть до момента прихода к власти большевиков и показывает динамику развития земских школ за пять десятилетий их существования.
Исследования последних лет свидетельствуют об усилении интереса к земской деятельности в целом, и особенно в области образования, которое имело значительный успех. Вместе с тем следует отметить фрагментарный, преимущественно общеисторический подход, и, в большинстве случаев, иллюстративный в отношении деятельности собственно земской школы. Между тем эти материалы достойны занять важное место в преподавании курса отечественной истории, краеведческой работе.
В использованной источниковой базе можно выделить следующие основные виды источники:
• Нормативные акты. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 и 1890 гг., согласно которым реформировалась система местного самоуправления. Они позволяют вникнуть в суть самой земской реформы, разобраться в процессе интегрирования новых органов местного самоуправления в существующую административную систему.
• Делопроизводственные источники. Журналы заседаний уездных земских управ и постановления. Ежегодно издаваемые отчеты о деятельности органов местного самоуправления, насущных вопросах и принятых по ним решениям. Опубликованные земствами материалы дают представление не только о характере принятых решений, но и о процессе их разработки, о столкновении мнений, персональных позициях земских гласных по вопросам образования.
• Статистические материалы. Финансовые затраты Пермского земства на образование отражены в издании «Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии с указанием времени открытия учебных заведений», составленном инспектором народных училищ В. Шишонко. В материалах автор приводит перечень расходов губернского земства и отмечает значительные затраты Екатеринбургского уездного земства на народные школы.
Проанализированная источниковая база является репрезентативной. Она позволяет поставит цель и задачи исследования.
Целью данного исследования является историческая реконструкция организации и деятельности шести зауральских уездных земств Пермской губернии в сфере народного образования для обобщения и использования этого исторического опыта. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. проанализировать нормативную базу деятельности и источники финансирования народных школ в зауральской части Пермской губернии на протяжении первых двух десятилетий функционирования земств;
2. реконструировать организацию деятельности начальной народной школы: помещения для занятий, библиотеки, время и программа обучения;
3. показать специфику состава и деятельности персонала земских народных училищ в уездах;
4. систематизировать материалы, которые могут быть использованы при разработке элективных курсов по истории образования на Урале.
Структура исследования представляет собой введение, три главы, заключение, список источников и литературы, методическую разработку и приложение. В первой главе рассматриваются нормативно-правовые акты, которые обеспечивали функционирование образовательной системы в Российской империи после проведения Земской реформы в целом и в Пермской губернии в частности, а также выявляются источники финансирования земских школ в первые два десятилетия их существования. Вторая глава посвящена непосредственно деятельности начальной народной школы, показывается состояние библиотек, материально-техническая база учебных заведений, раскрывается порядок образовательной деятельности - сроки обучения, методы, применяемые учителями. В третьей главе речь идет о персонале земских школ, который включал в себя учителей, законоучителей, помощников учителей, а также представителей надзорных органов, таких как инспектора училищ, попечители, члены Училищного совета. В главе рассматриваются права и обязанности персонала, а также вопросы, связанные с оплатой их деятельности. Методическая разработка представляет из себя материалы по истории земских школ, которые можно использовать для разработки элективного курса по истории образования на Урале.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие земской начальной школы происходило в условиях столкновения двух тенденций. С одной стороны, Россия нуждалась в ускорении процесса индустриальной модернизации, формировании нового типа личности. Школа являлась институтом, который обеспечивал переход от традиционной общинно-замкнутой культуры с узким набором мировоззренческих стереотипов к общенациональной, открытой для восприятия разнообразной информации. Реформы 1860-1870-х гг. повлекли за собой усложнение экономических и общественных связей, что сделало образование одним из важнейших элементов комплексного функционирования системы. Новая миссия школы обусловила масштаб ее организации, характер изменения структуры образовательного процесса. С другой стороны, развитие образовательной системы происходило в условиях сохранения старой феодальной системы государственной власти, которая стремилась, прежде всего, к сохранению стабильности.
В результате с середины XIX в. между общественными потребностями и государственными интересами развился глубокий конфликт, компромиссным решением которого стала народная начальная школа. Она должна была дать массе населения элементарную грамотность за счет общественных средств, но при условии сохранения в руках государства контроля, дабы не допустить роста социальной активности населения по мере преумножения знаний о мире. На местах контроль осуществляли инспектора, директора народных училищ и попечители учебных округов.
Успех деятельности земских учреждений после проведения реформы зависел от ряда факторов: готовности органов самоуправления взять на себя решение образовательных задач, наличия средств, степени разработанности программы мероприятий в области просвещения и др.
Развитие системы образования проходило в сложных исторических условиях. С одной стороны, после отмены крепостного права возникла потребность в технически грамотном персонале для успешного развития промышленного и сельскохозяйственного производства. С другой стороны, проводя преобразования, государство стремилось к сохранению стабильности. Поэтому народные училища были призваны обеспечить массы населения основами грамотности, при сохранении в руках власти контроля, с целью недопущения роста социальной активности населения.
Изначально создание земских школ не было широко поддержано населением, т.к. люди были больше озабочены не уровнем образованности, а насущными проблемами. Зачастую детей не отпускали в школы, потому то необходимо было выполнять полевые работы и помогать по хозяйству. Однако со временем, крестьяне начали осознавать, что школа - это не бесполезная трата времени, а шаг к приобретению азов грамотности.
Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех доступной школу, бывшей до этого времени больше на бумаге. Путем широкого распространения народного образования земство смогло сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и ее боязнь, которые существовали в народе прежде.
В 1870-1890 гг. в зауральской части Пермской губернии существенно возросла численность земских народных училищ. Если на момент проведения земской реформы количество начальных учебных заведений различных ведомств и частных лиц в рассматриваемых шести уездах составляло около130, то к началу 1889-1890 учебного года в уезде насчитывалось уже 550 учебных заведения (см. Приложение 3).
Увеличение числа земских учебных заведений было связано с ростом количества обучающихся. С момента проведения реформы в уездах стабильно увеличивалось число детей, которых родители отдавали на обучение в народные училища (см. Приложение 2).
Стоит отметить, что сознание необходимости образования было заметнее в промышленных районах, где было развито горнозаводское
производство, чем в местностях, где жители занимаются исключительно земледелием. Так, в Верхотурском уезде грамотность достигала 77% от общего числа населения уезда . Данный показатель являлся самым высоким по сравнению с другими уездами губернии. Лидирующее положение Верхотурского уезда в деле распространения грамотности объяснялось двумя факторами: достаточно широким распространением школ при
многочисленных заводах и активной деятельностью земства по открытию народных училищ в населенных пунктах уезда.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в Екатеринбургском уезде, где годовой бюджет на потребности народного образования был самым высоким по всей губернии (в 1890/1891 уч.г. - 85 419 руб. ). Так же примечательно, что Екатеринбургское и Верхотурское уездные земства не требовали от сельских обществ большой активности, а часто открывали народные училища исключительно на свои средства.
В селениях же преимущественно сельскохозяйственных, к которым можно отнести Ирбитский, Камышловский и Шадринский уезды, население относилось к училищам весьма не сочувственно и пользы учения не признавало. Так, жители с. Костинское Ирбитского уезда не отдавали детей в школы на том основании, что «были же у них деды и отцы неграмотны, а хлеб насущный ели и дома имели не хуже грамотеев» . Крестьяне не желали отдавать детей в школы еще и потому, что с самого раннего возраста те становились незаменимы в быту. Родители по материальным расчетам не желали, а иногда не могли отказаться от их помощи.
Тем не менее, даже в этих уездах численность школ и учащихся возрастала с каждым годом, а Шадринский уезд к 1890 г. был одним из в числе первых в губернии по количеству образовательных учреждений.
За два десятилетия деятельности земства улучшилось и оснащение школ учебной литературой. В первые годы земской деятельности снабжение училищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 1870-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские управы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспекторов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по заявлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. К 1890 г. статья расходов на учебные пособия и принадлежности по губернии увеличилась в пять раз по сравнению с дореформенным показателем. По первым требованиям учителей, управа старалась выделять средства на закупку книг и пособий для училищ.
Помимо покупки учебных пособий для школ, уездные земства занималось организацией библиотек. Училищные библиотеки в значительной степени пополнялись книгами, присылаемыми из земства. Так же каждый уезд выделял ежегодно средства на пополнение библиотечных фондов.
Стремление к ознакомлению с новаторскими методами преподавания, которое обнаруживалась во многих учителях, говорило о необходимости организации специальных учительских библиотек. Такие библиотеки имелись при некоторых училищах Екатеринбургского уезда, в них учителя могли ознакомиться с педагогическими журналам и книгам, сочинениями по другим отраслям знаний и иными изданиями.
Однако, несмотря на усилия управы в деятельности по учреждению и открытию новых библиотек, их количество по-прежнему оставалось невысоким. Поэтому право пользования книгами предоставлялось не только жителям того села, где находилась библиотека, но и жителям окружающих сел, которые приписывались к данной библиотеке.
Что касается учительского персонала школ, то на момент учреждения земств его можно было разделить на учителей, законоучителей, помощников учителей. Подготовке учителей в губернии уделялось особое внимание. С этой целью организовывались педагогические курсы, на которых разбирались различные аспекты преподавания, учителя высказывали свои взгляды на школьное дело и обсуждали различные методики преподавания. Так же на курсах проводились открытые уроки, где свое мастерство демонстрировали опытные педагоги.
Однако даже спустя 20 лет деятельности уездных земств не была решена одна из серьезнейших проблем. Благодаря росту заинтересованности крестьян в получении образования возрастало и количество обучающихся. В связи с этим в уезде остро ощущался недостаток школьных помещений. Существующие школы находились в плохом состоянии, были тесны, темны и плохо отапливались. Почти половина школ по-прежнему располагались в зданиях, которые не были приспособлены для ведения учебного процесса. Из-за большого количества обучающихся в помещениях была плохая вентиляция. Исключения составляли лишь училища, которые находились на содержании земств или частных лиц.
Для решения данной проблемы земством неоднократно принимались различные меры, например, введение обучения в две смены, расширение помещений и т.д. Желая сделать школьные помещения более удобными для использования, управой были также разработаны правила о субсидировании сельских обществ с целью постройки или найма домов для школ.
Еще одной насущной проблемой являлась нехватка мебели: парт, стульев, шкафов, классных досок. В некоторых школах ученики были вынуждены писать на подоконниках окон. Для решения этой проблемы уездной управой регулярно выделялись средства, парты и другая классная мебель заказывались и ремонтировались на местах.
Таким образом, земство даже в незавершенной стадии своего становления являлось плодом предшествовавшего развития и залогом осуществления гражданских свобод и конституционных начал. С началом своей работы земства провели огромную работу по улучшению жизни и деятельности многомиллионного русского крестьянства. Сфера народного образования также отличалась успехами. Итогом деятельности земств в данном направлении стало создание системы народного образования в России во второй половине XIX в., что оказало прогрессивное влияние на общество. В Екатеринбургском уезде за первые десятилетия деятельности земства значительно возросло количество школ, улучшилось их оснащение и снабжение учебными пособиями.
Однако к 1890 г. оставались нерешенные проблемы, среди которых плачевное состояние учебных помещений, нехватка инвентаря, а также недостаток библиотек. Поэтому перед земством продолжал стоять ряд актуальных вопросов, требовавших решения.



1. Доклад губернской управы Пермскому губернскому земскому собранию VI очередной сессии. 1876.
2. Журналы II очередного Ирбитского уездного земского собрания и доклады Ирбитской земской управы с приложением на 1871 г. Ирбит, 1876.
3. Журналы IV очередного Ирбитского уездного земского собрания и доклады Ирбитской земской управы с приложением на 1873 г. Ирбит, 1874.
4. Журналы IV-го очередного Красноуфимского уездного земского собрания и доклады Красноуфимской уездной земской управы, с приложениями отчетов, сметы, раскладки и докладов Ревизионной комиссии 1873 года. Ирбит, 1874.
5. Журналы XII очередного Камышловского уездного земского собрания и доклады Камышловской уездной земской управы 1890 г. Камышлов, 1891.
6. Журналы третьего очередного Екатеринбургского уездного земского собрания 1872 г. Екатеринбург, 1873.
7. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 5 очередной сессии 1874 г. и доклады уездной земской управы. Екатеринбург, 1875.
8. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 6-й и 7-й чрезвычайных сессий 1877 г. Екатеринбург, 1878.
9. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 10-й очередной сессии 1879 г. и доклады уездной земской управы. Екатеринбург, 1880.
10. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 11-й очередной сессии 1880 г. и доклады уездной земской управы раскладочной и ревизионной комиссии. Екатеринбург, 1881.
11. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 12-й очередной сессии 1881 г. и доклады уездной земской управы и комиссий. Пермь, 1882.
12. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 13-й
очередной сессии 1882 г. Екатеринбург, 1883.
13. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 16-й
очередной сессии 1885 г. Екатеринбург, 1886.
14. Журналы третьего очередного Камышловского уездного земского собрания и доклады Камышловской уездной земской управы 1872 года. Ирбит, 1874.
15. Народное начальное образование в Пермской губернии с введения земских учреждений по 1890 г. Казань, 1890.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ