Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен ювенильной журналистики: региональный аспект

Работа №96278

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Ювенильная журналистика в СМК история и современность 8
1.1. Появление ученических изданий в России 8
1.2. Ювенильные издания середины XIX в 11
1.3. Ювенильная журналистика в советское время 16
1.4. Ювенильная пресса в современной журналистике 20
1.5. Журналистская работа в эпоху новых медиа 22
1.6. Психологические особенности подростков - журналистов ювенильных
СМИ 28
1.7. Тематические особенности ювенильной журналистики 31
1.8 Особенности региональной журналистики 33
Глава 2. Особенности детско-юношеской региональной журналистики 40
2.1. Дети и подростки как авторы-коммуникаторы ювенильных СМИ 43
2.2. Тематические особенности региональной ювенильной журналистики ... 49
2.3. Организация работы ювенильной редакции 54
2.4. Аудитория ювенильных изданий 59
2.5. Функциональные особенности ювенильной журналистики 60
2.6. Изменение работы ювенильных изданий в контексте технической
доступности 64
2.7. Сетевое взаимодействие ювенильных СМИ (газета «Сами» - как
площадка для объединения региональных СМИ) 66
2.8. Оцифровка учебного процесса ювенильных СМИ (пример газеты
«Сами») 69
2.9. Современные методы журналистского творчества. Мультимедиа, как
инструмент работы современных СМИ 73
2.10. Использование дополненной реальности региональным детским
изданием, как соответствие мировым трендам журналистики 76
2.11. Кибербуллинг - как пример жестокости в новом формате 79
2.12. Самостоятельная деятельность юнкоров в профессиональных
ювенильных СМИ (построение работы редакции «Сами») 82
2.13. Реалии профессиональных ювенильных редакций 86
Заключение 88
Список использованной литературы 90

Детско-юношеская пресса давно заняла свою нишу в системе массовых коммуникаций. Однако некоторые эксперты не разграничивают её с прессой взрослой [М.В. Шкодина 2007; А.В. Колесниченко 2012] и не рассматривают детскую журналистику, как самобытный феномен.
В научном дискурсе под термином «ювенильная журналистика» принято считать деятельность детей и подростков по сбору, обработке и распространению общественно-важной информации, через создание различных (печатных и электронных) медиапродуктов. Этот термин позволяет выделить эту нишу журналистского творчества по возрастному критерию и подчеркнуть принципиальные отличия этого сегмента СМИ.
Российские исследователи М. Ф. Попова [Попова, 1992] и М.И. Холмов [Холмов, 1983] представляют ювенильную журналистику, как передачу журналистских и социальных знаний от старшего поколения младшему. Под это понятие попадают медиапродукты, сделанные для детей, а также сделанные непосредственно детьми. Таким образом, дети выполняют совершенно разные роли: ребенок-потребитель, а также ребенок-
производитель.
Тем не менее, дети и подростки всегда являются непосредственными потребителями или создателями журналистских материалов. Это означает, что ювенильная журналистика всегда должна соответствовать современным трендам профессии. Это сказывается на построении рабочего процесса, а также на восприятии материалов целевой аудитории ювенильных СМИ.
Система массовой коммуникации - явление динамичное, это касается и детско-юношеских изданий. Так называемое «поколение У» (родившиеся в период с 1981 по 2000 года) стали уже взрослыми людьми. Новое поколение детей стало усваивать электронные ресурсы, буквально с рождения. Е. Никонов и Е. Шамис в своей работе «Теория поколений: необыкновенный X» выделяют, что технологии, которые были «новыми» для поколения У стали обыденностью для поколения 2 (родившиеся с 2000 г.). [Е. Шамис, Е. Никонов, 2016]
Поколение, родившееся в XXI веке можно считать полностью цифровым. Следовательно, детско-юношеские издания должны
соответствовать формату, к которому привыкло нынешнее поколение детей. Множество печатных изданий для детей закрываются по всей России. Остальные издания уходят в интернет. Так они могут быть ближе к своей аудитории.
Изменение формата вещания для детско-юношеской аудитории связано с изменением восприятия информации. Для того чтобы соответствовать современным требованиям медиапотребления, издатели, журналисты, редакторы изданий для детей должны подстроится под современные тренды и технологии.
В данной работе автор постарается выявить элементы современной мультимедийной журналистике в творчестве юных корреспондентов, а также выделить основные тренды, которые они используют в своем журналистском творчестве.
Также стоит определить, как реализуются современные технологии на региональном уровне. И есть ли у этой детской ниши журналистики свои особенности, либо в связи с техническим прогрессом и полным погружением юнкоров в цифровое пространство мультимедийные технологии стали обыденностью.
Стоит разделять издания, сделанные взрослыми для детей, от тех, что делают дети для своих ровесников. Это касается и перехода кновым медиа в ювенильной журналистике.
Данная работа является продолжением выпускной квалификационной работы автора в качестве бакалавра. Она направлена на изучение трансформации средств массовой коммуникации в связи со сменой поколений. Эта тема не становилась предметом монографического изучения теоретиков журналистики, чем и обусловлена актуальность и новизна
исследования. Для этого будет изучена история ювенильной журналистики, особенности региональной журналистики, рассмотрены тренды
современных СМИ, а также соответствие детско-юношеских изданий этим трендам. Также будет изучена работа ребенка и педагога в эпоху новых медиа, как изменилась работа детской и подростковой редакции, как поменялась роль взрослых в этой работе.
Целью выпускного квалификационного сочинения стало исследование работы редакции краевой газеты «Сами» в системе ювенильных СМИ России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Формализовать историю ювенильной журналистики в России.
• Выявить психологические особенности подростков, пишущих для ювенильных СМИ и описать как эти особенности транслируются в детские издания.
• Проанализировать специфику редакции газеты «Сами» в контексте детских изданий РФ.
• Выявить особенности региональной журналистики в детско-юношеском издании.
• Исследовать особенности журналистских материалов газеты.
• Изучить динамические изменения, связанные с эпохой
новых медиа.
Объектом исследования стала газета и редакционная работа газеты «Сами» в контексте ювенильных СМИ России. Предмет - специфика региональной ювенильной журналистики XXI века.
Методологию работы сформировали труды Корконосенко, Свитич, Новикова.
Основными методами работы стали анализ и синтез. Кроме того, нами был проведено социологическое исследование - респондентами стали 6
юнкоры (150 человек) Алтайского края. При описание психологических особенностей юных журналистов были использованы методики И.Кона и Н.Юмашевой.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски газеты «Сами» за период с января 2017 года по настоящее время.
Некоторые выводы работы были представлены автором на научных конференциях: «Ломоносов 2017» (13.05.2017, г. Москва). В статье «Сетевое взаимодействие ювенильных СМИ, на примере газеты «Сами», (13.05.2017, конференция «Ломоносов 2017», секция «Ювенильная журналистика в эпоху новых медиа»), на форуме: Международный медиафорум «Артек», г. Ялта, с 26 октября по 5 ноября 2016 г.
Данная работа может быть полезной при работе с одаренными школьниками и юными журналистами как оригинальное пособие, позволяющее учесть особенности школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ювенильная журналистика - постоянно развивающаяся часть системы массовых коммуникаций. На протяжении всей истории существования такого феномена, как детско-юношеская журналистика, происходила трансформация форматов передачи информации. От стенгазет до профессиональных медиахолдингов.
Это можно объяснить социально-психологическими особенностями коммуникаторов. В первую очередь, для них работа в детско-юношеском издании - средство самовыражения, только после этого они ставят для себя задачу информировать свою целевую аудиторию.
Детско-юношеские издания находятся в общей медиасреде, поэтому тенденции развития каналов передачи информации распространяются и на них. Современные технические возможности позволяют даже небольшой детской редакции создавать материалы, которые соответствуют нынешним трендам журналистики. Юнкоры не ограничивают себя в жанровом плане. Они выпускают лонгриды, фоторепортажи, различные виды инфографики, интерактивные социальные опросы и другие медиа-продукты у себя на сайтах.
Цифровые технологии также внедряются и в аналоговые форматы СМИ. Так традиционная газета «Сами» претерпела изменения. Теперь каждый выпуск оснащен виртуальной реальностью. Это позволяет привлечь аудиторию за счет технологической новинки. Также юнкоры учатся трудиться не только над текстами, но и осваивают работу с компьютерами и другой техникой.
Современные технологии плавно стирают грань качества контента между региональной и федеральной журналистикой. Особенно это наглядно на примере детско-юношеских изданий, где юнкоры ориентируются не только на аудиторию своей школы или родственников. Они пишут в интернет-пространстве, где любой пользователь на планете Земля является потенциальной аудиторией. И чтобы привлечь эту аудиторию, юные журналисты используют самые трендовые форматы донесения информации до конечного потребителя.



1. Аникина, М. Е. Молодежь как аудитория СМИ / М. Е. Аникина // СМИ в меняющейся России. Коллективная монография / под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 30 с.
2. Аникина, М.Е. СМИ и подростковая аудитория / М. Е. Аникина // Медиаобразование в школе. - М., 2010. - 12 с.
3. Аникина, М. Е. Типология периодической печати: учеб.пособие / М. Е. Аникина, О. А. Воронова; под ред. Шкондина М. В., Реснянской Л. Л. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 47-52 с.
4. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства / О. Н. Астафьева // Медиакультура новой России: материалы Междунар. науч.- практ. конференции. Т. II / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. - Екатеринбург - М.: Академический проект, 2007. - 9 с.
5. Бевор, Э. Юные, медиа и медиаобразование / Э. Бевор // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, 16-17 июля 1993 г., г.Звенигород/ под общей ред.
А. В. Шарикова. - М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - С. 29-35.
6. Богословский, П. С. О журналах Пермских учащихся недавнего прошлого / П. С. Богословский // Кунгурско-Красноуфимский край. Кунгур, Уральская обл. - 1925. - № 8-10. - С. 23-32.
7. Бочаров, А. А. Антропология возраста. / А. А. Бочаров - СПб., 2000. - 61 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.,1979. - 5 с.
9. Волобуева А. М., Сидоренко Н. Н. Развитие детской и ученической прессы Киева: от истоков к преобразованиям XXI века / А. М. Волобуева, Н. Н. Сидоренко // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 9-11 февраля 2010 г. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2010. - С. 513-514.
10. Вяткина, Л. А. Самиздат - подростковая пресса / Л. А. Вяткина // Журналистика в 1995 году. Тез. науч.-практ. конф. Ч.2. - М., 1996. - С. 33-34.
11. Вяткина, Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации: дисс. ... канд. филол. Наук / Л. А. Вяткина. - М.: МГУ, 1997. - С. 35
12. Вяткина, Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации. 10.01.10. автореф. ... канд.фил. н. / Л. А. Вяткина. - М.: МГУ, 1997. - С. 1-5
13. Газета «Сами»: краевая дет.-юношеская газета. - Барнаул, 2016-2017.
14. Гонне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж. Гонне / пер. с фр.; общ.ред. и вст. ст. А.В.Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. - С. 10.
15. Дейкина, А. Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника: Монография. / А. Ю. Дейкина - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. - С. 3
16. Дементьев, А.Д. Сны о «Юности»: (Беседа с бывшим гл. редактором журнала «Юность» А.Д. Дементьевым) // Литературная газета. - 10 февр. 1993. - С. 3.
17. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. / И.
В. Жилавская. - Томск: Изд-во Томского ин-та информ. технологий, 2009.
18. Жилавская, И. В. Медиаповедение личности: материалы к курсу, учеб.пособие / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.- С. 12
19. Жилавская, И. В. Школьные медиа. Оставим СМИ взрослым? / И. В. Жилавская // Медиаобразование в российских школах: новые концепции и подходы: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конференции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - С. 35.
20. Зазнобина, Л., Трофимова Л., Франко Г. Школьное медиаобразование: возможный и необходимый аспект / Л. Зазнобина, Л. Трофимова, Г. Франко // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, 16-17 июля 1993 г., г.Звенигород / под общей ред. А.В.Шарикова. - М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - С. 48 - 54.
21. Князева, М. Л. О некоторых чертах современной юношеской и молодежной печати России / М. Л. Князева // Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития. Материалы научно-практической конференции, 3-6 февраля 2004 г. Ч.2. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. - С. 162-164.
22. Корконосенко, С. Г. Социология журналистики: учебное пособие для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 318
23. Корконосенко, С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2013. - С. 248
24. Кожевникова, Е. Детские и молодежные газеты Перми и Пермского края / Е. Кожевникова // Научное творчество молодежи: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (20-21 апреля 2007 г.) Ч.3. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. - С. 132 - 134.
25. Колесниченко, А. В. Разновидности журналистики: дополнения к типологии / А. В. Колесниченко// Теория и социология СМИ. Ежегодник 2012 / Сост. М.Е. Аникина. Часть 1. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 96 - 112.
26. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. / И. С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - С. 200
27. Кон, И. С. Ребенок и общество. / И. С. Кон. - М.: Наука, 1988.- С. 50
28. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как период жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. - М. 1996. - С. 304-308.
29. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций. / Д. И. Косолапова. // Вестник Пермского университета. - Пермь. 2014. - С. 30
30. Кулакова, Н. Л. Особенности детских и подростковых изданий / Н. Л. Кулакова // Ломоносов - 2007: материалы секции «Журналистика» международной конф. студ., асп., мол.ученых «Ломоносов 2007». М., 2007. -
С. 33-34.
31. Лебедева С. В. Подростки как субъект и объект информационного процесса / С. В. Лебедева // Вопросы управления. - Екатеринбург: Уральский институт-филиал РАНХиГС, 2014. - №1(7) - С.49¬53.
32. Лебедева С.В. Современная школьная пресса: проблемы
мониторинга и развития / С. В. Лебедева // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, - №4 (95). - С.40-44.
33. Лебедева, С.В. Школьная самодеятельная пресса: опыт
типологического анализа / С. В. Лебедева // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, - №2 (89). - С. 105-111.
34. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. - М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - С. 13
35. Москаленко, Н. Школьная газета: годы, события, люди / Н. Москаленко// Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы: материалы I Республиканской науч.-практ.конф. (г. Улан-Удэ, 28 марта 2011 г.) / отв.ред. Л.Г. Цыдыпова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2011. - С. 137-149.
36. Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. / М. М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 2002.- С. 40
37. Новиков, К. Ю. Психология детского радиовещания. / К. Ю. Новиков. - М., 2006.- С. 22
38. Новикова, А. А. Медиаобразование в России и в Европе в контексте глобализации. / А. А. Новикова. - Таганрог: Изд-во Кучма Ю.Д., 2004. - С. 126
39. О работе среди молодежи // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1984, т.3 - с.254-261, 279.
40. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917- нач.1990-х годов). / Р. П. Овсепян - М., 1999.- С. 47
41. Памятка рабкору, селькору и юнкору по освещению вопросов в марте месяце. - Клин, 1935.- С. 2
42. Петрова, Г. М. Юнкор: стоит ли делать из него
профессионального журналиста / Г. М. Петрова. // Подростково-молодежные СМИ Пермского края. - Кунгур, 2006. - С. 7-12.
43. Попова, М. «Основы журналистики» в комплексной целевой программе общего гуманитарного развития детей / М. Попова. // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, 16-17 июля 1993 г., г.Звенигород / под общей ред. А.В.Шарикова. - М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - с. 78-79, 166 с.
44. Попова, М. Ф. Современный советский детский журнал как тип издания: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10. - Москва, 1992. - С. 35
45. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. - М., 1993. С. 522
46. Руденко, И. А. Детская печать в России на современном этапе / И. А. Руденко. // Вестник Моск.ун-та. (Сер.10, Журналистика). -1997. - № 1. - С. 48-56.
47. Руденко, И.А. Детская пресса России / И. А. Руденко. // Вестник Моск.ун-та. (Сер. 10, Журналистика). - 1994. - № 3. - С. 27-30.
48. Руденко, И.А. Детская пресса России на современном этапе. / И. А. Руденко. - М., Детская журналистика, 1996.- С. 42
49. Саввин, Н. А. Опыт ежегодника детской литературы. Детская литература и журналистика за 1911 год. / Н. А. Саввин. - М.: типография «Крестнаго Календаря», 1912.- С. 26
50. Саввин, Н. А. Опыт ежегодника детской литературы. Детская литература и журналистика за 1912 год. / Н. А. Саввин. - М.: Типография К.Л. Меньшова, 1913. - С.5
51. Саввин, Н. А. Опыт ежегодника детской литературы. Детская
литература и журналистика за 1913 год. / Н. А. Саввин. - М.: Типография
К.Л. Меньшова, 1914.- С.4
52. Самарин, М. П. Ученические журналы. / М. П. Самарин. - Харьков: типография «Печатное дело», 1916.- С. 17
53. Свитич, Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. / Л. Г. Свитич. - М., 1986.- С. 42
54. Свитич, Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы (методики исследования основных условий и факторов эффективности местных средств информации). / Л. Г. Свитич. - М., 1987. - С. 22
55. Симонов, И. И. Работа руководителя школьной газеты: проблемы и пути их решения. / И. И. Симонов. // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: матер. IX межуз.науч.- практ.конф. студентов и аспирантов 3-5 марта 2010 г. / под ред. Л.П. Громовой; сост. О.А. Никитина. - СПб., 2010. - С. 308-309.
56. Слюсарев, В. К. Сетевое взаимодействие Сетевое взаимодействие ювенильных СМИ, на примере газеты «Сами». - Конференция «Ломоносов 2017». - М., 2017. - С. 1-3
57. Смирнов, С. Ученические журналы и сборники. / С. Смирнов. - М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко., 1901.- С. 11-17
58. Типология периодической печати: учебное пособие для вузов // под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007.- С. 36
59. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков, юношества в сфере досуга. / Б. А. Титов. - СПб, 1996. - С. 177
60. Точки отрыва. Информационно-методические рекомендации. - Пермь, 2010.- С. 10
61. Третьяков, А. В. Ученические журналы как фактор духовного роста подростков / А. В. Третьяков. // Журналистика в 1995 году. Тез. науч.- практ. конф. Ч.2. - М., 1996. - С. 31-32.
62. Ученические журналы // Вестник воспитания. 1906. № 3. С. 49-55. Ученические журналы // Родной язык в школе. Ярославль. - 1914-1915. - №4-5. - С.257-259.
63. Ушаков, А. Г. Юнкоровская работа как средство воспитания
общественной активности школьников: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.01. - М., 1975.- С. 126
64. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография/ И.А.Фатеева. - Челябинск: Челяб.гос.ун- т, 2007. - С. 25
65. Федоров ,А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. / А. В. Федоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦР», 2001. - С. 42-70
66. Френе, С. Избранные педагогические сочинения: Пер.с франц./ Сост., общ. ред. и вступ. сл. Б.Л. Вольфсона. - М.: Прогресс, 1990. - С. 15
67. Холмов, М. И. Из истории появления детской газеты. / М. И. Холмов. // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1979. С.152-159.
68. Холмов, М.И. Русская детская журналистика (1785 - 1917).
Указатель материалов. / М. И. Холмов. - Л., 1978. - С. 177-195
69. Холмов, М.И. Становление советской журналистики для детей. / М. И. Холмов. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. - С. 26-49
70. Цымбаленко, С. Детская и юношеская самодеятельная пресса как социальный феномен / С. Цымбаленко. // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материа

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ