ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей
среднего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности художественно-эстетической деятельности в воспитании
трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Организация работы по воспитанию трудолюбия у детей среднего
дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в XXI веке, требуют воспитания личности, самостоятельной, инициативной, ответственной, имеющей стойкий интерес к трудовой деятельности, потребность в труде; способной адаптироваться в быстро меняющихся условиях. Качеством, которое дает возможность человеку самореализоваться в обществе и претендовать на успех в работе, является трудолюбие.
В дошкольный период ребенок осваивает все основные виды человеческой деятельности (предметной, игровой, познавательной, учебной, элементарной трудовой), в это время закладываются многие личностные качества, в том числе и трудолюбие. По мнению ученых (Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, В.И. Логиновой и др.), сензитивным периодом для развития трудолюбия является старший дошкольный возраст, однако основы этого качества закладываются уже в младшем и среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает деятельность по самообслуживанию и выполняет первые посильные трудовые поручения.
Необходимость воспитания социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, как социальный заказ государства в образовании отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» [53], Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [52]. Согласно этим документам, один из основных принципов государственной политики в сфере образования - воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности.
Воспитание трудолюбия привлекало внимание зарубежных и отечественных философов и педагогов, писателей, психологов, таких как Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
Проблемами воспитания трудолюбия у дошкольников занимались такие исследователи и методисты, как Р.С. Буре, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.
Среди последних исследований, посвященных воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста, можно отметить работы З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой, С.А. Козловой, Г.С. Малуновой, Т.И. Тарабариной, С.А. Юзеевой и др.
Трудолюбие у детей дошкольного возраста воспитывается в разных видах детской деятельности, в том числе и в художественно-эстетической. В процессе художественно-эстетической деятельности дошкольники могут получать знания о видах труда, его значении в жизни человека, профессиях; деятельность детей по изготовлению поделок, рисунков дает возможность воспитывать трудовые навыки, умение планировать свою деятельность, самостоятельность, аккуратность, инициативность и настойчивость. Эмоциональное восприятие детьми произведений искусства и литературы в ходе занятий создает условия для развития положительного отношения к труду и его результатам.
Однако в научно-методических исследованиях, посвященных воспитанию трудолюбия в художественно-эстетической деятельности детей среднего дошкольного возраста, проблема раскрыта недостаточно. Большая часть исследований посвящена воспитанию трудолюбия старших дошкольников в совместной деятельности в условиях детского сада или в семье.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по воспитанию трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Все вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности».
Объектом исследования является процесс воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественно-эстетической деятельности, направленный на воспитание трудолюбия детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественно-эстетической деятельности, направленный на воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности художественно-эстетической
деятельности в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования служат теории воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста (З.М. Асланова, И.В. Житко, Г.М. Киселева, С.А. Козлова, Г.С. Малунова, Т.И. Тарабарина, С.А. Юзеева и др.); взгляды на особенности воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста (Л.В. Куцакова, Г.С. Малунова, Т.А. Маркова, С.А. Юзеева и др.); теоретические положения о художественно- эстетической деятельности как средстве воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста (Т.С. Комарова, Н. П. Сакулина, Р.М. Чумичева и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
• теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, игровые диагностические методики, анализ и обработка результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике воспитателей дошкольных организаций по воспитанию трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость продукта исследования, который может использоваться на практике или при организации досуговой деятельности дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - Детский сад № 352 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста. Возраст детей 4-5 лет.
Исследование по воспитанию трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественноэстетической деятельности; определялись психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста, выявлялся потенциал художественно-эстетической деятельности в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня воспитанности трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности по выделенным критериям.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема формирования ценностного отношения к труду у подрастающего поколения, одним из важных направлений работы дошкольных организаций является воспитание трудолюбия. Средний дошкольный возраст представляет большие возможности для воспитания трудолюбия, и в связи с этим возрастает роль дошкольных образовательных организаций в этом процессе.
На основе теоретико-методологической базы исследования - теорий воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста (З.М. Асланова, И.В. Житко, Г.М. Киселева, С.А. Козлова, Г.С. Малунова, Т.И. Тарабарина, Д.А. Шингаркина, С.А. Юзеева и др.); взглядов на особенности воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста (Л.В. Куцакова,
Г.С. Малунова, Т.А. Маркова, С.А. Юзеева и др.); теоретических положений о художественно-эстетической деятельности как средстве воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста (Т.С. Комарова,
Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичева и др.) - была проведена работа по теоретическому обоснованию процесса воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности и осуществлено практическое исследование. Основные выводы представим в тезисах:
1. По мнению Д.А. Шингаркиной, трудолюбие дошкольника - это нравственное качество личности ребенка дошкольного возраста, проявляющееся в его активности, добросовестности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда. Воспитание трудолюбия представляет собой целенаправленный процесс влияния на ребенка с целью развития у него компонентов трудолюбия.
Опираясь на позицию таких авторов, как Г.С. Малунова, Д.А. Шингаркина, С.А. Юзеева, мы определили воспитанность трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста в единстве четырех компонентов.. Познавательный компонент трудолюбия включает понимание детьми необходимости трудиться, осознание общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослых и о профессиях. Эмоциональномотивационный компонент трудолюбия характеризуется интересом к трудовым делам, желанием и стремлением трудиться для себя и других, отношением к результатам труда, умением испытывать радось и удовлетворение от выполненной работы. Поведенческий компонент трудолюбия предполагает наличие у детей умений планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами работы с использованием необходимых детских инструментов, адекватно оценивать результаты труда (самооценка). Личностный компонент трудолюбия проявляется в наличии таких качеств, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, самоконтроль, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
2. В среднем дошкольном возрасте закладываются основы трудолюбия. Средством воспитания трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста является целесообразно организованная трудовая деятельность при соблюдении определенных педагогических условий, связанных с характером и организацией детского труда. При воспитании трудолюбия необходимо учитывать возрастные особенности детей.
3. Рассмотрев возможности художественно-эстетической деятельности в воспитании трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста, мы сделали вывод, что эта деятельность является эффективным средством:
- ознакомления дошкольников с трудом взрослых и их профессиями, осознания ими общественного назначения труда;
• формирования интереса к труду, желания и стремления выполнять работу для себя и других, получения чувства удовлетворения от хорошо выполненной работы;
• формирования трудовых умений и навыков, умений планировать, организовывать, оценивать свою работу, владеть способами использования инструментов;
• воспитания самостоятельности, ответственности, инициативности, самоконтроля, настойчивости и терпения в преодолении трудностей.
Основными методами воспитания трудолюбия выступают: организация практической деятельности детей, ознакомление с произведениями изобразительного искусства (искусствоведческий рассказ, игровые приемы, прием «вхождения» в картину), чтение произведений литературы и фольклора и др.
4. В ходе исследования была проведена диагностика исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста. Проведенная диагностика показала недостаточно высокий исходный уровень воспитанности трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
У 11 детей (55%) выявлен низкий уровень воспитанности трудолюбия, у 9 человек - средний уровень. Это означает, что представления
дошкольников о значении труда в жизни человека, о необходимости
трудиться сформированы недостаточно. У детей нет интереса к трудовым заданиям, они не проявляют желания трудиться, равнодушны к результатам своего и чужого труда. Дошкольники плохо умеют планировать свою работу, без помощи взрослого не могут организовать ее, свое рабочее место не подготавливают и не убирают. В процессе труда они недостаточно самостоятельны, добросовестны. Дети не проявляют настойчивости, прекращают работу при любых затруднениях.
Полученные данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по художественно-эстетической деятельности «Без труда нет добра», направленного на воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста.
На основном этапе исследования был теоретически обоснован и разработан комплекс занятий по художественно-эстетической деятельности «Без труда нет добра», направленный на воспитание трудолюбия у детей среднего дошкольного возраста. Воспитание трудолюбия происходит в процессе практической художественно-эстетической деятельности детей, восприятия произведений литературы, изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
В ходе практической художественно-эстетической деятельности для развития трудолюбия используются такие методы и приемы, как показ приемов работы, технологических карт, составление плана работы, практический метод и др. Воспитание трудолюбия на материале произведений изобразительного искусства происходит за счет применения ряда методов и приемов: игровые приемы, прием «вхождения в картину», «видоискатель», метод использования художественной литературы и др. Основным приемом воспитания трудолюбия на материале изобразительного искусства можно считать искусствоведческий рассказ педагога.
Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент) занятий, что, на наш взгляд, сможет обеспечить положительный результат при решении задач воспитания трудолюбия у детей среднего школьного возраста.
1. Асланова, З. М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / З. М. Асланова ; Азерб. ин-т. пед. наук. - Баку, 1984. - 24 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : кн. для воспитателей / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1988. - 224с.
3. Буре, Р. С. Воспитание дошкольника в труде [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1971. - 192 с.
4. Буре, Р. С. Дошкольник и труд [Текст] : теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
5. Виноградова, А. М. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику [Текст] / А. М. Виноградова // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987. - С. 154-177.
6. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] : кн. для воспитателей / Е. Н. Водовозова. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1913. - 258 с.
7. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Просвещение, 1986. - 272 с.
8. Година, Г. Н. Трудовое обучение и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств [Текст] / Г. Н. Година // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987. - С. 49-75.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Григорьева. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 344 с.
10. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
11. Дубровская, Н. В. Цвет творчества [Текст] : парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников : от 2 до 7 лет / Н. В. Дубровская. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 159 с.
12. Житко, И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей (старший дошкольный возраст) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /И. В. Житко ; Минс. гос. пед. ин -т.
• Минск, 1990. - 17 с.
13. Киселева, Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положи-тельного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. М. Киселева ; Моск. гос. пед. ин-т. - М., 1984. - 26 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
• 416 с.
15. Козлова, С. А. Мой мир : приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С. А. Козлова. - М. : ЛИНКА-Пресс, 2000. - 224 с...