ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 8
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей среднего дошкольного возраста 19
1.3. Возможности занятий аппликацией в развитии творческого
воображения у детей среднего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ ....
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
Разнообразной и сложной становится жизнь в постиндустриальном обществе. Человек, для того чтобы выжить, должен иметь творческий подход к решению сложных ситуаций, подвижное, гибкое мышление, хорошо развитое воображение, быстро ориентироваться в новых условиях. Очевидно, что задачу развития творческого воображения дошкольников необходимо признать одной из наиважнейших образовательных задач. Именно творческим потенциалом подрастающего поколения определяется прогресс человеческого общества в будущем.
Отражение социального заказа общества на развитие творческого воображения дошкольников можно найти в нормативно-правовых источниках системы дошкольного образования. Согласно с гл. 5, ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «у педагогических работников ДОО существует обязанность развивать у дошкольников познавательную активность, инициативу, творческие способности». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) содержит положение о том, что «образовательная программа ДОУ должна иметь целью создание условий развития дошкольника, которые открывают возможность для развития его инициативы и творческих способностей».
Актуальность проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что данный психический процесс представляет собой один из важных составляющих любой творческой деятельности ребёнка, а также его поведения в целом. Такие исследователи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий и др. отмечали, что воображение представляет собой не только предпосылку эффективного усвоения дошкольниками новых знаний, но и обуславливает творческое преобразование имеющегося у детей багажа знаний, благоприятно влияет на
саморазвитие личности, т.е. в большей мере определяет эффективность образовательной деятельности в ДОО.
Изобразительную деятельность можно назвать одним из эффективных средств развития творческого воображения дошкольников. Она, являясь видом продуктивной деятельности, вместе с игровой, представляет собой ведущую в дошкольном возрасте. Творческая деятельность дошкольника начинается с раннего детства, и базой для её развития становится именно изобразительная деятельность.
Аппликация среди разнообразных видов детской изобразительной деятельности занимает особое место. Она является для детей дошкольного возраста наиболее доступным и простым способом создания художественных работ. Особенность данного вида деятельности заключается в сохранении реалистической основы самого изображения, что способствует эффективному развитию творческого воображения у дошкольников.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями аппликации в творческом развитии детей и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развития творческого воображения у детей на занятиях аппликацией.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие у дошкольников творческого воображения на занятиях по аппликации»
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Цель исследования - теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий аппликацией в развитии
творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня
развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Теоретическая основа исследования: изучение различных сторон обозначенной проблемы основывалось на главных принципах отечественной и зарубежной психологии о сущности, классификации и развитии воображения. Данные вопросы рассматривались Л.С. Выготским, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгером, В.В. Давыдовым, Н.Е. Вераксой, О.М. Дьяченко и др.;
• особенности творческого воображения детей дошкольного возраста, отражены в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.;
• исследования Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Г.А. Урунтаевой посвящены изучению значения занятий аппликацией в развитии творческого воображения;
• методические разработки по развитию детского изобразительного
творчества Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой,
Л.Ю. Субботиной, Н.П. Сакулиной.
Методы исследования:
• изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
• беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей;
• развивающие игры и творческие задания;
• диагностика,
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития творческого воображения у дошкольников на занятиях аппликацией. Предложенный комплекс занятий может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 2 «Теремок» г. Камышлов Свердловской области.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В процессе исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Это - определение Л.С. Коршуновой. Творческое воображение является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической. Основным в творческом воображении выступают модификация и трансформация образов, создании новых синтетических композиций.
Анализ теоретических источников позволил выделить основные виды воображения, приемы его создания и развития, а также критерии, характеризующие творческое воображение (быстрота, гибкость, оригинальность, вариативность).
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого предмета, существа;
• образ действия существа или образ действия с предметом.
В среднем дошкольном возрасте воображение как психический процесс находится на стадии своего становления, он характеризуется подвижностью, неустойчивостью, изменчивостью и противоречивостью. Это обуславливает определённые недостатки в воображении ребёнка с одной стороны и важные достоинства воображения по сравнению с взрослым с другой стороны. В возрасте 4-5 лет формируются предпосылки развития творческого воображения. К ним относится обогащение опыта ребенка и развитие представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества.
3. Раскрыты возможности занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Знакомясь с аппликацией, дети также знакомятся с разнообразными материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов материалов. Все эти материалы обладают разными свойствами, они обогащают представления детей и создают почву для фантазии. При этом ключевым условием является наличие у детей интереса к процессу.
У дошкольников в процессе работы над аппликацией появляется склонность к творческому поиску, к развитию творческого воображения, дети ищут и находят оригинальный, необычный способ решения проблемы.
В аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему.
4. Проведено диагностическое исследование начального уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
В качестве критериев оценки уровня развития творческого воображения использовались показатели, выделенные отечественным психологом О.М. Дьяченко:
1) Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных.
2) Гибкость - использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.
3) Беглость - способность предлагать максимальное количество идей решения задачи.
В соответствии с данными критериями были выбраны методики исследования уровня творческого воображения дошкольника:
• методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»,
• методика М.В. Ильиной «Составление изображений объектов»
- методика П. Торренса «Закончи рисунок»,
Исследование проводилось на базе МАДОУ №2 «Теремок» г. Камышлов. В нем принимало участие 20 воспитанников ДОУ 4-5 лет.
Работа по определению уровня развития творческого воображения у дошкольников среднего возраста показала, что дети данного возраста испытывают затруднения при выполнении творческих заданий. Сложности возникали при оформлении образов. У многих не были проработаны детали.
Всё это свидетельствовало о необходимости проведения специального обучения с целью развития творческого воображения у дошкольников данной группы.
5. Спроектирована работа по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Для развития оригинальности воображения на занятиях применяются задания типа: придумать название и описать результаты своей работы, придумать как можно больше вариантов поделок из одного материала и др.
Для развития гибкости воображения используются задания типа: в силуэте облаков найти сходства с животными, предметами, представить, как можно превратить весенний дуб в летний, превратить зимний пейзаж в весенний (летний, осенний) и снова в зимний, дворец превратить в избу, лягушка в царевну и т.п.
С целью развития беглости воображения используются задания на применение разнообразного природного и бросового материала при создании творческой работы, применение нетрадиционных техник рисования и аппликации.
Таким образом, в ходе данного исследования раскрыто содержание понятия «творческое воображение»; проведена диагностика развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста; разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста и обоснована его эффективность.
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута.
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г Ананьев, П. Л. Рыбалко. - М.: Наука, 1964. - 287с.
2. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : Методические рекомендации / О. В. Боровик - М.: Рон, 2000. - 112 с.
3. Вальтер, Н. Нетрадиционные техники аппликации [Электронный ресурс] /URL: http: //www. maam.ru/detskij sad/netradicionye-tehniki-aplikaci. html (дата обращения 11.01.2019).
4. Веракса, Н. Е. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Н. Е. Веракса. - М., 2006. - 396 с.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1950. - 350 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
7. Герасимова, М. П. Управление дошкольным учреждением [Текст] / М. П. Герасимова // Словарь - справочник. - М., 2008. - 162 с.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М., 1999. - 144 с.
9. Доронова, Т. Н. Обучение детей 4-7 лет рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т. Н. Доронова. - М., 2004. 136 с.
10. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольников [Текст] /
О. М. Дьяченко. - М., 1996. - 158 с.
11. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
12. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е. В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 23-26.
13. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М., 1956. - 204 с.
14. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление [Текст]: психодиагностические методики / М. В. Ильина. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
15. Ильина, М. В. Развитие воображения дошкольников [Текст] / М. В. Ильина. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 176с...