ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основной задачей современной образовательной политики, в соответствии документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века. Поколения, которое принимает и разделяет традиционные ценности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одной из первостепенных задач является «развитие творческих способностей детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно- творческой компетентности детей» [55, с. 5]. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет развитие творческих способностей.
Старший дошкольный возраст благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Если же не уделять этому внимание, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой творческой деятельности. Одна из главных особенностей заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта. Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения.
Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей детей. Она включает в себя рисование, лепку, аппликацию и имеет большое значение для разностороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в данный возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), будет успешно развиваться и в дальнейшие годы дошкольного детства. В процессе изобразительной деятельности ребенок переживает разнообразные чувства: радуется изображению, которое он создал, или огорчается, если что-то не получилось. Самое главное, что, создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознано использовать приобретенные знания. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы дает возможность выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Предметом исследования является комплекс занятий по
изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности творческого развития у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы;
5. Разработать содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.С. Брунер, В.В. Богат, Л.С. Выготский). Теоретические положения о роли изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребенка (Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, О.М. Дьяченко, И.А. Лыкова, Г.Г. Григорьева и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по творческому развитию детей. Также следует отметить практическую значимость изобразительной деятельности, которая также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №127 «Кораблик» города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии творческих способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, реализовывалось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития творческой личности, одним из центральных направлений работы является развитие творческих способностей. Изученный теоретический материал следующих авторов Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, О.М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева и др. и проведенное исследование, подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «творческие способности». Творческие способности это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. Следовательно, в узком смысле под художественнотворческими способностями следует понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства (по Г.Г. Григорьевой).
2. Опираясь на позицию Н.В. Кондратьевой, мы определяем творческие способности старших дошкольников в единстве четырех критериев: когнитивно-эмоционального критерия, выявляющего способность мыслить нешаблонно, придумывать больше идей, образов. Личностно-креативного критерия, проявляющегося в активизации творческого потенциала, использовании воображения, самостоятельности. Мотивационноценностного критерия, проявляющегося в стремление к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта. Деятельностно-процессуального критерия, проявляющегося в выборе приемов в решении поставленной творческой задачи.
3. Мы выяснили, старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании умения действовать в своей работе не шаблонно (когнитивно-эмоциональный критерий). Особенности активного использования творческого потенциала в своей работе (личностно-креативный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к самовыражению в продуктах творчества (мотивационно-ценностный критерий). Особенности выбора приемов и творческих решений в продуктах все это необходимо учитывать при выборе тематики изобразительной деятельности.
4. Рассмотрев сущность методов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение детей действовать не по шаблону (когнитивно-эмоциональный критерий). Происходит развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой изобразительной деятельности; активно проявляется творческий потенциал (личностно-креативный критерий). Благодаря изобразительной деятельности дети могут самовыражаться, развивается эмоциональная сфера (мотивацинно-ценностный критерий). Происходит совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта (деятельностно-процессуальный критерий).
5. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психологопедагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач творческих способностей комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в процессе исследования и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности, детей старшего дошкольного возраста.
1. Байназарова, Т.Б., Сыздыкбаева, А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников [Текст] / Т.Б. Байназарова, А.Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 77-80.
2. Барташникова, И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет [Текст] / И.А. Барташникова. - Екатеринбург: Фалео, 1997. - 412с.
3. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Просвещение, 1977. - 344с.
4. Богат, В.В. Развивать творческое мышление [Текст] / В.В.Богат // Дошкольное воспитание. - № 1. - С. 17-19.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2010. - 287 с.
6. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] /О.В. Боровик. - М.: ООО "ЦГЛ", 2000. - 112 с.
7. Веккер, Л.М Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер // Воображение и психологическое время. -1994. - № 4 - С. 62-71.
8. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение 1972. - 190 с.
9. С Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]. В 6-ти т. Т. 6 / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1982. - 445 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 536 с.
12. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 20-28
13. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст]/ Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - 397 с.
14. Глотова, Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А. Глотова. - Екатеринбург, 2012. - 287 с.
15. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1997. - 268 с...