Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах

Работа №96255

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВНОМ 8
МУЗИЦИРОВАНИИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ
1.1. Анализ проблемы развития у детей невербальных
коммуникативных умений в психолого-педагогической 8
литературе
1.2. Особенности развития невербальных коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Возможности коллективного музицирования в развитии
невербальных коммуникативных умений у 31
детей
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВНОМ
МУЗИЦИРОВАНИИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
невербальных коммуникативных умений у детей старшего 40
дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных
умений у детей в коллективном музицировании 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62

Актуальной проблемой современной педагогики выступает развитие каждого ребенка как социально активного человека, способного легко вступать в контакт с окружающими людьми, выстраивать позитивные отношения в коллективной деятельности. Задача развития коммуникативных умений у детей сформулирована как одна из важнейших в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Отношения с окружающими наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится основой дальнейшего развития личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального становления.
Обогащать речевое общение детей, делать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих эмоций. Развитие невербальных коммуникативных умений создает дополнительные возможности для детей старшего дошкольного возраста для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.
Особыми возможностями в развитии невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста обладает коллективное музицирование на детских инструментах. Воплощая в звуках характеры героев образных историй и сказок, дети развивают не только музыкальное восприятие, но и учатся различать разнообразные эмоциональные состояния, выражать их с помощью интонаций, жестов в процессе музицирования. В коллективных музыкальных играх-импровизациях дети учатся ритмически подстраиваться друг к другу, приобретают умения быть в центре внимания и выполнять роль второго плана, осваивают диалогические формы невербального общения.
Однако в педагогической практике существует противоречие между широкими возможностями коллективного музицирования в развитии невербальных коммуникативных умений у детей и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические основы обращения к коллективному музицированию в образовательном процессе ДОО, обеспечивающие развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Развитие
невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах».
Объект исследования: процесс развития невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы охарактеризовать понятие «невербальные коммуникативные умения».
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности коллективного музицирования в развитии невербальных коммуникативных умений у детей.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
5. Спроектировать содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах.
Теоретическая основа исследования:
• теория о деятельности и общении как факторах социального развития личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.);
• исследования невербальных коммуникативных умений в работах
Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, Е.В.Зиминой, В.А.Лабунской,
А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, Б.Д.Парыгина, В.И.Яковлева;
• методические рекомендации по организации детского коллективного музицирования в работах Е.Н.Ветлугиной, Н.Г.Куприной, О.Н.Радыновой, Е.В.Попляновой, Т.Э.Тютюнниковой.
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ научной литературы, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МБОУ ЦО «Наследие» д. Уфа-Шигири с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были решены поставленные задачи.
^Проанализировав литературу, можно охарактеризовать понятие «невербальные коммуникативные умения». Это общение с помощью, мимики, жестов, интонации, выразительного движения и ряда других неречевых средств. Владение средствами невербальной коммуникации является одним из элементов культуры общения.
2. Анализ научной литературы дает возможность заключить, что развитие невербальных коммуникативных умений играет огромную роль в старшем дошкольном возрасте, дает ребенку возможность более полно выразить свои чувства, мысли, желания, лучше понимать своего собеседника, регулировать проявление своих эмоций. Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием для нормального психического развития ребенка.
Задачами развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста являются:
• развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
• развитие самоконтроля поведения, эмоциональной
устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;
• развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);
• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
• выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
• обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
3. Раскрыты возможности коллективного музицирования в развитии
невербальных коммуникативных умений у детей. В коллективном музицировании успешно развиваются такие невербальные
коммуникативные умения, как умение сотрудничать и взаимодействовать, находить совместное решение для творческих задач, выражать свои чувства и понимать эмоциональные состояния окружающих, проявлять инициативу и уметь прислушаться к другому мнению.
Процесс развития невербальных коммуникативных умений в коллективном музицировании будет успешным при следующих условиях:
• вовлечение детей в межличностные отношения при организации коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах;
• создание условия для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств детей в процессе коллективного музицирования;
• учет психологических и физиологических особенностей старших дошкольников при разработке занятий коллективным музицированием в условиях ДОО.
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие невербальные коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются в коллективном музицировании:
• умение не испытывать стеснение, оказавшись в центре внимания, активность в совместном решении творческих задач, проявлять самостоятельность;
• умение естественно по ситуации выражать свои, чувства, переживания с помощью средств невербальной коммуникации (мимики, интонаций, жестов, выразительного движения);
• умение определять эмоциональное состояние другого человека, проявлять эмпатию, эмоционально подстраиваться к нему в процессе общения.
Соответственно были определены следующие показатели развития невербальных коммуникативных умений в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста: инициативность общения, выразительность общения, эмпатия в общении.
По итогам диагностического исследования высокий уровень развития невербальных коммуникативных умений у детей в группе составил 20%, средний уровень составил 50%, низкий уровень составил 30%. Полученные данные сориентировали нас на разработку комплекса занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах.
5. В разработанный комплекс занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах вошли игры на развитие выделенных нами умений по показателям инициативность общения, выразительность общения и эмпатия в общении.
Мы распределили игры по нескольким типам, направив их на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста:
• игры на развитие умения не испытывать стеснения, оказавшись в центре внимания, активность в совместном решении творческих задач (инициативность), проявлять самостоятельность;
• игры на развитие умения естественно по ситуации выражать свои, чувства, переживания с помощью средств невербальной коммуникации - жестов, мимики, интонаций, выразительного движения (выразительность);
- игры на развитие умения определять эмоциональное состояние другого человека, проявлять эмпатию, слышать как играет другой человек и повторять за ним.
Комплекс занятий, направленный на развитие невербального общения у детей в коллективном музицировании, включает и специальные упражнения на знакомство детей с простейшими музыкальными инструментами, способами игры на них, развитие музыкального слуха (тембрового, динамического, ритмического, мелодического), мелкой мускулатуры пальцев рук, слуховую фантазию, память, внимание. Эти упражнения необходимы для организации коллективного музицирования. Подобранный музыкальный репертуар был направлен на воспитание у детей потребности в музыкальном общении, а также выдержки, самообладания, что также является важным в общении с окружающими.


1. Арушанова, А.Л. Коммуникативное развитие: проблемы и
перспективы [Текст] / А.Л. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 3. - С. 18-27.
2. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет [Текст] : Учеб. пособие по развитию коммуникатив. способностей ребенка / Н.Е. Богуславская. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2002. - 110 с.
3. Веракса, Н.Е. От рождения до школы [Текст] : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : Мозаика-синтез, 2010. - 232 с.
4. Вахромеева, Т С. Справочник по музыкальной грамоте. [Текст] / Т.С. Вахромеева. - М. : ГИТИС, 2001. - 134с.
5. Венгер, Л.А. Формирование восприятия у дошкольника. [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 2011. - 201с.
6. Ветлугина, Н.А. Детский оркестр [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Астрель, 2013. - 141с.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка [Текст] /
Н.А.Ветлугина. - М. : Просвещение, 2010. - 136 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.Выготский - М. : Изд-во Смысл Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
9. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. Просвещение, 2008. - 241с.
10. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. Просвещение, 2013. - 45с.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М. : Просвещение, 2005. - 196с.
12. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст] : Метод. пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева, Л.В Линская, Т.П.Усольцева. - М. : Изд-во Новосиб. ун-та ; Совершенство, 2012. - 171с.
13. Громова, Е.В. Развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - 2010. - № 5. - С. 87-104.
14. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.А. Давыдова. - М. : Просвещение, 2006. - 125 с.
15. Девятова, Т.Н. Звук - волшебник [Текст] : Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Т.Н.Девятова. - М. : Просвещение, 2006. - 156с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ