Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой

Работа №96252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКОЙ 6
1.1. Развитие творческих способностей детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности занятий бумагопластикой в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
БУМАГОПЛАСТИКОЙ 34
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70

Развитие творческих способностей у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. Задача творческого развития детей выступает в качестве одной из приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. Если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности.
Развитие творческих способностей происходит наиболее эффективно в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности, интересы, потребности, установки. Отсюда вытекает необходимость организации занятий по развитию творческих способностей в понятной и интересной для детей деятельности.
Одним из эффективных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей в дошкольном возрасте, является бумагопластика. В процессе работы с бумагой у дошкольников развиваются воображение, мелкая моторика, что способствует развитию творческих способностей.
Однако, как показывает практика, занятиям бумагопластикой не уделяется должного внимания: недостаточно методической литературы, которая давала бы советы по организации творческой деятельности детей . Недостаточность материального обеспечения не позволяет создать педагогам предметно-развивающую среду для организации творческих занятий.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске теоретических оснований и практических направлений развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой в условиях ДОО.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческие способности» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий бумагопластикой в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, педагогическое проектирование.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов: Л.С. Бариевой, Н.Ю. Венгер, А.А. Волковой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, О.М. Дьяченко, Г.В. Жидких, Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, М.В. Мальцевой, А.А. Некрасовой, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, О.А. Тихомировой, Е.А. Флериной. При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Н.А. Ветлугиной, И.В. Груздовой, Т.Г. Казаковой, В. Кудрявцева.
Практическая значимость исследования определяется тем, что что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по развитию творческих способностей у детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида города Каменск-Уральского Свердловской области. В практическом исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 69 наименований изданий, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «творческие способности» применительно к дошкольному возрасту. Это индивидуальные качества личности, проявляющиеся в определённых видах деятельности и порождающие нечто качественно новое, оригинальное.
2. Выявлены особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в следующем: совершенствуются психические процессы (внимание, память, воображение, речь, мышление), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Дети старшего дошкольного возраста более свободны и вариативны в поиске новых тем. Они способны к созданию выразительных образов, активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов.
Дети старшего дошкольного возраста более самостоятельны в предварительном замысле и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач.
Дети в старшем дошкольном возрасте конструируют по условиям, заданным взрослыми, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
Следует выделить ряд педагогических условий, которые необходимо учитывать при организации нашей творческой деятельности:
• организация предметно-развивающей среды, которая окружает детей и способствует развитию творческих способностей дошкольников;
• выбор методов, приёмов для развития творческих способностей;
• овладение детьми разнообразными индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умений и навыков работы не только индивидуально, но и в группе;
• создание эмоционального комфорта - это позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
• разнообразие видов совместной детской деятельности - в каждом виде деятельности ребёнок проявляет и приобретает определенные знания, умения, а совместная деятельность ещё и позволяет реализовать внутренний потенциал личности, который складывается под влиянием партнёра по творчеству;
• использование таких видов деятельности, которые ориентированы на развитие творческих способностей ребёнка;
• организуя деятельность, необходимо создавать ситуацию, которая бы предполагала привлекательность творчества для детей, инициировала фантазию, воображение.
3. Раскрыты возможности занятий бумагопластикой в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разнообразие техник бумагопластики способствует развитию у детей эмоциональной выразительности, сюжетной разработанности отдельных деталей и всего сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники бумагопластики и материалы, и в целом - развитию творческих способностей детей.
4. Проведено диагностическое исследование начального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическое исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 комбинированного типа. Детский сад находится в г. Каменск-Уральский Свердловской области, в типовом здании, рассчитанном на 200 мест. Для проектировочной работы была выбрана старшая группа. В данной группе 20 человек. Исследование проходило с декабря по апрель.
Нами была выбрана диагностическая методика И.В. Груздовой.
Для организации исследовательской работы были выявлены следующие показатели: эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность, оригинальность изображения. Уровни развития - высокий, средний, низкий.
Результат показал, что дети находятся преимущественно на низком уровне (45% группы) и на среднем уровне (40% детей) развития творческих способностей. Высокий уровень развития творческих способностей показали 15% детей группы. Причинами доминирования низкого и среднего уровней развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений,
несформированность познавательных интересов. Дети недостаточно оригинальны при создании эмоционально-выразительного образа, им сложно сделать самостоятельный выбор при изображении эмоционально - образного содержания рисунка, создать целостную композицию, где показано взаимодействие героев.
5. Спроектировано содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой.
На наш взгляд эффективными для развития творческих способностей являются занимательные занятия интегрированного характера. Они направлены на формирование способности самостоятельно создавать новые художественные образы, используя для этого средства разных видов искусства и разные образовательные области (это и «Коммуникация», «Музыка», «Познание»).
Мы разработали тематический план работы с детьми, включающий в себя комплексные занятия.
Реализация условий развития творческих способностей детей требовала от нас реализации определённых принципов: принцип свободы выбора, открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи.
На развитие показателя «эмоциональная выразительность» в наш тематический план вошли занятия, где дети делали самостоятельный выбор эмоционально-образного содержания рисунка («Музыка леса», «Лес, точно терем расписной», «Зимний день»), различные этюды, где дошкольники знакомились с эмоциями и учились определять эмоциональное состояние («Хорошее настроение»). Также вошло знакомство с искусством, где дети выделяли средства выразительности, используемые художниками. Мы учили их замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции...


1. Андреева, И. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения [Текст] / И. Андреева. - М.: Современная школа, 2009. - 65 с.
2. Ашиков, В. Совместная творческая деятельность педагога и детей [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 38-44.
3. Баландина, Л. А. Диагностическая работа или как лучше понять ребёнка [Текст] / Л. А. Баландина и др. - Ростов-н/Д : Феникс, 2005. - 288 с.
4. Бариева, Л. С. Технология эстампа по аппликации с детьми 6-7 лет [Текст] / Л. С. Бариева // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 12. - С. 66­78.
5. Белова, Т. Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т. Н. Белова // Воспитатель - 2010 - № 5 - С. 99-105.
6. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] / З. А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
7. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара.: Самарский дом печати, 1994. - 316 с.
8. Борисенко, М. Г. Диагностика развития ребенка [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2007. - 96 с.
9. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст] / Е. К. Брыкина. - М.: Пед. о-во России, 1998. -146 с.
10. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
11. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005. - 270 с.
Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] /
С. Л. Вигман. - М.: ТК Велби, 2006. - 40 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский — СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
14. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность
дошкольников [ Текст] : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - М.:«Академия», 1997. - 289 с.
15. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - Москва : Кафедра-М : Academia, 2000. - 344 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ