Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у подростков представлений о межличностных отношениях в процессе создания комиксов

Работа №96250

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ
1.1. Характеристика межличностных отношений подростков 12
1.2. Комикс как вид изобразительного искусства 20
1.3. Технология создания комиксов 27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ
2.1. Цель, задачи и содержание опытной работы 31
2.2. Результаты опытной работы 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Современная эффективная деятельность людей обуславливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий. Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Обучение межличностному взаимодействию и развитию коммуникативных качеств личности, в большей степени, происходит в школьные годы, поэтому в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации [21] - одной из основных задач является обеспечение у обучающихся формирования «культуры мира и межличностных отношений». Также, о важности взаимодействий личности в социуме говорится в документах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [19], в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [20], в Профессиональном стандарте педагога [18].
Разработка проблемы межличностных отношений в отечественной науке носит междисциплинарный характер: от поисков философских взаимодействий до прикладных социологических, психологических и педагогических изысканий взаимодействий человека с окружающим его миром. Теоретические исследования, направленные на определение научного статуса понятия «межличностные отношения», представлены в работах И.И. Жбанковой, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.И. Пригожина, И.Т. Фролова, Л.Г. Чусовитина. Общепсихологические основы межличностных отношений и педагогические разработки по руководству данных процессов нашли отражение в исследованиях Т.А. Антоновой, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинского, Е.В. Коротаевой, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Г.А. Цукерман. Социологические исследования механизмов социальных взаимодействий личности отражены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва, М. Вебер, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, Т. Парсонс, Т. Шибутан. Как отмечают исследователи, отношения личности, её потребности, интересы, склонности являются не абстрактным продуктом исторических условий, а результатом взаимодействия человека с окружающей средой и её влиянием на развитие индивидуальности в предметной деятельности.
Формирование представлений о межличностных отношениях подростков строятся в момент их психоэмоциональных перемен. В этот период происходит существенное изменение в коммуникативной деятельности подросток-подросток, подросток-взрослый: меняется характер взаимодействий с окружающей действительностью, расширяются контакты со сверстниками, усложняются условия и формы взаимодействия в совместной деятельности (Р. Аткинсон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Зимняя, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Е.О. Смирнов, Д.И. Фельдштейн).
Одним из способов формирования у подростков представлений о межличностных отношениях, проходящих в культурно-образовательном пространстве, является использование комикса. В процессе его создания и чтения, возможно постижение и раскрытие смыслов взаимоотношений людей, их проигрывание, перенос на себя этих взаимодействий В этом случае происходит обсуждение героев комикса, отождествление взаимодействий героев в процессе их изображения, осознание своего «Я» каждым подростком.
Комикс - графически-повествовательный жанр: серия рисунков с текстом, образуя связное повествование (С.А. Кузнецова) [15]. Изображения являются четкими и упрощенными знаками, их интерпретация является менее условной и весьма ограниченной, позволяющая подростку более легкое восприятие информации о взаимодействии личностей, в том числе и о межличностных отношениях.
Комиксы - это «секвенциональное искусство», то есть статичные изобразительные образы, организованные в определенную повествовательную последовательность, преимущественно в диалоговой форме (У. Айснера) [14, с. 4]). Человеческий мозг не способен воспроизвести информацию, которая не была ранее ему доступна, поэтому при чтении комикса происходит интуитивная интерпретация подростками воспринимаемой информации, на основе полученных ранее знаний пережитого опыта, подсознательно выбирается менее затратный по временной шкале и собственной энергии содержательный способ коммуникации. Из чего можно сделать вывод о подражании видимой действительности подростками, вследствие чего, вещи, не доступные для восприятия, не смогут найти отражения в поведении, словах и действиях подрастающего поколения. Всё вышесказанное позволяет говорить о возможности использования комикса - особого вида изобразительной деятельности, как средства формирования представлений о межличностных отношениях.
Различные аспекты изобразительной деятельности подростков являются предметом целого ряда научных исследований. Так, основные аспекты теории художественной деятельности рассмотрены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, В.П. Зинченко. Особенности развитии художественного восприятия представлены в исследованиях А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, П.М. Якобсона. В рамках педагогики искусства рассмотрены особенности общения подростков с художественными произведениями в работах Л.М. Предтеченская, В.И. Петрушин, Л.В. Пешикова, Ю.М. Солодовников. Однако среди данных исследований не затрагивается процесс создания обучающимися какого вида изобразительного искусства как комиксы. Хотя именно их создание несет в себе большой потенциал для осознания и формирования представлений о межличностных отношениях в социуме. Анализ выше указанной научной литературы свидетельствует о том, что возможности художественной деятельности подростков в виде создания комикса для формирования представлений о межличностных отношениях в социуме до сих пор не являлись предметом специального исследования.
Таким образом, существуют следующие противоречия:
- между значимостью культуры межличностных отношений в жизни человека и недостаточным уровнем ее развития у подростков;
- между возможностью использования такого вида художественной деятельности как создание комикса для формирования представлений о межличностных отношениях у подростков и недостаточной разработанностью данной проблемы в области художественного образования;
- между признанием значимости формировании межличностных отношений в развитии личности подростка и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса средствами создания комикса обучающимися.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: каковы возможности художественной деятельности по созданию комиксов для формирования представлений о межличностных отношений у подростков?
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОМИКСОВ».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить методы и приемы формирования представлений межличностных отношений подростков в процессе создания комикса.
Объект исследования - процесс формирования представлений межличностных отношений у подростков в процессе создания комикса
Предмет исследования - методы и приемы формирования представлений межличностных отношений у подростков посредством создания комикса.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование представлений о межличностных отношениях у подростков в процессе создания комиксов будет результативным, при условии:
- стимулирования осознания идентичности межличностных отношений, отраженных в комиксах, с аналогичными отношениями подростков в социуме;
- определения последовательности действий педагога и обучающихся в процессе создания комикса, отражающего межличностные отношения персонажей;
- самостоятельного выбора и оценки подростками художественных средств для выражения межличностных отношений персонажей в комиксе.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровни и показатели сформированности умений межличностных отношений подростков.
3. Определить последовательность действий педагога и обучающихся в процессе формирования межличностных отношений.
4. Разработать методы и приемы формирования представлений о межличностных отношениях подростков в процессе создания комикса.
5. В ходе опытно-поисковой работы проверить результативность разработанной методики.
Методологической основой исследования являются:
- основные положения концепции личностно ориентированного образования (М.Н. Берулав, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, И.А. Якиманская и др.);
- основные положения методологии и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин);
- психолого-педагогические основы проблемы развития интереса (В.В. Бондаревский, Б.Г. Додонов, А.Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев, A. Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина);
- теоретические основы психологии подростков (Р. Аткинсон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн);
- положения о становлении и развитии художественного интереса (В.Н. Банников, Л.Л. Бочкарев, П.И. Буцаев, В.И. Петрушин, А.А. Сергеева, Н.Н. Свичинская, В.М. Тарбоков, Б.М. Теплов, Е.А. Черкашин);
- положение о доминирующей роли одного из видов искусства в развитии художественного интереса (Е.А. Ермолинская, Б.П. Юсов);
- идеи о воспитательном и развивающем значении творчества (Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов),
- художественной коммуникации как интеллектуально-творческой связи
автора и реципиента (В.М. Ахунов, В.И. Грачёв, В.С. Казакова, B. Н. Кардапольцева, Л.В. Школяр),
- формировании самосознания в юношеском возрасте (В.В. Знаков, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев);
- теории художественной деятельности (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, В.П. Зинченко);
- развития художественного восприятия (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, П.М. Якобсон);
- педагогики искусства об особенностях художественного общения старшеклассников (Л.М. Предтеченская, Л.В. Пешикова, Ю.М. Солодовников).
В процессе исследования использовались следующие методы:
-теоретические: анализ психологической, педагогической литературы; обобщение литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования; проектирование методики; прогнозирование результатов исследования;
-эмпирические: опытно-поисковая работа, беседа, социометрия, анкетирование, метод экспертных оценок.
Исследование проводилось в три этапа в течение 2016-2018 гг.
На первом этапе работы (2016-2017 гг.) проводился анализ и обобщение литературы по теме исследования; разрабатывался методологический аппарат; формулировались проблема и тема исследования; определялись его цель, объект, предмет, гипотеза, концептуальная основа, научный аппарат.
На втором этапе (2017-2018 гг.) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание опытной работы, её структура и основные организационные формы; осуществлялось теоретическое и опытно-поисковое исследование с целью проверки гипотезы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) проводился анализ полученных данных опытно-поисковой работы, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное казенное учреждение Ачитского городского округа дополнительного образования «Ачитский центр дополнительного образования» р.п. Ачит, Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняло участие ... детей подросткового возраста.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определена методика по формированию представлений межличностных взаимодействий путем создания комикса:
- Формирование представлений о межличностных отношениях с системе подросток-подросток, подросток-взрослый;
- Формирование начальных навыков межличностного взаимодействия у подростков как фактора, обеспечивающего повышения уровня владения коммуникативными средствами (вербальными и невербальными) и механизмами межличностного восприятия (эмпатия, идентификация, социально-психологическая рефлексия) и влияющего на развитие интерактивных личностных качеств подростков (открытость, организованность, ответственность и коллективизм);
- Формирование навыков изобразительной деятельности.
2. Выявлен комплекс умений по формированию представлений межличностных взаимодействий путем создания комикса:
- Реализация формирования у подростков коммуникативных навыков, путем создания комиксов, точнее персонажа, сюжета, взаимодействий и диалогов;
- Умение принимать и передавать эмоциональную и рациональную информации;
- Понимать эмоциональное состояние героев передаваемое автором комиксов, сопереживать, адекватно реагируя на оппонентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. в научном обосновании педагогических возможностей комикса в формировании представлений межличностных отношений у подростков, заключающихся в овладении и передаче коммуникативными вербальными и невербальными средствами, перцептивными механизмами и интерактивными качествами.
2. в разработке показателей сформированное™ представлений о межличностных отношениях у подростков, а именно владение вербальными и невербальными средствами взаимодействия, путем переноса личности в мир комиксов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработано методическое сопровождение процесса формирования межличностных отношений, направленного на создание и понимание комиксов;
- определен репертуар комиксов (американский, итальянский, российский, французский, японский, ...), включающий повышения уровня владения коммуникативными средствами, механизмами межличностного восприятия и влияющего на развитие интерактивных личностных качеств подростков.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-поисковой работы с подростками на базе МКУ АГО ДО «Ачитский центр дополнительного образования» р.п . Ачит, Свердловской области.
Апробация основных положений исследования проходила посредством публикации статьи в журнале, включенной в реестр РИНЦ.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация / Л.Д. Столяренко - Москва: РГ-Пресс, 2018 г. -336 с.
2. Психология развития. Энциклопедический словарь. / Ред. И. Авидон/ Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 176 с
3. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - Санкт-Петербург.: Питер, 2006. - 1096 с.
4. Загвязински В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / [В.И. Загвязински, А. Ф.Закирова, Т. А.Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского. - Москва: издательский центр «Академия», 2008, - 352 с.
5. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - Санкт-Петербург.: Питер, 2001. - 544 с.
6. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса / М. Е Сачкова. - Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 130 с.
7. Никулин С. А., Сачкова М. Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 60-67
8. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении: монография / О. В. Соловьева. - Москва.: Издательство Московского университета, 1992. - 112 с.
9. Кузнецова А.О. Мультарт как современный коммуникативный концепт (на примере японских манга и американских комиксов) // материалы международного научно-творческого форума «Молодежь в науке и культуреXXI века». Челябинский государственный институт культуры., Челябинск: -2016.- С. 40-42.
10. Окунева И.А., Латун В.В. Особенности использования структурных компонентов креолизованных текстов в зарубежной учебной книге: моменты концептуальной инверсии // Интернет-журнал «Мир науки»: - 2017, №2 - С. 33-39
11. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: монография // Энциклопедия., Челябинск:, - 2011. - С. 288.
12. Столярова Л. Г. Анализ структурных элементов комикса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки., Тула: - 2010., № 1. - С. 383-388.
13. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф., Уфа: - 2013. — С. 97-99.
14. Цыркун Н. А. Комикс и кинематограф: общий генетический код // Артикульт. — 2013., № 1. — С. 4-10.
15. Кузнецова С.А. Большой толковый словарь русского языка/ С.А Кузнецова, Санкт-Петербург: Норинт, 2000. - 1536 с.
16. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. Макклауд, Москва: Белое Яблоко, 2016. - 216 с.
17. Айснер У. Графическое повествование 1996
18. Топилин М. министр Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (06.12.2013 г., ред. Поправки 03.09.2016 г.) №30550 45 с.
19. Фурсенко А. министр Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 17.12.2010 г. №1897 (ред. Приказа Минобрнауки России 29.12.2014 №1644) 41 с.
20. Данилюк А.Ю., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Москва: Просвещение, 2009. - 26 с.
21. Касьянов М. Национальная доктрина образования в Российской федерации от 04.10.2000 г. №751 / М. Касьянов, Москва, 2000. - 11 с.
22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 1. А-Д / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Москва.: Азъ, 1992. - 506 с.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 2. Е-Л / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Москва.: Азъ, 1992. - 506 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 3. М-О / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Москва.: Азъ, 1992. - 446 с.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 4. П-Р / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Москва.: Азъ, 1992. - 315 с.
26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь. Том 5. С-Я / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, Москва.: Азъ, 1992. - 660 с.
27. Disima Комикс как вид искусства [Электронный ресурс] Disima.ru2018 14.05.2016 https: //disima.ru/vse-o-komiksax/komiks-kak-vid-iskusstva/
28. Художественный клуб [Электронный ресурс]. 2018 Режим доступа: http://art-club.su/
29. Комиксы по жанрам [Электронный ресурс]. 2018 Режим доступа: http s: //youcomicstube.ru/
30. Макклауд С. Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства / С. Макклауд, Москва: Белое Яблоко, 2018. - 252 с
31. Ли С. Как рисовать комиксы: эксклюзивное руководство по рисованию / С. Ли, Москва.: Эксмо, 2012. - 224 с.
32. Ли С. Как создавать комиксы / С. Ли, Москва.: Эксмо, 2014. - 232 с.
33. Волкова А. А., Берндт Ж, Катасонова Е. Л. Манга в Японии и России. Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса / А. А. Волкова, Ж. Берндт, Е. Л. Катасонова, Санкт-Петербург: Фабрика комиксов, 2015. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ