Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении ДШИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ В ДШИ 9
1.1. Слушание музыки как учебная дисциплина ДМШ и ДМШ 9
1.2. Специфика дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» на
хореографическом отделении ДШИ 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ 29
2.1. Задачи и содержание опытной работы 29
2.2. Результаты опытной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ В ДШИ 9
1.1. Слушание музыки как учебная дисциплина ДМШ и ДМШ 9
1.2. Специфика дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» на
хореографическом отделении ДШИ 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ 29
2.1. Задачи и содержание опытной работы 29
2.2. Результаты опытной работы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дополнительное образование всегда играло большую роль для детей на начальном этапе формирования их интересов и выбора профессии в будущем. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании, так как выполняет две наиважнейшие образовательные функции - как первая ступень профессионального образования в сфере искусств и культуры и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.
В последние годы наблюдается большой интерес у подрастающего поколения к обучению хореографическому искусству. Об этом свидетельствуют большие конкурсы при поступлении в детские хореографические школы и на хореографические отдаления детских школ искусства, а также в образцовые хореографические коллективы. Многочисленные телеконкурсы - «Ты супер!(танцы)», «Танцы со звездами», «Танцы» - способствовали появлению достаточно большого количества детских хореографических коллективов различной направленности и уровня в рамках дополнительного художественного образования. Однако большинство детей и их родителей предпочитают обучение в ДХШ и на хореографических отделениях ДШИ.
В настоящее время обучение по направлению «Хореографическое искусство» в ДХШ и ДШИ осуществляется на основе ФГТ, содержащих в учебном плане дисциплину «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Впервые термин «Слушание музыки (воспитание)» вошел в практику в 1911 году, когда работая в трудовой колонии «Бодрая жизнь» В.Н. Щацкая проводила систематические музыкальные занятия, на которых «дети слушали музыку, накапливали музыкальные впечатления, разучивали их понимаю песни, изучали музыкальную грамоту» [50, с. 66].
В дальнейшем вопросы методики организации раздела урока «Слушание музыки» нашли отражение в работах В.Г.Каратыгина, М.М. Койранской, Н.Л. Гродзенской, С.Л. Гинзбурга, В.А. Багадурова, Т.Л. Беркман, М.А. Румер и А.Н. Сметанина. В их работах была представлена цель занятий «Слушание музыки» в общеобразовательной школе - «воспитание вкуса к истинно художественной музыке... развитие внимания, умения слушать. опытное знакомство с элементами музыкальной речи.. .и ее ознакомление» [22].
В работах Н.Л. Гродзенской особо акцентировалась воспитательная ценность слушания музыки, давались указания к репертуару методам и приемам обучения, стимулирующим учащихся к активному восприятию музыки [21].
В настоящее время в научной и музыкально-педагогической литературе термины «слушание» и «восприятие» музыки часто фигурируют как идентичные. По мнению многих педагогов-музыкантов, «слушание- восприятие музыки» значительно шире, чем просто «слушание», так как слышание музыки предполагает, помимо эмоционального непосредственного отклика и ее понимания, - переживание, сохранение в своей памяти, внутреннего представления звучания. Несмотря на то, что проблема восприятия музыки достаточно давно стала предметом научных исследований (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Е.Я. Гембицкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкенский, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина, М.Ю. Самакаева, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов и др.,) во многом она еще не решена.
В практику хореографических отделений ДШИ «Слушание музыки и музыкальная грамота» как учебный предмет из учебно-воспитательного процесса детских музыкальных (как дисциплина, предшествующая музыкальной литературе) и образовательных школ (как раздел дисциплины «Музыка»).
Методика обучения по данной дисциплине в ДМШ основывается на фундаментальных исследованиях психологов (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) и фундаментальных работах в области музыкознания (В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), рассматривающих основные структурные компоненты этого процесса восприятия музыки, а также специфику музыкального мышления, музыкальной памяти, музыкальных представлений.
Организация учебного процесса по дисциплине «Слушание музыки» - содержание, методы и приемы обучения были разработаны Б.Л. Яворским Е.В. Давыдовой, А.И. Лагутиным. Именно их методики до сих пор являются основой организации занятий по данной дисциплине в ДМШ.
Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам организации учебных занятий по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота» показал, что специальных работ, освещающих данный процесс для детских хореографических школ в настоящее время фактически нет. Таким образом, наблюдаются противоречия:
- между необходимостью реализации комплексного подхода к содержанию хореографического образования детей декларируемого в «Концепции художественного образования РФ» и фактическим отсутствием данного подхода в системе учреждений дополнительного образования по направлению хореографическое искусство;
- между обоснованной педагогами-практиками и музыкантами- теоретиками, необходимостью осуществления на теоретических дисциплинах межпредметных связей между теоретическими и практическими (профильными) дисциплинами при подготовки юных хореографов и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для их осуществления;
- между разработанностью методики преподавания дисциплины «Слушание музыки» для детских музыкальных школ и фактическим отсутствием учебного и методического обеспечения данной дисциплины в условиях хореографического отделения ДШИ.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» в развитии музыкально ритмических способностей обучающихся на хореографическом отделении ДШИ.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы магистерской диссертации «Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении ДШИ».
Объект исследования: процесс преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Предмет исследования: методы преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Цель исследования: провести анализ программ преподавания по данной дисциплине и разработать методики преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Гипотеза исследования: преподавание дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» на хореографическом отделении ДШИ будет более эффективным при следующих условиях:
- если в содержании занятий будет сделан акцент на интеграцию музыкального и хореографического искусств;
- если параллельно с изучением общей музыкальной культуры и музыкальной грамоты учащимся будут предлагаться знания по истории танца, танцевальных жанрах и балетной музыке;
- если музыкально-теоретические знания будут закрепляться с помощью музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научно-педагогической, музыковедческой и методической литературы по теме исследования.
2. Выявить основные принципы методики преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
3. В опытной работе проверить эффективность разработанной методик по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота» в условиях хореографического отделения ДШИ.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; моделирование; анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование; опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- основные положения теории восприятия музыки (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Е.Н. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов и др.);
- основные положения теории музыкального образования (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.Л. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.);
- основные положения теории обучения сольфеджио и музыкальной грамоте (Е.В. Давыдова, А.И. Лагутин, К.Орф, М.А. Румер, Б.Л.Яворский).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МБОУДО «Детская школа искусств № 5» г. Екатеринбург
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации статьи «Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении детской школы искусств» (Интеграционные процессы в музыкальном художественном образовании: проблемы и перспективы - 2018: Международный сборник научных трудов, Екатеринбург); участие с докладом в научно-практической конференции «Инновации в развитии художественного образования в современной России».
Научная новизна данного исследования заключается в совершенствовании хореографического обучения детей младшего среднего возраста на уроках «Слушание музыки и музыкальная грамота» на хореографическом отделении ДШИ.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «музыкально-ритмическое движение» - это вид деятельности детей, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях;
• теоретически обоснована программа обучения по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота», содержащая упражнения и задания, ориентированные на интеграцию музыкального и хореографического искусств.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных приемов и методов в развитии музыкально ритмических способностей детей, их использовании в педагогической практике ДШИ, во внедрении в учебный процесс на занятиях.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В последние годы наблюдается большой интерес у подрастающего поколения к обучению хореографическому искусству. Об этом свидетельствуют большие конкурсы при поступлении в детские хореографические школы и на хореографические отдаления детских школ искусства, а также в образцовые хореографические коллективы. Многочисленные телеконкурсы - «Ты супер!(танцы)», «Танцы со звездами», «Танцы» - способствовали появлению достаточно большого количества детских хореографических коллективов различной направленности и уровня в рамках дополнительного художественного образования. Однако большинство детей и их родителей предпочитают обучение в ДХШ и на хореографических отделениях ДШИ.
В настоящее время обучение по направлению «Хореографическое искусство» в ДХШ и ДШИ осуществляется на основе ФГТ, содержащих в учебном плане дисциплину «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Впервые термин «Слушание музыки (воспитание)» вошел в практику в 1911 году, когда работая в трудовой колонии «Бодрая жизнь» В.Н. Щацкая проводила систематические музыкальные занятия, на которых «дети слушали музыку, накапливали музыкальные впечатления, разучивали их понимаю песни, изучали музыкальную грамоту» [50, с. 66].
В дальнейшем вопросы методики организации раздела урока «Слушание музыки» нашли отражение в работах В.Г.Каратыгина, М.М. Койранской, Н.Л. Гродзенской, С.Л. Гинзбурга, В.А. Багадурова, Т.Л. Беркман, М.А. Румер и А.Н. Сметанина. В их работах была представлена цель занятий «Слушание музыки» в общеобразовательной школе - «воспитание вкуса к истинно художественной музыке... развитие внимания, умения слушать. опытное знакомство с элементами музыкальной речи.. .и ее ознакомление» [22].
В работах Н.Л. Гродзенской особо акцентировалась воспитательная ценность слушания музыки, давались указания к репертуару методам и приемам обучения, стимулирующим учащихся к активному восприятию музыки [21].
В настоящее время в научной и музыкально-педагогической литературе термины «слушание» и «восприятие» музыки часто фигурируют как идентичные. По мнению многих педагогов-музыкантов, «слушание- восприятие музыки» значительно шире, чем просто «слушание», так как слышание музыки предполагает, помимо эмоционального непосредственного отклика и ее понимания, - переживание, сохранение в своей памяти, внутреннего представления звучания. Несмотря на то, что проблема восприятия музыки достаточно давно стала предметом научных исследований (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Е.Я. Гембицкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкенский, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина, М.Ю. Самакаева, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов и др.,) во многом она еще не решена.
В практику хореографических отделений ДШИ «Слушание музыки и музыкальная грамота» как учебный предмет из учебно-воспитательного процесса детских музыкальных (как дисциплина, предшествующая музыкальной литературе) и образовательных школ (как раздел дисциплины «Музыка»).
Методика обучения по данной дисциплине в ДМШ основывается на фундаментальных исследованиях психологов (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) и фундаментальных работах в области музыкознания (В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), рассматривающих основные структурные компоненты этого процесса восприятия музыки, а также специфику музыкального мышления, музыкальной памяти, музыкальных представлений.
Организация учебного процесса по дисциплине «Слушание музыки» - содержание, методы и приемы обучения были разработаны Б.Л. Яворским Е.В. Давыдовой, А.И. Лагутиным. Именно их методики до сих пор являются основой организации занятий по данной дисциплине в ДМШ.
Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам организации учебных занятий по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота» показал, что специальных работ, освещающих данный процесс для детских хореографических школ в настоящее время фактически нет. Таким образом, наблюдаются противоречия:
- между необходимостью реализации комплексного подхода к содержанию хореографического образования детей декларируемого в «Концепции художественного образования РФ» и фактическим отсутствием данного подхода в системе учреждений дополнительного образования по направлению хореографическое искусство;
- между обоснованной педагогами-практиками и музыкантами- теоретиками, необходимостью осуществления на теоретических дисциплинах межпредметных связей между теоретическими и практическими (профильными) дисциплинами при подготовки юных хореографов и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для их осуществления;
- между разработанностью методики преподавания дисциплины «Слушание музыки» для детских музыкальных школ и фактическим отсутствием учебного и методического обеспечения данной дисциплины в условиях хореографического отделения ДШИ.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» в развитии музыкально ритмических способностей обучающихся на хореографическом отделении ДШИ.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы магистерской диссертации «Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении ДШИ».
Объект исследования: процесс преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Предмет исследования: методы преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Цель исследования: провести анализ программ преподавания по данной дисциплине и разработать методики преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
Гипотеза исследования: преподавание дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота» на хореографическом отделении ДШИ будет более эффективным при следующих условиях:
- если в содержании занятий будет сделан акцент на интеграцию музыкального и хореографического искусств;
- если параллельно с изучением общей музыкальной культуры и музыкальной грамоты учащимся будут предлагаться знания по истории танца, танцевальных жанрах и балетной музыке;
- если музыкально-теоретические знания будут закрепляться с помощью музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научно-педагогической, музыковедческой и методической литературы по теме исследования.
2. Выявить основные принципы методики преподавания дисциплины «Слушание музыки и музыкальная грамота».
3. В опытной работе проверить эффективность разработанной методик по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота» в условиях хореографического отделения ДШИ.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; моделирование; анализ и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование; опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- основные положения теории восприятия музыки (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Е.Н. Назайкинский, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов и др.);
- основные положения теории музыкального образования (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.Л. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.);
- основные положения теории обучения сольфеджио и музыкальной грамоте (Е.В. Давыдова, А.И. Лагутин, К.Орф, М.А. Румер, Б.Л.Яворский).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МБОУДО «Детская школа искусств № 5» г. Екатеринбург
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации статьи «Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении детской школы искусств» (Интеграционные процессы в музыкальном художественном образовании: проблемы и перспективы - 2018: Международный сборник научных трудов, Екатеринбург); участие с докладом в научно-практической конференции «Инновации в развитии художественного образования в современной России».
Научная новизна данного исследования заключается в совершенствовании хореографического обучения детей младшего среднего возраста на уроках «Слушание музыки и музыкальная грамота» на хореографическом отделении ДШИ.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «музыкально-ритмическое движение» - это вид деятельности детей, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях;
• теоретически обоснована программа обучения по дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота», содержащая упражнения и задания, ориентированные на интеграцию музыкального и хореографического искусств.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективных приемов и методов в развитии музыкально ритмических способностей детей, их использовании в педагогической практике ДШИ, во внедрении в учебный процесс на занятиях.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Одним из эффективных путей общего и художественного развития детей является использование на занятиях взаимодействия различных видов искусства.
Взаимодействие различных искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия у дошкольников.
Эффективность занятий, основанных на взаимодействии искусств, обеспечивают следующие педагогические условия: построение музыкальных занятий с детьми различных возрастов в соответствии с логикой развития музыкального восприятия; организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, просмотр слайдов; музыкальное движение); посещение музыкального театра (создание у детей целостного образа спектакля).
Основными принципами методики проведения музыкальных занятий на основе синтеза искусств в нашем исследовании были: подбор музыкального репертуара, состоящего из произведений синтетических жанров оперы и балета; подбор произведений связанных с танцами, органичных для той или иной оперы, балета (эскизы декораций, костюмов) или других произведений живописи, скульптуры на основе принципа стилевого соответствия; приоритет музыки на занятиях; вариативность организации занятий, которая проявлялась:
а) в различных приемах преподнесения детям литературного материала - последовательном ознакомлении со сказкой и фрагментами оперы (балета) на основе её сюжетной канвы; использовании литературно-музыкальных композиций в грамзаписи;
б) различных вариантах сочетания «чистого» слушания музыки и ее анализа, просмотром слайдов, музыкальным движением.
Исследование подтвердило высокую результативность обоих направлений развития музыкального восприятия у детей:
1) использования на занятиях по слушанию музыки и музыкальной грамоты движений и музыки;
2) построение занятий в соответствии с логикой развития музыкального восприятия с движением. В соответствии с этой логикой были разработаны последовательные линии развития музыкального восприятия: формирование ориентировки на темп, динамику, тембр, затем — на мелодию и интонации, и на процесс развития музыкального образа.
За время дети получили представление и стали свободно оперировать такими понятиями из области музыкального искусства, как «опера», «балет», «танец», и т.д.
Взаимодействие различных искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия у дошкольников.
Эффективность занятий, основанных на взаимодействии искусств, обеспечивают следующие педагогические условия: построение музыкальных занятий с детьми различных возрастов в соответствии с логикой развития музыкального восприятия; организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, просмотр слайдов; музыкальное движение); посещение музыкального театра (создание у детей целостного образа спектакля).
Основными принципами методики проведения музыкальных занятий на основе синтеза искусств в нашем исследовании были: подбор музыкального репертуара, состоящего из произведений синтетических жанров оперы и балета; подбор произведений связанных с танцами, органичных для той или иной оперы, балета (эскизы декораций, костюмов) или других произведений живописи, скульптуры на основе принципа стилевого соответствия; приоритет музыки на занятиях; вариативность организации занятий, которая проявлялась:
а) в различных приемах преподнесения детям литературного материала - последовательном ознакомлении со сказкой и фрагментами оперы (балета) на основе её сюжетной канвы; использовании литературно-музыкальных композиций в грамзаписи;
б) различных вариантах сочетания «чистого» слушания музыки и ее анализа, просмотром слайдов, музыкальным движением.
Исследование подтвердило высокую результативность обоих направлений развития музыкального восприятия у детей:
1) использования на занятиях по слушанию музыки и музыкальной грамоты движений и музыки;
2) построение занятий в соответствии с логикой развития музыкального восприятия с движением. В соответствии с этой логикой были разработаны последовательные линии развития музыкального восприятия: формирование ориентировки на темп, динамику, тембр, затем — на мелодию и интонации, и на процесс развития музыкального образа.
За время дети получили представление и стали свободно оперировать такими понятиями из области музыкального искусства, как «опера», «балет», «танец», и т.д.



