ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ 9
Истоки жанра фэнтези 9
Специфика жанра русского фэнтези 12
Типы героев русского фэнтези 16
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ СЮЖЕТА И ПЕРСОНАЖНОГО РЯДА В РОМАНЕ «VITA NOSTRA» 17
Заимствование сюжетной «матрицы» из книг Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Приемы моделирования персонажей и сюжетных ситуаций 24
Организация художественного пространства в романе 38
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ
«ЦИФРОВОЙ, ИЛИ BREVIS EST» 45
Синкретизм жанров антиутопии и фэнтези в романе 45
Эволюция главного героя 50
ГЛАВА 4. ЧЕРТЫ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ В РОМАНЕ «МИГРАНТ, ИЛИ BREVI FINIETUR»
Особенности сюжетной организации 57
Развенчивание утопической идеи 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список источников и литературы
Рассказы о необычайных и фантастических явлениях составляли важную часть художественной литературы во все времена, начиная с фольклора. На данном этапе жанр фэнтези является ведущим в создании подобных произведений.
В отечественной литературе фэнтези существует всего лишь около двадцати лет. Но это направление уже вышло за литературные рамки, и охватывает такие сферы, как кино, компьютерные и ролевые игры, живопись и музыку.
Популярность связана с тем, что читателю предоставляется уникальная возможность отдохнуть и разгрузиться после тяжёлого дня, убежать от реальности в параллельный мир, где не действуют законы Вселенной.
Большинство исследователей относят фэнтези к «массовой литературе». Выдвигая в качестве аргумента несерьёзность и поверхностность данного жанра.
Считается, что массовая литература не относится к высокому искусству
– это литература второго ряда, но, как ни странно, интерес к ней со стороны современного читателя всё больше возрастает. Это связано с тем, что изменились круг чтения и вкусы массового потребителя.
Как пишет М. А. Черняк «массовая литература предоставляет возможность выбрать «свой» текст, а также удовлетворяет страсть к подглядыванию, интерес к сплетням, байкам и анекдотам». Массовая культура находится на стыке между обыденной и элитарной культурой. И если обыденная «осваивается человеком в процессе его социализации», то элитарная «требует эстетического вкуса и образованного уровня».1 Следовательно, массовая литература является проводником, упрощая и стандартизируя информацию для массового читателя.
Удовольствие читатель получает, потому что «ощущает себя победителем в разгадывании повторяемых сюжетных ходов».1 Но, на самом деле, читатель всего лишь погружается в игру, правила которой ему уже давно знакомы.
В массовой литературе произведения обладают общностью тематик и определённым набором персонажей – они стереотипны и шаблонны. Такие произведения занимательны, они стремятся к познавательности, к освоению глубинных вопросов человечества, но зачастую лишь подтверждают известное и осмысленное. 2
Среди писателей-фантастов XXI века супруги Марина и Сергей Дяченко занимают высокие позиции. Они работают в соавторстве над книгами в жанре антиутопии, фэнтези, сказки, научной фантастики, а также литературой, представляющей собой сочетание разных стилей.
М. Назаренко пишет: «У этих авторов есть излюбленные способы вести повествование, определенные типажи героев, а также своя философия и свой стиль – это и объединяет их книги».
И в то же время, созданный ими Мир – многолик и разнороден: каждый роман – отдельное, законченное произведение, отличается антураж, место действия, проблематика. «Они отсылаются к другим источникам, но на их основе создают новые мифы, добавляют в свой мир новые элементы. В одном произведении могут сосуществовать разные жанры, что, в свою очередь, делает их творчество самобытным, свободным».
Сергей Дяченко: профессиональный врач-психиатр и спортсмен- подводник, кандидат биологических наук, участник многих научных экспедиций, выпускник сценарного факультета ВГИКа.
Марина Дяченко (дата обращения: 22.01.2018).Ширшова): профессиональная актриса театра и кино, окончила актерское отделение и аспирантуру Киевского театрального института, где преподавала искусство сценической речи.1
Супруги Дяченко буквально ворвались в литературу, с небывалой легкостью завоевав статус звезд не последней величины.
Начиная с 1994 года, Дяченко написали 26 романов, сотни повестей и рассказов, а также издали, преимущественно в крупнейших издательствах Москвы и Санкт-Петербурга, более 170 авторских книг (дата обращения: 22.01.2018).включая переводы на другие языки, переиздания) общим тиражом в миллионы экземпляров, стали лауреатами более 80 российских, украинских и международных литературных премий.
Ранние романы написаны в стиле классического фэнтези, в них сохраняются характерные жанру черты: Добро противостоит Злу, происходящие события приобретают глобальные масштабы, а герой, стоящий перед нравственным выбором, борется за спасение мира.
В их более современных произведениях фэнтезийный мир переносится в наше время, в мегаполис, главный герой постепенно теряет свою однозначность и положительность, его история оказывается все более запутанной.
Один из исследователей, В. Каплан, выделяет все творчество М. и С. Дяченко из массовой литературы, отмечая, что «в русской фантастике появляется отчётливый интерес к метафизике личности», внимание писателей обращается к глубинным вопросам человечества: «фантастические идеи в книгах Дяченко вообще нетипичны для массовой фантастики…
Писателей больше интересует проблема духовная: отношения между человеком и чем-то, что выше (дата обращения: 22.01.2018).или ниже?) его».
Д. Маркова утверждает, что произведения Дяченко заслуживают статуса именно литературы, а не масскульта: читатель «надеется на вполне безопасные, вконец избитые образы и сюжеты», но его ожидания не оправдываются. «Их многомерные тексты органично соединяют элементы социально-фантастической, психологической, интеллектуальной и философской прозы с клише массовой литературы, достигая при этом нового качества».
К таким нетипичным фэнтези-произведениям можно отнести цикл Дяченко «Метаморфозы», включающий в себя три романа: «Vita Nostra» (дата обращения: 22.01.2018).2006 г.), «Цифровой, или Brevis est» (дата обращения: 22.01.2018).2009) и «Мигрант, или Brevi Finietur» (дата обращения: 22.01.2018).2010). Названия произведений – строки известного гимна студентов, трансформация героя связана с процессом обучения или развития человеческой личности. Хронотоп дороги, присущий фэнтези, разворачивается через эволюцию героя. Движение времени и пространства читатель наблюдает непосредственно через духовное взросление персонажей (дата обращения: 22.01.2018).их возвышением над собственным «Я»).
На данный момент трилогия еще мало изучена, но она покорила сердца многих читателей, обсуждения этих романов и споры вокруг них активно ведутся на просторах интернета. Необходимостью внимательного аналитического прочтения и определения места трилогии в жанровой системе русского фэнтези объясняется актуальность нашей работы.
Цель выпускной квалификационной работы — проанализировать специфику жанровой модели фэнтези в романах М. и С. Дяченко на уровне сюжета и персонажного ряда и понять, что их отличает от других авторов, на что они опираются при создании художественного произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить и систематизировать критические и литературоведческие работы по жанру фэнтези.
2. Систематизировать наблюдения ученых о русском фэнтези как жанре массовой литературы.
3. Проанализировать каждую из частей трилогии на уровне хронотопической организации:
а) своеобразие сюжета и персонажного ряда в романе «Vita Nostra»;
б) принципы изображения главного героя в романе «Цифровой, или Brevis est»;
в) диалог утопии и антиутопии в романе «Мигрант, или Brevi Finietur».
Объектом исследования является жанр русского фентези, анализ которого ведется на материале трилогии «Метаморфозы» (дата обращения: 22.01.2018).«Vita Nostra», «Цифровой или Brevis est», «Мигрант, или Brevi Finietur»), созданной М. и С. Дяченко.
Предметом исследования является сюжет, персонажный ряд, пейзаж, портрет каждой из частей трилогии.
Методологическая база исследования основана на трудах ученых, которые занимаются осмыслением интересующих нас аспектов массовой литературы: приемами создания персонажного ряда (дата обращения: 22.01.2018).Т.И. Хоруженко, А.Д. Гусарова и др.); спецификой сюжета фэнтези (дата обращения: 22.01.2018).Е.Харитонов, Е. Иванова, Т. Щербина и др.); хронотопической организацией русского фэнтези (дата обращения: 22.01.2018).М. Назаренко, В. Каплан, Д. Маркова и др.). На их работы мы будет опираться в ходе анализа произведений.
Структура дипломной работы обусловлена предметом и объектом, целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования. В теоретической части представлен обзор научных работ о жанре русского фэнтези.
Практическая часть посвящена анализу романов М. и С. Дяченко из цикла «Метаморфозы». Вторая глава – «Vita Nostra», третья «Цифровой или Brevis est», и четвертая «Мигрант, или Brevi Finietur».
В результате проделанных нами наблюдений над жанровой спецификой трилогии М. и С. Дяченко «Метаморфозы» мы пришли к следующим выводам.
Своеобразие творческой манеры писателей связано с моделированием перехода разного рода границ: расширения человеческого сознания с опорой на эзотерику, парапсихологию, мистику; преодоления земного пространства с возможностью посещения других планет. Причем, каждых из таких переходов связан с разного рода превращениями героев. Этим качеством и определяется, на наш взгляд, смысл названия трилогии.
В романах М. и. С. Дяченко внечеловеческие силы и сущности приобретают новое воплощение: Речь и её производные, равнодушные к человечеству и его проблемам; мир Цифровой, в котором правят с помощью компьютерной мышки; мир другой планеты – благостная и утопическая цивилизация, где всё подчиняется замыслу Творца.
Композиционно три романа, составляющие «Метаморфозы», можно рассмотреть в качестве диалектической триады: теза-антитеза-синтез. «Vita Nostra, Brevis est, Brevi finitur», что можно трактовать, как «Наша жизнь недолговечна (дата обращения: 22.01.2018).коротка), призрачны границы (дата обращения: 22.01.2018).конец уже определён)».
«Vita Nostra» – теза, утверждение «в начале было Слово». Дяченко создают Мир Речи, с грамматическими отношениями в нём. Этот Мир рационален, твёрд, он не терпит лени и пустых разговоров. Авторы показывают жизнь и возможности её изменения – на примере главной героини Саши, которая проходит путь расширения человеческого сознания, становясь творцом Нового мира, где нет страха, где царит гармония и любовь.
Рассматривая сюжет и персонажный ряд, мы сравниваем эту часть трилогии с романами Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и М. Петросян «Дом, в котором…». В результате данных сопоставлений мы обнаруживаем ряд заимствований. Однако М. и С Дяченко трансформируют приемы названных авторов сообразно своим художественным задачам. Так Саша, будучи классическим «героем-поневоле», «собранным персонажем», создается с опорой на образы Гарри Поттера, Гермионы Гренджер, с одной стороны, и Сфинкса, с другой. Однако она отмечена не только особым трудолюбием и ответственностью, но и чисто русской жалостливостью, приводящей к желанию всем помогать.
«Цифровой, или Brevis est» – антитеза, разрушение жизни (дата обращения: 22.01.2018).она коротка). Дяченко в этой части трилогии рисуют катастрофу земной жизни. Читатель видит деградацию общества, приводящую его к гибели. Авторы заставляют задуматься о будущем, используя пессимистические прогнозы. Мир, в котором живет Арсен, лишен любви, люди показаны, как потребители, ими легко манипулировать, их легко подчинить. Охваченный желанием власти, герой должен выбрать между Добром и Злом.
В финале романа Хаос побеждает Космос – и трагичный финал, свойственный русскому фэнтези, приобретает еще одно важное значение: авторы хотят показать противоположный вариант развития человечества. Если в «Vita Nostra» личность стремится к познанию себя, познанию мира, а в процессе превращается в Слово, дабы прозвучать, то в «Цифровом» человек ленивый, посредственный становится лишь цифрой, элементом компьютерного кода.
Говоря о романе «Цифровой» в аспекте жанрового содержания, мы можем отметить диалог утопии и антиутопии в произведении, что делает его популярным в широких кругах читателей и входящим в одну из ведущих тенденций современной литературы.
«Мигрант» – синтез, преодоление короткой жизни. Планета Раа – утопическое, райское место, где нет страха. Устройство этого мира наталкивает на мысль о том, что идеальная планета была создана Сашкой, героиней романа «Vita Nostra». Доказательством тому служит концепция «не убей», положенная в основу цивилизации.
Главный герой, Андрей, мигрирует и, по одной из версий, на Земле произошел апокалипсис, она уничтожена, а это как раз то, о чем предупреждали нас в «Цифровом». Но, по стечению обстоятельств, Раа тоже оказывается на грани уничтожения. Причиной тому является система, в которой общество лишается возможности целеполагания, оно стоит на месте и не развивается. Андрей транслирует авторскую точку зрения на возможность преобразования жизни в бесконечность, на новый тип эволюции.
Каждый индивидуум должен не только стремиться быть свободным, но и уметь пользоваться этой свободой – чувствовать ответственность за свою судьбу, ценить жизнь другого человека, любить природу, любить мир.
Обряд инициации, лежащий в основе сюжетов М. и С. Дяченко, дублируется по следующей схеме:
Герой покидает родной дом (дата обращения: 22.01.2018).пространство), попадает в другой мир (дата обращения: 22.01.2018).узнаёт о существовании параллельной Вселенной и становится причастным к её устройству). Параллельно знакомится с помощником (дата обращения: 22.01.2018).наставником), который сопровождает его на протяжении всей книги.
Персонаж меняется прямо на глазах. На героя возлагается миссия во спасение (дата обращения: 22.01.2018).своих родителей, человечества, планеты).
Трансформация предполагает приобретение сверхспособностей, постоянную рефлексию, а также создаёт ситуацию выбора между Добром и Злом. Читатель уже не узнаёт того неуверенного в себе и беззащитного человека, а видит волевую, сильную и смелую личность, которая знает, чего хочет достичь.
Итак, М. и С. Дяченко заставляют читателя задуматься о смысле жизни, пересмотреть, казалось бы, очевидное, принять решение и измениться.
1. Архипова, Ю. И. Утопия и антиутопия ХХ века [Текст] / Ю. И. Архипова.
– М.: Прогресс, 1992. – 814 с.
2. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., «Художественная литература». 1975. – 504 с.
3. Брандис Е. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире [Электронный ресурс] // Русская фантастика. URL: .http://www.fandom.ru/ about_fan/brandis_10.htm. (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 08.03.2018).
4. Волчонок, В. У истоков русской фэнтези // Уральский следопыт, 1999. №
11. URL: http://www.fandom.ru/about_fan/volchonok_1.htm (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 22.02.2018).
5. Галина М. С. Personalia: М. и С. Дяченко [Электронный ресурс] // Если. 2010. № 8. URL: https://lit.wikireading.ru/750 (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 22.01.2018).
6. Гопман, В. Л. Фэнтези [Текст] / В. Л. Гопман // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.М. Николюкина. – М.: Н.П.К. Интелфак, 2001. – 1182 с.
7. Губайловский В. Н. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Электронный ресурс] / В. Н. Губайловский // Новый мир. 2002. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/ gub.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 17.03.2018).
8. Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики [Текст]: дис. … канд. фил. наук: 10.01.01 / А. Д. Гусарова; Петрозаводский гос. ун-т. – Петрозаводск, 2009. – 255 с.
9. Дрозд, Е. Фэнтези: пробуждение спящих богов [Текст] / Е. Дрозд // Всемирная литература. – Минск, 1997. – №11, – 184 с.
10. Дяченко, М. и С. Vita Nostra [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.
11. Дяченко, М. и С. Мигрант, или Brevi Finietur [Текст]. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
12. Дяченко, М. и С. Цифровой, или Brevis est [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с.
13. Егоров Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель [Электронный ресурс] // Знамя. 2008. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/ znamia/2008/5/st19-pr.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 28.04.2018).
14. Иванова Е. По обе стороны вымысла. Марина и Сергей Дяченко [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2015. №6. URL: http://mag- azines.russ.ru/voplit/2015/6/po-obe-storony-vymysla.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 20.01.2018).
15. Каплан В. Заглянем за стенку (дата обращения: 22.01.2018).топография современной российской фантастики) [Электронный ресурс] // Новый мир. 2001. №9. URL: http:// samlib.ru/k/kaplan_w_m/stenkahtm.shtml. (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 04.02.2018).
16. Каплан В. Марина и Сергей Дяченко. Vita nostra [Электронный ресурс]. // Знамя. 2007. №10. Фантастика. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/ 2007/10/ka25-pr.html. (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 04.02.2018).
17. Каплан В. Полеты над плоскостью [Электронный ресурс] // Новый Мир. 2002. №3. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/kap.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 05.02.2018).
18. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра: Научное издание [Текст] / Н. Л. Лейдерман // Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. – 904 с.
19. Маркова, Д. Марина и Сергей Дяченко. Цифровой [Электронный ресурс]
// Знамя. 2009. №11. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/11/ ma25.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 21.01.2018).
20. Назаренко, М.И. Реальность чуда: Монография [Текст] / М. И. Назаренко.– Киев: Мой компьютер, 2005. – 256 с.
21. Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики [Электронный ресурс] // Библиотека электронной литературы. 1986. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/Н/neyolov-evgenij-mihajlovich/volshebno-ska- zochnie-korni-nauchnoj-fantastiki (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения 18.03.2018).
22. Петросян, М. Дом, в котором…[Текст]. – М.: Livebook, 2015. – 960 с.
23. Полонский В. Утопия в литературе [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. 2003. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/literatura/UTOPIYA_V_LITERATURE.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 24.01.2018).
24. Решетников К. Все пишут, но никто не читает [Электронный ресурс] // Взгляд. 2012. №3. URL: https://vz.ru/culture/2012/4/9/573631.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 29.03.2018).
25. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и орден феникса: Роман [Текст] / Пер. с англ. В. Бабкова, В. Голышева, Л. Мотылёва. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. – 827 с.
26. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана: Роман [Текст] / Пер. с англ. М.Д. Литвиновой. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 572 с.
27. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и философский камень: Роман [Текст] / Пер. с англ. И. В. Оранского. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. – 399 с.
28. Строева К. Фэнтези. Тупики и выходы [Электронный ресурс] // НЛО. 2005. №71. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/str28.html. (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 24.02.2018)
29. Харитонов Е. Романтики печального образа: Заметки о творчестве М. и С. Дяченко [Электронный ресурс] // Если. 2000. №12. URL: http://www.fan- dom.ru/about_fan/haritonov_15.htm (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 20.01.2018).
30. Хоруженко, Т. И. Русское фэнтези: на пути к метажанру [Текст]: автореферат дис. … канд. фил. наук: 10.01.01 / Т. И. Хоруженко; Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 23 с.
31. Черняк, М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособие [Текст] / М. А. Черняк. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 428 с.
32. Шамякина, С. В. Литература фэнтези: дифференциация понятия и жанровая характеристика [Текст] / С. В. Шамякина. – Харьков: Белорусский государственный университет, 2010. – 13 с.
33. Шишкин, А. Бабуины жаждут? Перечитывая Олдоса Хаксли [Текст] // Диапазон. –1993. – №3. –38 с.
34. Шишкина, С. Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке [Текст] / С.Г. Шишкина. – Иваново, 2009. – 232 с.
35. Щербина Т. Волшебное слово низкого жанра [Электронный ресурс] // Взгляд. 2012. №3. URL: https://vz.ru/culture/2012/4/9/573631.html (дата обращения: 22.01.2018).дата обращения: 20.01.2018).