ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Особенности онтогенеза эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 10
1.2. Особенности проявления социальных эмоций у дошкольников 19
1.3. Теоретический анализ детерминант формирования эмпатийных
переживаний у старших дошкольников 22
1.4. Теоретический обзор психологических программ с использованием методов куклотерапии в коррекции эмоциональной сферы дошкольников 30
Выводы по I главе 38
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКЛОТЕРАПИИ 39
2.1. Особенности сформированности эмпатийных переживаний у старших
дошкольников 39
2.2. Разработка и апробация психолого-педагогической программы по развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников средствами
куклотерапии 58
2.3. Эффективность психолого-педагогической программы по развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников средствами куклотерапии 68
Выводы по II главе 76
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения
В современном обществе наблюдается изменение ритма жизни, увеличение стрессогенных факторов, которые негативно влияют на эмоциональное благополучие личности, при чем, не только взрослых, но и детей. Старший дошкольный возраст - это этап, когда начинают интенсивно развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Складывается иерархия мотивов, которая придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. В дошкольном детстве дети учатся понимать эмоции друг друга, корректировать свое поведение в соответствии с переживаемыми эмоциями и, тем самым, обогащают свою эмоциональную сферу.
Проблемой эмоционального развития личности занимались многие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, И.А.Сикорский, Н.Я.Грот, Н.Н.Ланге, Л.С. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Неверович, В.Т. Кудрявцев, Л.П. Стрелкова и др.). Исследователи утверждают, что наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, а также в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Именно в этот период формируются эмоциональные новообразования и достижения: появляется и развивается способность к распознаванию эмоций других людей (А. С. Золотнякова, А. М. Щетинина), осуществляется эмоциональная децентрация (Г. М. Бреслав), запускается механизм эмоционального предвосхищения (А. В. Запорожец), переживания становятся осознанными, усложняется их содержание (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец), становится доступной эмоциональная коррекция поведения (Л. И. Божович, А. В. Запорожец), усложняются интонационно-речевые характеристики эмоциональных явлений (Н. В. Витт, О. В. Гордеева, Н. В. Соловьева).
Эмпатия - это одна из самых значимых социальных эмоций человека, определяющая способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Ее сущность проявляется в субъективном восприятии другого человека, понимании его переживаний, чувств, мыслей и внутреннего мира. Кроме того, эмпатия является фундаментом для развития более сложных человеческих чувств - уважения и любви к людям (А.Д. Кошелева). Исследованием эмпатии занимались такие ученые как: А.Г. Басова, В. В. Бойко, Л. Божович, Т.П. Гаврилова, А. Меграбян, Дж. Мид, М.А. Пономарева, К.Роджерс, Э. Титченер, М.Шелер, И.М. Юсупов и другие.
Гуманное отношение к сверстнику может проявляться в двух формах сопереживания: сострадания ему в случае его наказания, и сорадование в случае награды. В современном мире, когда милосердие и сострадание перестают быть нормой поведения, необходимо воспитание способности к сорадованию, которое является средством преодоления личностного эгоцентризма. Исследования Изотовой Е.И. и Листик Е.Н. говорят о возросшей агрессивности среди дошкольников и о том, что только «ребенок, умеющий понимать своих сверстников, способный ему сопереживать, сострадать и предугадывать последствия своих действий, с наименьшей вероятностью будет причинять вред своему ровеснику».
Однако, в настоящее время в современном обществе, больше внимания уделяется интеллектуальной сфере развития детей, нежели эмоциональной. Манушичева Е.Н. подчеркивает тот факт, что происходит замена «живого» общения со сверстниками на времяпровождение у телефонов и компьютеров.
Таким образом, эмпатия является важной составляющей в формировании гармоничной и гуманной личности дошкольника и проблема развития эмпатических переживаний является актуальной для нашего исследования.
Стоит отметить, что с одной стороны, специалисты подчеркивают важность развития эмпатии, а с другой стороны, ощущается ограниченность в перечне научно-методических разработок в данной области. Проблему развития эмпатии поднимали в своих работах такие психологи как Изотова Е.И., Княжева И.А., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П., Монакова Н.И. и др. Все авторы приходили к общему мнению, что развитие эмпатии должно быть комплексным, затрагивая основные ее компоненты: эмоциональный, когнитивный и предикативный.
Большинство из рассмотренных программ ставят своей целью развитие эмоциональной сферы в целом. При этом эмпатия как часть эмоциональной сферы затрагивается фрагментарно. Авторами используется достаточно широкий арсенал средств для развития развития эмоциональной сферы дошкольника, и в частности эмпатии: игротерапия, сказкотерапия, библиотерапия, театрализованная деятельность, куклотерапия. Для нашего исследования мы остановились на таком средстве как куклотерапия.
В настоящее время не существует чёткого определения куклотерапии. Так, Г. Денисова, А. Осипова, Л. Лебедева относят её к арт-терапии, А. Тащёва, С. Гридневак, к игротерапии. В.С. Мухина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук, И. Я. Медведева и Т. JI. Шишова выделяют её отдельно. Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой.
Психотерапевтический эффект куклотерапии заключается в проработке проблемной для ребенка ситуации через погружение в проблему с последующим нахождением эффективных путей выхода из нее. Это происходит посредством идентификации ребенка с определенным героем.
Создание кукольного театра и проигрывание сюжетов специально-подобранных сказок, позволяет, с одной стороны, скорректировать у ребенка поведенческие расстройства, связанные с агрессивностью, застенчивостью, импульсивностью, - то, что создает для него трудности в общении со сверстниками; а с другой стороны, развить у него способности к сочувствию, сопереживанию и сорадости.
Анализ психолого-педагогических программ с применением куклотерапии показал, что ее применение ограничивается областью психодиагностики и психокоррекции эмоциональных и поведенческих расстройств. Применительно для эмпатийной сферы программы с использованием куклотерапии направлены в основном на развитие эмоционального компонента эмпатии. Основными механизмами куклотерапии, развивающие эмпатию являются механизмы идентификации, обособления, осознания, рефлексии, стериотипизации, децентрации. В связи с этим, разработка программы по развитию эмпатии средствами куклотерапии приобретает особую актуальность и составляет научную новизну для нашего исследования.
В связи с вышеперечисленным, основная проблема нашего исследования заключается в противоречии между необходимостью развития эмпатии у дошкольников и сравнительно незначительным количеством программ, косвенно затрагивающим процессы развития детской эмпатии, а также потенциальными возможностями применения куклотерапии в развитии эмпатийных переживаний.
Цель нашего исследования - изучение процесса развития эмпатийных переживаний у старших дошкольников средствами куклотерапии.
Объектом исследования являются эмоциональная сфера личности дошкольника.
Предметом исследования является процесс развития эмпатийных переживаний у дошкольников посредством куклотерапии.
В соответствии с целью мы можем определить гипотезу исследования: применение психолого-педагогической программы с использованием методов куклотерапии, с опорой на механизмы идентификации, обособления, осознания, рефлексии, стериотипизации, децентрации способствует развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников.
В соответствии с гипотезой мы можем выделить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
2. На теоретическом уровне описать особенности проявления социальных эмоций у дошкольников.
3. Провести теоретический анализ детерминант формирования эмпатийных переживаний у старших дошкольников.
4. Провести теоретический обзор психологических программ с использованием методов куклотерапии в коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
5. Выявить и описать уровневую характеристику
сформированности эмпатийных переживаний у старших дошкольников;
6. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников средством куклотерапии;
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют такие принципы, как: принцип единства деятельности и сознания (Л.Н. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин) и персоногенетический принцип (К.Р. Роджерс, А. Маслоу В. Франкл, Г.Оллпорт). Соответственно, основными подходами нашего исследования являются деятельностный и гуманистический подходы; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, субъектно-деятельностная теория С.Л. Рубинштейна, а также теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В соответствии с их теориями, ведущую роль в процессе развития составляет обучение, деятельность и процесс интериоризации (эмпатия посредством интериоризации и последующей экстериоризации «вбирается» личностью в себя, а затем направляется на других людей). Основную теоретическую базу гуманистического подхода составляет недирективная игровая терапия К.Р. Роджерса, центр которой составляет ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию; а также модель иерархии потребностей А.Маслоу, ядро которой составляет стремление каждого человека к самоактуализации как высшей потребности. Проявление ребенком эмпатии, как социальной эмоции (удовлетворение социальных потребностей), возможно только при условии отсутствия у него фрустрации в потребностях более низкого плана: потребностях в любви и признании, основу которых составляют детско- родительские отношения и воспитательная среда.
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов: метод теоретического анализа, эмпирические методы (обсервационный метод, метод формирующих воздействий, эмпирический психодиагностический метод), а также методы математико-статистического анализа (метод оценки меры различий между выборками (U- критерий Манна Уитни), метод оценки сдвига значений (Т - критерий Вилкоксона).
Методики исследования: «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» (А.М. Щетининой); методика « Неоконченные рассказы» (Т.П. Гавриловой); методика «Проективное интервью: Три желания»
(Г.М.Бреслава); опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и
поведения у детей» (М. Щетининой).
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые разработана психолого-педагогическая программа развития эмпатийных переживаний у старших дошкольников средствами куклотерапии, основанная на следующих механизмах психологического воздействия идентификация, обособление, осознание, рефлексия, стериотипизация, децентрация.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная психолого-педагогическая программа может использоваться в ДОУ в процессе для развития эмпатии у дошкольников. Полученный эмпирический материал может использоваться на практических занятиях по детской психологии для обучающихся психологических факультетов. Использованный диагностический инструментарий может быть применен в практике работы педагога-психолога ДОУ.
Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе была изучена научная литература по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников, определена цель, объект, предмет, методология научного исследования, сформулированы задачи и гипотеза исследования, подобраны психодиагностические методики и утвержден план проведения экспериментальной работы.
На втором этапе была проведена диагностика старших дошкольников с целью выявления у них особенностей сформированности эмпатийных переживаний. Были обработаны полученные результаты качественными и количественными методами.
На третьем этапе была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа по развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников средствами куклотерапии, а также был проведен контрольный эксперимент для оценки полученных результатов и выявления эффективности программы.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 419» в городе Екатеринбурге, Свердловской области.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
В процессе нашего исследования мы провели теоретический и практический анализ, раскрывая основные вопросы касательно эмоциональной сферы дошкольников, эмпатийных переживаний старших дошкольников и куклотерапии как средства развития эмпатии.
Теоретический обзор и анализ психолого-педагогической литературы по развитию эмоциональной сферы дошкольников позволил нам выявить следующие особенности:
1. основная проблема формирования эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, что процесс онтогенеза является многоуровневым, включающим в себя эмоциональный и интеллектуальный компоненты как взаимообуславливающие друг друга, при их неразрывной связи с деятельностью.
2. проявление социальных эмоций у дошкольников обусловлено социальной ситуаций развития, в которой дети находятся;
3. развитие эмпатийных переживаний у старших дошкольников обусловлено их психическими новообразованиями, ведущей игровой деятельностью и детско-родительскими отношениями;
4. куклотерапия как метод психологической коррекции чаще всего используется при работе с эмоциональными и поведенческими расстройствами у дошкольников. Как средство развития эмпатийных переживаний куклотерапия слабо изучена.
Эмпирический часть нашего исследования включала проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о степени развитости эмпатии у испытуемых по каждому из компонентов: эмоциональному, когнитивному и предикативному: по эмоциональному компоненту: сложности с распознаванием эмоций удивления и страха, а также путаница их, по когнитивному компоненту: эгоцентрический характер желаний испытуемых;
по предикативному компоненту: большинство испытуемых имеют эгоистический тип эмпатии.
Соответственно, эгоистический характер эмпатии у старших дошкольников являлся ключевой проблемой.
На этапе констатирующего эксперимента методами математической статистики выборка была разделена на Экспериментальную и Контрольную. Из данных групп было отобрано по 15 человек для проведения дальнейшего исследования. В Экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент.
На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа «Подари другу улыбку», основной целью которой было развитие эмпатийных переживаний у старших дошкольников, что, в свою очередь, способствовало развитию гуманистической эмпатии у них.
Основным инструментом в развитии эмпатийных переживаний была куклотерапия.
Программа включала в себя 3 этапа: если на первом этапе дети учились узнавать ту или иную эмоцию, то задачей второго этапа было обучение детей проживать данную эмоцию в контексте различных эмпатийных переживаний (сочувствие, сопереживание, сорадости). Данный этап был направлен на развитие межличностных отношения у детей, что способствовало их сплочению и развитию у них децентрации. Третий этап был направлен на снятие эмоционального напряжения и подведения итогов занятия (получение обратной связи).
Заключительный контрольный эксперимент проводился с Экспериментальной и Контрольной группами.
Результаты эксперимента позволили выявить качественные и количественные отличия в группах. Экспериментальная группа, в которой проводилась развивающая программа, по своим показателям превосходит Контрольную группу, в которой эксперимент не проводился. Анализ результатов диагностики Экспериментальной группы показал, то наибольшему изменению в сторону развития подверглись показатели типа эмпатии, а также уровня эмпатии. Эти показатели включены в предикативный компонент эмпатии. Целью нашей программы было развитие эмпатийных переживаний у дошкольников средствами куклотерапии, что в свою очередь должно было привести к смещению у детей эгоистического типа эмпатии в сторону гуманистического. Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод, что цель нашей программы достигнута (наибольший процент изменений наблюдается в предикативном компоненте), а гипотеза относительно того, что куклотерапия способствует развитию эмпатийных переживаний у старших дошкольников - подтверждена.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.;
2. Артемова, Л. В Формирование нравственных отношений в игре: Игра дошкольника /Л. В.Артемова. - М.: Просвещение, 2011.-286 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. Мещереков Б., Зинченко В. ОЛМА-ПРЕСС, 2014. 124 с.;
4. Боровенская И. Ю., Котлярова Н. В., Кондрашева Н. А. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 154-157;
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. - М., 1990. - 144 с.
6. Буре, Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников/Р. С.Буре.- М.: Просвещение, 2013.- 141 с.;
7. Буре. Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада /Р. С.Буре. - М.: Просвещение, 2012.- 96 с.;
8. Виноградова С. А., Баймухамбетова Ф. Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014.№ 3. С. 39-42;
9. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет.Изд. 2-е, Волгоград: Учитель, 2014 - 290 с.;
10. Габышева Т.Е. Развитие эмпатии у дошкольников//Альманах мировой науки. 2016 г. № 4-2(7) - с.138-141;
11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста М.: Просвещение, 2007. 94 с.;
12. Гайворонская Т.А., Дергунская В.А. Развитие эмпатии у старших
дошкольников в театрализованной деятельности - Москва, «Центр
педагогического образования», 2007г.;
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М., 2014. 57 с;
14. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно - методическое пособие по курсу «Психология человека» М.: Педагогическое общество России, 2014. 234 с.;
15. Голубков В.О., Горлубков В.О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста//Проблемы современной науки и образования. 2016г. №12(54) - с.118-120;
16. Джукенова Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника//Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014г. №28 - с.43-48;
17. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монограф. М. Перо, 2014:
18. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2009. №2. 32-34 с.;
19. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре/Р. И.Жуковская.-М.: АПН РФ, 2013.-320 с.;
20. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником: Избранные психол. труды: В 2т. М.: Просвещение , 2016;
21. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников//Мир психологии. 2015. №1. С. 65-67;
22. Изотова, Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И. Изотова // Психологические исследования : электрон. науч. журн. — 2013. — Т. 6, № 29;
23. Изотова, Е. И. Эмпатийная способность (эмпатийность) как возрастно-психологическая характеристика детства / Е. И. Изотова // Феноменология детства: сб. науч. ст. : в 3 ч. / сост. Т. Д. Марцинковская. — Ч. 2: Социальное развитие детей и подростков: общение и ценности. — М., 2013. — С. 165— 185;
24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — «Питер», 2011 — (Мастера психологии);
25. Ищишина К.В. Театральные технологии как средство развития эмпатии дошкольников//Герценовские чтения. Начальное образование, 2012 г. №3 - с.64-67;
26. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2011. 144 с.;
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/С. А.Козлова.- М.: Академия, 2013.- 432 с.;
28. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2013. 56-60 с.;
29. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста// Вестник Кемеровского Государственного Университета//2016г. № 3 - с.51-55;
30. Листик Е.М., Каченовская Л.А. Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня выраженности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста// Человеческий капитал, 2014. №2 (62), с. 55-60;
31. Манушичева Е.Н. Проблема формирования эмпатии у детей дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 20. С. 72-74;
32. Марцинковская, Т. Д. Переживание как механизм социализации и
формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс] / Т. Д. Марцинковская // Психологические
исследования: электрон. науч. журн. — 2009. — № 3;
33. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека //
Дошкольное воспитание .2016.№2. 13-20 с.;
34. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 112 с.;
35. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Гребенщикова Лариса Геннадьевна,2007, с.80
36. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет [Текст]: И. А. Пазухина Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 272 с.;
37. Пазухина. И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: И. А. Пазухина Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 272 с.;
38. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций [Фотоматериал]. Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. М.: Изд-во ЛИНКА - ПРЕСС, 2000;
39. Самсоненко Л.С., Акимова Т.П. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников//Электронный научный журнал. 2016г. №12-1(15), с.317-325;
40. Смирнова Е. Детская психология. М.:Владос, 2007. 368 с.;
41. Солодкова А.М. Взаимосвязь развития эмпатии как психолоигческого новообразования старшего дошкольного возраста и общения со сверстниками //Студенческий электронный журнал Стриж. 2017. ) № 5 (16) С.62-66.
42. Сорокоумова С.Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях
инклюзивного обучения//Вестник Московского государственного
областного университета.2011. №2 - с. 138-144;
43. Спицына В.В., Солодкова А.М. Психологическое содержание эмпатии как возрастного новообразования дошкольного возраста // Ребёнок и Общество: научн.-практ. журн. 2016. №3. С. 54-55;
44. Стрелкова Л.П. Диагностические и формирующие функции игры- драматизации. М.: АПН СССР, 2009. 96 с.;
45. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям. — М. : Речь, 2007. — 226 с.
46. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008;
47. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 4-12;
48. Хвостова Е.А., Ионова Н.В. Сказка как средство развития эмпатии у дошкольников//Перспективы науки - 2015, 2015 г - с.303-307;
49. Хромова, С. Психологические игры для детей / С. Хромова - Москва: Изд-во Рипол Классик, 2009. - 191 с.;
50. Хромова, С. Психологические игры для детей [Текст] / С. Хромова - Москва: Изд-во Рипол Классик, 2009. - 191 с.;
51. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Разноцветные белые вороны. — М. : Семья и школа, 1996. — 229 с.
52. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.:МПСИ, 2007. 142 с.;