Методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО УРАЛА 8
1.1 Теоретические основы создания и функционирования системы особо охраняемых природных территорий 8
1.2. Структурная организация системы особо охраняемых природных территорий 13
1.2.1. Государственные природные заповедники 13
1.2.2. Национальные парки 20
1.2.3. Природные парки 24
1.2.4. Государственные природные заказники 27
1.2.5. Памятники природы 28
1.2.6. Особо охраняемые природные территории местного значения и другие
категории ООПТ 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 33
2.2. Экологический туризм: цель, сущность и значение 33
2.2. Школьные учебные экологические тропы и их реализация на особо
охраняемых природных территориях 41
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 52
3.1. Цель, задачи, организация опытной работы с обучающимися 52
3.2. Результаты опытного обучения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО УРАЛА 8
1.1 Теоретические основы создания и функционирования системы особо охраняемых природных территорий 8
1.2. Структурная организация системы особо охраняемых природных территорий 13
1.2.1. Государственные природные заповедники 13
1.2.2. Национальные парки 20
1.2.3. Природные парки 24
1.2.4. Государственные природные заказники 27
1.2.5. Памятники природы 28
1.2.6. Особо охраняемые природные территории местного значения и другие
категории ООПТ 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 33
2.2. Экологический туризм: цель, сущность и значение 33
2.2. Школьные учебные экологические тропы и их реализация на особо
охраняемых природных территориях 41
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 52
3.1. Цель, задачи, организация опытной работы с обучающимися 52
3.2. Результаты опытного обучения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Известно, что экология занимает важное место в современном обществе. Человек, благодаря современным техническим достижениям, повышает уровень и качество своей жизни. Однако порождаемые ими изменения настолько сильно влияют на окружающую среду, что некоторые могут привести к необратимым биологическим и экологическим последствиям. Поэтому необходимо понимать, насколько значимо развитие экологической культуры у подрастающего поколения. Согласно Л.М. Мухамедшиной, экологическая культура - это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура способствует пониманию ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [36].
В современной педагогике и предметных методиках, в образовательной практике уделяется достаточно много внимания проблеме развития экологической культуры обучающихся: в школах изучаются элективные курсы экологической тематики, в рамках которых школьники занимаются исследовательской деятельностью. Активно развивается такое направление, как экологический туризм - путешествия по природным территориям с целью глубокого понимания местной культуры и природной среды, ее экологических изменений. Однако если первые из перечисленных форм образовательной деятельности подробно описаны, а также неоднократно апробированы многими педагогами-практиками, то последнее - достаточно новое направление. И несмотря на попытки его реализации, оно не имеет достаточно четкой теоретической основы, а, следовательно, и методического обеспечения.
Важность развития экологического туризма отмечают зарубежные и отечественные педагоги. Катунова В.В., рассматривая особенности реализации туризма в работе со школьниками отмечает, что экологический и культурный туризм способствуют ознакомлению учащихся со взглядами на взаимоотношения человека и природы, углублению имеющихся экологических знаний, способствует реализации оригинальных экологических исследований, а также становлению более высокого уровня экологической культуры [27].
Представляется, что экологический туризм особенно актуален в регионах с высокой антропогенной нагрузкой и, как следствие, часто встречающимися ситуациями экологического неблагополучия. Средний Урал здесь выступает ярким примером. Однако, несмотря на активную работу промышленных предприятий, в данном регионе существуют относительно чистые и изолированные от хозяйственной деятельности человека природные объекты, которые несут в себе черты типичности и уникальности той местности, в которой они расположены (ООПТ). Экскурсии в национальных и природных парках, путешествия по памятникам природы, экологические туры по уникальным природным комплексам имеют широкие возможности для реализации и вызывают повышенный интерес не только у учащихся, но и у их родителей, а также педагогов-практиков. Указанные формы образовательной деятельности имеют особое значение в формировании и развитии экологической культуры школьников, вместе с тем методика их организации и проведения разработана крайне недостаточно. Выявленное противоречие определяет проблему и тему диссертационного исследования «Особо охраняемые природные территории Среднего Урала как объект экологического туризма в работе со школьниками».
Объект исследования: особо охраняемые природные территории Среднего Урала.
Предмет исследования: методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую основу заповедного дела и экологического туризма.
2. Сформулировать и обосновать методические условия реализации экологического туризма.
3. Методически обосновать и реализовать на практике учебный экологический маршрут по изучению ООПТ Среднего Урала в рамках школьной внеурочной деятельности.
4. Выявить факторы, определяющие образовательную результативность экологического туризма.
5. Обосновать критерии диагностики образовательной результативности учебных экологических маршрутов и доказать методическую эффективность предложенных методических рекомендаций в опытном обучении школьников.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, а также нормативно-правовых источников, учебных программ и пособий с целью определения возможностей реализации экологического туризма в образовательном процессе школьников, метод сравнения);
• эмпирические методы: наблюдение, экспериментально-опытное обучение школьников, анализ карт ООПТ, статистические методы (обработка данных эксперимента).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что экологический туризм, реализуемый на ООПТ, может стать значимым методическим способом развития экологической культуры школьников, являясь частью программы внеурочной деятельности туристско- краеведческой тематики.
Научная новизна:
• Определены методические условия основы организации экологического туризма на ООПТ в работе со школьниками.
• Обоснована реализация учебных экскурсий школьников экологической направленности по ООПТ Среднего Урала, включающих когнитивный, деятельностный, оценочный и рефлексивный компоненты.
Теоретическая значимость:
• Результаты исследования вносят вклад с систему методики экологического образования и повышения экологической культуры школьников за счет обобщения и уточнения основных понятий и структуры экологического туризма;
• Обоснована целесообразность и возможность реализации экологического туризма в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
Практическая значимость: работа содержит методические рекомендации по реализации экологического туризма в рамах внеурочной деятельности, перечень объектов для посещения, примерные маршруты, которые можно использовать в образовательном процессе.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018гг. Сентябрь 2016 - теоретическая разработка проблемы, определение противоречий, выбор объекта и предмета исследования. Ноябрь 2016 - Май 2017 - изучение педагогической, психологической и методической литературы, нормативно-законодательных актов. Июль 2017 - Август 2017 - разработка методического проекта для дальнейшей апробации в школе. Декабрь 2017 - обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Апробация и внедрение результатов. По теме диссертации написано две статьи: «Экологический туризм как средство развития экологической культуры» и «Рекреационный потенциал особо охраняемых природных территорий Среднего Урала». Роль экологического туризма в экологическом просвещении школьников была освещена в докладах на Августовской педагогической конференции в городе Первоуральске.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объем работы 62 страница основного текста. Работа включает в себя 2 таблицы, 1 диаграмму и 6 рисунков. Список используемой литературы состоит из 63 источников, среди которых 11 - Интернет-ресурсы. Общий объем работы составляет 87 страниц.
Положения, выносимые на защиту:
Система особо охраняемых природных территорий функционирует как главный природоохранный, естественно-научный и эколого-просветительский центр. ООПТ России представлены семью различными категориями, которые устанавливаются Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории являются объектами экологического туризма. К преимуществам ООПТ относится их общая эстетическая привлекательность, наличие типичных и уникальных природных объектов, система экологических маршрутов, а также образовательный и воспитательный потенциал.
Программа внеурочной деятельности включает самостоятельный блок занятий туристско-экологической тематики, предполагающих на систематическое изучение школьниками ООПТ и экологическую оценку отдельных экосистем. Подобные занятия предполагают целенаправленную организацию учебных исследований отдельных объектов ООПТ, способствующих становлению и развитию экологической культуры школьников.
В современной педагогике и предметных методиках, в образовательной практике уделяется достаточно много внимания проблеме развития экологической культуры обучающихся: в школах изучаются элективные курсы экологической тематики, в рамках которых школьники занимаются исследовательской деятельностью. Активно развивается такое направление, как экологический туризм - путешествия по природным территориям с целью глубокого понимания местной культуры и природной среды, ее экологических изменений. Однако если первые из перечисленных форм образовательной деятельности подробно описаны, а также неоднократно апробированы многими педагогами-практиками, то последнее - достаточно новое направление. И несмотря на попытки его реализации, оно не имеет достаточно четкой теоретической основы, а, следовательно, и методического обеспечения.
Важность развития экологического туризма отмечают зарубежные и отечественные педагоги. Катунова В.В., рассматривая особенности реализации туризма в работе со школьниками отмечает, что экологический и культурный туризм способствуют ознакомлению учащихся со взглядами на взаимоотношения человека и природы, углублению имеющихся экологических знаний, способствует реализации оригинальных экологических исследований, а также становлению более высокого уровня экологической культуры [27].
Представляется, что экологический туризм особенно актуален в регионах с высокой антропогенной нагрузкой и, как следствие, часто встречающимися ситуациями экологического неблагополучия. Средний Урал здесь выступает ярким примером. Однако, несмотря на активную работу промышленных предприятий, в данном регионе существуют относительно чистые и изолированные от хозяйственной деятельности человека природные объекты, которые несут в себе черты типичности и уникальности той местности, в которой они расположены (ООПТ). Экскурсии в национальных и природных парках, путешествия по памятникам природы, экологические туры по уникальным природным комплексам имеют широкие возможности для реализации и вызывают повышенный интерес не только у учащихся, но и у их родителей, а также педагогов-практиков. Указанные формы образовательной деятельности имеют особое значение в формировании и развитии экологической культуры школьников, вместе с тем методика их организации и проведения разработана крайне недостаточно. Выявленное противоречие определяет проблему и тему диссертационного исследования «Особо охраняемые природные территории Среднего Урала как объект экологического туризма в работе со школьниками».
Объект исследования: особо охраняемые природные территории Среднего Урала.
Предмет исследования: методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую основу заповедного дела и экологического туризма.
2. Сформулировать и обосновать методические условия реализации экологического туризма.
3. Методически обосновать и реализовать на практике учебный экологический маршрут по изучению ООПТ Среднего Урала в рамках школьной внеурочной деятельности.
4. Выявить факторы, определяющие образовательную результативность экологического туризма.
5. Обосновать критерии диагностики образовательной результативности учебных экологических маршрутов и доказать методическую эффективность предложенных методических рекомендаций в опытном обучении школьников.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы, а также нормативно-правовых источников, учебных программ и пособий с целью определения возможностей реализации экологического туризма в образовательном процессе школьников, метод сравнения);
• эмпирические методы: наблюдение, экспериментально-опытное обучение школьников, анализ карт ООПТ, статистические методы (обработка данных эксперимента).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что экологический туризм, реализуемый на ООПТ, может стать значимым методическим способом развития экологической культуры школьников, являясь частью программы внеурочной деятельности туристско- краеведческой тематики.
Научная новизна:
• Определены методические условия основы организации экологического туризма на ООПТ в работе со школьниками.
• Обоснована реализация учебных экскурсий школьников экологической направленности по ООПТ Среднего Урала, включающих когнитивный, деятельностный, оценочный и рефлексивный компоненты.
Теоретическая значимость:
• Результаты исследования вносят вклад с систему методики экологического образования и повышения экологической культуры школьников за счет обобщения и уточнения основных понятий и структуры экологического туризма;
• Обоснована целесообразность и возможность реализации экологического туризма в рамках внеурочной деятельности со школьниками.
Практическая значимость: работа содержит методические рекомендации по реализации экологического туризма в рамах внеурочной деятельности, перечень объектов для посещения, примерные маршруты, которые можно использовать в образовательном процессе.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018гг. Сентябрь 2016 - теоретическая разработка проблемы, определение противоречий, выбор объекта и предмета исследования. Ноябрь 2016 - Май 2017 - изучение педагогической, психологической и методической литературы, нормативно-законодательных актов. Июль 2017 - Август 2017 - разработка методического проекта для дальнейшей апробации в школе. Декабрь 2017 - обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка выводов, оформление основного текста диссертации и приложений.
Апробация и внедрение результатов. По теме диссертации написано две статьи: «Экологический туризм как средство развития экологической культуры» и «Рекреационный потенциал особо охраняемых природных территорий Среднего Урала». Роль экологического туризма в экологическом просвещении школьников была освещена в докладах на Августовской педагогической конференции в городе Первоуральске.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Объем работы 62 страница основного текста. Работа включает в себя 2 таблицы, 1 диаграмму и 6 рисунков. Список используемой литературы состоит из 63 источников, среди которых 11 - Интернет-ресурсы. Общий объем работы составляет 87 страниц.
Положения, выносимые на защиту:
Система особо охраняемых природных территорий функционирует как главный природоохранный, естественно-научный и эколого-просветительский центр. ООПТ России представлены семью различными категориями, которые устанавливаются Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории являются объектами экологического туризма. К преимуществам ООПТ относится их общая эстетическая привлекательность, наличие типичных и уникальных природных объектов, система экологических маршрутов, а также образовательный и воспитательный потенциал.
Программа внеурочной деятельности включает самостоятельный блок занятий туристско-экологической тематики, предполагающих на систематическое изучение школьниками ООПТ и экологическую оценку отдельных экосистем. Подобные занятия предполагают целенаправленную организацию учебных исследований отдельных объектов ООПТ, способствующих становлению и развитию экологической культуры школьников.
Сегодня, современное общество столкнулось с такой проблемой, как глобальный экологический кризис, что, в свою очередь, дало толчок всеобщей экологизации общества. Экологическое воспитание и образование стали важной частью учебного процесса, а одним из средств повышения экологической культуры подрастающего поколения является организация учебных экологических троп, которые способствует воспитанию у школьников добросовестного отношения к окружающей среде, развитию экологического мышления. Будучи включенными во внеурочную деятельность, туры по экологическим маршрутам могут стать одной из самых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
В заключение нашего исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Экологический туризм - одна из форм активного отдыха, которая представляет собой путешествия по различным уголкам природы с целью глубокого познания природной среды и экологического просвещения. Основной, но далеко не единственной, формой организации экотуризма является экологическая тропа. Сущность экологического туризма устанавливается рядом принципов, не только отличающих его от других направлений, но и определяющих его значение. Так, экологический туризм должен не только продвигать идеи сохранения окружающей среды, но и обеспечивать устойчивое развитие тех районов, в которых он реализуется.
Возникший в 80-х годах XX века, экологический туризм стал одной из самых быстро развивающихся эколого-просветительских практик, и в настоящее время имеет несколько четко оформившихся направлений:
• Приключенческий экологический туризм, основная цель которого - активный отдых;
• Историко-природный туризм направлен на познание
особенностей местной среды и культуры;
• Научный туризм, или образовательный, связан с осуществлением исследований в естественных природных условиях.
Выделенные формы туризма могут сочетаться и дополнять друг друга.
Важнейшим звеном в развитии экологического туризма в России являются особо охраняемые природные территории, т.к. они характеризуются рядом преимуществ, к которым следует отнести общую эстетическую привлекательность, проработанную систему туристских маршрутов; а широкая распространенность на всей территории России, позволяет назвать ООПТ главными эколого-просветительскими центрами нашей страны, т.к. помимо задач сохранения биологического разнообразия, осуществляют решение проблем экологического образования и воспитания. Важно отметить, что экологический туризм должен способствовать, но и не противоречить целям и задачам тех ООПТ, на которых он реализуется: организация маршрутов должна осуществляться только в зонах рекреационного использования, по специально оборудованным тропам.
Согласно изученным методическим источникам, был составлен учебный экологический маршрут к геоморфологическому, ботаническому и археологическому памятнику природы «Соколиный камень». Основной формой организации образовательного процесса стала учебная экскурсия, с дополнительным исследовательским компонентом. Разработанная в рамках школьного туристско-краеведческого кружка, тропа позволила достичь не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов. В ходе экскурсии, учащиеся предлагали свои идеи по сохранению памятников природы, отмечали роль ООПТ в сохранении окружающей среды, а выполнение исследований повышало интерес детей к дальнейшей познавательной деятельности, способствовало развитию поисковых умений. На основе вышесказанного, можно считать, что поставленная гипотеза об образовательной результативности школьного экологического туризма на ООПТ нашла свое подтверждение.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем: изученные образовательные возможности ООПТ могут в значительной мере обогатить и разнообразить учебно-познавательный процесс, сделав его более результативным, описанная методика организации учебных троп может быть полезна в реализации экологического туризма в школьной практике, а составленный маршрут можно использовать в качестве образца для создания новых экологических троп.
В заключение нашего исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Экологический туризм - одна из форм активного отдыха, которая представляет собой путешествия по различным уголкам природы с целью глубокого познания природной среды и экологического просвещения. Основной, но далеко не единственной, формой организации экотуризма является экологическая тропа. Сущность экологического туризма устанавливается рядом принципов, не только отличающих его от других направлений, но и определяющих его значение. Так, экологический туризм должен не только продвигать идеи сохранения окружающей среды, но и обеспечивать устойчивое развитие тех районов, в которых он реализуется.
Возникший в 80-х годах XX века, экологический туризм стал одной из самых быстро развивающихся эколого-просветительских практик, и в настоящее время имеет несколько четко оформившихся направлений:
• Приключенческий экологический туризм, основная цель которого - активный отдых;
• Историко-природный туризм направлен на познание
особенностей местной среды и культуры;
• Научный туризм, или образовательный, связан с осуществлением исследований в естественных природных условиях.
Выделенные формы туризма могут сочетаться и дополнять друг друга.
Важнейшим звеном в развитии экологического туризма в России являются особо охраняемые природные территории, т.к. они характеризуются рядом преимуществ, к которым следует отнести общую эстетическую привлекательность, проработанную систему туристских маршрутов; а широкая распространенность на всей территории России, позволяет назвать ООПТ главными эколого-просветительскими центрами нашей страны, т.к. помимо задач сохранения биологического разнообразия, осуществляют решение проблем экологического образования и воспитания. Важно отметить, что экологический туризм должен способствовать, но и не противоречить целям и задачам тех ООПТ, на которых он реализуется: организация маршрутов должна осуществляться только в зонах рекреационного использования, по специально оборудованным тропам.
Согласно изученным методическим источникам, был составлен учебный экологический маршрут к геоморфологическому, ботаническому и археологическому памятнику природы «Соколиный камень». Основной формой организации образовательного процесса стала учебная экскурсия, с дополнительным исследовательским компонентом. Разработанная в рамках школьного туристско-краеведческого кружка, тропа позволила достичь не только предметных и метапредметных, но и личностных результатов. В ходе экскурсии, учащиеся предлагали свои идеи по сохранению памятников природы, отмечали роль ООПТ в сохранении окружающей среды, а выполнение исследований повышало интерес детей к дальнейшей познавательной деятельности, способствовало развитию поисковых умений. На основе вышесказанного, можно считать, что поставленная гипотеза об образовательной результативности школьного экологического туризма на ООПТ нашла свое подтверждение.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем: изученные образовательные возможности ООПТ могут в значительной мере обогатить и разнообразить учебно-познавательный процесс, сделав его более результативным, описанная методика организации учебных троп может быть полезна в реализации экологического туризма в школьной практике, а составленный маршрут можно использовать в качестве образца для создания новых экологических троп.
Подобные работы
- Оценка рекреационного потенциала Республики Карелия для развития экологического туризма
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016



