Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования связной речи у дошкольников 8
1.1. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста 8
1.2. Психологические особенности детей с задержкой речевого развития .. 16
1.3. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования .. 21
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ТНР 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Психолого-педагогическая программа развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 35
2.3. Апробация программы развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 54
Приложение 3 57
Приложение 4 72
Речь имеет очень большое значение для развития мышления и деятельности ребёнка в целом, выступая и как стержень в развитии общения, и как его информативный носитель, и как регулятор поведения ребёнка.
Развитие речи является актуальной проблемой нашего общества. Низкий уровень бытовой культуры, большая распространенность низкопробной литературы, неграмотное «говорение» с экранов телевизоров и в Интернет сети - все это создает прямую угрозу и предпосылки языковой катастрофы.
Огромная ответственность и важность в работе педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Сформированная связная речь очень важна для развития коммуникативных навыков. Ребенок должен уметь выражать свои мысли речевыми средствами, свободно используя при этом различные типы предложений и соблюдая логику передаваемой информации.
Чем выше уровень овладения ребёнком связной речью, тем успешнее его обучение в школе. Правильное восприятие и воспроизведение учебных материалов, зафиксированных текстом, умение отвечать на вопросы, требующие развернутый ответ, способность самостоятельно излагать своё мнение и суждения - эти и другие учебные действия требуют высокого уровня развития связной речи.
В современных исследованиях отмечается, что на данном этапе развития общества, умения и навыки связной речи детей (при спонтанном их развитии) не достигают того уровня, который необходим для полноценного успешного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально, и, что немало важно, последовательно. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Ладыженской Т.А., только начинает формироваться, в ней ещё недостаточно разработаны основополагающие понятия, критерии и категории, такие как разделы работы по развитию связной речи, средства обучения, содержание, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.
Целенаправленное развитие связной речи имеет большое значение в общей системе работы с детьми с речевыми недоразвитиями. Отмечаемое у этих детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует особого комплексного подхода к выбору методов и приемов развития самостоятельных связных высказываний.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А. и др.). [6,40]
Психологическая природа связной речи, её особенности и механизмы развития у детей раскрыты в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Рубинштейна С.Л. и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на то, что специальное речевое воспитание необходимо (Леонтьев А.А., Щерба Л.В.).[7,40]
Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей навыкам связного рассказа рассматривается как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы (Бородич А.М., Короткова Э.П. и др.). Отмечается влияние занятий по обучению навыкам связного рассказа на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. [3]
Изучением связной речи занимались Тихеева Е.И., Сохина Ф.А., Федоренко Л.П., Бородич А.М. и др. Во многих трудах этих авторов по обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы (А.М.Бородич, Э.П.Короткова и др.). Отмечается влияние занятий по обучению связному рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей (Сохина Ф.А., Бородич А.М.)[3]
Всё изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».
Проблема исследования заключается в: выявлении и исследовании особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, определении наиболее эффективных форм и методов ее формирования. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. [10]
Объектом является связная речь детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: динамика связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе реализации программы развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Целью работы стало разработать и апробировать программу развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста, а также особенности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2. В ходе исследования выявить и проанализировать уровень
развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи;
3. Определить основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и представить программу занятий, направленных на развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи
4. Разработать и апробировать программу развития связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленное развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи возможно в процессе реализации программы занятий по развитию связной речи «Вместе веселей шагать».
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (ВенгерЛ.А., Выготский Я.С. , Яшина В.И., Ушакова О.С.и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Авоян Р.Г., Будагов Р.А., Головин Б.В., Гумбольдт В., Жинкин Н.И., Потебня А.А., Ф. де Соссюр и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Эльконин Д.Б., Леушина Л.М., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Запорожец А.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Подцъяков Н.Н.).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ педагогической, логопедической,
психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа; метод анализа продуктов деятельности детей (схемы, модели, детские рассказы, рисунки и др.); диагностические методики уровня развития связной речи; статистические методы обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
В настоящее время число детей с речевыми нарушениями растёт, что свидетельствует о необходимости раннего воздействия. Дошкольники впоследствии станут школьниками, а затем и полноправными членами общества. В любой человеческой среде речь, а именно связная речь, используется в качестве главного средства коммуникации. Детям с тяжелыми нарушениями речи необходима особая помощь в овладении связной речью, отдельное разъяснение способов выделения признаков, системные и грамотные указания на ошибки. В связи с этим различными исследователями создано множество методик, которые позволили выявить и до сих пор позволяют определять «структуру речевого дефекта» и корректировать все симптомы ТНР, в том числе и недоразвитие связной речи
Цель исследования достигнута: исследовано развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи проведенной работы последовательно выполнены. Представлен теоретический анализ вопроса: Изучены речевые и психолого - педагогические особенности детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Конкретизировано, что: Высшие психические функции у детей с ТНР нарушены, эмоционально-волевая сфера отклонена по типу расторможенности или заторможенности, в более трудных стадиях ТНР замечается сильная фиксированность на дефекте, тревожность.
Проанализированы методики диагностики связной речи. При проведении анализа состояния речи ребенка необходимо опираться на принципы развития, системности и связи речи с другими психическими функциями. Методика для обследования создавалась и перерабатывалась на основе методик Грибовой О.Е., Воробьевой В.К. и другими. К методам диагностики относятся подробный и краткий пересказы, рассказ по картинке, о любимом предмете, о событии, собственный рассказ, продолжение зачина. Ответы детей анализируются по таким параметрам, как связность, длина, вычленяемые признаки, употребляемые средства общения, активность и реактивность, наличие пауз, ориентировка в содержании, обращение к помощи и характер помощи логопеда, умение составлять план высказывания и реализовывать полученную программу в речевом потоке. Способность к описательному монологу зависит от развития словаря, звуковой стороны речи, сформированности грамматических конструкций, умения анализировать и синтезировать, сравнивать, эмоционально-волевой сферы личности, поэтому обследуются и другие стороны речи и психики.
Исследованы способы коррекции и развития описательной связной речи у дошкольников с ТНР. Преобладающее число известных и используемых методик опираются на использование наглядного материала при обучении детей описательному пересказу, рассказу, сравнению, анализу описательного текста. Для вычленения определенных характеристик предметов методисты советуют рассматривать их с различных ракурсов: Воробьева В.А. - по ведущему анализатору, пользе и вреду для человека, отнесении к определенной категории; Ткаченко Т.А. разработала для каждой группы изучаемых в детском саду предметы опорные схемы для рассказа и сравнения, для которых выделялись такие характеристики, как размер, форма, польза для человека и так далее. Также возможно использование игр, театрализаций, помогающих непосредственной продуктивной речевой деятельности. Коррекционно-развивающие меры по преодолению недостатков связной речи необходимо принимать в совокупности с исправлением недостатков и развитием других сторон речи и психики ребенка.
Гипотеза подтвердилась: целенаправленное развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи возможно в процессе реализации программы занятий по развитию связной речи «Вместе веселей шагать».
Подтверждение гипотезы закреплено экспериментально.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с..
2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. 3-е издание. Изд. Нижневартовского Государственного университета. 2014. - 94с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: пособие для педагогов. М. - 1981. 117с.
4. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. V: Фонетико фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — 479 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
8. Гаркуша Ю.Ф. Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи// Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков. МПГУ, 1994. С. 34.
9. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
10. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Педагогика и психология образования. №1/2014. С. 89 - 97
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2006. — 144 с.ма
13. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
15. Динмухамедова А.С. Особенности формирования лексического строя у детей с ОНР. Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2(12). 2013. С.5-13.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. Кн. для логопеда. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 1985. — 112с.
17. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий//Ярославский педагогический вестник. №4, том2. 2013. С. 106-110
18. Ильяшенко М.В.. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. №5. 2014. С. 117-120.
19. Ипполитова О.В. Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Специальное образование. № XII / том II / 2016. С.64-68
20. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
21. Камышова Н. Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. 11с.
22. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;. 2011. 285с.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 117с.
24. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1941. Т. 35. С. 15-32.
25. Логинова Е.А. Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Специальное образование. №11, T.II.2015. С. 208-211
26. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
27. Макарова Н.В. , Старцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80с.
28. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с.64-68
29. Микляева Н.В. Развитие чувства языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методическое пособие.: М.УЦ Перспектива, 2011. - 80с.
30. Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал
31. Петровская Л. А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
32. Привалова С.В. Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника// Педагогическое образование в России. №2/2009. С. 92-99
33. Родионова Г.С. Особенности воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 5-1. 2009. С. 102-106
34. Садовская В.С. Компетентность родителей как условие полноценного речевого развития ребенка-дошкольника. Народное образование. Педагогика. №4 - 2011. 215-218с.
35. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи 3-е изд. — М.: Академия, 2007. — 144 с.
36. Соболева Е.А. Характеристика описательной речи дошкольников (по материалам наблюдения и диагностики)//У! Международная студенческая электронная научная конференция. 2014. 5с.
37. Тихонова Е.С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи. Вестник ПСТГУ1У: Педагогика. Психология 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120.
38. Трофимова В.А., Андреева А.В., Китаева Н.Н. К вопросу об особенностях словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Специальное образование. № XII / том II / 2016. С. 140-149.
39. Туманова Е.С. Реализация идей В.С. Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у детей//Специальное образование. 2012 - №1. С. 127-138
40. Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего до - школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 91-95. - URL: http://e- koncept.ru/2016/46019.htm.
41. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи: учебное пособие. - М.:Изд. Просвещение. 2008. 40с.
42. Худилайнен К.А. К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня//Специальное образование. № XII / том II / 2016. С.144-146
43. Яшина К.И. Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». №5. 2016. С.1007 -1009