Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96238

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития навыков взаимодействия обучающихся подросткового возраста в проектной деятельности 7
1.1 Анализ понятия «взаимодействие» в образовательном процессе 7
1.2 Особенности развития навыков взаимодействия в подростковом
возрасте 15
1.3 Роль проектной деятельности в развитии навыков взаимодействия
обучающихся подросткового возраста 24
Глава 2. Практические аспекты проблемы развития навыков взаимодействия обучающихся подросткового возраста в проектной деятельности 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Апробация программы развития навыков взаимодействия обучающихся
подросткового возраста в проектной деятельности 46
2.3 Анализ результатов научного исследования 53
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 66

В последнее время система образования в России претерпевает множество изменений, переходя на компетентностный подход, который повсеместно внедряется, развивается, дает результаты. В связи с этим портрет современного выпускника также изменяется, теперь обучающийся на выпуске имеет высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность ключевых компетенций.
Сам процесс обучения также кардинально изменяется, переходя на платформу взаимодействия. Таким образом, появляется субъект-субъектный подход в образовательных учреждениях, который предполагает создание паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.
Из этого следует, что обучающиеся учатся работать через взаимодействие, как внутри класса, так и за его пределами: они учатся вместе осваивать новый учебный материал, отстаивать свое мнение, находить творческое решение задачи, воплощать задуманное и т.д. Данный вопрос рассматривают такие авторы, как В.Я Ляудис, В.В. Рубцов, З. Абасов, Г.М. Андреева, А.А. Вербитский, В.В. Казантаева и др.
Изменения в системе образования направлены на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.
Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Здесь ярким примером может служить метод проектов.
Американский философ и педагог Джон Дьюи - основоположник проектного метода, ставил перед собой задачу поиска способов развития самостоятельного мышления ребенка, совершенствование навыков запоминания и воспроизведения знаний, умения применять их на практике. Именно он утверждал, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим [34].
В наше время проектная деятельность решает сразу несколько задач, поэтому в процессе обучения этот метод очень значим, о чем говорят такие авторы, как Е.С. Полат, Е.Ф. Бехтенова, О.А. Гребенникова, Е.С. Евдокимова, М.Б. Романовская. Именно по своей результативности применения проектный метод активно внедряется, начиная с дошкольного возраста.
Таким образом, мы подводим к мысли, что модернизация образования требует организации взаимодействия субъектов в обучении при этом включая в работу метод проектов. Здесь получается хорошая связка: проектная групповая деятельность будет способствовать развитию навыков взаимодействия у обучающихся, что в свою очередь будет направлено на достижение поставленных целей современного образования.
Изложенное выше утверждение определило тему исследования - развитие навыков взаимодействия обучающихся в проектной деятельности.
Объектом исследования является развитие навыков взаимодействия обучающихся.
Предмет исследования - программа развития навыков взаимодействия подростков в проектной деятельности.
Основная цель выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и апробация программы развития навыков взаимодействия обучающихся в проектной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ понятия «взаимодействие» в образовательном процессе;
рассмотреть особенности развития навыков взаимодействия в
подростковом возрасте;
- описать роль проектной деятельности в развитии навыков взаимодействия обучающихся подросткового возраста;
- организовать и подобрать методы исследования (диагностики) уровня развития навыков взаимодействия подростков в проектной деятельности;
- апробировать программу развития навыков взаимодействия подростков в проектной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются анализ основных понятий, анализ различных особенностей развития навыков взаимодействия, рассмотрение роли проектной деятельности в развитии навыков взаимодействия младших подростков, концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики):
- тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» (Д.Б. Эльконин);
- опросник межличностных отношений (В. Шутц, адаптация А.А. Рукавишникова);
- тест «Коммуникативных умений» (Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха);
- математико-статистические методы.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении процесса развития навыков взаимодействия и проектной деятельности, определении взаимосвязи навыков взаимодействия и участии в групповом проекте развития.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для организации групповых форм работ в образовательных организациях, при организации деятельности обучающихся подросткового возраста.
Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 51 наименований, 2 приложения. Объем работы составляет 73 страницы. В работе результаты исследования отражены в 8 диаграммах, 6 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы сделали вывод о том, что существует целая категория взаимодействия, среди которой выделяется взаимодействие, являющееся основополагающим в процессе обучения. Особенно важно наличие взаимодействия в групповой работе между сверстниками-подростками, для которых межличностное общения становится на первый план в силу своего возраста.
Стоить отметить, что межличностное общение, навыки сотрудничества и коммуникативные умения находятся в тесной взаимосвязи с навыками взаимодействия, образуя саму основу взаимодействия.
В эпоху продвижения и активного использования современных методов обучения, решающих все более емкие задачи, не трудно подобрать метод, подходящий под заданную цель. По нашему мнению, для развития навыков взаимодействия в подростковой среде наиболее подходит метод проектов, который в данный момент используется практически во всех образовательных учреждениях, и на разных ступенях образования.
Для целенаправленного развития навыков взаимодействия была подобранна программа «Основы проектной деятельности», при прохождении которой обучающиеся могут непосредственно сами участвовать в проектной деятельности. Данная Программа включает в себя 36 часов, 14 ч. из которых аудиторные, и 22 ч. рассчитаны на домашнюю работу.
Программа была апробирована на обучающихся 5«Д» класса МАОУ Гимназия №47 г. Екатеринбурга. Был проведен формирующий эксперимент, где контрольной группой выступал 5«А» класс этой же гимназии.
На данных выборках испытуемых провели два замера по трем методикам: тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» (Д.Б. Эльконин), «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адаптация А.А. Рукавишникова) и тест «Коммуникативных умений» (Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха).
Выводы по начальной диагностике показали, что выборки между собой эквивалентны по уровню развития навыков взаимодействия до апробации Программы.
После прохождения экспериментальной группы занятий по Программе, был произведен второй замер и обработка как количественная, так и статистическая. Данные подводят нас к выводу, что сдвиги имеют значимость, следовательно, проектная деятельность влияет на развитие навыков взаимодействия.
В заключение можно отметить, что проектная деятельность способна формировать и развивать не только навыки взаимодействия, но и другие важные качества современной личности. Правильный подбор методик, а также постановка акцента на развитие того или иного психолого-психологического аспекта напрямую влияют на успешность достижения образовательных результатов, что крайне важно в современном обществе.



1. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю.В. Александрова. - М. : Современный гуманитарный университет, 2007. - 66 с.
2. Александрович, П.И. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие по одноименной дисциплине для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / П.И. Александрович, А.П. Александрович.
- Мн.: БГТУ, 2004. - 274 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Академия, 2010. - 573 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: Смысл: Аcаdеmiа,2010.- 447с.
5. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. -2008.- №3. - С.13 - 16.
6. Баранов, С.П., Болотина, Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 2001.
-354 с.
7. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника / А.А. Бодалев. - М. : Эксмо, 2005. - 305 с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М. : Владос, 2003. - 352 с.
9. Братчикова, Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций [Текст] / Юлия Владимировна Братчикова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 132-137.
10. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.
- М., 2003. - 218 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2004. - 340 с.
12. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 366 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.
14. Голуб, Г.Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов // Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
15. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие
/ В.А. Горянина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 416 с.
16. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т - Казань, 2004. - 212с.
17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М: Москва, 1997. - 25 - 37 с.
18. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер,
2009. - 318 с.
19. Завражнов, В.В., Чагина, М.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 399-401.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов- н/Д : Феникс, 2009. - 480 с.
21. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - М. : Академия, 2009. - 418 с.
22. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учеб.
пособие / Т.К. Ким.- М. : Издательство Прометей, 2013. - 512 с.
23. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. - Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. - 203 с.
24. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько, - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176с.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М. : СПб. : Речь, 2004. - 215 с.
27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009. - 320с.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.;
Воронеж, 2011. - 321-354 с.
29. Министерство образования Российской Федерации письмо от 21 мая 2004 г. N 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования»
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
31. Немов, Р.С. Общая психология в 3 кн. Кн. 1. / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2006. - 608 с.
32. Обозов, Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость / Н.Н. Обозов. - СПб. : Облик, 2002. - 340 с.
33. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2001. - 374 с.
34. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - № 4. - С. 93-96.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Просвещение,
2011. - 586 с.
36. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - СПб. : Прайм-Евро-знак, 2008. - 368 с.
37. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2009. 320с.
38. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
39. Рукавишников, А.А. Опросник межличностных отношений. Методическое руководство. Ярославль, 1992. - 47 с.
40. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - 193-200 с.
41. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерпресональной диагностики Т. Лири. М., 1990. - 109 с.
42. Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание,
взаимодействие, переговоры, тренинг / В.А. Соснин, П.А. Лунев. - М. : Институт психологии, РАН, 2007. - 156 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронная версия] Пояснительная записка // URL: http://mou-etirken.ippk.ru/. Дата обращения: 23.03.2018.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413.
45. Харланова, Е.М. Механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования // Молодой ученый. - 2009. - №6. - С. 192¬195.
46. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2008. - 270 с.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. М., 2015. -372 с.
48. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. - 544 с.
49. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение , 1967. - 360с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2011. - 527 с.
51. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 39 - 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ