Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция детских страхов у дошкольников средствами песочной терапии

Работа №96237

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ
ТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 6
1.1 Феномен детских страхов в отечественной и зарубежной психологии ... 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 14
1.3 Возможности песочной терапии в коррекции детских страхов 23
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Описание выборки 34
2.2. Планирование диагностических методов 34
2.3. Диагностика перед проведением песочной терапии 36
2.4 Беседа с четырьмя участниками исследования 38
2.6. Диагностика после проведения песочной терапии 46
Выводы из главы 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Актуальность темы: в современном мире ребенок становится наиболее чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным негативным воздействиям окружающей среды, что провоцирует, в свою очередь, множество нарушений психоэмоциональной сферы, одним из проявлений которых являются детские страхи. Психика дошкольника отличается ранимостью, чрезвычайной восприимчивостью, неспособностью самостоятельно противостоять внешним воздействиям. В этой связи вопросы ранней диагностики, коррекции и профилактики детских страхов становятся одной из актуальных проблем детской психологии.
На современном этапе отмечается рост интереса специалистов (психологов, педагогов, логопедов и др.) к специальной организации занятий с детьми с использованием метода песочной терапии, как разновидности арт- терапии. Данный выбор не случаен, т.к. игры с песком в дошкольном детстве служат развитию самопознания ребенка, запуску процессов его спонтанной «самотерапии». Песочная терапия - это оптимальная среда для общения ребенка с самим собой и символическими изображениями реального мира, это метод постижения собственного «Я» и эффективный способ избавления от негативных эмоций, включая страх.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных методов и направлений коррекции детских страхов в период дошкольного детства.
Степень разработанности темы исследования: Вопросам детских страхов в период дошкольного детства уделено значительное внимание. Данную тему освещали в своих работах Л.С. Акопян, Т.А. Арефьева, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, К. Изард, В.Г. Колягина, Ю.А. Кочетова, М.В. Щербатая, М.Ю,Чибисова и др.
Вопросы психолого-педагогической характеристики дошкольного возраста освещены в работах Н.Г. Алиевой, Т.В. Башаевой, Н.А. Забродиной, О.А. Карабановой, И.О. Карелиной, Л.А. Максимовой, Г.А. Стадник, Е.А. Стребелевой, И.В. Шаповаленко, и др.
Возможности песочной терапии в коррекции детских страхов отражены в исследованиях Э.Э. Большебратской, Н.Ю. Деюшиной, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, М.Джонговой, М.А. Калашниковой, О.И. Качуриной, М.В. Киселевой, А.Я. Манжут, Т, Попова и др.
Методологическая основа исследования: клиентцентрированный подход К. Роджерса, техника активного воображения К. Г. Юнга, идеи песочной терапии Д. Калфф.
Объектом исследования являются детские страхи.
Предмет: динамика детских страхов в процессе реализации психолого - педагогической программы коррекции средствами песочной терапии.
Целью исследования является разработать и апробировать программу коррекции детских страхов средствами песочной терапии.
Гипотеза исследования: целенаправленная коррекция детских страхов возможна в процессе реализации психолого-педагогической программы коррекции средствами песочной терапии.
Для достижения цели и определения достоверности гипотезы нужно пройти следующие этапы:
1. Определить разработанность проблемы коррекции детских страхов, в трудах отечественных и зарубежных авторов;
2. Провести исследование, направленное на выявление возможностей и особенностей использования песочной терапии в коррекции детских страхов.
3. Определить основные направления коррекционно-развивающей работы по коррекции детских страхов средствами песочной терапии;
4. Экспериментально проверить эффективность программы по коррекции детских страхов средствами песочной терапии.
В ходе которых будут решаться следующие задачи:
1. Составление диагностического инструментария; 

мероприятий;
3. Обработка полученных результатов;
4. Написание выводов.
Методы и методики исследования:
1) Теоретические:
а. Анализ литературы;
2) Диагностические:
a. Метод полустандартизированной беседы;
b. Методика «Страхи в домиках»;
3) Математико-статистические:
а. Односторонний критерий Вилкоксона для связанных групп.
Научная новизна: апробация метода песочной терапии на группе детей старшего дошкольного возраста с целью коррекции страхов.
Практическая значимость: формирование представления о возможности применения методов песочной терапии с целью коррекции детских страхов.
Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 раскрывает современные представления о феномене детских страхов, возрастные особенности формирования страхов, а также возможности песочной терапии в коррекции детских страхов.
Глава 2 представляет описание структуры, реализации и анализа результатов исследования коррекции детских страхов средствами песочной терапии.
Приложение содержит программу занятий по коррекции детских страхов средствами песочной терапии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале исследования мы поставили гипотезу о том, что целенаправленная коррекция детских страхов возможна в процессе реализации психолого-педагогической программы коррекции средствами песочной терапии.
Методологической основной нашего исследования стали: клиентцентрированный подход К. Роджерса, техника активного воображения К. Г. Юнга, идеи песочной терапии Д. Калфф.
Для проверки данной гипотезы мы провели исследование, состоящее из следующих этапов:
1. Определить разработанность проблемы коррекции детских страхов, в трудах отечественных и зарубежных авторов;
2. Провести исследование, направленное на выявление возможностей и особенностей использования песочной терапии в коррекции детских страхов.
3. Определить основные направления коррекционно-развивающей работы по коррекции детских страхов средствами песочной терапии;
4. Экспериментально проверить эффективность программы по коррекции детских страхов средствами песочной терапии.
Для экспериментальной проверки мы использовали метод полустандартизированной беседы и проективную методику «Страхи в домиках» с последующим подсчётом количества страхов, что позволило нам применить методы математической статистики. Таким образом, соединяя качественные и количественные методы, мы получили достаточно полную картину динамики страхов до и после песочной терапии.
Можно сказать, что песочная терапия не только снижает количество страхов самих по себе, но и притупляет их эмоциональное ощущение, переводя их скорее в сферу когнитивной обработки. Благодаря этому дети помнят свои страхи, но в то же время говорят о них не с эмоциональным оттенком, а скорее с рефлексивным, насколько это возможно для детей 6-7 лет.
В результате подсчёта критерия в программе SPSS 19 уровень значимости составил p = 0.004003, что меньше, чем критический уровень значимости в 0.05. Мы можем заключить, что количество страхов статистически значимо уменьшилось.
В конечном итоге мы можем заключить, что наша гипотеза подтверждается и с качественной, и с количественной стороны.
В дальнейшем для введения результатов в практику мы предполагаем проведение более длительной серии сеансов психологической коррекции с целью создания более длительного эффекта снижения представленности страхов в актуальной сфере психики.



[1] Акопян Л.С. Демографическая специфика детских страхов/Л.С. Акопян//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - 2010. - № 1. - С. 50-55.
[2] Алиева З.К. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста/З.К. Алиева, А.М. Муталимова// Мгжнародний науковий журнал.
- 2016. - № 6. Т.3. - С. 84-85.
[3] Алиева Н.Г.К. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста/Н.Г.К. Алиева, А.Р. Сафиуллина, О.В. Политаева//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - 1 (6). - С. 214-215.
[4] Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина.
- М.: Психология. 2009. - С. 178 (298 с.)
[5] Арттерапия — новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. -М.: «Когито-Центр».2006.-С.89 (336 с.)
[6] Атрохова Т.В. Взаимосвязь социально-опосредованных страхов и основных характеристик детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте/ Т.В. Атрохова, И.Н. Кузьменко//Актуальные проблемы психологии образования: материалы конференции. - Ярославль. 2014. - С. 3-6.
[7] Бабай Е.С. Песочная терапия как метод предупреждения психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста/Е.С. Бабай//Новая наука: психолого-педагогический подход. - 2017. - № 3. - С. 6-8.
[8] Башаева Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика : учеб.-метод. пособие. В 3 ч. Ч. 2 / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. -Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. - С. 25-27 (152 с.)
[9] Большебратская Э.Э. Песочная терапия/Э.Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010 - С. 4-5 (74с.)
[10] Бросова Т.В. Песочная терапия - один из методов арт-терапии/Т.В. Бросова//Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 3 (33). - С. 89-92.
[11] Бросова Т.В. Указ. соч. С. 90.
[12] Вард И. Фобия/И. Вард. - М.: Проспект, 2002. - С. 21 (78с.)
[13] Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной
деятельности дошкольников и младших школьников/А.Н.
Веракса//Автореферат дисс. д.п.н. - Москва. 2014. - 22 с.
[14] Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология /Под ред Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика. 1984. - С. 45. (432 с.).
[15] Деюшина Н.Ю. Песочная терапия в развитии дошкольников/Н.Ю. Деюшина//Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 31-34.
[16] Деюшина Н.Ю. Указ. соч. С. 33.
[17] Джонгова М., Терапия чрез игра с пясък/М. Джонгова//Вестник за здравето (София). - 07.09.2004. - С. 4.
[18] Елтарева К. К. Песочная терапия как средство психолого - педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников /К.К. Елтарева// Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 411-413.
[19] Ермакова О.Е. Развитие памяти дошкольников как психолого-педагогическая проблема/О.Е. Ермакова, О.А. Фролушкина//Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сборник трудов конференции. - Борисоглебск. 2016. - С. 242-245.
[20] Журавлева И.А. Восприятие дошкольником художественного образа/И.А. Журавлева, М.В. Саликова//Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 8. - С. 40-42.
[21] Захаров А.И. Устранение страхов посредством игры / А.И. Захаров. - СПб: Питер. 2004. -С. 84 (235 с.)
[22] Захаров А.И. Детские неврозы. / А.И. Захаров. - СПб.: Респекс,2010. - 192 с.
[23] Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка»/А.И. Захаров. — СПб.: Издательство СОЮЗ».2000. — С 5-12 (448 с.)
[24] Захаров А.И. Указ. соч. 2000. С. 12-20.
[25] Захаров А.И. Указ. соч. С. 15-30.
[26] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. на песке: практикум по песочной
терапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбенко. - СПб.: Речь, 2010. -
С. 12-20.
[27] Иванова Н.А. Художественно-продуктивная деятельность как одна из форм социально-личностного развития дошкольника/Н.А. Иванова//Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы конференции. - Волгоград. 2017. - С. 21-22.
[28] Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб: Питер.2007. - С. 97 (207 с.)
[29] Калашникова М. А. Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской тревожности (из опыта работы)/М.А. Калашникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 155-157
[30] Карабанова О. А. Возрастная психология. Лекции/О.А. Карабанова. — М.: Изд-во МГУ.2011 - С.89(240 с.)
[31] Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие/И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - С. 17-18 (71с.)
[32] Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике [электронный ресурс]/О.И.
Качурина//Педагогическая мастерская. - режим доступа:
http://открытыйурок.рф/статьи/212738/ (дата обращения 25.05.2018)
[33] Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - С. 89 (336 с.)
[34] Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. - М.: Прометей. 2016. - С. 4 (48 с.)
[35] Колягина В.Г. Указ. соч. С. 14-20.
[36] Колягина В.Г. Указ. соч. С. 8-10.
[37] Костромина С.Н. Справочник школьного психолога/С.Н. Костромина. - М.: Астрель.2012. - С 119 (136 с.)
[38] Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений/Ю.А. Кочетова//Дисс. к.п.н. - Москва. 2012. - С. 24-30 (408 с.)
[39] Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений/Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. - 2012. - №3. - C. 77-87.
[40] Лаптева Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение
эмоционального развития ребенка на разных этапах дошкольного детства/Ю.А. Лаптева//Автореферат дисс. к.п.н. - Кемерово. 2017. - С 13 (24 с.)
[41] Максимова Л. А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной деятельности/Л.А. Максимова// Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 108-112.
[42] Манжут А.Я. Песочная терапия как инновационный метод психологии/А.Я. Манжут, Г.И. Щадов//Молодежный вестник ИРГТУ. - 2016. - № 4. - С. 24-28.
[43] Манжут А.Я. Указ. соч. С. 27.
[44] Недорезова Н.А. Речевое развитие дошкольников в детском саду/Н.А. Недорезова, Е.В. Губайдуллина//Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2014. - № 1 (15). - С. 23-25.
[45] Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников/С.А. Новикова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3. -С. 139-142.
[46] Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - С. 117-124 (211 с.)
[47] Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / Под ред. М.В. Бывшевой, А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: SIMJET, 2015. - С. 30 (106 с.)
[48] Павлова А.В. Песочная терапия как средство создания условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста/ А.В. Павлова//Евразийский союз ученых. - 2016. - № 4-5. - С. 55-56.
[49] Попов Т. Терапия песочными фигурами - эффективный и многообещающий метод арт-терапии/Т. Попов// Вестник по психологии и педагогике Южной Сибири. - 2013. - № 3. - С. 108-117.
[50] Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей/Под ред. Е. А. Стребелевой. —2-еизд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — С. 36-38 (164 с.)
[51] Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. С. 37.
[52] Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. С. 39.
[53] Семиотика страха. Сборник статей/Н. Букс и Ф. Конт. -Москва: Русский институт: Европа, 2005. - С. 78 (456 с.)
[54] Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2/А.С. Спиваковская . -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С 147 (464 с.)
[55] Стадник Г.А. Развитие познавательной активности дошкольников в
семье/Г.А. Стадник//ПедагоПчш науки: теор!я, 1стор1я, шновацшш
технологй. - 2015. - № 8 (52). - С. 426-434.
[56] Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца/Е.В. Трифонова//Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1. - С. 77-83.
[57] Чибисова М.Ю. «Мой ребенок боится темноты»: семейные факторы витальных страхов у детей / М. Чибисова // Школьный психолог - - 2015. - № 2. - С. 4-8.
[58] Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа/С.В. Чиркова. - М.: ВАКО. 2018. - С. 114-114 (256 с.)
[59] Шанц Е.А. Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности/Е.А. Шанц//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 4. -С. 141-146.
[60] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — С. 147-151 (349 с.)
[61] Щербатая М.В. Исторический обзор изучения проблемы классификации детских страхов/М.В. Щербатая, М.В. Фадеева//Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса: материалы конференции. - Симферополь. 2018. - С. 223-229.
[62] Янковская Ю.И. Диагностика наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения/Ю.И. Янковская//Право. Экономика. Психология. - 2016. - № 2 (5). - С. 72-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ