ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
1.1. Проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной
литературе 7
1.2. Характеристика коммуникативных навыков у подростков 18
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 23
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 34
2.3. Программа по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 39
2.4. Эффективность программы по формированию коммуникативных
навыков у подростков с нарушением зрения 48
Вывод по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
1.1. Проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной
литературе 7
1.2. Характеристика коммуникативных навыков у подростков 18
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 23
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 34
2.3. Программа по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 39
2.4. Эффективность программы по формированию коммуникативных
навыков у подростков с нарушением зрения 48
Вывод по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 64
Современные условия развития общества характеризуются расширением объема коммуникативных потоков, увеличением числа людей, занятых в профессиях социономической группы. В этих условиях успешность социализации обучающихся определяется навыками получать и использовать информацию, осуществлять общение в различных аудиториях, убеждать собеседников, решать конфликтные ситуации. В целом эти навыки развиваются в ходе освоения коммуникативных компетенций, являющихся ключевыми.
В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации.
Особое значение формирование коммуникативных навыков приобретает для подростков с нарушениями зрения.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с подростками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в подростковом возрасте коммуникативные навыки способны обеспечить успешность его адаптации к процессу дальнейшего обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.
В фундаментальных трудах по теории общения, теории и методике социального воспитания подрастающего поколения таких выдающихся ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, и др. отмечается, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вся палитра, вариативность форм коммуникации с окружающей средой в широком смысле данного понятия (включая антропологическую и природную среду).
Существует ряд исследований, посвященных именно проблемам коммуникации. Особенностями общения подростков с нарушениями зрения занимались О.В. Алмазова, Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, А.И. Гаурилюс, О.Н. Дианова, Е.Е. Дмитриева, Г.А. Карпова, Л.В. Кузнецова, Т.С. Никандрова, А.В. Поповичев, Е.С. Слепович, Т. 3. Стернина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Н. Чаплинская и др.). Множество работ были посвящены изучению высших функций психики, обеспечивающих процесс общения, межличностным отношениям, восприятию социума, и т.д.
Но до сих пор нет упорядоченных данных о структуре, содержании и показателях уровня сформированности коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения как нет и практических способов совершенствования процесса общения.
Именно поэтому актуальность работы вызвана несоответствием отсутствия теоретических разработок в данном направлении и необходимостью поиска средств формирования коммуникативных навыков.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения».
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения .
Цель: Теоретическое обоснование проблемы и разработка программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Объект: Коммуникативные навыки у подростков.
Предмет: Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Гипотеза: Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.
Задачи исследования:
- проанализировать проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной литературе;
- представить характеристику коммуникативных навыков у подростков;
- определить особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- составить и реализовать программу по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- проанализировать эффективность программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Теоретико-методологической основой исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности подростков; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных навыков может быть полезна психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе с подростками с нарушением зрения.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации.
Особое значение формирование коммуникативных навыков приобретает для подростков с нарушениями зрения.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с подростками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в подростковом возрасте коммуникативные навыки способны обеспечить успешность его адаптации к процессу дальнейшего обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.
В фундаментальных трудах по теории общения, теории и методике социального воспитания подрастающего поколения таких выдающихся ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, и др. отмечается, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вся палитра, вариативность форм коммуникации с окружающей средой в широком смысле данного понятия (включая антропологическую и природную среду).
Существует ряд исследований, посвященных именно проблемам коммуникации. Особенностями общения подростков с нарушениями зрения занимались О.В. Алмазова, Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, А.И. Гаурилюс, О.Н. Дианова, Е.Е. Дмитриева, Г.А. Карпова, Л.В. Кузнецова, Т.С. Никандрова, А.В. Поповичев, Е.С. Слепович, Т. 3. Стернина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Н. Чаплинская и др.). Множество работ были посвящены изучению высших функций психики, обеспечивающих процесс общения, межличностным отношениям, восприятию социума, и т.д.
Но до сих пор нет упорядоченных данных о структуре, содержании и показателях уровня сформированности коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения как нет и практических способов совершенствования процесса общения.
Именно поэтому актуальность работы вызвана несоответствием отсутствия теоретических разработок в данном направлении и необходимостью поиска средств формирования коммуникативных навыков.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения».
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения .
Цель: Теоретическое обоснование проблемы и разработка программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Объект: Коммуникативные навыки у подростков.
Предмет: Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Гипотеза: Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.
Задачи исследования:
- проанализировать проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной литературе;
- представить характеристику коммуникативных навыков у подростков;
- определить особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- составить и реализовать программу по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- проанализировать эффективность программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Теоретико-методологической основой исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности подростков; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных навыков может быть полезна психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе с подростками с нарушением зрения.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности. Проблема самоопределения в средних классах школы связана с кризисом самооценки. Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер. Критериями самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у подростков с нарушениями зрения, мы выяснили, что его формирование у данной категории подростков происходит по тем же закономерностям, что и у подростков нормативного развития, но имеет определенное своеобразие. Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение трудностей в процессе формирования коммуникативного опыта, что предопределяет необходимость осуществления коррекционной работы в данном направлении.
Основной целью эмпирического исследования являлось выявление особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Эксперимент проводился на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхне - Пышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
По результатам констатирующего этапа исследования определено, что развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения неоднородно. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 47% (14 чел) подростков с нарушениями зрения. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 40% (12 чел) подростков с нарушениями зрения. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 13% (4 чел) подростков с
нарушениями зрения.
В формирующем этапе исследования приняли участие 14 подростков с нарушениями зрения, имеющие низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. сформированности коммуникативных навыков.
По результатам контрольного этапа исследования определено, что после проведения формирующего этапа при использовании тренинговых мероприятий развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения стало более однородно. Так, увеличилось количество подростков, показавших высокий уровень активности, в общении легко и свободно выражают мысли.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушение зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у подростков с нарушениями зрения, мы выяснили, что его формирование у данной категории подростков происходит по тем же закономерностям, что и у подростков нормативного развития, но имеет определенное своеобразие. Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение трудностей в процессе формирования коммуникативного опыта, что предопределяет необходимость осуществления коррекционной работы в данном направлении.
Основной целью эмпирического исследования являлось выявление особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Эксперимент проводился на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхне - Пышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
По результатам констатирующего этапа исследования определено, что развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения неоднородно. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 47% (14 чел) подростков с нарушениями зрения. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 40% (12 чел) подростков с нарушениями зрения. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 13% (4 чел) подростков с
нарушениями зрения.
В формирующем этапе исследования приняли участие 14 подростков с нарушениями зрения, имеющие низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. сформированности коммуникативных навыков.
По результатам контрольного этапа исследования определено, что после проведения формирующего этапа при использовании тренинговых мероприятий развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения стало более однородно. Так, увеличилось количество подростков, показавших высокий уровень активности, в общении легко и свободно выражают мысли.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушение зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.
Подобные работы
- Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативной компетентности подростков посредством социально - психологического тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



