Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №96235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
1.1. Проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной
литературе 7
1.2. Характеристика коммуникативных навыков у подростков 18
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 23
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 34
2.3. Программа по формированию коммуникативных навыков у подростков с
нарушением зрения 39
2.4. Эффективность программы по формированию коммуникативных
навыков у подростков с нарушением зрения 48
Вывод по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 64

Современные условия развития общества характеризуются расширением объема коммуникативных потоков, увеличением числа людей, занятых в профессиях социономической группы. В этих условиях успешность социализации обучающихся определяется навыками получать и использовать информацию, осуществлять общение в различных аудиториях, убеждать собеседников, решать конфликтные ситуации. В целом эти навыки развиваются в ходе освоения коммуникативных компетенций, являющихся ключевыми.
В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации.
Особое значение формирование коммуникативных навыков приобретает для подростков с нарушениями зрения.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с подростками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в подростковом возрасте коммуникативные навыки способны обеспечить успешность его адаптации к процессу дальнейшего обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.
В фундаментальных трудах по теории общения, теории и методике социального воспитания подрастающего поколения таких выдающихся ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, и др. отмечается, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вся палитра, вариативность форм коммуникации с окружающей средой в широком смысле данного понятия (включая антропологическую и природную среду).
Существует ряд исследований, посвященных именно проблемам коммуникации. Особенностями общения подростков с нарушениями зрения занимались О.В. Алмазова, Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, А.И. Гаурилюс, О.Н. Дианова, Е.Е. Дмитриева, Г.А. Карпова, Л.В. Кузнецова, Т.С. Никандрова, А.В. Поповичев, Е.С. Слепович, Т. 3. Стернина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Н. Чаплинская и др.). Множество работ были посвящены изучению высших функций психики, обеспечивающих процесс общения, межличностным отношениям, восприятию социума, и т.д.
Но до сих пор нет упорядоченных данных о структуре, содержании и показателях уровня сформированности коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения как нет и практических способов совершенствования процесса общения.
Именно поэтому актуальность работы вызвана несоответствием отсутствия теоретических разработок в данном направлении и необходимостью поиска средств формирования коммуникативных навыков.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения».
Проблема исследования: каковы условия формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения .
Цель: Теоретическое обоснование проблемы и разработка программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Объект: Коммуникативные навыки у подростков.
Предмет: Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Гипотеза: Формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.
Задачи исследования:
- проанализировать проблемы коммуникативных навыков в зарубежной и отечественной литературе;
- представить характеристику коммуникативных навыков у подростков;
- определить особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- составить и реализовать программу по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения;
- проанализировать эффективность программы по формированию коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Теоретико-методологической основой исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности подростков; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных навыков может быть полезна психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе с подростками с нарушением зрения.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности. Проблема самоопределения в средних классах школы связана с кризисом самооценки. Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер. Критериями самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме формирования коммуникативного опыта у подростков с нарушениями зрения, мы выяснили, что его формирование у данной категории подростков происходит по тем же закономерностям, что и у подростков нормативного развития, но имеет определенное своеобразие. Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение трудностей в процессе формирования коммуникативного опыта, что предопределяет необходимость осуществления коррекционной работы в данном направлении.
Основной целью эмпирического исследования являлось выявление особенностей формирования коммуникативных навыков у подростков с нарушением зрения.
Эксперимент проводился на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхне - Пышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
По результатам констатирующего этапа исследования определено, что развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения неоднородно. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 47% (14 чел) подростков с нарушениями зрения. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 40% (12 чел) подростков с нарушениями зрения. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков определен у 13% (4 чел) подростков с
нарушениями зрения.
В формирующем этапе исследования приняли участие 14 подростков с нарушениями зрения, имеющие низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. сформированности коммуникативных навыков.
По результатам контрольного этапа исследования определено, что после проведения формирующего этапа при использовании тренинговых мероприятий развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями зрения стало более однородно. Так, увеличилось количество подростков, показавших высокий уровень активности, в общении легко и свободно выражают мысли.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что формирование коммуникативных навыков у подростков с нарушение зрения будет успешным при условии разработки специальной программы с учетом образовательных потребностей на основе тренинговых процедур.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. -362 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
3. Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен [Текст] / Е.М. Бастрикова / Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т., филол. фак. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2014. - С. 43-48.
4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М: Академия естествознания, 2010. - 340 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 153 с.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы [Электронный ресурс]: / Л.Н. Булыгина // Образование и наука. - 2013. - №3 (102). - Режим доступа: http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/13.00.01/4312.pdf
7. Буцук, Т.В. Театрализованная деятельность в коррекционно¬развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения [Текст]: практи¬ческое пособие для педагогов / Т.В. Буцук, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 55 с.
8. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Eksmo Education, 2007. - 416 с.
9. Волкова Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения [Текст] / Л.С. Волкова // Дефектология. — 2012. — № 3.
10. Воронцова М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 107-112. — ISSN 2411-8117
11. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С. Выгодский - М., 2010.
12. Выгодский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. Основы психологического развития. [Текст] / Л.С. Выгодский - М., 2008 г.
13. Грецов А. Тренинги развития с подростками: общение, самопознание, творчество [Текст] / А. Грецов. - СПб: Питер 2012. - 416 с.
14. Григорьева М.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. «Я и другие Я» [Текст] / М.Ю. Григорьева. - М.: Школьная пресса, 2011 - 96 с.
15. Григорьева, Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Г.В. Григорьева / дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук, по специальнгости 19.00.10 . -М.,
2010.
16. Денискина В. 3. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. [Текст] / В.З. Денискина - Верхняя Пышма, 2007.
17. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А. Б. Добрович.- М., 2015.
18. Долгова В. И. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / В.И. Долгова, Е. В.Мельник, Н.Карахан // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.
19. Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ [Текст] : учебно- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений дефектологических фак - ов / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2010. - 252 с.
20. Жеребкина, В.Ф. Педагогическая психология [Текст] : учебно-метод. пособие / В.Ф. Жеребкина, Л.М. Лапшина. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 315 с.
21. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2013. - 223 с.
22. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения [Текст] / С.С. Зорина // Специальное образование. -
2010. - № 4. - с. 20-26.
23. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / [Текст] / И.Н. Зотова // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» Таганрог: 2016. №13. С.225-227.
24. Ивашова М.А. Развитие коммуникативных навыков у слепых детей [Текст] / М.А. Ивашова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/591490/
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. Питер,
2011. - 752 с.
26. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010. - 510 с.
27. Кожанова, Н.С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье [Текст] / Н.С. Кожанова / дис. На соискание ученой степени кандидата педагогических наук, по специальности 13.00.03 . - Екатеринбург, 2009.
28. Колобкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе [Текст] / О.Ф. Колобкова // Специально образование. - 2010. - №3.- С. 29-41.
29. Коммуникативные способности // Психология общения: энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011.
30. Королева М. А. Коммуникативная компетентность студентов педвуза как одно из профессионально значимых качеств личности педагога. [Текст] / М.А. Королева - М., 2013. 115 с.
31. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина.- М.; Воронеж, 2008.
32. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Литвак. - СПб. : Наука, 2010. - 241 с.
33. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности [Текст] / О.И. Маховская. - М. : Институт психологии РАН, 2010. - 253 с.
34. Медникова А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков [Текст] / А. А. Медникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Выпуск 2 (80). - С. 120-123.
35. Менькина С. М. Коммуникативная компетентность: от теории к
практике формирования [Текст] / С.М. Менькина //Среднее
профессиональное образование. 2011. №. 12. С. 12-18.
36. Моргулис И. С. Общение как средство формирования социального опыта у детей с нарушениями зрения [Текст] / И.С. Моргулис // Дефектология. -2013. - № 6.
37. Мурзин А. Р. Развитие коммуникативных навыков у подростков [Текст] / А.Р. Мурзин // Молодой ученый. - 2016. — №1.1. - С. 18-20.
38. Наливайко Т. Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной
компетентностей личности [Текст] / Т.Е. Наливайко, М. В. Шинкорук //Ученые записки Комсомольского- на-Амуре государственного
технического университета. 2010. №. 2. С. 50-54.
39. Немов Р.С. Общая психология. Учебник. [Текст] / Р.С. Немов - М.: Владос, 2013.
40. Несват В.А. Гендерные особенности коммуникативных навыков подростков [Электронный ресурс]: / В.А. Несват // Научный альмонах. -
2015. - №10-4 (12). - С. 401-404. - Режим доступа:
http://www.ncfu.ru/konf/nom1/4.pdf
41. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / Г. В. Никулина. - СПб. : КАРО, 2009. - 499 с.
42. Осипова Л.Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно- метод. пособие / Л.Б. Осипова [и др.]. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 158 с.
43. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детский садах для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М. : ГороД, 1998. - 262 с.
44. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / [Текст] / А. Ребер Пер. с англ. - М.: Вече. АСТ, 2010. - Т. 2. - С. 216.
45. Студеницкая Е.А. Особенности формирования социального опыта у младших школьников с нарушениями зрения [Текст] / Е.А. Студеницкая, А.А. Лысова // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч. ст. по итогам науч. - исследовательской работы преподавателей и студ. фак. коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / составитель Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. - Челябинск : Цицеро, 2015. - С. 171-173.
46. Тарских С.Д. Педагогическая коррекция нарушений общения слабовидящих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми в процессе подготовки к школьному обучению [Текст] / С.Д. Тарских / дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, по специальности 13.00.03 . - Екатеринбург, 2014.
47. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и прикладные аспекты. [Текст] / Г.С. Трофимова - Ижевск: УдГУ, 2012. 116 с.
48. Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста [Текст] / Н. П. Ульянова // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 417-419.
49. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В.А.Феоктистова. - С.-Пб.: Речь, 2015. - 128 с.
50. Хомякова Л. Ф. Системный подход к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации по организации системного подхода к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в содружестве медицины и педагогики [Текст] / Л. Ф. Хомякова. — Екатеринбург : Изд-во "Центр Проблем Детства ", 2008 г. — 48 с.
51. Шалюгина Т.А. Особенности и условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Т.А. Шалюгина / дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук, по специальности 19.00.10. - Краснодар, 2011.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2009


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ