Глава 1. Теоретические основы выносливости хоккеистов 6
1.1. Выносливость и факторы, определяющие ее проявление 6
1.2. Средства и методы развития выносливости 9
1.3. Методика воспитания выносливости 14
1.4. Характеристика выносливости как физического
качества хоккеистов 19
1.5. Особенности развития выносливости у хоккеистов 26
1.6. Биоэнергетическое обеспечение игровой деятельности
хоккеистов 27
Г лава 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
Заключение 49
Список литературы 51
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания спортсменов (в частности хоккеистов), является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [46].
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины развитие и воспитание. Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [46].
Одной из тенденций в развитии хоккея является дальнейшее повышение интенсивности игры. Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего чемпионата или турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение небольшого интервала отдыха в ходе занятий и игр.
Выносливость необходима хоккеистам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки , и для более быстрого восстановления. А так же, высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.
Хоккей с шайбой отличается высокой плотностью многократно повторяемых игроками технико-тактических действий: ведение шайбы по полю к воротам соперников, обыгрывание защиты, передачи и броски шайбы, обманные действия и др. Все комбинации разыгрываются в условиях дефицита времени и пространства, под непрерывным натиском соперников. В этих условиях игрок должен проявить неисчерпаемое самообладание, терпение и решительность, собрать воедино свою волю, мобилизовать скрытые функциональные резервы организма в решающие мгновения игры. Такие качества должны быть дарованы природой, а раскрыть их помогают тренировки и состязания [39].
Тренировка в хоккее с шайбой способствует развитию высокой скоростной, силовой и игровой выносливости.
Актуальность исследования работы состоит в том, что тренировочная и соревновательная деятельность в хоккее зависит от уровня развития выносливости и определяет эффективность этой деятельности. Насколько выше уровень развития выносливости хоккеиста, настолько эффективнее выполняется игровая и тренировочная деятельность без утомления и способность противостоять ей, когда она может возникнуть.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов 16-18 лет.
Предмет исследования: применение круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе хоккеистов 16-18 лет.
Цель исследования: повышение уровня развития выносливости у хоккеистов 16-18 лет, при использовании круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития выносливости у хоккеистов.
2. Составить комплексы упражнений при использовании круговой тренировки, направленные на развитие выносливости у хоккеистов 16-18 лет.
3. Выявить в ходе эксперимента показатели динамики уровня развития выносливости у хоккеистов 16-18 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 55 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 49 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
В хоккее тренировочная и соревновательная деятельность зависит от уровня развития выносливости и определяет эффективность этой деятельности. Насколько выше уровень развития выносливости хоккеиста, настолько эффективнее выполняется игровая и тренировочная деятельность без утомления и способность противостоять ей, когда она может возникнуть.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в хоккее является важным фактором для достижения высоких результатов хоккеистов 16-18 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений при использовании круговой тренировки, направленный на развитие выносливости у хоккеистов 16-18 лет.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили упражнения по станциям:
• Беговые упражнения с сопротивлением (с партнером).
• Приседание с отягощением.
• Прыжковые имитации.
• Спортивные игры (с чередованием темпа скорости, с
отягощениями).
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений при использовании круговой тренировки, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития выносливости у хоккеистов экспериментальной группы.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что в экспериментальной группе внедренный комплекс упражнений способствовал положительной динамике показателей уровня развития выносливости у хоккеистов 16-18 лет.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. для пед. институтов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Аулик, И. В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости [Текст]: Научно-спортивный вестник / И. В. Аулик, И. Э. Рубана. - 1986. - № 5. - С. 15-19.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
4. Богатырев, В. С. Методика развития физических качеств юношей [Текст]: Учебное пособие / В. С. Богатырев. - Киров, 1995.
5. Букатин, А. Ю. Юный хоккеист [Текст]: Пособие для тренеров / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
6. Букатин, А. Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста [Текст] / А. Ю. Букатин. - М. : Лабиринт Пресс, 2014. - 352 с.
7. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В. А. Быстров. - М. : Терра - Спорт, 2016. - 64 с.
8. Васильева, В. В. Физиология человека [Текст] / В. В.Васильева, Э. Б. Коссовская, Н. А. Степочкина. - М. : Физкультура и спорт. - 1973. - 191 с.
9. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский.
- М. : Физкультура и спорт, 1971. - 488 с.
10. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988.
- 330 с.
11. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
12. Волков, В. М. Спортивный отбор [Текст]/ В. М. Волков, В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
13. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов - 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М. : Академия, 2004. - 224 с.
14. Годик, М. А. Спортивная метрология [Текст] / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 192 с.
15. Дерябин, С. Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук. / С. Е. Дерябин. - М. , 1982. - 21 с.
...