Актуальность исследования. Для занятий многочисленными видами спорта важность координационных способностей неоспорима. Такое понятие, как «координационные способности», выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость». Под координационными способностями следует понимать, что целесообразно строить целостные двигательные акты, а также способность трансформировать развитые формы действий или переходить от одного к другому соответственно требованиям изменяющихся условий. Эти функции наиболее похожи, но, в свою очередь, имеют свои особенности. Основная роль в интерпретации координационных способностей отводится координационным функциям центральной нервной системы [21,25].
Достаточно хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для благоприятной тренировки по физическим упражнениям. Они влияют на темп, тип и способ освоения спортивного инвентаря, а также на его последующую стабилизацию и ситуационно-адекватное, разнообразное применение. Координационные способности направлены в основном на плотность и изменчивость процессов управления движением, на увеличение моторного опыта. Координационные способности обеспечивают экономное использование энергетических ресурсов детей, влияют на объем их использования, поскольку точно измеренные во времени, пространстве и степени наполнения мышечные усилия и приемлемое использование соответствующих фаз релаксации приводят к рациональному расходу сил [2,3].
При развитии координационных способностей важно постоянно пополнять моторный опыт, осваивать новые движения, новые действия, и все это приводит к повышению функциональности.
Развитие координационных способностей требует систематичности.
Различные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, являются гарантией того, что монотонности и монотонности в классах можно избежать, чтобы обеспечить радость от участия в спортивных мероприятиях [24].
Следовательно, совершенствование координационных способностей, не считая физических качеств, является актуальной задачей процесса воспитания.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой.
Цель исследования - повышение уровня развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой;
3. Определить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей;
4. Разработать экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой и обосновать его эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 66 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 37 источников, и приложений.
Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Координационные способности, несомненно, важны в большинстве видов спорта. Они особенно важны в пуле стерлинга. Поскольку в этом виде спорта формы движений постоянно трансформируются и усложняются, а программы соревнований обновляются.
Координационными способностями, прежде всего, являются умение строить целостные двигательные акты, и кроме того они могут трансформировать развитые формы действий или переключаться с одного на другое, соответственно изменяя условия. Развитие координационных способностей требует систематичности.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в пулевой стрельбе является важным фактором для достижения высоких результатов. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования.
2. В процессе исследования были выявлены особенности развития координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой. Данный возраст является благоприятным для развития координационных способностей, так как он в наибольшей степени имеет организованную двигательную активность. Все это позволяет на занятиях выполнять сложные специальные упражнения для увеличения точности, для сохранения устойчивости.
3. Средствами развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и также упражнения содержащие элементы новизны. Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте обычно используются такие методы как: повторный, вариативный, игровой и соревновательный.
4. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении показателей в 3 из 4 показателей в тестах.