ГЛАВА 1. Научно-методические основы физической подготовки младших школьников на уроках физической культуры
1.1. Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста 7
1.2. Методика развития физических качеств младших школьников 13
1.3. Физическая подготовкаучащихся младшего школьного возраста 23
1.4. Подвижные игры как средство формирования двигательных качеств
младших школьников 32
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Выявление особенностей мотивации младших школьников к занятиям
физической культурой 44
3.2. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической
подготовленности учащихся в начале исследования 45
3.3. Методика проведения подвижных игр для развития физических качеств у
детей младшего школьноговозраста 47
3.4. Влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и
динамику физической подготовленности учащихся 2-х классов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и
морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.
Физическое развитие школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни.
Первостепенная задача физического воспитания детей сводится к выполнению требований к их физической подготовленности, которая оценивается уровнем развития двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, скоростной силы и координации движений.
Интерес к исследованиям, связанным с изучением физической подготовленности школьников, возрастает с каждым годом. Это
обусловлено, прежде всего, ее взаимосвязью с показателями умственной работоспособности и трудовой деятельностью. Поэтому результатом физического воспитания школьников средних классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [10].
Однако в современном обществе возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. Появляется
противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Анализ состояния физической подготовленности детей и учащейся молодежи показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [14].
Кроме того, для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Поэтому одной из важнейших проблем становится использование средств и методов физической подготовки поиск средств, способствующих профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся [8].
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Особенно важен в этом отношении период младшего школьного возраста, когда ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Процесс изменения функций организма младших школьников происходит на уроках физической культуры под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений [1]. Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастным возможностям младших школьников. Поэтому особое значение в этот период имеют подвижные игры - виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий [21, с.49].
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества [4].Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [10; 13] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Объект исследования: общая физическая подготовка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития физических качеств учащихся младших классов.
Цель исследования: повышение уровня развития физических качеств младших школьников в процессе использования подвижных игр на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования мотивации младших школьников к занятиям физической культурой.
3. Разработать учебное содержание уроков физической культуры для развития физических качеств младших школьников через подвижные игры.
4. Оценить эффективность методики развития физических качеств учащихся начальной школы.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 источников, и приложения. Текст ВКР снабжен таблицами.
В физическом воспитании детей подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Выявлено, что учащиеся понимают важность физической культуры в жизни человека, но не уделяют физическим занятиям достаточного количества времени. Средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
2. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности была подготовлена содержательная часть и разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 2-х классов
3. Экспериментально установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 2-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие повышению уровень физической подготовленности детей. Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в показателях характеризующих: координационные способности (челночный бег 3х10 м); скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места),силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту), активную гибкость.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
Таким образом, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств.
1. Абзалов, Р.А. Насосная функция сердца развивающегося организма и двигательный режим [Текст] / Р.А.Абзалов. - Казань: ТГГПУ, 2005. - 277 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин-тов [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
3. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст]: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский - М.:
Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
5. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.Е. Виленская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.
6. Геллер, E. Г. Игры на переменах для школьников младших классов [Текст] / Е.Г. Геллер - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 48 с.
7. Годик, М.А. Спортивная метрология: Учебник для
институтов физической культуры[Текст] / М.А. Годик - М.:
Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
8. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина - М., 1980. -197 с.
9. Городниченко, Э. А. Возрастные изменения статической выносливости и силы разных групп мышц у школьников 8-17 лет. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / Э.А. Городниченко - М. Просвещение, 1987. - С.44-49.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Ю.А. Ермолаев - М., 1985. - 80 с.
11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / М.Н. Жуков - М.: Издательский центр «Академия», 2000 . - 160 с.
12. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры [Текст] / М.Ф. Иваницкий - 6-е изд. - М.: Терра- Спорт, 2003. - 624 с.
13. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст] / И.М. Коротков - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.
14. Кузнецов, В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет [Текст] / В.К Кузнецов - 1979. - №3. - С.12-15.
15. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшина - 2-е изд., исп. - М.: Советский спорт, 2004 - 464 с.
...