Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №96204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования Я- концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях 7
1.1. Исследование Я-концепции в трудах отечественных и зарубежных
ученых 7
1.2. Особенности Я-концепции подростков 15
1.3. Исследование особенностей неполных семей, способных повлиять на
формирование Я-концепции подростков 21
Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования Я-концепции подростков,
воспитывающихся в полных семьях 32
2.3. Анализ результатов исследования Я-концепции подростков,
воспитывающихся в неполных семьях 44
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования Я-концепции
подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях 55
Заключение 71
Приложения 73
Список литературы 89

Данная работа посвящена исследованию влияния состава семьи на формирование Я-концепции подростков.
В настоящее время численность неполных семей возрастает с каждым днем. Утрачивается ценность семьи как социального института, многие люди считают, что легче одному нести ответственность за себя и родных. Женщины имеют возможность обеспечивать себя и своих детей, будучи уверенными, что они не нуждаются в помощи второго родителя.
По статистике 2017 года, озвученной детским омбудсменом, Анной Кузнецовой, из 17 млн. семей, проживающих на территории России, около 6 млн. - неполные. Из них около 5 млн.(почти треть от общего числа) - это матери-одиночки. Отцы-одиночки тоже есть, но их намного меньше.
Психологические исследования семьи в целом и конкретно семьи неполной очень распространены и в нашей стране, и за рубежом. Учитывая то, что количество неполных семей становится все более велико, увеличивается и интерес к ним, как к предмету исследования психологов. Актуальность данной темы не уменьшается, несмотря на большое количество исследований, связанных с ней, ведь с течением времени появляются новые факторы, которые могут повлиять на общество в целом и конкретно на представителей неполных семей.
В данной работе мы будем рассматривать особенности тех членов общества, которые сильнее других ощущают последствия распада или изначально неполного состава семьи. - особенности детей, воспитывающихся в этих семьях. Наиболее остро данная проблема встает в подростковом возрасте, когда ребенок уже может осознавать, что его семья является одной из числа неполных. Также это могут осознавать и подростки, окружающие его, что может дать им повод для насмешек и травли. В данном возрасте представления ребенка о самом себе могут меняться очень быстро, и сильно зависят от мнения окружающих людей. Особенно важным для подростков является мнение сверстников - это один из основных факторов, влияющий на то, как подросток воспринимает сам себя. Именно поэтому мы выбрали данный возраст для исследования влияния состава семьи на Я-концепцию ребенка.
Тема Я-концепции рассматривалась психологами зарубежными и отечественными. Основоположником изучения «образа Я» считается У. Джеймс. В его исследованиях глобальное личностное «Я» разделялось на Я-сознающее(опыт) и Я-как-объект(содержание опыта). В рамках когнитивной психологии «образ Я» относится к процессам, характеризующим самопознание личности, при этом целостность «Я- концепции» отрицается. Считается, что у человека существует множество концепций «Я», которые изменяются в разные промежутки времени в зависимости от ситуации [11]. Представители психоаналитической школы, в частности З. Фрейд, рассматривал «образ Я», связывая его с телесными переживаниями, и указывая на значимость связей внутри социума и взаимодействия с окружающими, при этом все психические акты выводя из биологической природы тела [43]. Э. Эриксон, исходя из теории З. Фрейда, рассматривает «образ я» через призму эгноидентичности, связывая характер эгоидентичности с особенностями культурной среды, которая окружает индивида, и его возможностями. Формирование «образа Я» при этом выступает как бессознательный процесс [50]. Р.Бернс связывал «образ Я» с представлениями о самооценке, как совокупности установок «на себя» и как сумме представлений человека о себе. «Образ Я» и самооценка в структуре «Я-концепции» Р. Бернса различаются лишь условно, будучи при этом неразрывно связанными друг с другом [7].
Отечественные психологи рассматривали «образ Я» чаще всего в сфере изучения самосознания, что отражается в монографических исследованиях В.В. Столина [40], С.Р. Пантелеева [28], Е.Т. Соколовой [38]. «Образ Я» выступает в качестве совокупности характеристик, которыми индивид описывает себя как существо, обладающее характером, личностными особенностями, привычками и другими психологическими свойствами, изменение которых, однако, не изменяет «Я-концепции», составляющей ядро личности. В одной из отраслей отечественных исследований самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи, ростом самостоятельности и изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Для понимания природы самосознания основополагающим выступает принцип его социальной детерминированности. Данная точка зрения отражается в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева [20] и в работах С.Л. Рубинштейна [36].
Существует множество теоретических подходов к исследованию «Я- концепции», «образа Я», самосознания личности. Данные подходы могут быть взаимосвязаны или противоречить друг другу. Исследовалась Я- концепция детей разного возраста, факторы, на нее влияющие.
Известно, что Я-концепция начинает формироваться с раннего детства, постепенно подвергаясь изменениям, развиваясь. В подростковом возрасте она особенно подвержена влиянию окружающей действительности. Именно поэтому мы считаем необходимым выяснить, как на Я-концепцию подростков может повлиять факт того, что они воспитываются в неполных семьях.
Объект исследования: Я-концепция подростков.
Предмет исследования: различия в Я-концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Цель работы: изучение особенностей Я-концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи:
1. Анализ основных направлений исследования Я-концепции в зарубежной и отечественной литературе;
2. Выявление особенностей Я-концепции в подростковом возрасте;
3. Исследование особенностей неполных семей, способных повлиять на формирование Я-концепции подростков;
4. Проведение эмпирического исследования Я-концепций подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях;
5. Установление различий в Я-концепциях подростков, воспитывающихся в полных и в неполных семьях.
Гипотеза: Я-концепция подростков, воспитывающихся в полных семьях будет иметь существенные отличия от Я-концепции подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Р. Бернса, К. Роджерса, В.В. Столина.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методики:
1. Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан);
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
3. Кто я? (М. Кун, Т. Макпартленд, мод. Т.В. Румянцевой)
4. Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я».
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении Я-концепции как динамичной системы; описании структуры Я-концепции подростков; изучении взаимосвязей Я-концепции подростков с тем, в какой семье они проживают.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на профилактику межличностных и внутриличностных конфликтов в среде подростков; в индивидуальном и семейном консультировании матерей для коррекции отношений с детьми и профилактики межличностных конфликтов в семье; в индивидуальном консультировании подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 50 наименований. Объем работы составляет 93 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено исследованию особенностей Я- концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом количество неполных семей увеличивается, огромное количество детей воспитываются одним родителем, и это может оказать на формирование Я- концепции этих детей существенное влияние.
При выполнении работы нами были выполнены следующие задачи:
1. Анализ основных направлений исследования Я-концепции в зарубежной и отечественной литературе;
2. Выявление особенностей Я-концепции в подростковом возрасте;
3. Исследование особенностей неполных семей, способных повлиять на формирование Я-концепции подростков;
4. Проведение эмпирического исследования Я-концепций подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях;
5. Установление различий в Я-концепциях подростков, воспитывающихся в полных и в неполных семьях.
Гипотеза: Я-концепция и уровень самоотношения подростков, воспитывающихся в полных семьях будет иметь существенные отличия от Я- концепции и уровня самоотношения подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
При проведении диагностики мы выбрали такие критерии:
- уровень Я-концепции;
- уровень самоотношения;
Для проведения диагностики были выбраны следующие методики:
1. Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
3. Кто я? (М. Кун, Т. Макпартленд, мод. Т.В. Румянцевой) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
4. Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Результаты исследования показали, что, в целом, Я-концепции подростков из полных и из неполных семей не имеют существенных отличий, однако в структурных компонентах самоотношения наблюдаются отличия, а именно в уровне глобального самоотношения, уровне самоуважения, уровне аутосимпатии, уровне самопринятия, уровне саморуководства.
Это позволяет нам говорить о том, что, хоть, в целом, Я-концепции подростков из полных и из неполных семей и не имеют глобальных различий, в структурных компонентах самоотношения этих подростков различия имеются. Гипотеза частично подтвердилась.


1. Абдуллин, А.Г., Тумбасова, Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Журнал Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: психология. 2012. 4-11 с.
2. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2013. №1. 90-97 с.
3. Амурова, Н.Г. Развитие Я-концепции личности как педагогическая проблема // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. 74-80 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Серия: Мастера психологии. СПб. Питер. 2016. 339 с.
5. Атаманенко, Е.С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. 12-18 с.
6. Баландина, Л.Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2014. 125-137 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс. 2013. 422 с.
8. Голубь, О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее её внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию // Психология и психофизиология. Вестник ВолГУ. Серия 11. 2013. №1. 94-100 с.
9. Губин, В.А., Клопова, О.В. Материнское отношение к подросткам в полных и неполных семьях // Приволжский научный вестник.
2013. №12(28). 143-148 с.
10. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Научный психологический журнал. 2016. №11. 94-99 с.
11. Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии. М. Академический проект. 2016. 318 с.
12. Жарова, Д.В., Терех, Е.Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогические обозрение. 2018. 79-85 с.
13. Захаров, С.В. Одинокое материнство в России // Демоскоп. 2013. №553-554. 1-21 с.
14. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. М. МГППУ. 2007. 100 с.
15. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей // Вестник Томского государственного университета. 2013. 329-332 с.
16. Ионцева, М.В, Никитина, Н.В. Теоретический анализ Я- концепции в организации // Вестник университета. 2013. 229-232 с.
17. Келли, Дж. Психология личности. Теория личностных
конструктов. СПб. Речь. 2000. 256 с.
18. Кондрашкин, А.В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование. 2013. №2. 74-79 с.
19. Лабунская, В.А., Дроздова, И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. №2. 202-226 с.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.
Леонтьев. М. Смысл; Академия. 2005. 352 с.
21. Макадей Л.И. Психологические проблемы неполных семей // Вестник Московского университета МВД России. 2013. 34-36 с.
22. Махнёва, Ж.Г. «Я-реальное» и «Я-идеальное» в «образе Я» подростков, психологически зависимых от родителей // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2016. 123-127 с.
23. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. М. МОДЭК: МПСИ. 2009. 544 с.
24. Мид, Дж.Г. Избранное: сборник переводов. М. ИНИОН РАН. 2014. 290 с.
25. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. 187-192 с.
26. Овчарова, Р.В., Мягкова, М.А. Психологические особенности материнства в неполной семье // теория и практика общественного развития. 2013. 63-65 с.
27. Орлов, А.А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека // А.А.Орлов // Вопросы психологии. 2016. №2. 69-74 с.
28. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: спецкурс. М. Издательство МГУ. 1991. 100 с.
29. Парехина, К.И., Суняйкина, Т.В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей // Концепт. 2017. №52. 1-6 с.
30. Первин, Л. Психология личгости: теории и исследования / Л.Первин, О.Джон; пер. с англ. В.С.Магуна. М. Аспект Пресс. 2000. 607 с.
31. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я
Райгородский. Самара. Изд. дом «Бахрах-М». 2003. 303 с.
32. Рашитова, Л.К. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. 288-292 с.
33. Реан, А.А., Кудашев. А.Р., Баранов. А.А. Психология адаптации личности. СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК. 2014. 480 с.
34. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. М. ВЛАДОС. 1999. 384 с.
35. Роджерс, К. Становление личностью. М. Эксмо. 2001. 416 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер. 2013. 720 с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2000. 350 с.
38. Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 2015. №2 31-42 с.
39. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. Изд-во МГУ. 1987. 176 с.
40. Столин, В.В. Самосознание личности. М. Издательство Московского университета. 1983. 284 с.
41. Терелянская, И.В. Монородительская семья в прошлом и настоящем // Logos et Praxis. 2017 №4. 105-112 с.
42. Фоменко, Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. 201-204 с.
43. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З.Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е Соколовой, Т.В. Родионовой. М. Азбука- Аттикус. 2011. 480 с.
44. Хорни, К. Новые пути в психоанализе. М. Канон+РООИ
«Реабилитация». 2014. 240 с.
45. Хусаинова, Н.Ю. Особенности исследования феномена Я- концепции в отечественной психологии // Психология в Казанском университете. Казань: изд-во Казанского университета. 2014. 173-195 с.
46. Черемисова, И.В., Сериков, В.В., Суворова, О.В. Социологический, педагогический и психологический аспекты проблемы монородительской семьи: научный обзор // Logos et Praxis. 2017. №4. 88-96 с.
47. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. Переизд. М. Наука. 2013. 144 с.
48. Шильтштейн, Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. №2. 69-78 с.
49. Шкурко, Т.А. Мать, отец, ребенок в сложной системе взаимоотношений в семье // Северо-Кавказский психологический вестник.2015. 118-121 с.
50. Эринсон, Э. Детство и общество. М. Летний сад. 2005. 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ