Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности 5
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 5
1.2. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 9
1.3. Проблемы и причины школьной тревожности 15
1.4. Психокоррекционная работа по нивелированию тревожности у старших
подростков в период подготовки к ОГЭ 18
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ 23
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 23
2.1. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
нивелирования тревожности 26
2.2. Программа по нивелированию тревожности старших подростков в
период подготовки к ОГЭ 30
2.3. Анализ эффективности программы по нивелированию тревожности у
старших подростков 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Проблема тревожности обучающихся становится актуальнее с каждым годом. Она охватывает большое количество людей, начиная от родителей и заканчивая специалистами, которые работают с детьми и стараются найти выход из проблематичного состояния. Современные исследования позволяют утверждать, что количество беспокойных и тревожных детей увеличивается. Обучающиеся всё чаще начинают переживать и сомневаются в собственных силах, стойкости полученных знаний и эффективности подготовки к экзаменам.
Анализ литературы позволил нам утверждать, что тревожность человека является одним из загадочных феноменов в психологии. Человек испытывает чувства страха, напряжения, беспомощности и неопределённости. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод о том, что предэкзаменационный период является одним из сложных в подростковой жизни.
Отрочество - один из ярких и насыщенных этапов человеческой жизни. И вместе с этим невероятно сложный для ребёнка. Этап переоценки окружающей действительности, развития чувства взрослости, повышенный интерес к противоположному полу. Становится понятно, что предэкзаменационная тревожность добавляет красок в действительность и заставляет переживать, беспокоиться о приближающихся экзаменах.
В настоящее время ОГЭ - это основной государственный экзамен для обучающихся 9 класса. В связи с этим, изучение влияния данного экзамена на уровень тревожности старших подростков становится актуальнее с каждым годом. Это можно объяснить высокой значимостью результатов экзаменов в будущей жизни обучающегося. Также повышение тревожности можно объяснить появлением высоких критериев проведения данного экзамена и самой процедуре прохождения.
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать уровень тревожности старших подростков в период подготовки к ОГЭ.
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности подростков в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3. Определить уровень тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ;
4. Провести психокоррекционную работу по нивелированию тревожности у старших подростков.
Объект исследования: тревожность подростков в период подготовки к ОГЭ.
Предмет: нивелирование тревожность старших подростков.
Гипотеза: нивелирование тревожности в старшем подростковом возрасте в период подготовки к ОГЭ будет успешным при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме феномена тревожности подростков; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных.
* эмпирические: тестирование.
* метод математической статистики (Statistic 6.0)
Методики исследования:
1. Шкала тревожности Рогова Е.И.;
2. Тест экзаменационной тревожности Элперта и Хейбера.
Методологическую основу исследования составили отечественные и
зарубежные идеи и концепции:
• возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.);
• исследование феномена тревожности (Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, А.В. Петровский и др.);
• исследование причин проявления тревожности (Н.Д. Левитов, М.Наумберг);
• психокоррекционная работа по нивелированию тревожности (А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Р.В. Овчарова).
Практическая значимость работы заключается в определении способов нивелирования тревожности подростков перед экзаменами, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, родителям, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая - практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.
С помощью теоретического анализа нам удалось выяснить, что тревожность - психическое свойство, которое имеет эмоциональную окраску и свою специфику поведения. Мы определили формы тревожности - мобилизующая и дезорганизующая. Также нам удалось установить взаимосвязь этих форм и соотнести их с подростковым возрастом (Прихожан А.М.).
Тревожность начинает свой сензитивный период в подростковом возрасте. В возрасте бурном и противоречивом. Подросток, входя во взрослую и осознанную жизнь всё больше начинает тревожиться из-за факторов, действующих на него. Это отношения с социумом, переоценка ценностей, поиск своего «Я», профессиональная профориентация и приближающиеся экзамены.
В настоящее время общественность выделяет данную проблему, как одну из острых проблем образования. Как нивелировать тревожность старшего подростка? Как помочь безболезненно пройти подготовку к экзаменам? Ответы на все эти вопросы ищут педагоги, родители, психологи. От внутреннего психологического состояния старшего подростка очень зависит положительный исход экзамена. В то же время как результат экзамена зависит от будущей жизни: поступление в колледж либо продолжение обучения в школе.
В ходе практического исследования нам не только удалось выявить уровень тревожности обучающихся, но и выделить виды опасений подростков.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по нивелированию тревожности у старших подростков в период подготовке к ОГЭ. Программа была очень насыщенной, наполненной разными методами взаимодействия. Многие задачи были поставлены в ходе реализации программы: нивелирование тревожности, снятие напряжения, адекватного восприятия себя, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков самоконтроля, овладение приемами работы с текстами и методами активного запоминания.
Результатами апробированной программы (Михеевой М.В., Кусакиной С.Н.), стало понижение уровня тревожности у старших подростков, и контрольные замеры это показали.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы тревожности у старших подростков во время подготовки к экзаменам были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа по нивелированию тревожности у старших подростков, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, была подтверждена
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - 8-е изд. - М.:
Академии. проект, 2013, - 496 с.
2. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. — 2013. — № 2. — С. 168-175.
3. Артюхов А.В. Профориентация как процесс профессионального самоопределения школьников / А.В. Артюхов, А.Л. Колтунов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 9. - №11.
4. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды / И. А. Баева // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 4.
5. Белова Л.В. Роль самооценки и самокомпенсации в саморазвитии личности старшеклассника//Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. -014. - № 6.
6. Бородовская,Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды / Н. В. Бородовская // Человек и образование. -2013. - № 2.
7. Васильева, Н. Н. Психологическая безопасность - основа эффективности образовательного процесса: мониторинг в школах / Н. Н. Васильева ; интервьюер О. Галузина // Нарконет. - 2015. - № 10.
8. Вахрушева, И. Стоя на одной ноге: как подростки решают проблемы / И. Вахрушева // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. — 2014. — № 10 (143). — С. 36-37.
9. Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013, - 208 с.
10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.:
Профиздат, 2014. 196 с.
11. Галеева, Н. Л. Анализ ресурсов школьной образовательной среды, обеспечивающих становление и развитие личностных образовательных результатов / Н. Л. Галеева // Педагогическое образование и наука. -2013. -No
2.
12. Грейданус, Д.И. Здоровье и воспитание подростка: Полное практическое руководство для родителей / Д.И. Грейданус, Ф. Бэш; Пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. - М.: Мартин, 2012. - 592 с.
13. Грешилова, И. А. Философская культура личности в контексте непрерывного образования / И. А. Грешилова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №. 3
14. Демидова-Петрова Е.В. Понятие, сущность и содержание
социализации личности несовершеннолетнего//Мониторинг
правоприменения. - 2014. - №3.
15. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - с.336. - (Библиотека психолога).
16. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.klex.ru/1qn, 2015. - 145с.
17. Золотова Т.Н. Психология стресса. - М.: Книголюб, 2008. - 192 с. (ВУЗ: Учебно-методические материалы).
18. Иванова, И. В. Феноменология саморазвития личности / И. В. Иванова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 4
19. Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию/В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - М.: Речь, 2013. - 951 с.
20. Кондратьев М.Ю., Типологические особенности
психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2014. - № 3.
21. Коновалова, Н. Л. Диагностика адаптивных возможностей личности школьника в процессе психологического консультирования / Н.Л. Коновалова. - Москва: ИЛ, 2015. - 64 с.
22. Куприянов, Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей; М.: Владос - Москва, 2015. - 216 с.
23. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков; М.: Апрель Пресс - Москва, 2013. - 416 с.
24. Мардахаев, Л. В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л. В. Мардахаев // Вестник ЧелГУ — 2014. — №13
25. Микляева А.М., Румянцева П.В. Школьная тревожность.
Диагностика, коррекция, развитие. М., 2015. 259 с.
26. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского
возраста. Учебник / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 с.
27. Орлова А.А. Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - №2
28. Поливанова К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2013. - № 1.
29. Потапов, С.; Вакса, О. Этикет для подростков, или искусство нравиться себе и другим; М.: АСТ-Пресс - Москва, 2013. - 368 с.
30. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 - 17.
31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM,
2015. - C.11 - 17.
32. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и
профессиональная ориентация учащихся. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013
33. Садкина, Т. М. Образованность как фундамент личности / Т. М. Садкина // Человек в мире культуры. - 2014. - № 1.
34. Семенова,Г. Ю. Инновационная технологияпозитивного социального становления учащихся / Г. Ю. Семенова // Воспитательная работа в школе. -2013. -№ 5.
35. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №. 2.
36. Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. - 2013. - № 1.
37. Соколова, Н. В. Психолого-педагогические аспекты профилактики тревожных состояний школьников / Н. В. Соколова // Новой школе - здоровые дети. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж, 2016.
38. Сорокина,Е. А. Реализация Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования на основе воспитательной программы «Активизация социальной позиции подростка»/ Е. А. Сорокина // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2013. -No 3.
39. Спилбергер Ч. [Spielberger C.], Карандышев В.Н., Лебедева М.С. Изучение оценочной тревожности. М., 2004. 80 с.
40. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов - на - Дону: Феникс, 1999. - 576 с. .
41. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста. Учебник / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с.
42. Фаденева В.М. Психологические аспекты профессиональной ориентации // Научный альманах. - 2016. - №11-3
43. Федина, Л. В. Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников / Л. В. Федина // Научно-педагогическое обозрение. — 2017. — № 2 (16)
44. Фрейд З. [Freud] Истерия и страх. М., 1980. 320 с.
45. Хеллэм, Ричард Консультирование по проблемам тревожности / Ричард Хеллэм. - М.: ПЕР СЭ, Институт консультирования и системных решений, 2013. - 191 с.
46. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
47. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.
48. Чекменева О.Ю. Профориентация школьников, как важный
элемент самоопределения личности в выборе профессии // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: Сборник
материалов XI Международной научно-практической конференции. - 2016
49. Чучина Н.Н. Социализация подростков // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 205-210.
50. Эйестад Гюру Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей; Альпина Паблишер - Москва, 2014. - 294 с.