НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности 5
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 5
1.2. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 9
1.3. Проблемы и причины школьной тревожности 15
1.4. Психокоррекционная работа по нивелированию тревожности у старших
подростков в период подготовки к ОГЭ 18
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ 23
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 23
2.1. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
нивелирования тревожности 26
2.2. Программа по нивелированию тревожности старших подростков в
период подготовки к ОГЭ 30
2.3. Анализ эффективности программы по нивелированию тревожности у
старших подростков 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности 5
1.1. Особенности старшего подросткового возраста 5
1.2. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 9
1.3. Проблемы и причины школьной тревожности 15
1.4. Психокоррекционная работа по нивелированию тревожности у старших
подростков в период подготовки к ОГЭ 18
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ 23
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 23
2.1. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
нивелирования тревожности 26
2.2. Программа по нивелированию тревожности старших подростков в
период подготовки к ОГЭ 30
2.3. Анализ эффективности программы по нивелированию тревожности у
старших подростков 39
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 53
Проблема тревожности обучающихся становится актуальнее с каждым годом. Она охватывает большое количество людей, начиная от родителей и заканчивая специалистами, которые работают с детьми и стараются найти выход из проблематичного состояния. Современные исследования позволяют утверждать, что количество беспокойных и тревожных детей увеличивается. Обучающиеся всё чаще начинают переживать и сомневаются в собственных силах, стойкости полученных знаний и эффективности подготовки к экзаменам.
Анализ литературы позволил нам утверждать, что тревожность человека является одним из загадочных феноменов в психологии. Человек испытывает чувства страха, напряжения, беспомощности и неопределённости. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод о том, что предэкзаменационный период является одним из сложных в подростковой жизни.
Отрочество - один из ярких и насыщенных этапов человеческой жизни. И вместе с этим невероятно сложный для ребёнка. Этап переоценки окружающей действительности, развития чувства взрослости, повышенный интерес к противоположному полу. Становится понятно, что предэкзаменационная тревожность добавляет красок в действительность и заставляет переживать, беспокоиться о приближающихся экзаменах.
В настоящее время ОГЭ - это основной государственный экзамен для обучающихся 9 класса. В связи с этим, изучение влияния данного экзамена на уровень тревожности старших подростков становится актуальнее с каждым годом. Это можно объяснить высокой значимостью результатов экзаменов в будущей жизни обучающегося. Также повышение тревожности можно объяснить появлением высоких критериев проведения данного экзамена и самой процедуре прохождения.
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать уровень тревожности старших подростков в период подготовки к ОГЭ.
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности подростков в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3. Определить уровень тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ;
4. Провести психокоррекционную работу по нивелированию тревожности у старших подростков.
Объект исследования: тревожность подростков в период подготовки к ОГЭ.
Предмет: нивелирование тревожность старших подростков.
Гипотеза: нивелирование тревожности в старшем подростковом возрасте в период подготовки к ОГЭ будет успешным при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме феномена тревожности подростков; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных.
* эмпирические: тестирование.
* метод математической статистики (Statistic 6.0)
Методики исследования:
1. Шкала тревожности Рогова Е.И.;
2. Тест экзаменационной тревожности Элперта и Хейбера.
Методологическую основу исследования составили отечественные и
зарубежные идеи и концепции:
• возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.);
• исследование феномена тревожности (Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, А.В. Петровский и др.);
• исследование причин проявления тревожности (Н.Д. Левитов, М.Наумберг);
• психокоррекционная работа по нивелированию тревожности (А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Р.В. Овчарова).
Практическая значимость работы заключается в определении способов нивелирования тревожности подростков перед экзаменами, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, родителям, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая - практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.
Анализ литературы позволил нам утверждать, что тревожность человека является одним из загадочных феноменов в психологии. Человек испытывает чувства страха, напряжения, беспомощности и неопределённости. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод о том, что предэкзаменационный период является одним из сложных в подростковой жизни.
Отрочество - один из ярких и насыщенных этапов человеческой жизни. И вместе с этим невероятно сложный для ребёнка. Этап переоценки окружающей действительности, развития чувства взрослости, повышенный интерес к противоположному полу. Становится понятно, что предэкзаменационная тревожность добавляет красок в действительность и заставляет переживать, беспокоиться о приближающихся экзаменах.
В настоящее время ОГЭ - это основной государственный экзамен для обучающихся 9 класса. В связи с этим, изучение влияния данного экзамена на уровень тревожности старших подростков становится актуальнее с каждым годом. Это можно объяснить высокой значимостью результатов экзаменов в будущей жизни обучающегося. Также повышение тревожности можно объяснить появлением высоких критериев проведения данного экзамена и самой процедуре прохождения.
На фоне этого мы определили цель нашего исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать уровень тревожности старших подростков в период подготовки к ОГЭ.
Ее реализации способствуют поставленные нами задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности подростков в зарубежной и отечественной психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3. Определить уровень тревожности у старших подростков в период подготовки к ОГЭ;
4. Провести психокоррекционную работу по нивелированию тревожности у старших подростков.
Объект исследования: тревожность подростков в период подготовки к ОГЭ.
Предмет: нивелирование тревожность старших подростков.
Гипотеза: нивелирование тревожности в старшем подростковом возрасте в период подготовки к ОГЭ будет успешным при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом возрастных особенностей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы:
* теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме феномена тревожности подростков; понятийно-терминологический анализ; обобщение научных данных.
* эмпирические: тестирование.
* метод математической статистики (Statistic 6.0)
Методики исследования:
1. Шкала тревожности Рогова Е.И.;
2. Тест экзаменационной тревожности Элперта и Хейбера.
Методологическую основу исследования составили отечественные и
зарубежные идеи и концепции:
• возрастное развитие личности (Абрамова Г. С., Крайг Г., Реан А. А., Эриксон Э. и др.);
• исследование феномена тревожности (Ю.Л. Ханин, А.М. Прихожан, А.В. Петровский и др.);
• исследование причин проявления тревожности (Н.Д. Левитов, М.Наумберг);
• психокоррекционная работа по нивелированию тревожности (А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Р.В. Овчарова).
Практическая значимость работы заключается в определении способов нивелирования тревожности подростков перед экзаменами, которые могут быть полезны специалистам образовательных и социальных организаций, родителям, психологам, реализующим молодежные программы и всем заинтересованным лицам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух частей, одна из которых теоретическая, другая - практическая, а так же заключения, списка литературы и приложений.
Первая часть посвящена теоретическому обоснованию проблемы исследования, во второй части описывается эмпирическое исследование по теме ВКР.
С помощью теоретического анализа нам удалось выяснить, что тревожность - психическое свойство, которое имеет эмоциональную окраску и свою специфику поведения. Мы определили формы тревожности - мобилизующая и дезорганизующая. Также нам удалось установить взаимосвязь этих форм и соотнести их с подростковым возрастом (Прихожан А.М.).
Тревожность начинает свой сензитивный период в подростковом возрасте. В возрасте бурном и противоречивом. Подросток, входя во взрослую и осознанную жизнь всё больше начинает тревожиться из-за факторов, действующих на него. Это отношения с социумом, переоценка ценностей, поиск своего «Я», профессиональная профориентация и приближающиеся экзамены.
В настоящее время общественность выделяет данную проблему, как одну из острых проблем образования. Как нивелировать тревожность старшего подростка? Как помочь безболезненно пройти подготовку к экзаменам? Ответы на все эти вопросы ищут педагоги, родители, психологи. От внутреннего психологического состояния старшего подростка очень зависит положительный исход экзамена. В то же время как результат экзамена зависит от будущей жизни: поступление в колледж либо продолжение обучения в школе.
В ходе практического исследования нам не только удалось выявить уровень тревожности обучающихся, но и выделить виды опасений подростков.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по нивелированию тревожности у старших подростков в период подготовке к ОГЭ. Программа была очень насыщенной, наполненной разными методами взаимодействия. Многие задачи были поставлены в ходе реализации программы: нивелирование тревожности, снятие напряжения, адекватного восприятия себя, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков самоконтроля, овладение приемами работы с текстами и методами активного запоминания.
Результатами апробированной программы (Михеевой М.В., Кусакиной С.Н.), стало понижение уровня тревожности у старших подростков, и контрольные замеры это показали.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы тревожности у старших подростков во время подготовки к экзаменам были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа по нивелированию тревожности у старших подростков, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, была подтверждена
Тревожность начинает свой сензитивный период в подростковом возрасте. В возрасте бурном и противоречивом. Подросток, входя во взрослую и осознанную жизнь всё больше начинает тревожиться из-за факторов, действующих на него. Это отношения с социумом, переоценка ценностей, поиск своего «Я», профессиональная профориентация и приближающиеся экзамены.
В настоящее время общественность выделяет данную проблему, как одну из острых проблем образования. Как нивелировать тревожность старшего подростка? Как помочь безболезненно пройти подготовку к экзаменам? Ответы на все эти вопросы ищут педагоги, родители, психологи. От внутреннего психологического состояния старшего подростка очень зависит положительный исход экзамена. В то же время как результат экзамена зависит от будущей жизни: поступление в колледж либо продолжение обучения в школе.
В ходе практического исследования нам не только удалось выявить уровень тревожности обучающихся, но и выделить виды опасений подростков.
В связи с этим была подобрана и апробирована программа по нивелированию тревожности у старших подростков в период подготовке к ОГЭ. Программа была очень насыщенной, наполненной разными методами взаимодействия. Многие задачи были поставлены в ходе реализации программы: нивелирование тревожности, снятие напряжения, адекватного восприятия себя, повышение сопротивляемости стрессу, развитие навыков самоконтроля, овладение приемами работы с текстами и методами активного запоминания.
Результатами апробированной программы (Михеевой М.В., Кусакиной С.Н.), стало понижение уровня тревожности у старших подростков, и контрольные замеры это показали.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы тревожности у старших подростков во время подготовки к экзаменам были выполнены. Была проведена диагностика и подобрана программа по нивелированию тревожности у старших подростков, которая дала положительную динамику изменений. Гипотеза, которая была выдвинута в начале нашего исследования, была подтверждена



