Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №96200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста 8
1.1. Проблема развития коммуникативных универсальных учебных
действий в отечественной психологии 8
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся младшего школьного возраста 17
1.3. Формы и методы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста 26
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста 37
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ
данных первичной диагностики 37
2.2. Описание программы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста 47
2.3. Анализ результатов развивающей работы 60
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 80


Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной в связи с тем, что в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями, от уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, университете, на работе, да и просто в семейной жизни (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.). Формирование коммуникативных умений у человека начинается с самого рождения и длится во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. Следует отметить, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений детей перерастает в «коммуникативные трудности», которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия для дальнейшей жизни (А.Г. Самохвалова, Е.О. Смирнова и др.).
Одним из направлений модернизации образования в решении этой проблемы является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в котором особое внимание уделяется развитию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности коммуникативных (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов и Н.Г. Салмина и др.).
Под коммуникативными универсальными учебными действиями A. Г. Асмолов понимает действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [19]. На необходимость развития коммуникативных действий ранее указывали авторы модели учебного сотрудничества В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их последователи B. В. Рубцов, Г.А. Цукерман.
По мнению Т.А. Яндуковой, «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, которую характеризует не только осведомленность в различных сферах науки, но и современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных ситуациях, толерантность и коммуникабельность. Это приведет к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром, поможет адаптироваться к условиям современного мира адекватно духовно-нравственным, социальным, профессиональным требованиям общества »[50].
Однако, как показал проведённый анализ проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, на данный момент программ развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно.
В связи с этим, можно обозначить ряд противоречий между:
- потребностью общества в людях, владеющих коммуникативными универсальными учебными действиями, и недостаточной проработанностью в теории и практике образования проблемы их развития;
- осознанием необходимости и возможностей развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса на уровне начального общего образования;
- наличием широкого спектра современных методов и приёмов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточной представленностью комплексных программ их развития.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста, предполагающая развитие умения осуществлять коммуникацию как взаимодействие с помощью методов дискуссии, диалога и анализа проблемных ситуаций, коммуникацию как кооперацию с помощью заданий, требующих объединения усилий для решения поставленных задач, коммуникацию как интериоризацию с помощью заданий, предполагающих возможность выступления с ответом от малой группы будет эффективной, т.к. обеспечит комплексность и систематичность процесса овладения обучающимися данными умениями.
Задачи:
1) Проанализировать подходы к проблеме развития коммуникативных универсальных учебных действий в отечественной психологии.
2) Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
3) На основе теоретического анализа определить формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста .
4) Выявить показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста
5) Разработать и апробировать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
6) Сделать вывод об эффективности разработанной программы для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения системно-деятельностного подхода
(А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- компетентностный подход (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина,
А.К. Маркова, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской, и др.);
- подход о развитии универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов);
- подход о развитии коммуникативных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротаева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова);
- подход о развитии коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе (С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой. Г.А. Цукерман).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- Математическая и статистическая обработка результатов
исследования;
- «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Кто прав?» (Г.А. Цукерман),
«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор- строитель»).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов (МАОУ СОШ №32).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных учреждениях психологами и учителями для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста. Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой. Г.А. Цукерман и др.
В рамках нашей работы под коммуникативными универсальными учебными действиями мы понимали действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г. Асмолов).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предлагает представлять содержание и структуру коммуникативных универсальных учебных действий следующими тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, кооперация, и как условие интериоризации.
Несмотря на то, что развитие коммуникативных умений у человека происходит с момента рождения в семье, продолжается во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни - особое внимание развитию коммуникативных универсальных учебных действий следует уделять именно в начале школьного обучения. Причем развитие коммуникативных универсальных учебных действий должно происходить комплексно и систематично. Федеральный государственный стандарт определяет список различных коммуникативных умений, которыми должен владеть выпускник начальной школы. Однако опыт работы с младшими школьниками показывает, что многие современные дети не умеют общаться со сверстниками.
Наиболее эффективной формой организации развития коммуникативных универсальных учебных действий является групповая. Основные методы развития коммуникативных универсальных учебных действий можно разделить на три группы: для коммуникации как взаимодействия используется метод дискуссии, диалога и анализа проблемных ситуаций; для коммуникации как кооперации используются задания, требующие объединения усилий для решения поставленных задач; для коммуникации как условия интериоризации используются задания, предполагающие возможность выступления с ответом от малой группы.
Исходя из вышесказанного, в ходе теоретического исследовании сформировалась следующая гипотеза: программа развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста, предполагающая развитие умения осуществлять коммуникацию как взаимодействие с помощью методов дискуссии, диалога и анализа проблемных ситуаций, коммуникацию как кооперацию с помощью заданий, требующих объединения усилий для решения поставленных задач, коммуникацию как интериоризацию с помощью заданий, предполагающих возможность выступления с ответом от малой группы будет эффективной, т.к. обеспечит комплексность и систематичность процесса овладения обучающимися данными умениями.
С целью подтверждения гипотезы мы осуществили психолого - педагогический эксперимент, проходящий в три этапа, заключающийся в разработке и апробации программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста. Оценка результативности разработанной программы доказала свою эффективность, в следствии чего выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.



1. Абрамова А.А., Козина Е.Ф. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А.А. Абрамова, Е.Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред.: М.С. Смирнова. - М.: Спутник+, 2016. - 177 с. - С.134-139
2. Авдеева Е.И., Саубанова Л.Р. Формирование коммуникативных
УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4 (4) URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-kommunikativnyh-uud-ot-uchebnogo- vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu(дата обращения: 21.01.2018).
3. Ансимова Нина Петровна, Башкатова Юлия Александровна
Развитие коммуникативной сферы младших школьников в процессе организации совместной деятельности с родителями // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-kommunikativnoy-sfery-mladshih- shkolnikov-v-protsesse-organizatsii-sovmestnoy-deyatelnosti-s-roditelyami(дата обращения: 16.01.2018).
4. Балдина Марина Юрьевна О взаимосвязи понятий
«Компетенция», «Компетентность», «Коммуникативная компетентность» // Концепт. 2014. №S25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7o-vzaimosvyazi-
ponyatiy-kompetentsiya-kompetentnost-kommunikativnaya-kompetentnost (дата обращения: 14.11.2017
5. Барахоева И.Б. Педагогическое сопровождение учителей, содействующее развитию у учащихся начальных классов коммуникативных универсальных учебных действий. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. № 6. С. 104-109.
6. Братчикова Юлия Владимировна Групповые взаимодействия
обучающихся: анализ современных тенденций // Педагогическое образование в России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7gruppovye-
vzaimodeystviya-obuchayuschihsya-analiz-sovremennyh-tendentsiy (дата
обращения: 06.06.2018).
7. Булганина С. В., Тюмина Н. С., Погодина Т. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. 2015. №9(15)
8. Бучковская Ирина Витальевна Воспитательные возможности
театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста // Пермский педагогический журнал.
2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-
teatralizovannoy-igry-v-formirovanii-kommunikativnyh-sposobnostey-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.01.2018).
9. Владимирова Н. Ю., Теплых Е. А. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 191-195.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1-6. М., 1982-1984.
11. Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна
Становление компетентностного подхода в системе высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7stanovlenie-kompetentnostnogo-podhoda-v- sisteme-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 14.11.2017).
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985.
13. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13 - 26.
14. Даньшова Т. А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников // Вестник СМУС74. 2014. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie- universalnyh-uchebnyh-deystviy-kak-faktor-uspeshnoy-sotsializatsii-mladshih- shkolnikov(дата обращения: 21.01.2018).
15. Джалилова К.С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 5-1. С. 18-20.
16. Дроздова О.А. К истории становления коммуникативных универсальных учебных действий // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3.
17. Дроздова О.А. Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики.
2016. № 5-1 (59). С. 182-184.
18. Едалина Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (ууд) на уроках литературного чтения // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 276 - 278.
19. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2015. № 1 (2). С. 56-59
20. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
21. Зотова Татьяна Валентиновна Коммуникативная готовность
детей к школе: роль и место образовательного учреждения // Наука и школа. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkommunikativnaya-gotovnost-
detey-k-shkole-rol-i-mesto-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 05.06.2018).
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
23. Калинина Татьяна Валентиновна Влияние семьи на искажение
общения детей младшего школьного возраста со сверстниками // Концепт.
2017. №5. URL: http://cyberlemnka.ru/articleZn/vliyame-semi-na-iskazheme- obscheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami (дата
обращения: 21.01.2018).
24. Ковалев Василий Петрович, Кузнецова Мария Николаевна
Особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №4-1 (80). URL:
http://cyberleninka.ru/article/nZosobennosti-protsessa-razvitiya-sotsialnyh- kachestv-u-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 21.01.2018).
25. Колесова О.В., Зайцева С.А., Сухаренко Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при использовании технологии развития критического мышления // Евразийский союз ученых. 2015. № 11-2 (20). С. 41-42.
26. Коротаева Е. В., Домрачева О. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/razvitie-otnosheniy- sotrudnichestva-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly(дата обращения: 10.06.2018).
27. Ларичева Наталья Вячеславовна Анализ жизненных ситуаций,
возникающих у младшего школьника // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №6-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zhiznennyh-situatsiy-voznikayuschih-u- mladshego-shkolnika(дата обращения: 21.01.2018).
28. Ломакина Д.А., Маркушевская Е.А. Внеклассная работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 36-40.
29. Макаренко Елена Витальевна. Осмысление компетентностно- ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения//Пермский педагогический журнал.2011.№2.С.23-26.
30. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. № 3. С. 23-26.
31. Маркушевская Е.А., Никандрова А.В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников //Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 63-68.
32. Мережников А.П. Концепция деятельности а.н. леонтьева и системно-деятельностный подход в образовании// Академический журнал западной сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). C.109-110.
33. Мурунова М.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности // Студенческий электронный журнал стриж. 2016. №7(11)
34. Патрушева Е.О. Работа в малых группах при формировании коммуникативных универсальных учебных действий Научное мнение. 2011. № 4. С. 84-89.
35. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. - 150¬151 с.
36. Полушкина Г.Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы // Проблемы современной науки и образования. 2016. №19(61). С. 86-88.
37. Рубинштейн. С. Л. Основы психологии. М., 1935, стр. 51.
38. Румянцева Н.А. Баринова А.Н. Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования//Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития .2017.C.148-150.
39. Рыбина Олеся Евгеньевна Пространство семьи в аспекте
формирования коммуникативных УУД младшего школьника // Символ науки. 2015. №11-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvo-semi-v- aspekte-formirovaniya-kommunikativnyh-uud-mladshego-shkolnika (дата
обращения: 16.01.2018).
40. Сафонова Татьяна Витальевна, Чумакова Ирина Алексеевна
Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников // Интеграция образования. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7proektnaya-zadacha-kak-sposob-formirovaniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
29.01.2018).
41. Субботина Наталия Алексеевна Приёмы развития творческих
способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал.
2014. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-razvitiya-tvorcheskih-
sposobnostey-pervoklassnikov-kak-sredstvo-nachalnogo-formirovaniya-ih- kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 16.01.2018).
42. Теличко О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников. культура. наука. интеграция. 2012. № 1 (17). С. 54-58.
43. Троицкая Наталья Ивановна Особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh- universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-literaturnogo-chteniya (дата
обращения: 28.01.2018).
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс - режим доступа] https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
46. Шамухаметова Елена Сафиулловна Особенности
межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnogo-empaticheskogo- vzaimodeystviya-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 21.01.2018).
47. Шаршов Игорь Алексеевич, Субботкина Марина Игоревна
Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. №12 (116). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-mladshego-shkolnika-v- kontekste-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy(дата обращения:
16.01.2018).
48. Шестакова Е.Н. Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе // Научное мнение. 2011. № 4. С. 104-108.
49. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6. С. 136-138.
50. Яндукова Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным
действиям // Вестник СамГУ. 2013. №8.1 (109). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury-mladshih- shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-universalnym-uchebnym-deystviyam(дата обращения: 16.01.2018).
51. Яндукова Татьяна Анатольевна Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник СамГУ. 2011. №85. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie- kommunikativnoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-kommunikativnyh- deystviy (дата обращения: 16.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ