Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №96198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ проблем коррекции кибераддикции у подростков
1.1. Проблема кибераддикции в зарубежной и отечественной психологии.. 6
1.2. Особенности кибераддикции в подростковом возрасте 15
1.3. Анализ подходов к коррекции зависимого от компьютерных игр
поведения подростков 22
Выводы по главе 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по коррекции кибераддикции у
подростков 31
2.1 Организация и методы эмпирического исследования. Результаты
первичной диагностики 31
2.2 Описание программы коррекции кибераддикции у подростков 37
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 50
Выводы по главе 56
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение

К 2018 году компьютерная техника достигла высокого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, доходящим до эффекта полного погружения в виртуальную реальность игры. С каждым скачком в области развития компьютерных технологий растет количество людей, начинающих испытывать зависимость от виртуальных игр. Медики и психологи назвали данный вид поведения кибераддикцией, а людей, страдающих данной зависимостью — кибераддиктами.
Наиболее уязвимыми для формирования компьютерно-игровой зависимости являются подростки: в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации в социуме, у него формируется мировоззренческая картина и все, что он впитает в себя, будет определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. [13]
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном обществе кибераддикция значительно распространена среди подросткового поколения. Личность в подростковом возрасте воспринимает виртуальную реальность с низкой критичностью, полностью погружаясь в искусственное пространство. Потребность в самореализации наравне с условиями и специализацией игровой деятельности и компьютерной среды делают уход в «киберпространство» распространенной формой подросткового поведения. Именно поэтому необходимо проводить коррекционную работу с детьми на ранних этапах развития зависимости. Для эффективности работы следует сосредотачивать коррекционные воздействия на купировании причин кибераддикции, а не на нивелировании симптомов.
Исследования кибераддикции проводились как в Америке, так и в Европе. Зависимость от компьютерных игр изучали зарубежные и отечественные психологи Шоттон М., Текл Ш. Больбот Т. Ю., Юрьева Л. Н., Кимберли Янг. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование данной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность идентификации себя с персонажем компьютерной игры, но и индивидуальные особенности человека.
В отечественной психологии изучением проблемы кибераддикции в подростковом возрасте занимались Евдокимов В. И, Зайцев В. В, Карвасарский Б. Д, Рыбников В. Ю, Кравцова Е. Е., Максимов А. А., Иванов М. С., Котляров А. В. В основе своих работ они использовали исследования игровой деятельности в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Проблемой коррекции кибераддикции в подростковом возрасте занимались психологи Алекс С. Холл, Джефри Парсонс, Кулаков С. А., Сирота Н., Ялтонский В.
Объект: зависимое от компьютерных игр поведение подростков.
Предмет: коррекция кибераддикции у подростков.
Цель исследования: исследовать и скорректировать зависимое от компьютерных игр поведение подростков.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа определить содержание и структуру кибераддикции.
2. Выявить и описать факторы, влияющие на формирование кибераддикции у подростков.
3. Эмпирически выявить уровень сформированности
кибераддикции у подростков.
4. Проверить эффективность программы коррекции зависимого от компьютерных игр поведения подростков.
5. Провести анализ полученных результатов.
Были использованы следующие методы для исследования:
- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
- Методики Рыбалтович Д.Г. Модифицированный тест на Интернет- зависимость (Кимберли Янг) в адаптации В.А. Буровой (Лоскутовой) «Определение игровой зависимости»; Котлярова А.В. «Определение зависимости от компьютерных игр».
- методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона).
Гипотеза: проведение программы коррекции кибераддикции у подростков будет способствовать устранению психологических причин зависимости, обеспечит комплексное систематическое воздействие на самооценку, навыки саморегуляции, рефлексии и межличностного взаимодействия, а также на развитие социальной адаптации.
Теоретико-методологической основой работы являются основные аспекты изучения игровой деятельности в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский); концептуальные положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); представления о психологических особенностях подростков (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.); исследования по компьютерной зависимости и методы ее коррекции (Кимберли Янг); основные аспекты изучения кибераддикции (Шоттон М., Текл Ш. Больбот Т. Ю., Кравцова Е. Е., Максимов А. А., Иванов М. С., Котляров А. В, Кимберли Янг и др.); разработка программ коррекции зависимости от компьютерных игр (Рыбалтович Д. Г.).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных учреждениях психологами и педагогами для коррекции зависимого от компьютерных игр поведения подростков.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, содержит библиографию из 50 наименований, в том числе 3 - на иностранном языке, 3 приложения. Объем работы составляет 107 страниц. В работе результаты исследования отражены в 8 рисунках, 6 таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследовательской работы была рассмотрена проблема коррекции зависимого от компьютерных игр поведения подростков. Исследование данного процесса проводилось в работах таких ученых, как Алекс С. Холл, Джефри Парсонс, Кулаков С. А., Сирота Н., Ялтонский В., Кимберли Янг, Евдокимов В. И, Зайцев В. В, Кравцова Е. Е., Максимов А. А., Иванов М. С., Котляров А. В., Рыбалтович Д.Г. и др.
Проанализировав понятие аддикция, виды аддиктивного поведения, а также данный подход к игровой деятельности можно сделать вывод, что кибераддикция - форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми; подчиненность своего выбора внешней ложной цели - достижению прогресса в виртуальной игровой реальности. Впервые эта зависимость была описана в середине 1990¬х годов психиатром Айвеном Голдбергом и клиническим психологом Кимберли Янг [31] как одна форм интернет-аддикции, так как, по их мнению, игровая зависимость возникает вследствие участия в MMOG.
Наиболее нестабильными ситуациями для возникновения кибераддикции являются возрастные кризисы, особенно подростковый. Были выделены психологические факторы формирования зависимости, а также индивидуальные особенности личности зависимого подростка. Психолог Иванов М. С. выделил динамику развития компьютерной зависимости у подростков, разделив её на четыре стадии, каждая из которых имеет свою специфику.
Исходя из теорий и определений различных авторов, в качестве основных критериев определения зависимости можно выделить: пассивное взаимодействие с действительностью, предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются, безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины, снижение физической активности, распад прежних отношений и связей, скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, игровое, в процессе игры настроение существенно улучшается (радость, состояние эйфории), также подростки испытывают положительные эмоции в ситуации ожидания компьютерной игры, отсутствие контроля над временем, проводимым за играми, появление чувства раздражения, гнева, фрустрации.
Одними из действующих способов коррекции кибераддикции являются когнитивно-бихевиоральная (поведенческая) терапия, 12-шаговая программа и экспрессивная арт-терапия. Также существует книга психолога Кимберли Янг («Потерянные в сети»), ориентированная на пользователей компьютеров и компьютерных игр. Рыбалтович Д.Г. в своей работе о зависимости от компьютерных игр говорит о том, что для грамотной коррекции необходимо выявить существующие проблемы, определить навязчивые мысли и ощущения, которые приводят к зависимому от компьютерных игр поведению.
В результате теоретического исследования сформировалась следующая гипотеза: программа коррекции зависимого от компьютерных игр поведения, направленная формирование навыков эффективного использования информационных ресурсов, взаимодействия со сверстниками, кооперации и экстериоризации мыслей и чувств, умения контролировать выражение эмоций и снижать психоэмоциональное напряжение, является эффективной, так как обеспечивает комплексную систематическую работу с поведением подростков в контексте актуальных жизненных трудностей и реализацию рефлексии.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен эксперимент, включивший в себя констатирующий, формирующий и контрольный экспериментальные этапы. Проведение программы коррекция кибераддикции у подростков и оценка ее результативности позволяет сделать заключение о ее эффективности.
Проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы дальнейшей работы по разрешению проблемы коррекции зависимости от компьютерных игр.



1. Антропова К.А., Колесникова А.А. Проблема компьютерной зависимости школьников // В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование. Сборник материалов международной научной конференции.2014. С. 10-14.
2. Бережнова Д.Б., Москаленко А.А. Влияние виртуальной среды на агрессивное поведение подростков // В сборнике: Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения. 2017. С. 11-14.
3. Брагина О.А. Анализ научных представлений об отдельных индивидуально-личностных факторах, определяющих вовлеченность в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры // Журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования». 2015. № 1. С. 94-101.
4. Брагина О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет- аддикции // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-167.
5. Денисов А.А. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр. [Электронный ресурс] // Мед. психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6. URL: http:// medpsy.ru. (дата обращения: 20.02.2018).
6. Закаблукова А.А., Капустина Л.П. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у подростков // Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). С. 330-333.
7. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105-120.
8. Информационный портал по психологии [Электронный ресурс] //
Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера.
2015. URL: http://psychojoumal.ru/psychologists/234-nauchayusche-
bihevioralnoe-napravlenie-v-teorii-lichnosti-bf-skinnera.html (дата обращения: 05.03.2018).
9. Каминская В.Г. Виртуальная зависимость в молодежной среде: девиация или реалии современности? // Образование и общество. 2014. Т.
6. № 89. С. 55-58.
10. Кириллова Д.С. Психологический аспект веномена игры в виртуальной реальности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 2-2. С. 34-46.
11. Книжникова С.В., Серая Ю.В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 24. С. 82-87.
12. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 148-163.
13. Кравцова Е.Е. Понимание игры в психологии Л.С. Выготского // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2011. №1. С. 15-20.
14. Левушкин Р.Н., Скрипичникова И.В. Личностные особенности и жизнеспособность кибераддиктивной молодежи // В сборнике: Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: интеграция научного знания. Исследование, практика, образование. 2010. С. 166-168.
15. Лихван А.В., Мозговая Н.Н. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр // Инновационная наука. 2017. № 1-2. С. 193-196.
16. Лысак И.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206-208.
17. Лядская А.В., Руцких А.С., Белобрыкина О.А. Тенденция
развития зависимости от виртуальной реальности у современных школьников // В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии в образовании. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. 2003. С. 22-25.
18. Максимов А.А. Особенности развития личности людей с компьютерно-игровой зависимостью // Журнал «Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование». 2012. №7. С. 85-96.
19. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Киберзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. «Мнемозина». 2010. С. 58-74.
20. Молокостова А.М., Дудова В.А. Личностные особенности пользователей ролевых онлайн-игр с разным уровнем склонности к зависимости // Журнал «Apriori». Серия: гуманитарные науки». 2014. №4. С. 11-16.
21. Набойченко Е.С., Окунева Л.И. Типология подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Педагогическое образование в России». 2016. № 1. С. 94-98.
22. Окунева Л.И. Моделирование психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Современные тенденции развития науки и технологий». 2015. № 9-8. С. 112-116.
23. Окунева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Научный альманах». 2015. № 12-3 (14). С. 293-297.
24. Окунева Л.И. Социально-психологические детерминанты склонности к кибераддикции в подростковой среде // Журнал «Педагогическое образование в России». 2016. № 1. С. 181-188.
25. Петрова И.В., Меринова Е.В., Петрова Г.А. Профилактика игровой, компьютерной и интернет-зависимости. // Журнал Международный журнал экспериментального образования. 2012. №1 С. 154-158.
26. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3-1. С. 32-39.
27. Попов П.М. Устинова Н.А. Кибераддикция как вид зависимого поведения // Журнал «Знание». 2016. № 3-4 (32). С. 127-132.
28. Рыбалтович Д.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт он-йне-игры // Вестник психотерапии. 2012. № 41. С. 67-80.
29. Рыбалтович Д.Г. Индивидуально_психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: диплом. работа. СПб.: СПбГУ Каф. психол. обеспечения проф. Деятельности. 2012. 116 с.
30. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. - 2014. № 40. С. 23-34.
31. Рыбалтович Д.Г. Лечение пациентов с игровой зависимостью в Международном институте резервных возможностей человека // Вестник психотерапии. 2013. № 34 (39). С. 18-24.
32. Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности лиц с онлайн- игровой аддикцией // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 30-36.
33. Рыбников В.Ю., Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности лиц с онлайн-игровой аддикцией // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 93-96.
34. Рыженко С.К. Психологическая коррекция компьютерной зависимости подростков методом символдрамы // Журнал Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10 С. 262-264.
35. Смокова Е.Ю., Богуш С.Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.
36. Соколова Н.В. Роль компьютерных игр в воспитании подростка // Статья в сборнике трудов конференции «Современные тенденции в науке и образовании». 2015. С 75-78.
37. Узорова Т.М., Клинкхаммер Д. Изучение уровня осведомленности подростков об игровой компьютерной и Интернет - зависимости // В сборнике: Актуальные проблемы социальной работы. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 128-133.
38. Устинова Н.А. Детерминанты девиантного поведения современных подростков // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы развития личности». 2016. С. 148-157.
39. Устинова Н.А. Швецов П.В. Профилактика девиантного
поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
«Современная психология образования: проблемы и перспективы». 2017. С. 349-357.
40. Устинова Н.А., Щербачева П. П. Влияние кибераддикции на личность подростка // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 93¬99.
41. Фоменко А.И., Семенцова И.А. Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 2. С. 113¬118.
42. Хилько О.В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 56-60. URL:http://e-koncept.ru/2015/95257.htm.(дата обращения: 20.02.2018).
43. Шакурова А.Р. Диагностика компьютерной зависимости //
Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1.
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15265(дата обращения:
26.03.2018).
44. Шмелёв А.Г. Практическая тестология: тестирование в
образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: Маска, 2013. 567 с.
45. Шюкро О. Анализ зависимости школьников от компьютерной игры // Журнал «Мир науки, культуры, образования». 2016. №1 (56). С. 59 - 61.
46. Щербачева П.П. Особенности воспитания подростков с кибераддикцией // Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции НГПУ им. Козьмы Минина. 2017. 252-255.
47. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2008. 196с.
48. Psychom.net [Electronic resource] // Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996 URL: http://www.psycom.net(дата обращения: 29.03.2018).
49. Young K.S. Internet addiction: Symptoms, evaluation, and treatment // Innovations in Clinical Practice / Ed. by L. Vande-Creek, T.L. Jackson. - Sarasota, FL: Professional Resource Press.1999. №17. P. 304-312.
50. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. №1. P. 237-244.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ