Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №96197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Сущность и структура саморегуляции в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Сущность и теоретические предпосылки развития саморегуляции у
младших подростков 11
1.3 Специфика формирования умений и навыков саморегуляции на основе
рефлексии у младших подростков 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развитие навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков 33
2.1. Комплексная диагностика навыков саморегуляции у подростков 33
2.2 Анализ результатов диагностики подростков на развитие навыков
саморегуляции по выбранным методикам 38
2.3 Программа развития навыков саморегуляции подростков 48
2.4 Результаты реализации программы по развитию навыков
саморегуляции у младших подростков 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список литературы (использованных информационных источников) .. 66
Приложение 74


Развития саморегуляции у подростков в последнее время представляет интерес для исследователей, так как именно саморегуляцию активизируют многие процессы, поддерживают осознание ситуации личностного развития самим обучающимся, способствуют педагогическому осмыслению потенциалов и ограничений становления его субъектности. Проблема заключается в том, что подростки на сегодняшний день, также, как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления.
Соответственно все выше перечисленное свидетельствует тому, что в подростковом возрасте несформировнность саморегуляции является причиной нарушения поведения и как следствие стимулирует девиантное поведение. Так же в силу возрастных особенностей характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, совершением необдуманных поступков. Отсюда возникает необходимость организованной и целенаправленной психолого-педагогической деятельности по развитию саморегуляции подростков, так как умение себя контролировать в сложной ситуации, регулировать свое поведение является важным показателем зрелости личности и помогает в жизни [4].
Существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции. Изучением проблемы саморегуляции, воли занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович[4], О.А. Конопкин, А.П. Корнилова, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова Е.П. Ильин, И.В. Дубровина и другие. Исследователи считали проблему саморегуляции центральной для психологии личности и ее формирования, а также связывали развитие саморегуляции с проблемой формирования воли, особенно в подростковом возрасте, в результате чего, возникают трудности достижения необходимых для личности целей. Волевые качества являются механизмом волевой регуляции, определяя характер действия, его стиль (упорство, решительность, настойчивость, целеустремленность), непосредственно создавая условия или, наоборот, мешая в достижении стабильности деятельности.
Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности психологической природы саморегуляции в детском возрасте. Отмечается дефицит, как экспериментальных исследований, так и теоретических разработок в изучении рассматриваемого феномена. Вопрос выявления и изучения наиболее эффективных психологических механизмов формирования и развития саморегуляции в подростковом возрасте является неразработанным [4].
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и проверка программы развития навыков саморегуляции у младших подростков
Объект исследования - навыки саморегуляции младших подростков
Предмет исследования - развитие навыков саморегуляции младших подростков
Гипотеза: развитие навыков саморегуляции младших подростков будет эффективным при условии:
1) определения особенностей саморегуляции младших подростков
2) разработки и реализации программы, включающей систему последовательно используемых организационных форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
2. Выявить специфику навыков саморегуляции у младших подростков
3. Разработать реализовать программу по развитию навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков
Методологической основой исследования является: культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.В. Выготский). Структурно-функциональный подход в определении понятия саморегуляции личности А.П. Корнилова, указавшего, что под саморегуляцией понимается процесс смыслообразования, подразумевающий саморефлексию и систему переживаний в контексте самоидентификации, где саморегуляция это проявление регулятивной функции самосознания [7].
Практическая значимость работы заключается в разработке программы развития навыков саморегуляции младших подростков, которая будет полезна специалистам образовательных организаций, кризисных Центров и Центров развития, а также родителям обучающихся[1].
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (тесты-опросники, методика А.Рея «Переплетенные линии»); констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; методы математической обработки результатов эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе понятие саморегуляция встречается часто и изобилует многозначностью и большим количеством трактовок. Опираемся на контекст деятельностного подхода саморегуляция личности - это индивидуальный контроль субъекта за собственными действиями, объединяющий в определенном направлении поиски конкретных регулирующих личностных факторов.(опираемся на мнение Конпкина О.А,Морсановой В.И)
Личностная саморегуляция как самостоятельная единица психической активности человека в рамках реципрокного детерминизма социально-когнитивной теории изучалась А. Бандурой. Человек имеет возможность некоторым образом влиять на внешние факторы, чтобы отслеживать собственное поведение и оценивать его в свете близких и отдаленных целей.
В соответствии с различными теориями и учениями, феномен саморегуляции можно рассматривать как внутренний механизм активизации субъектности индивида. В ядро саморегуляции как важнейшей личностной категории входит оптимизация внутренних психологических ресурсов индивида, компенсирующая недостатки самоконтроля и регулирующая индивидуальные состояния в связи с решением ряда текущих и оперативных задач. Компоненты саморегуляции, выделенные А.К. Осницким включают в себя:
1) осознание цели деятельности;
2) моделирование значимых условий;
3) программирование действий;
4) оценка результатов и коррекция.
Для написания выпускной квалификационной работы мы провели диагностику на выявление развития навыков саморегуляции у подростков с 5февраля по 4марта 2018 года на базе МАОУ СОШ № 61 г. Екатеринбурга.
Были подобраны три методики для младших подростков 11 -12-летнего возраста.
Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции.
Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98 - ССП -98 Морсанова В.И.»
Тест переплетенных линий А Рея Методика исследования концентрации произвольного внимания младших подростков.
У большинства обучающихся (63 %) наблюдается средний уровень развития саморегуляции, 30 % - имеют низкий уровень саморегуляции, что проявляется в неумении анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения поставленной цели (анализ условий); выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию (выбор способов); оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки (оценка результатов); исправлять допущенные ошибки (исправление ошибок).
Также у ребят (79 %) наблюдается низкий и средний уровни развития внимания, что обусловлено особенностями младшего подросткового возраста, кризисными проявлениями: вспыльчивости, неусидчивости,
возбудимости.
Нами была сформирована и апробирована на практике программа по развитию навыков саморегуляции поведения младших подростков.
Цель программы - создание условий для развития саморегуляции у младших подростков
Задачи программы:
Развить навыки саморегуляции
Повысить уверенность в своих силах;
Развить коммуникативные навыки;
Обогатить запас представлений об окружающем мире;
Развить навык рефлексии.
Основные принципы в построении занятий:
1. подбор приёмов и методов развивающих упражнений с опорой на ведущую деятельность возраста;
2. учёт зоны ближайшего развития и опора на сохранные качества личности;
3. комплексный и системный подход к диагностике и развитию;
Основные методические средства, используемые при разработки программы:
- ролевые игры;
- коммуникативные игры;
- игры, направленные на развитие воображения (вербальные и
невербальные);
- чтение литературы;
- групповая дискуссия;
- различные виды бесед;
- техники и приёмы саморегуляции;
Высокий уровень концентрации произвольного внимания продемонстрировали 6 человек после реализации программы, что составляет 71 % от всех респондентов экспериментальной группы. В то время как в контрольной группе данный показатель остался на прежнем уровне (низкий у 39 % обучающихся и средний - у 45 %; высокий уровень не обнаружен).
Таким образом, показатели саморегуляции младших подростков после реализации программы повысились по сравнению с контрольной группой:
- отмечается высокий и средний уровень развития саморегуляции подростков. У 3 респондентов уровень саморегуляции вырос до высокого, у остальных (6 человек) - отмечается средний;
- наблюдается повышение показателей по критериям: «самостоятельность» у трёх обучающихся из девяти, «программирование» и «планирование» у шести обучающихся и «оценка результатов» у двух обучающихся;
- высокий уровень концентрации произвольного внимания продемонстрировали 6 человек после реализации программы, что составляет 71 % от всех респондентов экспериментальной группы. В то время как в контрольной группе данный показатель остался на прежнем уровне (низкий у 39 % обучающихся и средний - у 45 %; высокий уровень не обнаружен).



1. Агеева А.Н. Духовно-нравственное воспитание как основа саморегуляции зрелой личности [Текст] / А.Н. Агеева // Журнал Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения - 2011 - №19-2.С.47-51.
2. Антилогова Л.Н. Саморегуляция психических состояний личности в
подростковый период [Электронный ресурс] // Журнал Вестник Омского университета, Серия: Психология - 2017. №3 - С. 12-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30624683(дата обращения:
02.06.2018).
3. Байдок А. С., Хусаинова Ж. К. Особенности саморегуляции подростков в конфликтной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - . - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm (дата обращения: 25.04.2018).
4. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.-С. 325-332.
5. Бортникова Л. Г., Петрова Д. Б. Трудности общения как фактор
становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург — СПб.: Реноме, 2011. — С. 25-29. — URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1104/ (дата обращения:
06.06.2018).
6. Бортников B. Г., Петрова Д. Б. Трудности общения как фактор
становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 25-29. — URL
https://moluch.ru/conf7psy/archive/32/1104/ (дата обращения:
06.06.2018).
7. Василенко В.Е, Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: Гендерный и возрастной аспекты [Текст] // Конференция Горизонты зрелости - 2015. С. 148¬153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25199493(дата обращения: 30.04.2018).
8. Воронова Е. Ф., Булдакова Н. В. Особенности развития личностной
рефлексии младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - . URL: http://e-
koncept.ru/2018/0.htm (дата обращения: 13.05.2018).
9. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Развитие личностной саморегуляции
младших подростков// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=14749(дата обращения: 04.06.2018).
10. Додова Л.М. Саморегуляции поведения подростков как актуальное направление исследований в педагогической психологии // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. - Новосибирск: СибАК, 2010.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванникова - М., 2006. - 208с.
11. Ивутина Е. П., Коробейникова А. О. Саморегуляция как способ
управления агрессией у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 210-215. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770843.htm (дата
обращения:07.06.2018).
12. Казиева З.Ш. Волевая саморегуляция- внутренняя детерминанта успешной деятельности школьника-подростка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 4. - С. 252-255.
13. Казионова Я. Ю., Быкова С. С. Развитие навыков саморегуляции у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 127-129. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56492.htm (дата обращения: 24.04.18).
14. Казионов C.P. Быкова С.С. Развитие навыков саморегуляции у младших подростков [Текст] / Я.Ю. Казионова, С.С. Быкова // Научно-методический журнал Концепт. - 2016 - Том 28. - С. 127¬129.
15. Киреева Е.А. Психология конструктивного самоутверждения у подростков [Текст] / Е.А Киреева // Журнал Современные проблемы науки и образования. - 2012. №4 - С. 368.
16. Косаревская Т.Е, Бекренева Ю.В. Личностные ресурсы
саморегуляции поведения [Текст] // Материалы XXII научно - практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов в 2 томах 2017. С.18-19.
17. Коханец А.И. Самоорганизация личности с помощью
сотрудничества и противостояния давлению в отношениях [Текст] / А.И Коханец // Журнал Школьные технологии - 2016 - №1. С.92¬101.
18. Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 66-74.
19. Кузнецова Е.В. Проблема саморегуляции индивидуального стиля поведения [Текст] / Е.В. Кузнецова // Журнал Социальная политика и социология - 2011 - №7(73). - С. 341-351.
20. Левшунова Ж. А. Осознанная саморегуляция современных
школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4286-4290. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/55122.htm (дата обращения:24.03.2018).
21. Маширина Л.А. Жить в мире и согласии с собой и другими [Текст] / Л.А.Машурина. - Линка-Пресс,2012.
22. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции.
[Электронный ресурс] // М.,2001.-192с. UR:
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2946 (дата
обращения: 26.12.14).
23. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. [Текст] М.: «ИП РАН», 2007.
24. Нижегородцева Н.В., Тарасова С.С Совладеющее поведение
подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции
[Электронный ресурс] // Журнал Ярославский педагогический Вестник - 2017. №2 - С.211-115. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29289521_85225808.pdf (дата
обращения 13.04.2018).
25.Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности - М., 1987. - 303 с. - С.78-81.
26. Петрова Д.Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной
активности подростков с трудностями общения со сверстниками [Текст] : автореф. дис. ...кан.псих.наук:19.00.13./ Д.Б. Петрова; Белгород, Белгородский государственный национально
исследовательский ун-т. Белгород,2012(13). - 23с.
27. Плахотникова И.В. Взаимосвязь волевых качеств и проявлений саморегуляции произвольной активности / И.В. Плахотникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 3. - С. 63-68.
28. Плахотникова И.В. Особенности развития личностной
саморегуляции в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Журнал Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций - 2015. №1 - С.2139- 2144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24357711(gaTaобращения 30.05.2018).
29. Плехова В.В. Формирование конструктивных способов
реагирования в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс] // Журнал Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области - 2014. №1. URL: https://e.lanbook.com( дата обращения 13.03.2018).
30. Покровская Т.П. Проблема саморегуляции поведения человека //
Журнал Гуманитарные и социальные науки - 2017 -. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=28868392(дата обращения: 25.05.2018).
31. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в
повседневной, обыденной жизнедеятельности человека [Текст] /
A. О. Прохоров // Журнал Психологические исследования:
Электронный научный журнал - 2017. Том 10 №56. 7с. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32636627(дата обращения:13.05.2018).
32. Рассказова Е.И. Психологические факторы саморегуляции на
разных этапах выполнения учебного задания [Текст] //
Психологический журнал. 2011 - №2 С.36 - 47.
33. Русакова О.В. Формирование умений и навыков саморегуляции на
основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /
О.В.Русакова Вят. гос. гуманитар. ун-т.- Киров, 2009.
34. Русакова, О. В. Об актуальности формирования саморегуляции как основы успешности подростка в учебной деятельности [Текст] / О.
B. Русакова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе» / под ред. В. П. Борисенкова. - М.: HTA «АПФН», 2007. - Т. 5. - С. 83-89.
35. Русакова, О. В. Саморегуляция как основа успешности учебной деятельности младших подростков [Текст] / О. В. Русакова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 37-4.
36. Савина Н.Г. Саморегуляция как социальная характеристика личности [Текст] / Н.Г Савина // Журнал Культура и образование: от теории к практике - 2015 - Том 1, №1. - С. 302-306.
37. Савинова Т.В., Милкина Р.В. Развитие саморегуляции подростков в процессе тренинговых занятий / [Текст] / Т.В.Савинова// Актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. ст. под ред. Ю.В. Варданян. - Саранск, 2017. - С. 79-83.
38. Савинова Т.В., Милкина Р.В. Особенности эмоциональной саморегуляции подростков в учебной деятельности [Текст] / Т.В.
39. Савинова, Р.В. Милкина // Журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016 - №1 . - С. 288-292.
40. Созонова А.В. Приемы развития внимания в процессе обучения математике подростков [Текст] / А.В.Созонова // Журнал Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона - 2013 - №15. С.367-370.
41. Степашов Н.С. Техники саморегуляции поведения в состоянии жизненных затруднений [Текст] / Н.С. Степашов // Журнал Научная жизнь - 2009 - №5. - С. 54-63.
42. Строева И.А., Строй Г.И. Изучении формирования я-образа в
подростковом возрасте [Текст] //Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. Под редакцией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2017. С.195-200. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30312870 (дата обращения:05.04.2018).
43. Тимашева Л.В. Младший подросток: Проблемы взросления [Текст] : монография, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Волжский ин -т экономики, педагогики и права" - 2012. 180с.
44. Тимофеева М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2016. - Т. 11. - С. 1736-1740. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/86374.htm. (дата обращения:24.05.2018).
45. Тращенко Н. С. Особенности развития познавательной сферы у
подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4001-4005. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/85801.htm. (дата обращения:01.06.2018).
46. Тращенко Н. С. Особенности развития познавательной сферы у
подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4001-4005. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/85801.htm.(дата обращения:05.05.2018).
47. Царева Е.В., Семина А.С. Развитие волевых качеств младших
подростков в процессе тренинга [Текст] // ст сб. трудовых конференций, сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции «53-и Евсевьевские чтения». под науч. ред. Ю. В. Варданян ; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева т.
2017 С.84-88. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32514886(дата
обращения:13.03.2018).
48.Чевачина А.В., Шутова Н.В., Доронина О.Ю. Развитие личностной рефлексии у подростков методами арт-терапии // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23955 (дата
обращения: 06.06.2018).
49.Черкевич Е.А. Формирование саморегуляции психических
состояний подростков [Текст] : автореф.
дис...кан.псих.наук:19.00.07./ Е.А.Черкевич; Омск, Казанский государственный технический университет Омск,2007. - 22с.
50. Юрченко О.В. История развития методов саморегуляции поведения [Текст] // ст сб. Материалы VII международной научно - практической конференции. н.-и. ц. «Академический». 2015. С.92¬96.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ