Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями
1.1. Анализ понятия «навыки бесконфликтного взаимодействия» в научной
литературе 6
1.2 Особенности взаимодействия подростков с родителями 20
1.3. Методы и формы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями 30
Глава 2. Практические аспекты проблемы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Программа формирования навыков бесконфликтного взаимодействия
подростков с родителями 53
2.3. Анализ результатов исследования 66
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение
Актуальность темы: научный заинтересованность к проблеме конфликта существенно увеличился в последние годы. В большей степени это можно объяснить повышением общего уровня конфликтности современного общества. Различные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и двойственного процесса социального взаимодействия, что может ставить как общество в целом, так и любого конкретного человека перед необходимостью их решения.
Способность выстраивать конструктивные отношения подростков с родителями и эффективно решать спорные проблемы является существенным показателем развития подростков. Свойственные для любого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного изучения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
Наиболее важным с этой точки зрения является подростковый возраст, так как он чрезвычайно сложный, противоречивый и потому - очень конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к родителям, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения вызывают неизбежные конфликты развивающейся личности как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного навыка бесконфликтного взаимодействия с родителями, служит причиной для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.
Одной из важнейших сторон указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Однако, как не парадоксально, именно данная сторона взаимоотношений подростков мало представлена в специальных психологических исследованиях.
Проблема конфликтов с родителями остается практически не исследованной и с точки зрения работы школьного практического психолога. Совместно с этим, именно родители (наряду с педагогами) выступают основными "заказчиками" психологической службы, когда речь заходит о подростках.
Объект исследования - навыки бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями.
Предмет исследования - программа формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями.
Основной целью данной работы является теоретическое обоснование, подбор и апробация программы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями.
Гипотеза исследования: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями возможна при реализации специально подобранной программы.
Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «навыки бесконфликтного взаимодействия» в научной литературе;
- проанализировать особенности взаимодействия подростков с родителями;
- изучить практические методы и формы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями;
- определить этапы, методы и методики исследования;
- подобрать и апробировать программу формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями;
- провести анализ эффективности программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общие подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме взаимодействия родителей и детей (В.Н. Куницына, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс и другие); результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C. Мухина, Э. Эриксон и др.); теоретические подходы к пониманию межличностного конфликта представлены в трудах А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, Н. И. Леонова, JI. A. Петровской, Т. А. Полозовой, К. Н. Томаса, А. И.Шипилова.
Методы исследования:
- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
- методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
- Опросник «Взаимодействия родитель-ребёнок» (И.М. Марковской)
- Методика «Стили воспитания» (по Р.В. Овчаровой)
- «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томас (адаптирован Н.В.Гришиной).
Во время данного исследования была рассмотрена тема «Формирование навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями».
В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к родителям, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения вызывают неизбежные конфликты развивающейся личности как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного навыка бесконфликтного взаимодействия с родителями, служит причиной для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.
Проблема конфликтов с родителями остается практически не исследованной и с точки зрения работы школьного практического психолога. Совместно с этим, именно родители (наряду с педагогами) выступают основными "заказчиками" психологической службы, когда речь заходит о подростках.
Цель нашей работы, которая заключалась в теоретическом обосновании, а также в подборе и апробации программы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями, была достигнута.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа психолого-педагогической литературы и изучении теоретических основ навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями. В работе также определены методы и формы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями.
В результате теоретического исследования сформировалась следующая гипотеза: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями возможно при реализации специально подобранной программы.
Для подтверждения данной гипотезы нами был проведен эксперимент, включивший в себя констатирующий, формирующий и контрольный экспериментальные этапы. Проведение программы формирования навыков бесконфликтного взаимодействия подростков с родителями, и её оценка результативности даёт нам сделать заключение о ее эффективности.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная
психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3.
Социальные представления и мышление личности. - М.: Изд-во
"Институт психологии РАН", 2002. - С. 88-103.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 490с.
3. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,
Э.Ф. Зеер. - М.: Высшая школа, 2009. - 304с.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Академия, 2006. - 285с.
5. Варга А.Я., Смехова В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // 6. Вестник МГУ. Психология. 2005, №4. - С.18-23.
6. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
7. Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 290с.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. - 442с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2005. - 336с.
10. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. - СПб., 2009. - 107с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2005г.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544с.
13. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 2006г.
14. Захаров А. И. Детские неврозы, психологическая помощь родителей детям. - СП-б., Питер, 1995. - 462с.
15. Зельдович, Б.З. Деловые игры и ситуации в организационном поведении: Учебное пособие/ Б.З. Зельдович. - М.: МАЭП; ИКК «Калита», 2011. - 210с.
16. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.
17. Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни - М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 208 с.
18. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 464с.
20. Куницина В. Н. Межличностное общение - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 232 с.
21. Лабунская, В.А. О структуре социально-перцептивной способности личности // В кн.: Вопросы межличностного познания и общения. - Краснодар, 2007. - 195 с.
22. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Cvsck, 1999.- 365с.
23. Лисина М.И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. - М., 2008.
24. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Г. Лидерс. - М.:
Издательский центр «Академия», 2013. - 130с.
25. Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. - СПб., 2003. - 242с.
26. Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке - М. : АСТ-ПРЕСС, 2011. - 320с.
27. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2005г.
28. Мясищев В.Н. Психология отношений - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.
29. Овсянникова В.В., Люсин Д.В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации // Культурно¬исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) / Под ред. В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. -М.: РГГУ, 2005. С. 280 - 293.
30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002. - 383с.
31. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям. - М.:
Просвещение, 2009. - 176 с.
32. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.
33. Петровский А.В. Воспитание в семье и тип семейных отношений, тактики семейного воспитания. - М.: Педагогика, 2009. - 224с.
34. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М, 1981. - 216с.
35. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 256с.
36. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 336с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
38. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 2004. - 237с.
39. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 428с.
40. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии
родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
41. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978.
42. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 2005г
43. Татаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.
44. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика» - № 6, 2006г.
45. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. - М.: ВАКО, 2010. - 254с
46. Хромова Ю. Условия бесконфликтного общения// Школьный психолог -2010. № 6. - С.38-41.
47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.
48. Fidler D. Emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood Implications for Practice / D. Fidler // Infants & Young Children.
— 2005. — № 2. — Vol. 18.
49. HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y., 1998.