Ведение
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению педагогических конфликтов 5
1.1. Конфликт как социальный феномен 6
1.2. Характеристика и особенности возникновения педагогических
конфликтов 14
1.3. Методы урегулирования конфликтов 19
1.4. Школьная служба примирения как институт разрешения конфликтов .... Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности деятельности
Школьной Службы Примирения 31
2.1 Организация и этапы исследования 31
2.2 Обработка и анализ результатов 33
2.3 Анализ преимуществ и трудностей в организации школьной службы
примирения 57
2.4 Рекомендации для педагогов по внедрению школьной службы
примирения 62
Заключение 65
Список используемых источников 68
В последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобрёл большое значение. Школа, являющаяся, несомненно, одним из важнейших институтов социализации молодёжи, всё больше утрачивает свой воспитательный потенциал. Наблюдается всё большая ориентация на достижение показателей успеваемости в ущерб целям воспитания цельной личности учащегося.
По замечанию Максудова Р.Р. в отношении воспитания молодёжи сегодня существует тенденция к декларативному постулированию принципов, не имеющих под собой практической основы.
Идеологическая основа, на которой строилось воспитание школьников в советский период, сегодня морально устарела, тем не менее, многие воспитательные мероприятия профилактической направленности до сих пор выстраиваются по старым шаблонам. Отношения как внутри школы, так и на более высоких управленческих уровнях характеризуются авторитарностью, построены на жёсткой иерархии и зависимости от вышестоящих инстанций.
Конфликты в любой сфере социального взаимодействия неизбежны и естественны. Однако школа является специфической конфликтогенной средой, поскольку в ней собрано большое количество детей из самых разных социальных слоёв, разной национальной и религиозной принадлежности. То же самое относится и к учителям, которые к тому же обладают разным уровнем профессиональной подготовки и разной компетентностью. Педагоги сильно подвержены риску профессионального выгорания, что сказывается на характере их взаимоотношений с учениками. Очевидно, что педагоги, которые сами не являются носителями норм цивилизованного взаимодействия, не имеющие опыта конструктивного разрешения конфликтов, не способны транслировать эти навыки детям.
Существующие традиции реагирования на конфликтные ситуации, такие как административное воздействие, замалчивание, морализаторство и осуждение не способствуют закреплению у подростков навыков конструктивного взаимодействия.
Каждый день мы неизбежно сталкиваемся с конфликтными ситуациями, находясь и живя в обществе. Для того, чтобы оценить конфликтогенность принимаемых решений в ситуациях общения, предупреждать и прогнозировать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек и особенно руководитель, в образовательном учреждении должен иметь необходимые знания и представления о конфликте как явлении, о его условиях, факторах и проявлениях.
В зарубежной литературе, проблемой феномена конфликта занимались психологи, социологи, философы: (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.). В Российской науке исследованием конфликтов занимались (Петровская Л. А., Анцупов А. Я., Донцов, Полозова Т.А., Здравомыслов А.Г, Никовская Л. И., Степанов Е. И., Рыбакова М. М., Мерлин В.С., Ерина С. И., Лебедева М. М., Гостев А.А., и многие другие).
Одним из решений конфликтных ситуаций выступает создание школьной службы примирения.
Школьная Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного правосудия, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций. Ее основная миссия - развитие и укрепление способности людей к взаимопониманию и взаимоуважению.
Цель выпускной квалификационной работы: доказать, что служба примирения - эффективный метод решения школьных конфликтов.
Объект исследования - Школьные конфликты.
Предмет исследования - школьная служба примирения как организационная форма для урегулирования школьных конфликтов.
Гипотеза: внедрение школьной службы примирения необходимо для снижения конфликтных ситуаций и улучшения благоприятных взаимодействий в школах.
Эмпирическая база исследования: МКОУ «Кировская СОШ» и МОУ «Останинская СОШ» Алапаевского района.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Изученная литература по проблеме педагогических конфликтов рассматривается с различных научно - исследовательских позиций.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».
В связи с этим проблема педагогических конфликтов открывает большие перспективы исследователям, поскольку данное направление мало изучено теоретически и эмпирически.
В исследовании проводилось изучением роли Школьной Службы Примирения в образовательном учреждении. Деятельность Психологических Служб Примирения приобретает масштабный характер. Основными направлениями Школьной Службы Примирения является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, а так же способствование адаптации и эффективным коммуникациям школьников и учителей. Организация Школьной Службы Примирения в школе является обязательным условием эффективного функционирования
образовательного учреждения.
В наиболее общем виде, Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых различий между школьниками, на которых влияет Школьная Служба Примирения, и на школьников без влияния Службы Примирения. Так, было выявлено, что две группы школьников отличаются уровнем психологического благополучия, принятия себя, личностного роста, самоконтроля и желанием управлять средой.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей параметров в группах школьников в зависимости от влияния Службы Примирения на благополучие и адаптацию нашла свое подтверждение.
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где отсутствует ШСП, более благополучны, чем школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП. Это подтверждается результатами анализа сравнения двух групп по показателю «благополучие» и результатами факторного анализа по факторам «внутренний контроль», «цели в жизни», «автономия», «низкий эскапизм».
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП - адаптивны. Это подтверждается результатами факторного анализа по факторам «управление средой», «принятие себя», «принятие других», «автономия».
Гипотеза о том, что в связи с функционированием ШСП происходит изменение поведения и отношения учителей, статистически не подтверждена. Две группа педагогов не имеют различий в моделях поведения в конфликтных ситуациях.
В ходе исследования выяснилось, что на адаптацию и психологическое благополучие школьников влияет степень самопринятия подростков, принятия своих интересов и осознания своей значимости.
Таким образом, цель работы достигнута, изучили эффективность работы Школьной Службы Примирения.
Результаты исследования могут быть использованы организаторами Школьных Служб Примирения общеобразовательных школ для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Результаты исследования важны для областей конфликтологии, педагогики, психологии и других областей.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб. пособие для студ. психол. фак.- 2011. - 213 с.
2. Аллахвердова О.В., МЕДИАЦИЯ — НОВАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА В РАЗРЕШЕНИИ
КОНФЛИКТОВ//Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. - 154 с.
3. Андриенко П. Ю. Особенности личностных характеристик трудных подростков с высоким и низким уровнем эскапизма/ автореферат по ВКР. - Пермский Государственный Гуманитарно - Педагогический университет.- Институт психологии. - 2013. - 258 с.
4. Анцупов А. Я..Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. - 143 с.
6. Баева И.А.,/ Психологическая безопасность в образовании: Монография. //СПб.: Союз, 2002.271 с.
7. Базаров Т.Ю., Чиннова А.С. Социально-психологические детерминанты эффективности медиации// Журнал Психологические исследования. 2012 . - 133 с.
8. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 2016. - 543 с.
11. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах./Перевод с нем. Н.В. Маловой - «Духовное познание», Калуга 2004. - 176 с.
12. Бессонова Ю.В. /О структуре психологического благополучия// Сборник статей /Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013-146 с.
13. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- М.: 2003 - 672 с.
14. В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ СЛУЖБАМ ПРИМИРЕНИЯ. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.- ДОБРЯНКА, 2008-32 С.
15. Вари М. И. /Общая психология. Учебное пособие / 2-ге издана., испр. и доп. - К.: «Центр учебной литературы», 2007. - 968 с.
16. Водяха С.А. /Психологическое благополучие учащихся// Сборник статей /Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013. - 146 с.
17. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ [Т.Д Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 336 с.
18. Воробьева С.Д. /Сравнительный анализ обеспечения психологической безопасности в образовательных учреждениях разного уровня// Сборник статей /Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013-146 с.
19. Втюрина Е.В., Никулина Е.В. Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости//Вятский социально-Экономический институт.-Киров.-2013. - 243 с.
22. Гавриченко О.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи// Гавриченко О.В., Смолякова Т.В// Психологические исследования.- 2008. - 133 с..
23. Герасименко Ю.А.Формирование толерантности
дошкольников как условие благополучного инклюзивного
воспитания//Сборник статей
/Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013. - 146 с.
24. Гостев А. А. Принцип ненасилия в
разрешении конфликтов. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011.—568 с.
25. Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. — М., 1993. - 233 с.
26. Гришина Н. Б. /Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011.—568 с.
27. Данилова О.С.,/Психологические условия
формирования эмоционального благополучия личности// автореферат по ВАК 19.00.01, Новосибирск, 2007 г. - 84 с.
28. Дойч М. / Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011.—568 с.
29. Донцов А. И., Т. А. Полозова Проблема конфликта в западной социальной психологии. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011.—568 с.
30. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. - 132 с.
32. Ерина С. И. Ролевые конфликты в управленческих процессах. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.
33. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики / под общей редакцией Н.А. Хананашвили М: Благотворительный фонд «Просвящение» 2011. - 214 с.
34. Зинатуллина Р.Р.,/Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды// Вестник ВЭГУ:Научный журнал.№1.
35. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков//Фундаментальные исследования. - 2013. - №10 (часть 4). С. 875 - 878.
36. Идобаева О. А./ К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого- развитийный и психолого - педагогический аспекты. // Вестник Томского государственного университета № 351 / 2011. - 325 с.
37. Калинина Н.В. Целостный подход к пониманию индивидуального защитного стиля/Психологические исследования.-2010.- №1.
38. Калинина Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности./ Калинина Р.Р.// Научная электронная библиотека «Киберленинка».- 2010. - №11.
39. Каримова Э.Ю. /Формирование психологической
безопасности в образовательном пространстве// Сборник статей
/Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013¬146 с.
40. Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
41. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей. - М.: МОО Центр "СПР", 2005.
42. Коновалов А. Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей ред. Карнозо- вой Л. М. — М.: МОО Центр «Судебно-право¬вая реформа», 2012. - 113 с.
43. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и
восстановительная культура взаимоотношений: практическое
руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 306 с.
44. Коновалов А. Ю. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере // Директор ССУЗа 2011. - 215 с.
45. Корнелиус X., Ш. Фэйр Картография конфликта. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
46. Левин К. Типы конфликтов /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж :
47. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация визменяющемся информационном пространстве/ Марцинковская Т.Д// Психологические исследования.- 2012. - № 26.- Том 5.
48. Мастенбрук У.Подход к конфликту. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.
49. Мерлин В. С, Развитие личности в психологическом конфликте. /Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
50. Михайлов Л.А, Ахмадуллин У.З., Васильев Е.С., Психолого педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа//Вестник ВЭГУ: Научный журнал.№1 (33). Педагогика. Психология.- Уфа: Восточный университет, 2008.-256 с.
51. Нижегородцева Н. В. Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований. / Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
52. Никовская Л. И., Е. И. Степанов Состояние и перспективы этноконфликтологии. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
53. Овчарова Р.В. / Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образов/ Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве// Сборник статей
/Составитель: Ю. В. Братчикова-Екатеринбург: Урал.гос.пед.унт., 2013. -146 с.
54. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
55. Одинцова М.А./Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Детская психология, 2011. - 242 с.
56. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 148 с.
57. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. - 148 с.
58. Основы психологии: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2013.- 464 с.
59. Панина Е.А. Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации // Психология и психотехника. 2014. - №5.
60. Петровская. Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
61. Покровская В.Л., Терентьева В.Е. Документы,
сопровождающие деятельность школьных и муниципальных служб примирения в Пермском крае. Методические рекомендации. Издание 2 -ое: дополненное и переработанное. АНО «Центр социальнопсихологической помощи населению», г. Пермь, 2009 г - 60 с.
62. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В ОСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ//Коллективная монография. изд. Академия Естествознания, 2011. - 255 с.
63. Рыбакова М.М..Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
64. Скотт Дж. Г. /Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. /Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И.
Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
65. Стандарты восстановительной медиации//Вестник
восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Выпуск 7. - Центр «СПР» 2010. - 178 с.
66. Хорни К. Базисные конфликты/ Конфликтология : хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 568 с.
67. Школьные службы примирения. Идеи и технология / Под общей редакцией Максудова Р.Р. Коновалова А.Ю. МОО - Центр «Судебно - правовая реформа» 2009. - 273 с.