ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
|
Ведение
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению педагогических конфликтов 5
1.1. Конфликт как социальный феномен 6
1.2. Характеристика и особенности возникновения педагогических
конфликтов 14
1.3. Методы урегулирования конфликтов 19
1.4. Школьная служба примирения как институт разрешения конфликтов .... Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности деятельности
Школьной Службы Примирения 31
2.1 Организация и этапы исследования 31
2.2 Обработка и анализ результатов 33
2.3 Анализ преимуществ и трудностей в организации школьной службы
примирения 57
2.4 Рекомендации для педагогов по внедрению школьной службы
примирения 62
Заключение 65
Список используемых источников 68
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению педагогических конфликтов 5
1.1. Конфликт как социальный феномен 6
1.2. Характеристика и особенности возникновения педагогических
конфликтов 14
1.3. Методы урегулирования конфликтов 19
1.4. Школьная служба примирения как институт разрешения конфликтов .... Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности деятельности
Школьной Службы Примирения 31
2.1 Организация и этапы исследования 31
2.2 Обработка и анализ результатов 33
2.3 Анализ преимуществ и трудностей в организации школьной службы
примирения 57
2.4 Рекомендации для педагогов по внедрению школьной службы
примирения 62
Заключение 65
Список используемых источников 68
В последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобрёл большое значение. Школа, являющаяся, несомненно, одним из важнейших институтов социализации молодёжи, всё больше утрачивает свой воспитательный потенциал. Наблюдается всё большая ориентация на достижение показателей успеваемости в ущерб целям воспитания цельной личности учащегося.
По замечанию Максудова Р.Р. в отношении воспитания молодёжи сегодня существует тенденция к декларативному постулированию принципов, не имеющих под собой практической основы.
Идеологическая основа, на которой строилось воспитание школьников в советский период, сегодня морально устарела, тем не менее, многие воспитательные мероприятия профилактической направленности до сих пор выстраиваются по старым шаблонам. Отношения как внутри школы, так и на более высоких управленческих уровнях характеризуются авторитарностью, построены на жёсткой иерархии и зависимости от вышестоящих инстанций.
Конфликты в любой сфере социального взаимодействия неизбежны и естественны. Однако школа является специфической конфликтогенной средой, поскольку в ней собрано большое количество детей из самых разных социальных слоёв, разной национальной и религиозной принадлежности. То же самое относится и к учителям, которые к тому же обладают разным уровнем профессиональной подготовки и разной компетентностью. Педагоги сильно подвержены риску профессионального выгорания, что сказывается на характере их взаимоотношений с учениками. Очевидно, что педагоги, которые сами не являются носителями норм цивилизованного взаимодействия, не имеющие опыта конструктивного разрешения конфликтов, не способны транслировать эти навыки детям.
Существующие традиции реагирования на конфликтные ситуации, такие как административное воздействие, замалчивание, морализаторство и осуждение не способствуют закреплению у подростков навыков конструктивного взаимодействия.
Каждый день мы неизбежно сталкиваемся с конфликтными ситуациями, находясь и живя в обществе. Для того, чтобы оценить конфликтогенность принимаемых решений в ситуациях общения, предупреждать и прогнозировать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек и особенно руководитель, в образовательном учреждении должен иметь необходимые знания и представления о конфликте как явлении, о его условиях, факторах и проявлениях.
В зарубежной литературе, проблемой феномена конфликта занимались психологи, социологи, философы: (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.). В Российской науке исследованием конфликтов занимались (Петровская Л. А., Анцупов А. Я., Донцов, Полозова Т.А., Здравомыслов А.Г, Никовская Л. И., Степанов Е. И., Рыбакова М. М., Мерлин В.С., Ерина С. И., Лебедева М. М., Гостев А.А., и многие другие).
Одним из решений конфликтных ситуаций выступает создание школьной службы примирения.
Школьная Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного правосудия, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций. Ее основная миссия - развитие и укрепление способности людей к взаимопониманию и взаимоуважению.
Цель выпускной квалификационной работы: доказать, что служба примирения - эффективный метод решения школьных конфликтов.
Объект исследования - Школьные конфликты.
Предмет исследования - школьная служба примирения как организационная форма для урегулирования школьных конфликтов.
Гипотеза: внедрение школьной службы примирения необходимо для снижения конфликтных ситуаций и улучшения благоприятных взаимодействий в школах.
Эмпирическая база исследования: МКОУ «Кировская СОШ» и МОУ «Останинская СОШ» Алапаевского района.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
По замечанию Максудова Р.Р. в отношении воспитания молодёжи сегодня существует тенденция к декларативному постулированию принципов, не имеющих под собой практической основы.
Идеологическая основа, на которой строилось воспитание школьников в советский период, сегодня морально устарела, тем не менее, многие воспитательные мероприятия профилактической направленности до сих пор выстраиваются по старым шаблонам. Отношения как внутри школы, так и на более высоких управленческих уровнях характеризуются авторитарностью, построены на жёсткой иерархии и зависимости от вышестоящих инстанций.
Конфликты в любой сфере социального взаимодействия неизбежны и естественны. Однако школа является специфической конфликтогенной средой, поскольку в ней собрано большое количество детей из самых разных социальных слоёв, разной национальной и религиозной принадлежности. То же самое относится и к учителям, которые к тому же обладают разным уровнем профессиональной подготовки и разной компетентностью. Педагоги сильно подвержены риску профессионального выгорания, что сказывается на характере их взаимоотношений с учениками. Очевидно, что педагоги, которые сами не являются носителями норм цивилизованного взаимодействия, не имеющие опыта конструктивного разрешения конфликтов, не способны транслировать эти навыки детям.
Существующие традиции реагирования на конфликтные ситуации, такие как административное воздействие, замалчивание, морализаторство и осуждение не способствуют закреплению у подростков навыков конструктивного взаимодействия.
Каждый день мы неизбежно сталкиваемся с конфликтными ситуациями, находясь и живя в обществе. Для того, чтобы оценить конфликтогенность принимаемых решений в ситуациях общения, предупреждать и прогнозировать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек и особенно руководитель, в образовательном учреждении должен иметь необходимые знания и представления о конфликте как явлении, о его условиях, факторах и проявлениях.
В зарубежной литературе, проблемой феномена конфликта занимались психологи, социологи, философы: (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.). В Российской науке исследованием конфликтов занимались (Петровская Л. А., Анцупов А. Я., Донцов, Полозова Т.А., Здравомыслов А.Г, Никовская Л. И., Степанов Е. И., Рыбакова М. М., Мерлин В.С., Ерина С. И., Лебедева М. М., Гостев А.А., и многие другие).
Одним из решений конфликтных ситуаций выступает создание школьной службы примирения.
Школьная Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного правосудия, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций. Ее основная миссия - развитие и укрепление способности людей к взаимопониманию и взаимоуважению.
Цель выпускной квалификационной работы: доказать, что служба примирения - эффективный метод решения школьных конфликтов.
Объект исследования - Школьные конфликты.
Предмет исследования - школьная служба примирения как организационная форма для урегулирования школьных конфликтов.
Гипотеза: внедрение школьной службы примирения необходимо для снижения конфликтных ситуаций и улучшения благоприятных взаимодействий в школах.
Эмпирическая база исследования: МКОУ «Кировская СОШ» и МОУ «Останинская СОШ» Алапаевского района.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Изученная литература по проблеме педагогических конфликтов рассматривается с различных научно - исследовательских позиций.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».
В связи с этим проблема педагогических конфликтов открывает большие перспективы исследователям, поскольку данное направление мало изучено теоретически и эмпирически.
В исследовании проводилось изучением роли Школьной Службы Примирения в образовательном учреждении. Деятельность Психологических Служб Примирения приобретает масштабный характер. Основными направлениями Школьной Службы Примирения является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, а так же способствование адаптации и эффективным коммуникациям школьников и учителей. Организация Школьной Службы Примирения в школе является обязательным условием эффективного функционирования
образовательного учреждения.
В наиболее общем виде, Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых различий между школьниками, на которых влияет Школьная Служба Примирения, и на школьников без влияния Службы Примирения. Так, было выявлено, что две группы школьников отличаются уровнем психологического благополучия, принятия себя, личностного роста, самоконтроля и желанием управлять средой.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей параметров в группах школьников в зависимости от влияния Службы Примирения на благополучие и адаптацию нашла свое подтверждение.
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где отсутствует ШСП, более благополучны, чем школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП. Это подтверждается результатами анализа сравнения двух групп по показателю «благополучие» и результатами факторного анализа по факторам «внутренний контроль», «цели в жизни», «автономия», «низкий эскапизм».
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП - адаптивны. Это подтверждается результатами факторного анализа по факторам «управление средой», «принятие себя», «принятие других», «автономия».
Гипотеза о том, что в связи с функционированием ШСП происходит изменение поведения и отношения учителей, статистически не подтверждена. Две группа педагогов не имеют различий в моделях поведения в конфликтных ситуациях.
В ходе исследования выяснилось, что на адаптацию и психологическое благополучие школьников влияет степень самопринятия подростков, принятия своих интересов и осознания своей значимости.
Таким образом, цель работы достигнута, изучили эффективность работы Школьной Службы Примирения.
Результаты исследования могут быть использованы организаторами Школьных Служб Примирения общеобразовательных школ для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Результаты исследования важны для областей конфликтологии, педагогики, психологии и других областей.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».
В связи с этим проблема педагогических конфликтов открывает большие перспективы исследователям, поскольку данное направление мало изучено теоретически и эмпирически.
В исследовании проводилось изучением роли Школьной Службы Примирения в образовательном учреждении. Деятельность Психологических Служб Примирения приобретает масштабный характер. Основными направлениями Школьной Службы Примирения является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, а так же способствование адаптации и эффективным коммуникациям школьников и учителей. Организация Школьной Службы Примирения в школе является обязательным условием эффективного функционирования
образовательного учреждения.
В наиболее общем виде, Служба Примирения - это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о наличии статистически значимых различий между школьниками, на которых влияет Школьная Служба Примирения, и на школьников без влияния Службы Примирения. Так, было выявлено, что две группы школьников отличаются уровнем психологического благополучия, принятия себя, личностного роста, самоконтроля и желанием управлять средой.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей параметров в группах школьников в зависимости от влияния Службы Примирения на благополучие и адаптацию нашла свое подтверждение.
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где отсутствует ШСП, более благополучны, чем школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП. Это подтверждается результатами анализа сравнения двух групп по показателю «благополучие» и результатами факторного анализа по факторам «внутренний контроль», «цели в жизни», «автономия», «низкий эскапизм».
Школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, где применяется ШСП - адаптивны. Это подтверждается результатами факторного анализа по факторам «управление средой», «принятие себя», «принятие других», «автономия».
Гипотеза о том, что в связи с функционированием ШСП происходит изменение поведения и отношения учителей, статистически не подтверждена. Две группа педагогов не имеют различий в моделях поведения в конфликтных ситуациях.
В ходе исследования выяснилось, что на адаптацию и психологическое благополучие школьников влияет степень самопринятия подростков, принятия своих интересов и осознания своей значимости.
Таким образом, цель работы достигнута, изучили эффективность работы Школьной Службы Примирения.
Результаты исследования могут быть использованы организаторами Школьных Служб Примирения общеобразовательных школ для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Результаты исследования важны для областей конфликтологии, педагогики, психологии и других областей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ( НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Служба применения как инновационная форма социальной работы с несовершеннолетними в условиях временного детского коллектива на базе МДЦ «Артек»
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Роль третьей стороны в конфликтах с участием школьников
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В ШКОЛАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



