ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом
возрасте 6
1.2. Психологические особенности взаимоотношений подростков с
родителями 15
1.3. Психологические особенности переживания подростками ситуации
развода родителей 26
1.4. Влияние развода родителей на подростков 34
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Методы и организация исследования 41
2.2 Анализ и интерпретация результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы 51
Приложение 1 56
Приложение 2 58
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом
возрасте 6
1.2. Психологические особенности взаимоотношений подростков с
родителями 15
1.3. Психологические особенности переживания подростками ситуации
развода родителей 26
1.4. Влияние развода родителей на подростков 34
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Методы и организация исследования 41
2.2 Анализ и интерпретация результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы 51
Приложение 1 56
Приложение 2 58
Каждый год в России регистрируется 400-500 тысяч разводов, в результате чего от 300 до 500 тыс. детей остаются с одним из родителей, в основном с мамой. Воспитание ребенка без отца имеют явную специфику и кардинально отличаются от жизни ребенка, проживающего в полной семье.
Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка. Сам развод родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п. Однако стоит задуматься о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака? Этот вопрос остаётся открытым.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, В.М. Целуйко. Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания.
В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода (Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас). Плюсом ко всему, изучались особенности поведения отца после развода с супругой, значимость его присутствия для психического развития ребенка (Г. Фигдор).
К тому же, в научных работах, выполненных в этой области недостаточно прослеживаются связь и зависимость между разводом супругов и психическим здоровьем их детей, их эмоциональным состоянием, дальнейшим развитием их личности.
Актуальность выбранной темы видится нами в непроработанности этой проблемы.
Объект исследования: психологические особенности подростка.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Цель нашего исследования - изучить психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы: особенности
подросткового возраста, влияние ситуации развода родителей на подростка;
2. Выявить специфику психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей);
3. Изучить особенности личности детей, переживших развод родителей;
4. Сравнить психологические особенности подростков, переживших развод родителей, с психологическими особенностями подростков, воспитывающихся в крепких семьях, с помощью диагностического инструментария.
Гипотеза: подростки, пережившие развод родителей, будут иметь более низкую самооценку, уровень притязаний и высокий уровень тревожности, агрессии и раздражительности, чем подростки, воспитывающиеся в крепких семьях.
Методологической базой исследования выступают: анализ научных работ по данной тематике, обеспечивающий исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.
В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения: социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И. Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А. Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.); субъектно-деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Методики и методы
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы, указанный выше, и моделирование);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики:
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛО-105-С);
- математико-статистические методы (Statistica 6.0.).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и описании особенностей личности подростков, переживших развод родителей, а также их экспериментальное изучение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с родителями и детьми в неполных семьях.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении раскрыта актуальность темы нашего исследования, определены цель и задачи, объект и предмет, сформулирована гипотеза.
Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка. Сам развод родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п. Однако стоит задуматься о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака? Этот вопрос остаётся открытым.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, В.М. Целуйко. Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания.
В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода (Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас). Плюсом ко всему, изучались особенности поведения отца после развода с супругой, значимость его присутствия для психического развития ребенка (Г. Фигдор).
К тому же, в научных работах, выполненных в этой области недостаточно прослеживаются связь и зависимость между разводом супругов и психическим здоровьем их детей, их эмоциональным состоянием, дальнейшим развитием их личности.
Актуальность выбранной темы видится нами в непроработанности этой проблемы.
Объект исследования: психологические особенности подростка.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Цель нашего исследования - изучить психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы: особенности
подросткового возраста, влияние ситуации развода родителей на подростка;
2. Выявить специфику психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей);
3. Изучить особенности личности детей, переживших развод родителей;
4. Сравнить психологические особенности подростков, переживших развод родителей, с психологическими особенностями подростков, воспитывающихся в крепких семьях, с помощью диагностического инструментария.
Гипотеза: подростки, пережившие развод родителей, будут иметь более низкую самооценку, уровень притязаний и высокий уровень тревожности, агрессии и раздражительности, чем подростки, воспитывающиеся в крепких семьях.
Методологической базой исследования выступают: анализ научных работ по данной тематике, обеспечивающий исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.
В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения: социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И. Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А. Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.); субъектно-деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Методики и методы
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы, указанный выше, и моделирование);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики:
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛО-105-С);
- математико-статистические методы (Statistica 6.0.).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и описании особенностей личности подростков, переживших развод родителей, а также их экспериментальное изучение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с родителями и детьми в неполных семьях.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении раскрыта актуальность темы нашего исследования, определены цель и задачи, объект и предмет, сформулирована гипотеза.
В заключение хотелось бы отметить, что развод родителей в семье с ребенком подросткового возраста очень опасен для становления личности ребенка. Психологические особенности подростка не позволяют самостоятельно адекватно воспринять такой семейный кризис, и в важный возрастной момент социализации у подростка формируются искаженные личностные ценности.
Взаимоотношения дети - родители являются связующим звеном большинства взаимосвязей между разногласиями родителей в браке, разводом и отдаленными психологическими последствиями у детей. Супружеские проблемы родителей ослабляют эмоциональные связи между родителями и взрослыми детьми, и слабые связи родитель - ребенок, в свою очередь, способствуют риску дистресса у взрослого ребенка, снижению уверенности в себе и отсутствию ощущения счастья в жизни. Семейные разногласия разрушают эмоциональные связи у детей с матерями, так же, как и развод и семейное неблагополучие появляются, чтобы разрушить эмоциональные связи детей и отцов.
Развод обычно следует за серией стрессогенных ситуаций для детей, особенно подросткового возраста, в силу неустойчивости психики, включая сниженные контакты с тем родителем, который более не является его опекуном (обычно, с отцами), повышенное напряжение в отношениях между подростком и родителем, который его опекает (обычно, с матерями), продолжающееся озлобление между родителями, снижение жизненных стандартов, и изменением места жительства - часто вовлекая передвижение к соседям или родственникам. Развод обычно предшествует повторному вступлению в брак одного или обоих из родителей и построение отношений с новым партнером родителя представляет собой следующую стрессовую ситуацию для многих детей. Повторное вступление в брак также делает возможным для детей познать опыт многочисленных родительских разводов.
Все эти стрессы негативно влияют на психологическое равновесие детей. В сравнении с детьми, у которых родители остаются в браке, дети разведенных родителей имеют большую вероятность бросить высшую школу, колледж. Эта неуспеваемость в образовании является результатом нескольких послеразводных факторов: понижение подростковых жизненных стандартов, переезд к соседям или родственникам с необходимостью посещения худших школ, спад родительского интереса и мотивации к учебе подростка. Придавая значение важности образования в определении последующих социоэкономических достижений, не удивительно, что профессиональный статус, получаемый доход и ценность накопленного имущества также относительно низка у взрослых детей разведенных родителей. Однако, последствия развода минимальны, даже позитивны, когда семейное разрушение вызвано особенно высоким уровнем хронического, необратимого супружеского конфликта, включая насилие. При этих обстоятельствах, развод появляется для пользы подростков, удаляя их из дисфункциональной семейной, домашней среды.
Таким образом, необходимо позитивное вовлечение обоих родителей в жизнь детей при разводе, точно также необходимо развитие отношений, направленных на сотрудничество в послеразводном периоде между родителями и их детьми.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Взаимоотношения дети - родители являются связующим звеном большинства взаимосвязей между разногласиями родителей в браке, разводом и отдаленными психологическими последствиями у детей. Супружеские проблемы родителей ослабляют эмоциональные связи между родителями и взрослыми детьми, и слабые связи родитель - ребенок, в свою очередь, способствуют риску дистресса у взрослого ребенка, снижению уверенности в себе и отсутствию ощущения счастья в жизни. Семейные разногласия разрушают эмоциональные связи у детей с матерями, так же, как и развод и семейное неблагополучие появляются, чтобы разрушить эмоциональные связи детей и отцов.
Развод обычно следует за серией стрессогенных ситуаций для детей, особенно подросткового возраста, в силу неустойчивости психики, включая сниженные контакты с тем родителем, который более не является его опекуном (обычно, с отцами), повышенное напряжение в отношениях между подростком и родителем, который его опекает (обычно, с матерями), продолжающееся озлобление между родителями, снижение жизненных стандартов, и изменением места жительства - часто вовлекая передвижение к соседям или родственникам. Развод обычно предшествует повторному вступлению в брак одного или обоих из родителей и построение отношений с новым партнером родителя представляет собой следующую стрессовую ситуацию для многих детей. Повторное вступление в брак также делает возможным для детей познать опыт многочисленных родительских разводов.
Все эти стрессы негативно влияют на психологическое равновесие детей. В сравнении с детьми, у которых родители остаются в браке, дети разведенных родителей имеют большую вероятность бросить высшую школу, колледж. Эта неуспеваемость в образовании является результатом нескольких послеразводных факторов: понижение подростковых жизненных стандартов, переезд к соседям или родственникам с необходимостью посещения худших школ, спад родительского интереса и мотивации к учебе подростка. Придавая значение важности образования в определении последующих социоэкономических достижений, не удивительно, что профессиональный статус, получаемый доход и ценность накопленного имущества также относительно низка у взрослых детей разведенных родителей. Однако, последствия развода минимальны, даже позитивны, когда семейное разрушение вызвано особенно высоким уровнем хронического, необратимого супружеского конфликта, включая насилие. При этих обстоятельствах, развод появляется для пользы подростков, удаляя их из дисфункциональной семейной, домашней среды.
Таким образом, необходимо позитивное вовлечение обоих родителей в жизнь детей при разводе, точно также необходимо развитие отношений, направленных на сотрудничество в послеразводном периоде между родителями и их детьми.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Подобные работы
- Специфика образа мира подростков, переживших развод родителей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Изменения в эмоциональном состоянии детей при разводе родителей
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая поддержка ребенка в ситуации семейного кризиса
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2019 - Изучение влияния детско-родительских отношений в неблагополучной семье на личностные качества подростка
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенность эмоциональной привязанности детей
дошкольного возраста к своим родителям
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



