Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

Работа №96194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом
возрасте 6
1.2. Психологические особенности взаимоотношений подростков с
родителями 15
1.3. Психологические особенности переживания подростками ситуации
развода родителей 26
1.4. Влияние развода родителей на подростков 34
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ 41
2.1. Методы и организация исследования 41
2.2 Анализ и интерпретация результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы 51
Приложение 1 56
Приложение 2 58


Каждый год в России регистрируется 400-500 тысяч разводов, в результате чего от 300 до 500 тыс. детей остаются с одним из родителей, в основном с мамой. Воспитание ребенка без отца имеют явную специфику и кардинально отличаются от жизни ребенка, проживающего в полной семье.
Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка. Сам развод родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п. Однако стоит задуматься о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака? Этот вопрос остаётся открытым.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко, В.М. Целуйко. Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания.
В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода (Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас). Плюсом ко всему, изучались особенности поведения отца после развода с супругой, значимость его присутствия для психического развития ребенка (Г. Фигдор).
К тому же, в научных работах, выполненных в этой области недостаточно прослеживаются связь и зависимость между разводом супругов и психическим здоровьем их детей, их эмоциональным состоянием, дальнейшим развитием их личности.
Актуальность выбранной темы видится нами в непроработанности этой проблемы.
Объект исследования: психологические особенности подростка.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Цель нашего исследования - изучить психологические особенности подростков, переживших развод родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы: особенности
подросткового возраста, влияние ситуации развода родителей на подростка;
2. Выявить специфику психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей);
3. Изучить особенности личности детей, переживших развод родителей;
4. Сравнить психологические особенности подростков, переживших развод родителей, с психологическими особенностями подростков, воспитывающихся в крепких семьях, с помощью диагностического инструментария.
Гипотеза: подростки, пережившие развод родителей, будут иметь более низкую самооценку, уровень притязаний и высокий уровень тревожности, агрессии и раздражительности, чем подростки, воспитывающиеся в крепких семьях.
Методологической базой исследования выступают: анализ научных работ по данной тематике, обеспечивающий исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.
В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения: социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И. Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А. Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.); субъектно-деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Методики и методы
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы, указанный выше, и моделирование);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики:
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛО-105-С);
- математико-статистические методы (Statistica 6.0.).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и описании особенностей личности подростков, переживших развод родителей, а также их экспериментальное изучение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с родителями и детьми в неполных семьях.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении раскрыта актуальность темы нашего исследования, определены цель и задачи, объект и предмет, сформулирована гипотеза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение хотелось бы отметить, что развод родителей в семье с ребенком подросткового возраста очень опасен для становления личности ребенка. Психологические особенности подростка не позволяют самостоятельно адекватно воспринять такой семейный кризис, и в важный возрастной момент социализации у подростка формируются искаженные личностные ценности.
Взаимоотношения дети - родители являются связующим звеном большинства взаимосвязей между разногласиями родителей в браке, разводом и отдаленными психологическими последствиями у детей. Супружеские проблемы родителей ослабляют эмоциональные связи между родителями и взрослыми детьми, и слабые связи родитель - ребенок, в свою очередь, способствуют риску дистресса у взрослого ребенка, снижению уверенности в себе и отсутствию ощущения счастья в жизни. Семейные разногласия разрушают эмоциональные связи у детей с матерями, так же, как и развод и семейное неблагополучие появляются, чтобы разрушить эмоциональные связи детей и отцов.
Развод обычно следует за серией стрессогенных ситуаций для детей, особенно подросткового возраста, в силу неустойчивости психики, включая сниженные контакты с тем родителем, который более не является его опекуном (обычно, с отцами), повышенное напряжение в отношениях между подростком и родителем, который его опекает (обычно, с матерями), продолжающееся озлобление между родителями, снижение жизненных стандартов, и изменением места жительства - часто вовлекая передвижение к соседям или родственникам. Развод обычно предшествует повторному вступлению в брак одного или обоих из родителей и построение отношений с новым партнером родителя представляет собой следующую стрессовую ситуацию для многих детей. Повторное вступление в брак также делает возможным для детей познать опыт многочисленных родительских разводов.
Все эти стрессы негативно влияют на психологическое равновесие детей. В сравнении с детьми, у которых родители остаются в браке, дети разведенных родителей имеют большую вероятность бросить высшую школу, колледж. Эта неуспеваемость в образовании является результатом нескольких послеразводных факторов: понижение подростковых жизненных стандартов, переезд к соседям или родственникам с необходимостью посещения худших школ, спад родительского интереса и мотивации к учебе подростка. Придавая значение важности образования в определении последующих социоэкономических достижений, не удивительно, что профессиональный статус, получаемый доход и ценность накопленного имущества также относительно низка у взрослых детей разведенных родителей. Однако, последствия развода минимальны, даже позитивны, когда семейное разрушение вызвано особенно высоким уровнем хронического, необратимого супружеского конфликта, включая насилие. При этих обстоятельствах, развод появляется для пользы подростков, удаляя их из дисфункциональной семейной, домашней среды.
Таким образом, необходимо позитивное вовлечение обоих родителей в жизнь детей при разводе, точно также необходимо развитие отношений, направленных на сотрудничество в послеразводном периоде между родителями и их детьми.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 2003. - 311 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 2003. - 311 с.
3. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 202 с.
4. Акьюилино Вильямс С. Влияние разрушения семьи в детском возрасте на взаимоотношения с родителями у взрослых детей // Журнал Семьи и Брака. - 2004. - № 56. - С. 295-313.
5. Амато Пол Р. Последствия родительского развода для самоуверенности взрослых детей // Семейный журнал. - 2002. - № 9. - С. 201-213.
6. Балкунова Н.П. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
7. Белякова В.А., Развод родителей как фактор психологической драматизации ребенка - В сборнике: Научное сообщество студентов сборник материалов XI Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 69-70.
8. Бутримова К.Ю. и Федурина Е.А., Влияние развода на взаимоотношения между ребенком и родителями - СМАЛЬТА. 2017. № 3. С. 68-70.
9. Бушманова В.Э., Родионов А.В., ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ. - Теория и
практика физической культуры. 2012. № 6. С. 53-57.
10. Взаимоотношения отец-ребенок, мать-ребенок и последующее психологическое благополучие в подростковом возрасте // Журнал Семьи и Брака. - 2004. № 56. С. 1031-1042.
11. Взаимоотношения отец-ребенок, мать-ребенок и последующее психологическое благополучие в подростковом возрасте // Журнал Семьи и Брака. - 2004. № 56. С. 1031-1042.
12. Воробьева К.А., Влияние развода родителей на психологическое
здоровье подростков - Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 55-60.
13. Геращенко JI.J1. Семья в круговороте развода, или как избежать
конфликтов. М.: Мир.Книги, 2004. - 132с.
14. Грабко Г.А., Влияние ситуации развода родителей на психическое
состояние подростка - В сборнике: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ сборник научных трудов по материалам III-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону». Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Северо-Кавказский федеральный
университет». 2015. С. 97-100.
15. Демографический ежегодник России 2007: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2007. 551с.
16. Джулиана М. Соболевски. Влияние развода и разногласий в браке на психологическое благополучие подростков // Американский социологический периодический журнал. - 2004. - № 66. - С. 900-921.
17. Жизненный цикл детей, рожденных матерями, не состоящими в официальном браке: жизненные достижения детей и последствия для взрослых детей // Журнал Семьи и Брака. - 2006. - № 58. - С. 293-310.
18. Зуев К.Б., Сергиенко Е.А., ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДНВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ - В сборнике: Научный поиск Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. Редколлегия: профессор А.В. Карпов (ответственный редактор); доцент С.И. Ерина; профессор В.В. Знаков, профессор М.М. Кашапов; Т.А. Корнеева (ответственный секретарь); доцент Е.В. Маркова (заместитель ответственного редактора). Ярославль, 2003. С. 267-274.
19. Ишмаметьева Е.Г., Причины проявления суицида у подростков - В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно - практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 153-155.
20. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: Спб.: Питер, 2008. 282 с.
21. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2011. - № 6.
22. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005.
23. Магомедова С.М., Переживание подростками чувства одиночества в ситуации развода родителей - Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 247-253.
24. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Издательство ИТРК, 2014
25. Нестеренко И.Е. Исследование психотравмирующих последствий развода родителей для подростков - Актуальные проблемы науки и практики современного общества. 2017. № 2-6. С. 43-49.
26. Последствия развода для подростков // Журнал Семьи и Брака. - 2007. - № 62. С. 1269-1287.
27. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. JI.A. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. - С.332, С.577.
28. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - Питер, 2010. - 816 с. Пер. с англ. Е. Николаевой. Серия: Мастера психологии.
29. Сатир В. Вы и ваша семья. - Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2014
30. Соловьева А.В., Учет особенностей психологической защиты при взаимодействии с подростками - В сборнике: Социальная психология сегодня: наука и практика Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 2012. С. 79-81.
31. Терелянская И.В., Особенности эмоциональной сферы подростка в ситуации развода родителей - В сборнике: Одинокие матери в России. В чем проблема? Теоретические подходы и прикладные исследования Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: И.В. Черемисова (отв. ред.), И.В. Терелянская (зам. отв. ред.), И.А. Баракова (отв. секретарь) [и др.]. 2017. С. 147-151.
32. Толмачева С.А., Влияние кризиса семейных отношений на подростка - Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2015. № 1 (1). С. 122-124.
33. Трошина Е.А., Депрессивные состояния в подростковом возрасте - В сборнике: XVII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона материалы международной научной конференции. 2014. С. 153¬157.
34. Унарова А.А. Последствия влияния развода родителей на психологическое состояние подростка - В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф.. 2018. С. 26-30.
35. Фомина Л.Ю., Влияние развода родителей на личность подростка. - Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2008. № 1-2. С. 63-66.
36. Френкель М.В., Особенности развития личности подростка в условиях полной и неполной семей - Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 128-132.
37. Хатагова Е.Р. и Восконянц К.А., Влияние развода родителей на уровень тревожности и агрессивности подростка - В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 205-207.
38. Черепанова А.И., Влияние развода родителей на личность подростка - Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 50. С. 59-60.
39. Шубович М.М., ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ- ПОДРОСТКОВ К БРАКОРАЗВОДНОЙ СИТУАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) - Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 215-223.
40. Шулева Е.И., Психологический анализ особенности системы отношений к себе и окружающему миру в структуре мира образа подростка - Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 103-105.
41. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд.: Питер; СПб.; 2008
42. Якушенко, Е.Г. Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей: дис... канд. психолог. наук: 19.00.04 / Е.Г. Якушенко. - С-Петерб., 2008. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ