Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
1.1. Анализ понятия "межличностные конфликты" в научной
литературе 6
1.2 Причины межличностных конфликтов подростков 17
1.3. Методы и формы профилактики межличностных конфликтов в
подростковой среде 24
Глава 2. Практические аспекты проблемы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2 Программа профилактики межличностных конфликтов в подростковой
среде 51
2.3. Анализ результатов исследования 55
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение
Актуальность темы. Фундаментальным процессом подросткового возраста считается переход из юношества к взрослости. Все сферы развития начинают перестраиваться, возникают и создаются психологические новообразования, которые закладываются в основы сознательного поведения. Помимо этого, формируются социальные установки. Этот преобразовательный процесс и устанавливает доминантные особенности личности подростков. Подростковый возраст - самый сложный и тяжелый из всех детских возрастов, представляющий этап становления личности. Этот период считается кризисным, из-за происходящих модификаций и их характеристик.
Необходимым фактором успешной социализации, в современных условиях, является разрешение личных и общественных инцидентов.
Вследствие этого, одной из актуальных проблем, которые стоят перед общеобразовательной организацией в период её усовершенствования, является проблема профилактики межличностного конфликтного поведения подростков.
Отечественные педагоги и психологи часто обращались к этой проблеме - взаимоотношений в группе сверстников. Многие (Т. В. Драгунова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Лабунская, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Гришина, Г. С. Абрамова, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых), сходятся во мнении, что общение со сверстниками наиболее значимо и достаточно часто устанавливает все остальные стороны его поведения и деятельности, а также развития личности.
В современном мире, в практике педагога-психолога встречается расхождение между потребностью исследования своеобразие межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками и недостаточной теоретической изученностью, методической оснащенностью в данном направлении.
Объект исследования - межличностные конфликты в подростковой среде.
Предмет исследования - программа профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
Основной целью данной работы является теоретическое обоснование, подбор и апробация программы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
Гипотеза исследования: профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде возможна при реализации специально подобранной программы.
Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «межличностных конфликтов» в научной литературе;
- проанализировать причины межличностных конфликтов подростков;
- изучить практические приёмы и методы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде;
- определить этапы, методы и методики исследования;
- подобрать и апробировать программу профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде;
- провести анализ эффективности программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования в области общей психологии, посвященные проблеме развития личности, роли межличностного общения в этом развитии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);
- исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми;
-исследования подросткового возраста и его особенностей (Л.И. Божович, О.С. Газман, И.С. Кон, А.Е. Личко, A.B. Мудрик, И.А. Невский, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Методы исследования:
- обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме;
- методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
- «Социометрия» Дж.Морено;
- «Психологический климат в группе» Э.Р. Ахмеджанов;
- «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томас (адаптирован Н.В.Г ришиной).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, содержит список литературы и приложение. Объем работы составляет 98 страниц. В работе результаты исследования отражены в диаграммах и таблицах.
Основная часть работы разделена на параграфы, в которых логически раскрываются основные этапы исследования.
В данной работе была рассмотрена актуальная тема «Профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде».
Одним из самых важных, ответственных периодов является - подростковый период. Именно на этом этапе формируются основы нравственности, вырабатываются социальные установки, отношения к себе, людям, а также к обществу. В свою очередь хочется отметить, в данном возрасте устанавливаются черты характера и главные формы межличностного поведения. Без взаимодействия подростка с людьми не будет проистекать формирования этих важнейших качеств.
Для подростка очень важно формировать и развивать навыки межличностного взаимодействия. Эта проблема актуальна, поскольку именно отрочество является сензитивным этапом для развития навыков межличностного взаимодействия.
Цель нашей работы, заключавшаяся в теоретическом обосновании, а также в подборе и апробации программы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде, достигнута.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение теоретических основ межличностных конфликтов подростков является теоретической базой данного исследования.
В работе были определены методы и формы профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде.
В результате анализа теоретической базы, сформировалась гипотеза: профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде возможна при реализации специально подобранной программы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Проведенное исследование дает возможность наметить перспективы дальнейшей работы по профилактике межличностных конфликтов в подростковой среде
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 284с.
2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: «Питер», 2007. 288 с. 8.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.:ЮНИТИ, 2012. - 490с.
4. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. - М.: Высшая школа, 2009. - 304с.
5. Бодалов А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Академия, 2006. - 285с.
7. Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 416 с.
8. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 264с.
9. Васильев И.В. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2009. - 174 с.
10. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М. : Академия , 2012. - 160 с.
11. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2012. - 240с.
12. Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 290с.
13. Воспитанник И.В. «Основные причины межличностного конфликта в
подростковом возрасте». В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Васютенковой. 2015. С. 121-127.
14. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. - 442с.
15. Григорьева Т.Г., Ленская Л.З. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. - М.: Педагогика, 2007. - 209 с.
16. Гринина Е.С. «Причины межличностных конфликтов подростков», Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-9. С. 34-37.
17. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. СПб., 1995. 361 с.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544с.
19. Джумажанова Г.К., Беленко О.Г., Аманова А.К. «Исследование
особенностей развития коммуникативной компетентности в старшем подростковом возрасте». В сборнике: Итоги научных
исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 201-204.
20. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 356 с.
21. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.:
Просвещение, 2009. - 517с.
22. Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье// Вопросы психологии. 2013.№ 3. С. 58-68
23. Зельдович, Б.З. Деловые игры и ситуации в организационном поведении: Учебное пособие/ Б.З. Зельдович. - М.: МАЭП; ИКК «Калита», 2014. - 210с.
24. Козловская С.Н., Шимановская К.А. «Влияние особенностей подростков на выбор способов разрешения межличностных конфликтов» ЦИТИСЭ. 2015. № 4. С. 26.
25. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: ЕГУ, 2006. - 283 с.
26. Королева А.Ф., Королева Н.С. «Социально - психологические
особенности подросткового возраста» Новая наука: Стратегии и
векторы развития. 2016. № 118-3. С. 76-78.
27. Костюнина Н.Ю., Арсланова З.М. «Профилактика школьных
конфликтов подростков». В сборнике: Актуальные проблемы
педагогики и психологии 2015. С. 196-199.
28. Краковский А. П. О подростках. М.: «Педагогика», 2010. 384 с.
29. Криводонова Ю.Е., Петрова Н.А. «Роль психолого-педагогической деятельности по профилактике и разрешению конфликтов у подростков в школьной ситуации». В сборнике: психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 94-97.
30. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Сфера», 2006. 464 с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 464с.
32. Леонов Н. И. Конфликтология. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. 132 с.
33. Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Cvsck, 1999.- 365с.
34. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Г. Лидерс. - М.:
Издательский центр «Академия», 2013. - 130с.
35. Личко А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. - СПб., 2005. - 242с.
36. Михарский С.Г. «Особенности выбора подростками стратегий поведения в конфликтах со сверстниками». В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015. С. 83-85.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. - 295с.
38. Нетребина А.В. «Учет психологических особенностей идентификации индивида в подростковом возрасте» Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. № 2 (18). С. 66-68.
39. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2009. - 352 с.
40.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 480 с.
41. Павлова А.С. «Межличностные конфликты в общении подростков». В
сборнике: 61-я студенческая научно-практическая конференция инженерного факультета Самарской ГСХА Материалы 61-й
студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 243-247.
42. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2007г.
43. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2008. - 256с.
44. Свиденская Г.Н. «Теоретический анализ психологических особенностей развития компонентов самосознания личности в подростковом возрасте». Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 8 (110). С. 69-72.
45. Смирнова М.В. «Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы». В сборнике: материалы VII ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых 2013. С. 308-311.
46. Улановская К.А., Стецюк А.Н. «Конфликты в системах "подросток - подросток" и "подросток - взрослый": причины и профилактика.» В сборнике: теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 151 -155.
47. Халилов Б.Б. «Влияние конфликтного поведения подростка на положение в группе сверстников» NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 48. С. 323-327.
48. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: «Питер», 2005. 250 с.
49. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоров. М., Издательский центр «Академия», 2006. 190 с.
50. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2012. 240 с
51. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб: «Питер», 2013. 336 с.