Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Работа №96188

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
1.1. Сущность понятия психолого-педагогическое сопровождение и
самоопределение старшеклассников 6
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников..11
1.3. Особенности личностного развития подростка 21
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения старшеклассников 33
Вывод по 1 главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Комплексная диагностика профессионального самоопределения
старшеклассников 44
2.2. Программа сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников 52
2.3. Анализ результатов программы сопровождения 59
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения


Ежегодно юноши и девушки, завершившие обучение в образовательной организации, начинают искать применение своим способностям, умениям и знаниям «во взрослой жизни». Однако большая часть выпускников сталкивается с такой проблемой, которая связана с выбором профессии, профилем обучения и с выбором высших учебных заведений. Старшеклассники плохо представляют себе, как будет складываться их дальнейшая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно выбранная профессия способствует реализации себя в жизни, достижению высших результатов в своей трудовой и профессиональной деятельности.
Актуальность нашей работы заключается в том, что одной работы по профориентации в учебных заведениях, это мало для профессионального самоопределения старшеклассников. Ведь современный рынок труда содержит множество новых профессий, и ежегодно эти списки пополняются новыми специальностями. Однако старшеклассники даже не имеют представления о новых профессиях, которые сейчас существуют. Одни обучающиеся твердо уверенны в своем выборе, другие же находятся в полном замешательстве. Поэтому на сегодняшний день для нынешних выпускников требуется очень серьезная работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного образования.
До настоящего времени психолого - педагогическое сопровождение в отечественной психологии и педагогике рассматривалось как помощь для развития личности в процессе обучения, так и социально - психологическая помощь. На сегодняшний день данное определение пользуется высоким спросом в сфере образования, по проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации обучения. Появляется много исследований в данной области. Исследованиями в сфере психолого - педагогического сопровождения занимались такие авторы как: Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, Э. М. Александровская, М. Р. Битянова. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались С. Н. Чистякова, С. В. Сальцева, К. К. Платонов.
Целью нашей выпускной квалификационной работы является: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников будет успешным при условии специально разработанной психолого - педагогической программы сопровождения на основе занятий по самопознанию с учетом возрастных особенностей обучающихся
Задачами являются:
1. Определить сущность понятия «психолого - педагогического сопровождения» и «профессионального самоопределения»;
2. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников
3. Определить особенности профессионального самоопределения обучающихся.
4. Разработать и апробировать программу по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; диагностика: Г. В. Резапкина «Профессиональный тип», А. Е. Голомшток «Карта интересов», Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» в модификации Г. В. Резапкиной; качественная и количественная обработка эмпирических данных, программа сопровождения
Методологическая основа исследования: в работу легли основные понятия сопровождения, психолого-педагогического сопровождения, самоопределения и профессионального самоопределения: Е. И. Казаковой, М. Р. Битяновой, Э. М. Александровской, Т. В. Кудрявцева, Э.Ф Зеера, К. Роджерса, П. Г. Щедровицкого, С. Н. Чистяковой, С. В. Сальцевой и К. К. Платонова. Так же в основу нашей работы легли труды автора Е. А. Климова: уровень и результат профессионального самоопределения, 8 углов ситуаций выбора профессии и психологическая готовность к самоопределению И. В. Дубровиной.
Практическая значимость: составленная психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет полезной специалистам образовательных организаций, Центров профориентологии, родителям старшеклассников и всем заинтересованным лицам.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы мы рассмотрели психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
Исследованием данной темы занимались такие авторы как: М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова, В. А. Айрапетов, Т. Чередникова, Г. Бардиер, И. А. Колесникова, В. А. Сластёнин, Э. М. Александровская, Т. В. Кудрявцев, Э. Ф. Зеер, С. Н. Чистякова, С. В. Сальцева.
Рассмотрим основные понятия, которые легли в основу работы:
По мнению, отечественного психолога М. Р. Битяновой: «Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия».
Э. М. Александровская отмечала, что психолого - педагогическое сопровождение - это особый вид помощи обучающемуся, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Самоопределение, по мнению отечественных психологов и педагогов, таких как Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова - это центральное звено, компонент профессионального становления личности С. В. Сальцева рассматривала профессиональное самоопределение как последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях
В теоретической базе в нашей работе, мы обосновали, почему нужно сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Однако программ сопровождения существуют не так много, и некоторые только частично разработаны.
В эмпирической части мы провели психолого-педагогический эксперимент, который показал нам значимые сдвиги в самоопределении по всем трём методикам.
Наша гипотеза в исследовательской части нашей работы звучала так: профессиональное самоопределение старшеклассников будет успешным при условии специально разработанной психолого-педагогической программы сопровождения на основе занятий по самопознанию с учетом возрастных особенностей обучающихся.
У обучающихся значительно повысился интерес к строительству, деревообработке, сценическому искусству, экономике, химии, физике, журналистике, педагогика, биология, чему способствовали упражнения по самопознанию, информирование о востребованных профессиях, мотивация к самостоятельному самоопределению. Среди респондентов 30 % ребят имеют склонность к работе с людьми, у 24 % - к исследовательской
(интеллектуальной) работе, 21 % - обнаруживают склонность к эстетическим видам деятельности (эти обучающиеся имеют достижения в творческих видах деятельности, в процессе реализации программы утвердились в дальнейшем связать профессиональную деятельность с творчеством), 10 % - респондентов имеют склонность к экстремальным видам деятельности (преимущественно ребята, увлекающиеся спортом). 15 % обучающихся имеют склонность к планово-экономическим видам деятельности и практической деятельности. Таким образом, программа по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся способствовала осознанному выбору будущей деятельности, определению способностей и возможностей каждого, а также повышению информированности старшеклассников о рынке труда.



1. Алтенова, Г. С. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения старших школьников / Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева // Журнал «Молодой ученый». — 2015. — №23. — С. 868-871.
2. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире[Текст]/ В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
3. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www. scienceforum.ru/2017/2221/31094">www. scienceforum.ru/2017/2221/31094
4. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499.
5. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий [Текст]: Монография. / В. В. Болучевская. - Волгоград: Изд-во Волгму, 2010. - С. 264.
6. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках
[Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL:
http: //www.scienceforum.ru/2017/2360/29611 ">www.scienceforum.ru/2017/2360/29611
7. Горлова Н. А. Современные дети и их возможности [Текст]. - 2009. - № 2. С 20- 26.
8. Горская , Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. - 2011. - №1 (48).
9. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05 (май).
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) [Электронный ресурс] // Психология развития. 2009. URL:http://ural-education.ru/wp-content/uploads/2018/04/Возрастная-психология.-Учебник. pdf
11. Камионская, Т. Б Психологические особенности подростка [Текст] / Т. Б. Камионская. М.: - 2010 г.
12. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических подходов организационной психологии в образовательной практике высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 2. URL:http://ppip.idnk.ru
13. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
14. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса [Текст]/ Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова , А. Э. Сенцов А. Э, Павловская Е. В. // Молодой ученый. — 2015. — №11.
15. Колосова О. А Проблема формирования профессионального
самоопределения и построения профессиональной типологии личности / О. А. Колосова. М.: Управление № 1(11), 2016.
16. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.:
Политиздат, 2000.-153 с.
17. Корякина, И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
18. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения:
принципы, содержание [Текст] / Н. А. Кретова // Научные
исследования в образовании. - 2009. - №2 . - С. 24-27
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный циклразвития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. 2001
20. Курбангалеева-Лялина, Н. Половая идентификация подростков / Н.
Курбангалиева - Лялина // Психология для всех. - 2015.
21. Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как
социокультурный процесс [Текст] / И. А. Левицкая // Вестник КГУ. - 2014 г. - № 2. С. 136- 140.
22. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст]/ Д. А. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1.
23. Максимова, Т. В. Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности [Текст] / Т. В. Максимова // Педпортал. - 2015.
24. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 659-662.
25. Некрасова, О. Н. Мотивы выбора профессии [Текст] / О. Н. Некрасова // Вестник Прикамского социального института.- 2016. - №3 (75). - С. 121-124.
26. Немов. Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - Учеб. Для студентоввысш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995. - 496 с.
27. Пец, О. И. Профессиональная направленность личности [Текст] / О. И. Пец // Современная наука. - 2014 г. - 3с.
28. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития
профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801.
29. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - Москва , 2014 г.
30. Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]:
Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. -М. : Генезис, 2004. - 79 с.
31. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. - 66 с.
32. Ронжина, Н. В. Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального образовани / Н. В. Ронжина // Вестник ЧГПУ -
2013. - № 7.
33. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков
[Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». -2016. -№ 1(38). URL:http: //www.sibac.info/archive/guman/ 1(16).pdf.
34. Сиденко, Е.А.Особенности старшего подросткового возраста / Е. А. Сиденко // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - 2013. - №2.
35. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического
сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
36. Сластёнин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. / В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова; - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 288
37. Соловьева, А. В. Семья как фактор профессионального
самоопределения молодежи [Текст] / А. В. Соловьева // Журнал научные исследования в образовании. - 2008.
38. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в формировании профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
2014. URL:
http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www. scienceforum.ru/2014/671/4442
39. Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. Науч. Конф.— спб.: Реноме, 2013. С. 226-228.
40. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения
обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст] // Журнал современных проблем науки и образования. - 2015. - № 4.
41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Омега-Л, 2014.
42. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко //Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2.
43. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М.Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010.
44.Чирина, О. В. Особенности развития логического мышления учащихся 5-6 классов / О. В. Чирина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10.
45. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина Е. В// Журнал Молодой ученый. — 2016. — № 28
46. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде [Текст] / С. А, Шапкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - 2013. - С. 101-105.
47. Шаповаленко, И. В. - Возрастная психология [Текст] / И. В.
Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
48. Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого¬
педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального образования [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 11. URL:
http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080
49. Щербакова, Т. В. Особенности профессионального самоопределения
старших школьников [Электронный ресус] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. URL:http://e-
koncept.ru/2015/75038.htm.
50. Юсупова, Ф. М. Психологические основы личностно¬
ориентированного образования / Ф. М. Юсупова // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 861-863.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ