Глава 1. Научно-теоретические подходы к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе 6
1.1. Особенности физиологического развития детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Сущность игрового метода в физическом воспитании и развитии
младших школьников 17
1.3. Методологические особенности использования игрового метода на
уроках физической культуры в начальной школе 35
Глава 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методы и методики исследования 50
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 53
3.1. Разработка и реализация методики использования игрового метода на
уроках физической культуры в начальной школе 53
3.2. Анализ результатов исследования 72
3.3. Рекомендации по использованию игрового метода на уроках
физической культуры в физическом воспитании и развитии младших
школьников 84
Заключение 93
Список литературы 95
Приложения 100
Актуальность исследования. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости. При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме - подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений, способствуют преодолению трудностей в решении задач, возложенных на тех, кто участвует.
Игровой метод на уроках физического воспитания в начальных классах является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. В подвижных играх созданы самые благоприятные условия для развития физических качеств младших школьников [2].
Огромные возможности для совершенствования физических и функциональных возможностей учащихся младших классов, а также укрепления их здоровья, заложены в уроках физической культуры с преимущественным использованием подвижных игр. Это обстоятельство связано с тем, что особенности развития и функционирования основных систем организма детей младшего возраста в наибольшей степени привыкают именно к игровой деятельности (В.К. Бальсевич, Б.Ф. Прокудин, В.П. Ратников, и др.).
Передвижные игры находятся на самом высоком уровне интересов детей, поэтому мы можем предположить, что научно обоснованное использование игрового метода на уроке будет способствовать оптимальному решению проблем физического воспитания, способствовать строению гармоничной личности ( Г. Л. Богданов, А. П. Матвеев, В. И. Лях и др.).
В связи с теоретическим и практическим значением выделенного противоречия и необходимостью его решения сформулирована проблема исследования, которая должна обосновывать организационные и методологические условия физического воспитания учащихся начальной школы на основе использования игрового метода на уроках физического воспитания для младших школьников.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс использования игрового метода на уроках физической культуры у юношей 10-12 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития координационных способностей у юношей 10-12 лет по средствам использования игрового метода на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические подходы к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
2. Разработать и реализовать методику использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
3. Выявить эффективность предложенной методики использования игрового метода на уроках физической культуры.
Структура исследования: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Здоровье подрастающего поколения вызывает сейчас суровую озабоченность и является предметом заботы страны и общества. Для решения этой проблемы огромное значение имеет формирование физической культуры личности школьника, в помощи развитию которой огромное значение имеют подвижные игры, которые позволяют прививать устойчивый интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения в контексте ведения здорового образа жизни.
Продуктивность процесса физического воспитания в системе образования напрямую связана с увеличением творческой инициативы, самостоятельности, расширением средств физической культуры,
удовлетворением актуальных потребностей личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Все эти задачи с успехом могут решать подвижные игры в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности.
Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических действий, способствуя удачному формированию актуально нужных двигательных умений и способностей, системы познаний, психологических и моральных свойств личности, универсальных учебных действий.
Подвижные игры играют огромное значение в интеллектуальном и физическом развитии малыша. Разные подвижные игры помогают развивать разные группы мышц тела, координацию движений, содействуют развитию речи и мышления. Однако для того, чтоб эффект от игры был положительный, нужно при ее выборе учесть физиологические индивидуальности детишек разных возрастов; почти во всем успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Подвижные игры являются отличным средством развития детей. Выбор игры зависит от ее содержания и особенностей, а так же от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития участников игры. Чем младше дети, тем проще должны быть сюжет и правила игры, продолжительность короче, степень нагрузки меньше, паузы чаще, а участие воспитателя активнее. Подвижные игры для детей 3 лет должны быть несложными, правила - понятными, простыми, количество правил игры - незначительное.
С учетом данных полученных на различных этапах исследования сделаны общие выводы:
1. Изучив теоретические и методические нюансы трудности развития двигательных способностей учащихся младших классов средствами подвижных игр, выделено значение подвижный игр в развитии младших школьников, определены индивидуальности развития двигательных возможностей детей.
2. Определены методические приемы, нужные в процессе проведения подвижных игр.
3. В ходе опытно-поисковой работы мной была испытана продуктивность развития двигательных возможностей детей средствами подвижных игр. Тестирование физических качеств и оцененивание уровня сформированности в умении выполнять основные виды движений свидетельствуют о том, что влияние подвижных игр на физическое развитие детей велико.
Мое исследование не исчерпывает содержание проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных изысканий, на мой взгляд, могут стать следующие:
-разработка методических материалов по проблеме развития двигательных способностей у детей раннего возраста;
-изучение возможности подвижных игр в развитии воображения;
-изучение влияния использования подвижных игр на различные системы организма.
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). [Текст] / Р.А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2015. - 206c.
2. Авраменко В.А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников [Текст] / В.А.Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч.-пр. конф. М., 2013. С. 3—7.
3. Айропетянц, Л.Р. Спортивные игры. [Текст]/ Л.Р. Айропетянц, М.А. Годик. - Ташкент, - 2015. - 46 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания.
[Текст]/ Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
5. Барбашов С.В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников [Текст] / С.В.Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21—30.
6. Былеев, Л.В. Подвижные игры. [Текст] / Л.В. Былеев, И.М. Коротков - М.: ФиС, 2014. - 81 с.
7. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: учеб. пос. [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Кортоков. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 224 с.
8. Васильков Г. А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. [Текст] / - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 100с.
9. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. [Текст]/ Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
10. Войнар. Ю. Теория спорта - методология программирования. [Текст] / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ - Минск: Харвест, 2013. - 312 с.
11. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика [Текст]/Ю.К. Гавердовский - М., Физкультура и спорт. - 2017. - С. 53, 461.
12. Гендин А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. [Текст] / А.М. Гендин. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 2013. - 216 с.
13. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
14. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей [Текст] / М.А.Годик // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 32-34.
15. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. [Текст] / О.Е. Громова - М.: ТЦ сфера, 2013. - 128с.
...