Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


В. Н. Татищев и российское просвещение в первой половине XVIII века

Работа №96158

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII
ВЕКА И ИДЕИ В.Н. ТАТИЩЕВА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА 9
1.1. Г осударственная политика в области образования в первой половине
XVIII века в трудах отечественных историков 9
1.2. Историография просветительских идей В.Н. Татищева 25
ГЛАВА 2. ВКЛАД В.Н. ТТАТИЩЕВА В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ 34
2.1. Идеи В.Н. Татищева в области образования и просвещения 34
2.2. Деятельность В.Н. Татищева на Урале 45
2.3. «Лексикон» В.Н. Татищева как первый энциклопедический словарь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65


XVIII век, как за рубежом так и в России, считается веком просвещения. Первая половина российской истории этого столетия связана с именем Петра I. Одной из важнейших задач, которые ставил перед собой Петр - это распространение просвещения. В этом деле он опирался на своих соратников, среди которых был В. Н. Татищев.
Слово «просвещение» вошло в оборот в XVIII веке и со временем приобрело очень широкое распространение. Как термин просвещение имеет несколько трактовок, это а) культурно-исторический термин, обозначающий преимущественно умственное движение в Западной Европе в XVIII веке , б)распространение знаний, образования, в) система воспитательно-образовательных и культурно просветительских учреждений в стране .
Фигура В. Н. Татищева была яркой и многогранной в политической и культурной жизни России первой половины XVIII века. Государственный деятель, просветитель, великий русский ученый - энциклопедист, историк, философ, В. Н. Татищев разрабатывал и проекты образования в России. Он написал ряд произведений историко-педагогического содержания, которые представляют большую ценность, как для современной педагогической науки, так и для современного образования. Имя Василия Никитича Татищева фигурирует в «Историко-культурном стандарте» в перечне персоналий к разделу «Россия в конце XVII-XVIII века» .
Исследование темы выпускной работы является актуальным по нескольким основаниям: а)взгляды В.Н. Татищева на воспитание и обучение подрастающего поколения, на роль и место учителя в этом процессе не устарели для сегодняшнего дня, б) некоторые его работы, как, например, «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский», до настоящего времени не стали объектом и предметом глубокого научного исследования, в) необходимо обобщение накопленного опыта по изучению просветительских идей В.Н. Татищева.
Объект исследования: отечественное просвещение первой половины XVIII века.
Предметом исследования является вклад В.Н. Татищева в развитие российского просвещения в первой половине XVIII века.
Цель работы - показать вклад В.Н. Татищева в развитие отечественного просвещения.
Задачи:
- дать общую характеристику развития просвещения в России в первой половине XVIII века;
- проанализировать труды историков, посвященных просветительской деятельности В. Н. Татищева;
- показать теоретический и практический вклад В. Н. Татищева в развитие российского просвещения;
Хронологические рамки - первая половина XVIII века, это время активной политико-просветительской деятельности В. Н. Татищева
Территориальные рамки - Российская империя, в границах первой половины XVIII века.
Источниковая база.
Источниковой базой исследования стали, в первую очередь, непосредственно труды самого В.Н. Татищева. К числу основных работ, в которых раскрываются педагогические и просвещенческие идеи В. Н. Татищева, относятся: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» , «Духовная моему сыну» , в которых историк раскрывает свои взгляды на развитие образования и просвещения в России. Работы, которые непосредственно повлияли на развитие образования и просвещение - это инструкция «О порядке преподавании в школах при уральских казенных заводах» и «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский» . Инструкция предназначалась и использовалась учителями горных заводов Урала, а «Лексикон» стал первым в России словарем по различным областям знаний.
Изучение педагогического наследия В.Н. Татищева началось ещё в дореволюционное время. Наиболее значительным трудом того времени стала работа Н.А. Попова «Татищев и его время» , в которой раскрываются основные педагогические идеи историка, такие как его периодизация и классификация наук. Благодаря усилиям H.A. Попова в научный оборот был введен социально-философский труд Татищева «Разговор о пользе наук и училищ», найденный и опубликованный биографом. Также к просветительским идеям В.Н. Татищева обращались К. Бестужев-Рюмин ,
А.Д Корсаков , которые анализировали такие труды как «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну». В своих работах они показывали вклад В.Н. Татищева в российское просвещение.
В советское время вышло много работ, посвященных В. Н. Татищеву, которые, в основном, были посвящены аспектам, связанным с его государственной деятельностью, например, работа И.М. Шакинко . В это время авторов интересовал В.Н. Татищев и как географ: этим вопросом занимался Л.Е. Иофа . Из работ советского периода, посвященных непосредственно просветительской деятельности В.Н. Татищева , следует выделить книгу А.Г. Кузьмина «Татищев» , изданную в рамках серии «Жизнь замечательных людей». В ней раскрыты основные вехи жизни и деятельности В.Н. Татищева, где в отдельной главе автор уделяет большое внимание и его идеям в области образования и науки.
На современном этапе В. Н. Татищев привлекает авторов именно как яркий представитель эпохи просвещения, и поэтому в настоящее время этому аспекту уделено большое внимание. Список авторов, занимающихся этим вопросом, достаточно представителен: И. П. Верещагин , Г. Г. Грибенюк , Т. А. Сутырина и др., которые в своих работах обращают особое внимание на татищевскую классификацию наук и возрастную периодизацию. Деятельность В. Н Татищева рассматривали также и другие уральские авторы, как, например, О. А. Жаровина , А. М. Сафронова , Н. А. Шубина . В их трудах освещается не только просветительская деятельность В.Н. Татищева на Урале, но и обращается внимание на его идеи в области образования и просвещения в целом.
Развитию просвещения в первой половине XVIII века уделили то или иное внимание практически все ведущие историки дореволюционного периода: В. О. Ключевский , П. Пекарский , С. М. Соловьев и др. В их трудах рассматриваются законодательные акты, касающиеся разных вопросов образования, приводятся фактические данные об отдельных учебных заведениях, открытых в это время, о их сети, о педагогах и организаторах образования и науки, даются оценки достижений и проблем на пути развития отечественного образования и просвещения и также упоминают В. Н. Татищева, как деятеля эпохи просвещения.
В советское время образование и просвещение первой половины XVIII века получило освещение, как в исторических, так и в педагогических трудах. Одним из первых фундаментальных трудов стали «Очерки истории СССР» том 6. «Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I» . Здесь реформам в области образования посвящен отдельный пункт «Школа и просвещение», в котором рассматриваются вопросы расширения сети учебных заведений в России, условия появления первых учебных заведений. Авторами приведена классификация российских учебных заведений. Подробно рассматривается система становления учебной литературы. Проблема развития просвещения в первой половине XVIII века была затронута также в академических педагогических трудах, таких как «Очерки развития школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века» .
На современном этапе эта тема рассматривается в ряде монографических работ, в числе которых - исследование А. В. Уткина «Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX века» , В. И. Смирнова, и Л. В. Смирновой «Становление системы и подготовки учителей в России (X-начало XX веков)» . В работах этих авторов рассматривается процесс становления системы российского образования на протяжении большого периода, в котором выделяют образовательные реформы Петра Великого и развитие образования и просвещения после петровской эпохи. В этих работах дана как общая характеристика образования в данный период, также и вклад деятелей образования и просвещения, среди которых есть фигура В. Н. Татищева.
Научная новизна выпускного исследования заключается в том, что обобщается опыт, накопленный в области изучения педагогических и просветительских идей В. Н. Татищева. Впервые проводится анализ его работы «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский», позволяющий выявить значимость данной работы для просвещения первой половины XVIII в.
В выпускной работе использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, которые используется как при изучении трудов В.Н. Татищева, так и при рассмотрении работ историков, занимавшихся этой проблемой. Их применение позволяет, с одной стороны, понять наиболее значимые идеи В. Н. Татищева в области образования и просвещения, с другой - помогают дать целостное представление о развитии просвещения в первой половине XVIII века. Специально - исторический метод: историко-генетический, был использован в работе с историографией вопроса, позволил проследить изменения взглядов историков на вопрос вклада В.Н. Татищева в развития отечественного просвещения первой половины XVIII столетия.
Элементы количественного метода были использованы при анализе «Лексикона...» В. Н. Татищева, при выявлении объема и информационного наполнения первого российского энциклопедического словаря.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, развитие просвещение первой половины XVIII века была отражена во всех периодах российской историографии: дореволюционной, советской и современной. В работах раскрывается, как происходило реформирование образования. Историки обращают внимание на то, что именно в это время российское образование становится светским. В этот период расширяется сеть образовательных учреждений, имеющих как специальную направленность: школа Математических и Навигацких наук, - так и общеобразовательные школы. Закладываются основы для создания учреждения, которое уже после Петра станет центром развития науки в стране - Академии наук.
Проанализировав отечественную историографию, посвященную педагогическим идеям В.Н. Татищева можно сделать вывод о том, что интерес к этой теме проявлялся на протяжении всего времени. Наиболее сильный интерес к взглядам В. Н. Татищева на образования проявляется в современной историографии. Так исследователи видят связь развития просвещения первой половины XVIII века и основных идей В. Н. Татищева. Историки подчеркивают, что идеи В.Н. Татищева были новаторскими для своего времени и не потеряли своей актуальности на современном этапе.
Таким образом, следует отметить огромный вклад В. Н. Татищева в развитие образования и просвещения первой половины XVIII века. Он один из первых, кто предложил возрастную периодизацию жизненного пути человека, указав особенности каждого возраста, и пришел к выводу, что обучение необходимо на каждом этапе жизни человека. Представил свою классификацию наук, где охарактеризовал каждую из групп и выявил, для чего они необходимы. Предложил свой проект по преобразованию народных училищ, указывал на проблемы развития образования в первой половине XVIII века, такие как нехватка учителей, плохое материальное обеспечение и т. д. Немалое внимание историк уделил нравственному воспитанию, посвящая этой теме отдельный трактат. Его просветительские идеи и взгляды представляют научный и практический интерес и для настоящего времени.
Будучи начальником горных заводов Урала, он открывал школы, проводил переписи детей. За время пребывания на Урале им было открыто 9 словесных школ и также школы рисования, увеличилось количество детей, обучающихся в школе. Он составил целую инструкцию для учителей горнозаводских школ Урала, где подробно охарактеризовал качества, которыми должен быть обладать учитель. Обозначил обязанности, как учителей, так и учеников. Помимо этого, дал подробные рекомендации по проведению занятий.
Труд В.Н. Татищева «Лексикон» стал огромным вкладом в развитие образования и науки. Он стал первым словарем в России по различным областям знаний, таким как: география, история, экономика, политика, не теряющим своей актуальности в настоящее время, так как определения историка во многом схожи с определениями современных словарей.
Все это говорит о том, что первая половина XVIII века — это время, когда были заложены основы российского образования. Реформы, принятые с целью развития образования в то время, заложили фундамент для его дальнейшего развития. А идеи В. Н. Татищева дали стимул развитию просветительской мысли на многие годы вперед и остаются актуальными для настоящего времени.


Документальные источники
1. Татищев В. Н. Духовная моему сыну [Текст] / В. Н. Татищев.- СПб., 1896. - 88 с.
2. Татищев В. Н. Лексикон географический, исторический, политический и гражданский [Текст] / В. Н. Татищев. - СПб. : Типография горного училища С-Петербург., 1793. - 314c.
3. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ[Текст] / В. Н. Татищев. -М., 1887. - 198 с.
4. Татищев В. Н. Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать (Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах») [Текст] / В. Н. Татищев // Историко-педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 45-53.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго
поколения).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]/ Текст с изменениями и дополнениями на 2016 год. - М. : Эксмо, 2016. - 224 с.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 5-е изд., дораб. - М. : Просвещение. 2014. - 79 с.
8. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/ (дата обращения: 12.12.2018).
9. Мир энциклопедий [Электронный ресурс] URL:
http://www.encyclopedia.ru. (дата обращения 15. 04. 2019).
Историографические источники
1. Беленчук Л. Н. Просвещение в эпоху Петра Первого [Текст] / Л. Н. Беленчук // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -С. 54-68.
2. Бестужев - Рюмин К. Биографии и характеристики [Текст] / К. Бестужев - Рюмин. - СПб.: Типография П.С. Балашева, 1882. - 358 с.
3. Верещагина И. П., Чапаев Н. К., Шелепов А. К. О роли В. Н. Татищева в развитии горнозаводских школ Урала[Текст] / И. П. Верещагин, Н. К. Чапаев, А. К. Шелепов //Образование и наука. - 2005. - №6. С. 85 -91.
4. Гришин В.А., Гришин А.В. Образовательная политики и педагогическая мысль России первой половины XVIII века [Текст] / В. А. Гришин, А. В. Гришин // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - №11. - С. 67-72.
5. Девятова С. В., Купцов В. И. Образование и наука в эпоху Петра Великого [Текст] / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Человеческий капитал. 2013. -№1.-С. 4-12.
6. Жаровина О. А. Аксиологичность педагогической деятельности В. Н. Татищева [Текст]/ О. А. Жаровина// Педагогическое образование в России. 2008.-№ 1. - С. 55-58.
7. Иофа Л. Е. Современники Ломоносова И. К. Кириллов и В.Н. Татищев [Текст] / Л. Е. Иофа.- М., 1949. - 94 с.
8. Ключевский В.О. Курс русской истории [Текст] : в 9 т. /В. О.Ключевский. - М.: Мысль, 1988. - Т 3. -400с.
9. Корсаков А. Д. Василий Никитич Татищев [Текст] / А. Д. Корсаков. -СПб. : Русская старина, 1887. - 883 с.
10. Кузьмин А. Г. Татищев [Текст] / А. Г. Кузьмин. - М. : Мол. Гвардия, 1987. - 368 с.
11. Малиева Т. Н., Персаева З. В., Темникова Е.А. В. Н. Татищев о классификации наук[Текст] / Т. Н. Малиева, З. В. Персаева, Е. А. Темникова // Потенциал современной науки. - 2016. - С. 80-85.
12. Мамаева Ю. А. Предложения В.Н. Татищева в сфере образования высших сословий [Текст] / Ю. А. Мамаева // Гуманитарное образования: история, традиции, перспективы. - 2016. - № 4. - С. 38-41.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ