ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII
ВЕКА И ИДЕИ В.Н. ТАТИЩЕВА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА 9
1.1. Г осударственная политика в области образования в первой половине
XVIII века в трудах отечественных историков 9
1.2. Историография просветительских идей В.Н. Татищева 25
ГЛАВА 2. ВКЛАД В.Н. ТТАТИЩЕВА В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ 34
2.1. Идеи В.Н. Татищева в области образования и просвещения 34
2.2. Деятельность В.Н. Татищева на Урале 45
2.3. «Лексикон» В.Н. Татищева как первый энциклопедический словарь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
XVIII век, как за рубежом так и в России, считается веком просвещения. Первая половина российской истории этого столетия связана с именем Петра I. Одной из важнейших задач, которые ставил перед собой Петр - это распространение просвещения. В этом деле он опирался на своих соратников, среди которых был В. Н. Татищев.
Слово «просвещение» вошло в оборот в XVIII веке и со временем приобрело очень широкое распространение. Как термин просвещение имеет несколько трактовок, это а) культурно-исторический термин, обозначающий преимущественно умственное движение в Западной Европе в XVIII веке , б)распространение знаний, образования, в) система воспитательно-образовательных и культурно просветительских учреждений в стране .
Фигура В. Н. Татищева была яркой и многогранной в политической и культурной жизни России первой половины XVIII века. Государственный деятель, просветитель, великий русский ученый - энциклопедист, историк, философ, В. Н. Татищев разрабатывал и проекты образования в России. Он написал ряд произведений историко-педагогического содержания, которые представляют большую ценность, как для современной педагогической науки, так и для современного образования. Имя Василия Никитича Татищева фигурирует в «Историко-культурном стандарте» в перечне персоналий к разделу «Россия в конце XVII-XVIII века» .
Исследование темы выпускной работы является актуальным по нескольким основаниям: а)взгляды В.Н. Татищева на воспитание и обучение подрастающего поколения, на роль и место учителя в этом процессе не устарели для сегодняшнего дня, б) некоторые его работы, как, например, «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский», до настоящего времени не стали объектом и предметом глубокого научного исследования, в) необходимо обобщение накопленного опыта по изучению просветительских идей В.Н. Татищева.
Объект исследования: отечественное просвещение первой половины XVIII века.
Предметом исследования является вклад В.Н. Татищева в развитие российского просвещения в первой половине XVIII века.
Цель работы - показать вклад В.Н. Татищева в развитие отечественного просвещения.
Задачи:
- дать общую характеристику развития просвещения в России в первой половине XVIII века;
- проанализировать труды историков, посвященных просветительской деятельности В. Н. Татищева;
- показать теоретический и практический вклад В. Н. Татищева в развитие российского просвещения;
Хронологические рамки - первая половина XVIII века, это время активной политико-просветительской деятельности В. Н. Татищева
Территориальные рамки - Российская империя, в границах первой половины XVIII века.
Источниковая база.
Источниковой базой исследования стали, в первую очередь, непосредственно труды самого В.Н. Татищева. К числу основных работ, в которых раскрываются педагогические и просвещенческие идеи В. Н. Татищева, относятся: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» , «Духовная моему сыну» , в которых историк раскрывает свои взгляды на развитие образования и просвещения в России. Работы, которые непосредственно повлияли на развитие образования и просвещение - это инструкция «О порядке преподавании в школах при уральских казенных заводах» и «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский» . Инструкция предназначалась и использовалась учителями горных заводов Урала, а «Лексикон» стал первым в России словарем по различным областям знаний.
Изучение педагогического наследия В.Н. Татищева началось ещё в дореволюционное время. Наиболее значительным трудом того времени стала работа Н.А. Попова «Татищев и его время» , в которой раскрываются основные педагогические идеи историка, такие как его периодизация и классификация наук. Благодаря усилиям H.A. Попова в научный оборот был введен социально-философский труд Татищева «Разговор о пользе наук и училищ», найденный и опубликованный биографом. Также к просветительским идеям В.Н. Татищева обращались К. Бестужев-Рюмин ,
А.Д Корсаков , которые анализировали такие труды как «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну». В своих работах они показывали вклад В.Н. Татищева в российское просвещение.
В советское время вышло много работ, посвященных В. Н. Татищеву, которые, в основном, были посвящены аспектам, связанным с его государственной деятельностью, например, работа И.М. Шакинко . В это время авторов интересовал В.Н. Татищев и как географ: этим вопросом занимался Л.Е. Иофа . Из работ советского периода, посвященных непосредственно просветительской деятельности В.Н. Татищева , следует выделить книгу А.Г. Кузьмина «Татищев» , изданную в рамках серии «Жизнь замечательных людей». В ней раскрыты основные вехи жизни и деятельности В.Н. Татищева, где в отдельной главе автор уделяет большое внимание и его идеям в области образования и науки.
На современном этапе В. Н. Татищев привлекает авторов именно как яркий представитель эпохи просвещения, и поэтому в настоящее время этому аспекту уделено большое внимание. Список авторов, занимающихся этим вопросом, достаточно представителен: И. П. Верещагин , Г. Г. Грибенюк , Т. А. Сутырина и др., которые в своих работах обращают особое внимание на татищевскую классификацию наук и возрастную периодизацию. Деятельность В. Н Татищева рассматривали также и другие уральские авторы, как, например, О. А. Жаровина , А. М. Сафронова , Н. А. Шубина . В их трудах освещается не только просветительская деятельность В.Н. Татищева на Урале, но и обращается внимание на его идеи в области образования и просвещения в целом.
Развитию просвещения в первой половине XVIII века уделили то или иное внимание практически все ведущие историки дореволюционного периода: В. О. Ключевский , П. Пекарский , С. М. Соловьев и др. В их трудах рассматриваются законодательные акты, касающиеся разных вопросов образования, приводятся фактические данные об отдельных учебных заведениях, открытых в это время, о их сети, о педагогах и организаторах образования и науки, даются оценки достижений и проблем на пути развития отечественного образования и просвещения и также упоминают В. Н. Татищева, как деятеля эпохи просвещения.
В советское время образование и просвещение первой половины XVIII века получило освещение, как в исторических, так и в педагогических трудах. Одним из первых фундаментальных трудов стали «Очерки истории СССР» том 6. «Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I» . Здесь реформам в области образования посвящен отдельный пункт «Школа и просвещение», в котором рассматриваются вопросы расширения сети учебных заведений в России, условия появления первых учебных заведений. Авторами приведена классификация российских учебных заведений. Подробно рассматривается система становления учебной литературы. Проблема развития просвещения в первой половине XVIII века была затронута также в академических педагогических трудах, таких как «Очерки развития школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века» .
На современном этапе эта тема рассматривается в ряде монографических работ, в числе которых - исследование А. В. Уткина «Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX века» , В. И. Смирнова, и Л. В. Смирновой «Становление системы и подготовки учителей в России (X-начало XX веков)» . В работах этих авторов рассматривается процесс становления системы российского образования на протяжении большого периода, в котором выделяют образовательные реформы Петра Великого и развитие образования и просвещения после петровской эпохи. В этих работах дана как общая характеристика образования в данный период, также и вклад деятелей образования и просвещения, среди которых есть фигура В. Н. Татищева.
Научная новизна выпускного исследования заключается в том, что обобщается опыт, накопленный в области изучения педагогических и просветительских идей В. Н. Татищева. Впервые проводится анализ его работы «Лексикон географический, исторический, политический и гражданский», позволяющий выявить значимость данной работы для просвещения первой половины XVIII в.
В выпускной работе использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, которые используется как при изучении трудов В.Н. Татищева, так и при рассмотрении работ историков, занимавшихся этой проблемой. Их применение позволяет, с одной стороны, понять наиболее значимые идеи В. Н. Татищева в области образования и просвещения, с другой - помогают дать целостное представление о развитии просвещения в первой половине XVIII века. Специально - исторический метод: историко-генетический, был использован в работе с историографией вопроса, позволил проследить изменения взглядов историков на вопрос вклада В.Н. Татищева в развития отечественного просвещения первой половины XVIII столетия.
Элементы количественного метода были использованы при анализе «Лексикона...» В. Н. Татищева, при выявлении объема и информационного наполнения первого российского энциклопедического словаря.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка источников и литературы, приложения.
Таким образом, развитие просвещение первой половины XVIII века была отражена во всех периодах российской историографии: дореволюционной, советской и современной. В работах раскрывается, как происходило реформирование образования. Историки обращают внимание на то, что именно в это время российское образование становится светским. В этот период расширяется сеть образовательных учреждений, имеющих как специальную направленность: школа Математических и Навигацких наук, - так и общеобразовательные школы. Закладываются основы для создания учреждения, которое уже после Петра станет центром развития науки в стране - Академии наук.
Проанализировав отечественную историографию, посвященную педагогическим идеям В.Н. Татищева можно сделать вывод о том, что интерес к этой теме проявлялся на протяжении всего времени. Наиболее сильный интерес к взглядам В. Н. Татищева на образования проявляется в современной историографии. Так исследователи видят связь развития просвещения первой половины XVIII века и основных идей В. Н. Татищева. Историки подчеркивают, что идеи В.Н. Татищева были новаторскими для своего времени и не потеряли своей актуальности на современном этапе.
Таким образом, следует отметить огромный вклад В. Н. Татищева в развитие образования и просвещения первой половины XVIII века. Он один из первых, кто предложил возрастную периодизацию жизненного пути человека, указав особенности каждого возраста, и пришел к выводу, что обучение необходимо на каждом этапе жизни человека. Представил свою классификацию наук, где охарактеризовал каждую из групп и выявил, для чего они необходимы. Предложил свой проект по преобразованию народных училищ, указывал на проблемы развития образования в первой половине XVIII века, такие как нехватка учителей, плохое материальное обеспечение и т. д. Немалое внимание историк уделил нравственному воспитанию, посвящая этой теме отдельный трактат. Его просветительские идеи и взгляды представляют научный и практический интерес и для настоящего времени.
Будучи начальником горных заводов Урала, он открывал школы, проводил переписи детей. За время пребывания на Урале им было открыто 9 словесных школ и также школы рисования, увеличилось количество детей, обучающихся в школе. Он составил целую инструкцию для учителей горнозаводских школ Урала, где подробно охарактеризовал качества, которыми должен быть обладать учитель. Обозначил обязанности, как учителей, так и учеников. Помимо этого, дал подробные рекомендации по проведению занятий.
Труд В.Н. Татищева «Лексикон» стал огромным вкладом в развитие образования и науки. Он стал первым словарем в России по различным областям знаний, таким как: география, история, экономика, политика, не теряющим своей актуальности в настоящее время, так как определения историка во многом схожи с определениями современных словарей.
Все это говорит о том, что первая половина XVIII века — это время, когда были заложены основы российского образования. Реформы, принятые с целью развития образования в то время, заложили фундамент для его дальнейшего развития. А идеи В. Н. Татищева дали стимул развитию просветительской мысли на многие годы вперед и остаются актуальными для настоящего времени.
Документальные источники
1. Татищев В. Н. Духовная моему сыну [Текст] / В. Н. Татищев.- СПб., 1896. - 88 с.
2. Татищев В. Н. Лексикон географический, исторический, политический и гражданский [Текст] / В. Н. Татищев. - СПб. : Типография горного училища С-Петербург., 1793. - 314c.
3. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ[Текст] / В. Н. Татищев. -М., 1887. - 198 с.
4. Татищев В. Н. Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать (Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах») [Текст] / В. Н. Татищев // Историко-педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 45-53.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго
поколения).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]/ Текст с изменениями и дополнениями на 2016 год. - М. : Эксмо, 2016. - 224 с.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 5-е изд., дораб. - М. : Просвещение. 2014. - 79 с.
8. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/ (дата обращения: 12.12.2018).
9. Мир энциклопедий [Электронный ресурс] URL:
http://www.encyclopedia.ru. (дата обращения 15. 04. 2019).
Историографические источники
1. Беленчук Л. Н. Просвещение в эпоху Петра Первого [Текст] / Л. Н. Беленчук // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -С. 54-68.
2. Бестужев - Рюмин К. Биографии и характеристики [Текст] / К. Бестужев - Рюмин. - СПб.: Типография П.С. Балашева, 1882. - 358 с.
3. Верещагина И. П., Чапаев Н. К., Шелепов А. К. О роли В. Н. Татищева в развитии горнозаводских школ Урала[Текст] / И. П. Верещагин, Н. К. Чапаев, А. К. Шелепов //Образование и наука. - 2005. - №6. С. 85 -91.
4. Гришин В.А., Гришин А.В. Образовательная политики и педагогическая мысль России первой половины XVIII века [Текст] / В. А. Гришин, А. В. Гришин // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - №11. - С. 67-72.
5. Девятова С. В., Купцов В. И. Образование и наука в эпоху Петра Великого [Текст] / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Человеческий капитал. 2013. -№1.-С. 4-12.
6. Жаровина О. А. Аксиологичность педагогической деятельности В. Н. Татищева [Текст]/ О. А. Жаровина// Педагогическое образование в России. 2008.-№ 1. - С. 55-58.
7. Иофа Л. Е. Современники Ломоносова И. К. Кириллов и В.Н. Татищев [Текст] / Л. Е. Иофа.- М., 1949. - 94 с.
8. Ключевский В.О. Курс русской истории [Текст] : в 9 т. /В. О.Ключевский. - М.: Мысль, 1988. - Т 3. -400с.
9. Корсаков А. Д. Василий Никитич Татищев [Текст] / А. Д. Корсаков. -СПб. : Русская старина, 1887. - 883 с.
10. Кузьмин А. Г. Татищев [Текст] / А. Г. Кузьмин. - М. : Мол. Гвардия, 1987. - 368 с.
11. Малиева Т. Н., Персаева З. В., Темникова Е.А. В. Н. Татищев о классификации наук[Текст] / Т. Н. Малиева, З. В. Персаева, Е. А. Темникова // Потенциал современной науки. - 2016. - С. 80-85.
12. Мамаева Ю. А. Предложения В.Н. Татищева в сфере образования высших сословий [Текст] / Ю. А. Мамаева // Гуманитарное образования: история, традиции, перспективы. - 2016. - № 4. - С. 38-41.
...