ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности психолого-педагогического развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста 18
1.3. Театрализованные игры детей старшего дошкольного возраста как
средство развития воображения 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 27
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Приложение 1 61
Приложение 2 69
Приложение 3 76
Приложение 4 81
Основной целью воспитания в системе дошкольного образования является становление эстетически развитой, творчески активной личности ребенка, формирование у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также инициативности и самостоятельности мышления, которые во многом определяются степенью заинтересованности ребенка. Достижение и реализация данной цели в системе дошкольного образования сложно представляема вне «Художественно-эстетического развития» как одной из ключевых образовательных областей, интегрирующих содержание образовательных областей «познавательного, речевого, физического и социальнокоммуникативного развития». Достижение эстетически развитой и творчески активной личности ребенка необходимо осуществлять, как указано в ФГОС ДО через «организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей» [54].
Согласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: «ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре...» [54]. Сможет ли ребенок дошкольного возраста достичь этого, зависит от взрослых: педагогов и родителей. Стимулируя воображение, развивая творческую активность детей, мы подготовим дошкольников к жизненным условиям современного мира.
В дошкольном возрасте у ребенка наблюдаются прогрессивные изменения во многих сферах, происходит совершенствование психических процессов, среди которых внимание, память, мышление, речь, воображение, активное развитие личностных качеств, а на их основе - способностей и склонностей.
С помощью воображения дети познают окружающий мир, оно возникает в ситуациях неопределенности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано [20].
Детское творчество является чувственным и эмоциональным процессом с непредсказуемым порой результатом, всплеском эмоций на эвристическом уровне и безграничным в своих фантазиях образах.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, будит воображение ребенка. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная игра.
Таким образом, актуальность темы исследования данной работы обусловлена тем, что воображение происходит наиболее плодотворно в детском дошкольном возрасте и способствует формированию личности ребёнка.
В театрализованной игре у детей проявляются и развиваются способности. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать её в целях развития творческого воображения у дошкольника.
Существуют две противоположные тенденции, препятствующие реализации творческих возможностей детской игры в театр:
• в стремлении продемонстрировать яркий, впечатляющий результат, воспитатели репетируют с детьми не только слова роли, но и средства выразительности, старательно заучивая жесты, интонации, движения в процессе многочисленных тренировок. Однако умения, приобретённые методом подобного искусственного натаскивания, не используются ребёнком на практике в процессе свободной игры.
• Другая крайность характеризуется пассивным поведением педагога. В реальной жизни подобное невмешательство трансформируется в полное игнорирование театральной игры: воспитанники сами себя занимают, роль педагога сводится к подготовке однотипных атрибутов для театральных постановок. Работой над спектаклями занимается в основном музыкальный работник, а свободная игра в театр, несмотря на свою возрастную востребованность, практически отсутствует в жизни ребят. Преодолеть противоречивую проблему поможет изучение и освоение технологии театрализованной игры, на основе которой педагоги будут выстраивать плодотворную работу со своими воспитанниками.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы таких ученых как А.А. Борзов [12], Л.С. Выготский [20], Н.Н. Подъяков [45], О.В. Ромах [48] которые указывали на то, что воображение выступает не только лишь предпосылкой для действенного овладения дошкольниками новыми познаниями; содействует саморазвитию личности, а также в значительной степени устанавливает эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольных организациях.
Важное значение для развития творческого воображения комплексного воздействия различных видов искусства и художественного творчества подтверждено исследованиями ученых, педагогов, разрабатывающих вопросы эстетического воспитания: Н.А. Ветлугиной [16], Т.Г. Казаковой [30], Т.С. Комаровой [33], Н.В. Корчаловской [35], Т.И. Петровой [44].
Несмотря на большое количество работ по проблеме исследования, тема развития творческого воображения у детей остается открытой, благодаря многоаспектности и обширности данного психологического феномена, что, в свою очередь, предопределило выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения дошкольников.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию творческого воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр.
Задачи исследования:
1) На основании психолого-педагогической литературы раскрыть основные понятия исследования творческого развития.
2) Выявить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
3) Раскрыть возможности театрализованных игр в дошкольной образовательной организации.
4) Провести диагностику исследования по определению исходного уровня творческого развития.
5) Спроектировать содержание работы творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
• теоретические: психолого-педагогический анализ научно
методической литературы, анализ и интерпретация теоретических данных;
• эмпирические: диагностирование исходного уровня развития творческого воображения у детей в театрализованных играх, наблюдение, проектирование работы по развитию творческого воображения у детей в театрализованных играх.
В основу исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития творческого воображения зависит от следующих педагогических условий: создания развивающей среды, стимулирующей творческие проявления детей; специально подобранного фольклорного и игрового материала, способствующего эффективному развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, поэтапного развития творческого воображения в процессе театрализованных игр.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Золотой ключик» Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 20 воспитанников старшей группы.
Практическая значимость: Предложенный комплекс мероприятий может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В результате анализа психолого-педагогической литературы пришли к выводу, что дошкольный возраст является сенситивным для развития творчества, что связано с важнейшим новообразованием этого периода - воображением.
Воображение - это психологическая основа творческой деятельности; психический процесс, который заключается в создании образов, предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления
Развитие творческого воображения ребенка дошкольного возраста ведет к формированию его творческих способностей.
Анализ психолого-педагогической и фольклористической литературы по проблеме исследования показал, что исследователи рассматривают театрализованные игры как важнейшее средство для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Использование театрализованных игр содействует формированию творческого воображения личности: дает возможность понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически; развивает ощущения, чувства, эмоции, мышление, воображение, фантазию, внимание, память, волю, умение и навыки. Как средство развития творческого воображения театрализованная игра позволяет детям решать проблемные ситуации как опосредованно, от имени определенного персонажа, так и проявляя творчество вовремя создания и решения ситуаций, меняя события в спектакле.
Таким образом, мы предполагаем, что организация работы направленная на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр, будет эффективной. 53
Реализуя данные методы и приёмы дети знакомятся с фольклорными произведениями - потешки, прибаутки, пословицы. Делают анализ образов героев и дают оценку их поступков. С различной интонацией произносят заданные слова, мимикой показывают свои действия.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются не только музыкально-сценические способности, но и организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.