Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика Российской Федерации 2000 - 2018 гг.

Работа №96147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы154
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретический анализ внешней политики Российской
Федерации в 2000 - 2018 гг 10
1.1. Характеристика постбиполярной системы международных
отношений 10
1.2. Нормативно-правовая база современной внешней политики
Российской Федерации 27
1.3. Анализ основных направлений внешней политики Российской
Федерации 37
Глава 2. Политические и социально-экономические отношения России с основными акторами постбиполярной системы международных отношений 52
2.1. Взаимодействие Российской Федерации с основными игроками
Запада: США и ЕС 52
2.2. Отношения России и Центральной Азии на современном
этапе 67
2.3. Перспективы внешней политики Российской Федерации в
направлении США и Центральной Азии 2019 - 2024 гг.: (ситуационный анализ) 81
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 102
Приложения 112


Мировое общество вступило в новый этап развития, когда была разрушена Ялтинско-Потсдамская биполярная система международных отношений, усилились интеграционные процессы, информационная революция объединила мир с помощью сети Интернет, и тем самым глобализация стала ведущей тенденцией развития современного мира. Важная роль в формировании нового мирового порядка принадлежит внешнеполитической деятельности Российской Федерации, которая активно проводила ее с начала XXI века и по настоящий период.
Современный мировой порядок не имеет четкой структуры, характеризуется повышенной турбулентностью и находится на стадии перехода к многополярной модели, в которой несколько глобальных игроков, включая Россию, претендуют на лидерство. Российская Федерация, как страна с самой большой территорией, огромными природными ресурсами и боеспособной армией, всегда вызывала интерес у мирового сообщества. Внешнеполитические действия современной России влияют на решение международных проблем и формирование мировой повестки дня. Этим обусловлена актуальность и практическая значимость предпринятого исследования.
Объектом исследования является политическое и социально-экономическое взаимодействие государственных акторов в рамках современной системы международных отношений.
Предмет исследования - внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в 2000 - 2018 годах.
Хронологические рамки охватывают период становления и развития России как независимого демократического государства. Нижняя граница обусловлена сменой власти в Российской Федерации, на пост президента страны был утвержден Путин Владимир Владимирович, и принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации 28 июня 2000 года. Конечная грань исследования также ограничена президентскими выборами в РФ и принятием решений по новому кругу антироссийских санкций.
Территориальные рамки охватывают административные границы Российской Федерации. В течение исследуемого периода изучаемая территория подвергалась некоторым изменениям. Это связано с включением в состав России Крымского полуострова и образованием двух новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что отражено Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 Ыоб-ФКЗ. Российская Федерация граничит с восемнадцатью государствами, два из которых имеют статус частично признанных и два непризнанных: сухопутные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, КНР, КНДР, Южной Осетией, Абхазией, Луганской Народной Республикой, Донецкой Народной Республикой; морские границы с Японией и США (Приложение 1).
Степень изученности темы. Вся изученная литература подразделяется на российскую и зарубежную. Российские авторы А.С. Маныкин, К.С. Гаджиев, А.Ю. Сидоров, А.Д. Богатуров, М.А. Троицкий исследовали современную систему международных отношений. А.Ю. Сидоров определял систему как некую устойчивую форму взаимодействия государств с опорой на историческое прошлое. А.С. Маныкин считал, что системность отношений между государствами зависит от общих целей стран, степени их взаимозависимости и вовлеченности в дела друг друга и внешнеполитической, торгово-экономической деятельности, опирающейся на международные нормы. А.Д. Богатуров отрицал однополярное регулирование в мировом пространстве. К.С. Гаджиев полагал, что предназначением системы международных отношений является поиск возможных путей нахождения компромисса и разрешения конфликтов. Основными составляющими становятся конфликт и консенсус, которые обеспечивают жизнеспособность системы. Появление новых акторов международных отношений рассматривал П.А.Цыганков. М.А. Троицкий проследил роль национальных интересов в современном мировом порядке и пришел к выводу, что формулировка внешнеполитических приоритетов предотвращает распыление ресурсов, ограничивает свободу власти и возможность корректировки курса государства. Вопросами внешней политики России занимались М.М. Лебедева, И.К. Арбатова, В.К. Егоров, Ф. Лукьянов, Е.М. Щербина. Л.В. Милова, Ю.Я. Терещенко, А.В. Филипов уделяли значительное внимание политике и экономике России, её положению на мировой арене. Взаимодействие основных акторов на мировой арене было рассмотрено Б. Межуевым, С. Карагановым, А.А. Киреевой, К. Асмоловым.
Среди зарубежных авторов постбиполярной системой и ее особенностями занимались Р. Лахман, Р. Робертсон, У.Р. Мид, М. Руссе. Про демократию как одну из особенностей современного миропорядка писал Р. Лахман. Рональд Робертсон полагал, что глобализация протекает на нескольких уровнях - на уровне политических, экономических, научных и прочих элит, где мировое пространство становится единым и однородным; а также на уровне широких масс, которые наоборот регионализируются, утрачивая некую долю универсализма. Уолтер Рассел Мид считал, что мировой порядок должен опираться не на консенсус элит и баланс сил, а на свободный выбор национальных сообществ. О внешнеполитическом курсе России писали К. Хас, С. Холмс, Н. Гулд - Дэвис. Вопросы взаимодействия основных акторов были рассмотрены З. Бжезинским, Ч. Фридманом, Э. Крепиневичем. Кроме того, автор неоднократно обращался к статьям ведущих журналов: Россия в глобальной политике, Вестник МГИМО, Мировая экономика и международные отношения, Международная жизнь и др.
Цель - изучение внешней политики России в современной системе международных отношений для анализа перспектив ее развития в 2019 - 2024 годах.
Для достижения поставленной цели будут реализованы следующие задачи:
> охарактеризовать современную систему международных отношений;
> исследовать документы внешней политики Российской
Федерации;
> рассмотреть основные внешнеполитические направления
России;
> описать взаимодействие РФ с США и ЕС;
> изучить отношения России и стран Центральной Азии на современном этапе;
> проанализировать развитие внешнеполитических направлений России на международной арене в 2019-2024 годах.
Источниковая база исследования широка и разнообразна. Ее можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственную документацию, статистические материалы и источники личного происхождения. К законодательным и нормативно - правовым актам относятся Концепции внешней политики РФ, Конституция России, Доктрина информационной безопасности, военная, морская, экологическая и климатическая Доктрины, Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность», Концепция противодействия терроризму и Концепция регулирования миграционных процессов, Устав ООН, различные двухсторонние договоры государств.
Делопроизводственная документация включает в себя резолюции Совета безопасности ООН, обзоры внешнеполитической деятельности Министерства иностранных дел России, указы президента России, положения, касающиеся деятельности МИД, как на территории России, так и в других государствах и организациях.
С помощью статистических материалов определялся уровень развития и характеристика стран на мировой арене, проводилось сравнение этапов внешнеполитической деятельности государств, а также происходил сбор информации, касающейся важных событий и проблем, оценка которых отражена в общественном мнении. В исследовании использованы следующие ресурсы: Левада-центр, ВЦИОМ, Федеральная служба государственной статистики, данные Росстата. Источники личного происхождения - заявления глав государств и Министерства иностранных дел России, обращение президента России к Федеральному собранию, комментарии, интервью, брифинги государственных деятелей.
В исследовании использованы историко-описательный метод, с помощью которого были изложены основные события и процессы, происходившие в России и мировом пространстве в XXI веке; историко-генетический метод, который позволил исследовать развитие взаимоотношений России с основными акторами международных отношений; с помощью биографического метода были рассмотрены личности ключевых политических деятелей РФ, США и Центральной Азии; статистический метод позволил проанализировать уровень внимания российского общества к ключевым внешнеполитическим событиям, экономическому положению страны. Проведен контент-анализ, который позволил изучить основные документы внешнеполитической деятельности Российской Федерации в XXI веке. SWOT-анализ, с помощью чего были выявлены основные сильные и слабые стороны сценариев развития отношений России с ведущими мировыми державами, возможности и угрозы. С помощью метода прогнозирования были намечены основные и более вероятные пути дальнейшего развития отношений России с США и Центральной Азией, общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов сравнение, обобщение, анализ, описание.
В исследовании используются термины «международные отношения», «система международных отношений», «внешняя политика». Их значение определяется следующим образом.
> «Международные отношения» - совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между отдельными государствами, группами государств, движениями, политическими силами, партиями на мировой арене.
> «Система международных отношений» - конкретно-историческая устойчивая форма политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение сил, так и специфику отношений между входящими в систему государствами.
> «Внешняя политика» - общий курс государства в
международных делах.
> «Постбиполярная система международных отношений» - современная система взаимодействия государственных и
негосударственных акторов, которая находится на стадии становления и развития после распада СССР в 1991 г.
Поставленные задачи предопределили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, которые включают в общей сложности шесть параграфов, заключения и приложений. В первой главе делается теоретический анализ внешней политики России в период с 2000 по 2018 год. Во второй главе рассматриваются политико-экономические отношения Российской Федерации с основными акторами постбиполярной системы международных отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования автором были сделаны следующие выводы.
Во-первых, конец XX века - начало XXI - это период коренных изменений на международной арене. Распад СССР в 1991 году ознаменовал серьезные перемены в геополитической ситуации: исчезла глобальная сверхдержава - СССР; закончилась холодная война; биполярность ушла в прошлое; появились новые страны; США стали единственным гегемоном. Вследствие нарушения баланса сил сформировалась новая система международных отношений - «постбиполярная». Постбиполярная система международных отношений характеризуется усилением процессов глобализации, информационной революцией, высокой степенью нестабильности и турбулентности мирового порядка, полицентричностью, ростом глобальных проблем (терроризм, национализм, экология, климат и др.).
Во-вторых, основой всех нормативно-правовых документов внешней политики Российской Федерации является Конституция РФ, двухсторонние и многосторонние договоры с государствами и международными организациями, но главной правовой основой являются нормы международного права. Национальными интересами, отраженными во всех концепциях и доктринах являются защита граждан во всех сферах; обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности; соблюдение международных договоров и противодействие глобальным угрозам.
В-третьих, основными направлениями во внешней политике Российской Федерации являются: взаимодействие со странами СНГ, США, Европейским союзом, государствами Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Приоритетными остаются регионы, находящиеся в непосредственной близости с границами РФ, для обеспечения национальной безопасности и суверенитета, Россия продолжает выстраивать свою политику дружественных отношений, не смотря на санкционную политику сдерживания Запада, нестабильную ситуацию на Украине и «горячий» регион с террористическими группировками. Успешная политика в регионах СНГ, АТР и Ближнего Востока, участие в международных форумах и четкое отстаивание своей политики, позволили России уменьшить политическую изоляцию, адаптировать экономику страны к санкциям и низким ценам на нефть, противостоять в информационном пространстве.
В-четвертых, были рассмотрены основные периоды конфронтации и взаимодействий РФ и США, которые имели несколько этапов от попытки сотрудничества до конфронтаций, начиная с 2000 года и по настоящий период. Главной проблемой остается то, что после присоединения Крыма, США всеми усилиями старается не допустить расширение влияния России на мировой арене, подавляя её санкциями, увеличением военной мощи, антироссийской пропагандой и другими методами «сдерживания». Но, несмотря на это, Россия активно продолжает участвовать в международных отношениях, урегулировании международных конфликтов и поддержки «стран-союзников». Также были рассмотрены взаимодействия с ЕС, которые тоже являются одним из главных акторов на международной арене. Исходя из Концепции внешней политики от 2016 года, внешняя политика РФ предусматривает дружественные отношения с ЕС. Но на современном этапе Россия балансирует между двумя направлениями: сохранение отношений с Западом или развитие экономики страны, из-за которого будет сложно восстановить полноценный диалог на разных уровнях. Поэтому задачей минимума во взаимоотношениях между Россией и Западом остается недопущение увеличения напряженности, а также взаимное снижение уровня враждебной риторики.
В-пятых, были рассмотрены взаимоотношения России и стран Центральной Азии, которые на современном этапе не только сохранили зарождающиеся формы сотрудничества, но и обогатились рядом новых направлений. Отношения, неоднократно пережившие кризис, наконец-то обрели четкие цели и формы взаимодействия. Выгодные взаимоотношения у России складываются с Казахстаном и Узбекистаном, постепенно налаживаются связи с Киргизией, остальные государства региона тоже имеют важное значение, но Туркменистан, придерживаясь политики нейтралитета и сотрудничество с ЕС, а также Таджикистан, который до сих пор не может оправиться от гражданской войны и лидирующих исламистских партий, медленнее остальных включаются в интеграционные процесс Центральноазиатского региона. В регионе ослабилось влияние США, но возрастает внешнеполитическое и экономическое влияние КНР. Из-за которых России необходимо реструктуризировать свою внешнюю политику в регионе и усилить своё влияние, путём новых соглашений, многостороннего и двустороннего формата, в рамках международных организаций и форумов.
В-шестых, автор разработал шесть возможных сценариев российско- американских и российско-центральноазиатских отношений: 1.Осложнение отношений. 2. Стабилизация взаимодействия. 3. Развитие связей и улучшение.
В российско-американских отношениях наиболее вероятно, что произойдет дальнейшее осложнение взаимоотношений во всех сферах. Так как на современном этапе Россия и США продолжают наращивать военный потенциал, сталкиваться в локальных конфликтах на территориях Сирии и Украины. Сохраняется дефицит доверия, между двумя странами уже выстроились контуры стратегического соперничества, а США прочно встали на путь сдерживания России. Отсутствие единого понимания глобальных проблем и способов их разрешений.
В Центральноазиатском направлении, наоборот видятся перспективы улучшения взаимоотношений. Россия намерена продолжать развивать двусторонние и многосторонние контакты, уделяя особое внимание региональной безопасности, стабильности и сотрудничеству, а также укреплению и совершенствованию экономических и торговых связей. Перспективы отношений между Россией и Центральной Азией во многом зависят от Российской Федерации, поскольку она одна в своем историческом, геополитическом и геоэкономическом потенциале способна коренным образом изменить ход центробежных тенденций, уже начатых в Центральной Евразии.


Источники:
1. Абдулахтин М, 2017. Ле Пен назвала санкции ЕС в отношении РФ дипломатией угроз и шантажа, URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/4121826 (дата обращения: 16.02.2019)
2. В Казахстане скептически оценивают создание Евразийского парламента, 2012. URL: http://www.rbc.ru/rbc freenews/20120920 095944 .shtml (дата обращения: 07.02.2019)
3. Вахшитех А., Политика России на Ближнем Востоке в контексте кризиса в Сирии: вызовы и возможности, 2018. (дата обращения: 14.02.2019)
4. Встреча В.В.Путина с главой МИД России Сергеем Лавровым,
2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53857 (дата
обращения: 10.03.2019)
5. Выступление В.В.Путина на торжественном концерте,
посвящённом 20-летию Конституции Российской Федерации, 2013. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19827 (дата обращения:
13.03.2019)
6. Выступление Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zN7vyZQwHEQ (дата обращения: 12.03.2019)
7. Военная доктрина РФ, в редакции от 2015 г. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign policy/official documents/ -/asset publisher/ CptICkB6BZ29 /content/id/976907 (дата обращения: 17.02.2019)
8. Волынчук А. Б., Россия в Евразии: баланс геоэкономических и
геополитических инструментов интеграции, 2018.URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-evrazii-balans-geoekonomicheskih-i- geopoliticheskih-instrumentov-integratsii (дата обращения: 15.02.2019)
9. Ганкин Л., От «империи зла» до «империи зла», 2018(дата обращения: 02.03.2019)
10. Гейси Р., Golos-Ameriki, 2009г., режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/amp/gates-missiles-2009-09-17- 59625302/661623.html (дата обращения: 28.03.2018)
11. Государственная программа Российской Федерации
«Внешнеполитическая деятельность», 2014. URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/news//asset publisher/cKNonkJE02Bw/conte nt/ id/62782 (дата обращения: 03.04.2019)
12. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений, 2008. URL:http://www.kremlin.ru/supplement/3964 (дата обращения: 04.04.2019)
13. Договор о Европейском союзе, 1992. URL:
http ://europa.eu/ europeanunion/ sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_europe an_union_en.pdf (дата обращения: 12.11.2018)
14. Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная
Президентом от 5 декабря 2016 года, 2016.
URL:http://www.mid.ru/documents/10180/2563110/Ukaz Prezidenta Rossiisk oi Federatsii ot 05122016.pdf/b579d736-cb99-46ac-b4f7-a0b6bc102ed1 (дата обращения: 10.02.2019)
15. Евгений Пудовкин, эксперт РСМД. URL: https://www.rbc.ru
/politics/19/12/2018/5c18cc639a 794715d8683dee (дата обращения:
10.04.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ