Глава 1. Теоретический анализ внешней политики Российской
Федерации в 2000 - 2018 гг 10
1.1. Характеристика постбиполярной системы международных
отношений 10
1.2. Нормативно-правовая база современной внешней политики
Российской Федерации 27
1.3. Анализ основных направлений внешней политики Российской
Федерации 37
Глава 2. Политические и социально-экономические отношения России с основными акторами постбиполярной системы международных отношений 52
2.1. Взаимодействие Российской Федерации с основными игроками
Запада: США и ЕС 52
2.2. Отношения России и Центральной Азии на современном
этапе 67
2.3. Перспективы внешней политики Российской Федерации в
направлении США и Центральной Азии 2019 - 2024 гг.: (ситуационный анализ) 81
Заключение 98
Список использованных источников и литературы 102
Приложения 112
Мировое общество вступило в новый этап развития, когда была разрушена Ялтинско-Потсдамская биполярная система международных отношений, усилились интеграционные процессы, информационная революция объединила мир с помощью сети Интернет, и тем самым глобализация стала ведущей тенденцией развития современного мира. Важная роль в формировании нового мирового порядка принадлежит внешнеполитической деятельности Российской Федерации, которая активно проводила ее с начала XXI века и по настоящий период.
Современный мировой порядок не имеет четкой структуры, характеризуется повышенной турбулентностью и находится на стадии перехода к многополярной модели, в которой несколько глобальных игроков, включая Россию, претендуют на лидерство. Российская Федерация, как страна с самой большой территорией, огромными природными ресурсами и боеспособной армией, всегда вызывала интерес у мирового сообщества. Внешнеполитические действия современной России влияют на решение международных проблем и формирование мировой повестки дня. Этим обусловлена актуальность и практическая значимость предпринятого исследования.
Объектом исследования является политическое и социально-экономическое взаимодействие государственных акторов в рамках современной системы международных отношений.
Предмет исследования - внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в 2000 - 2018 годах.
Хронологические рамки охватывают период становления и развития России как независимого демократического государства. Нижняя граница обусловлена сменой власти в Российской Федерации, на пост президента страны был утвержден Путин Владимир Владимирович, и принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации 28 июня 2000 года. Конечная грань исследования также ограничена президентскими выборами в РФ и принятием решений по новому кругу антироссийских санкций.
Территориальные рамки охватывают административные границы Российской Федерации. В течение исследуемого периода изучаемая территория подвергалась некоторым изменениям. Это связано с включением в состав России Крымского полуострова и образованием двух новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что отражено Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 Ыоб-ФКЗ. Российская Федерация граничит с восемнадцатью государствами, два из которых имеют статус частично признанных и два непризнанных: сухопутные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, КНР, КНДР, Южной Осетией, Абхазией, Луганской Народной Республикой, Донецкой Народной Республикой; морские границы с Японией и США (Приложение 1).
Степень изученности темы. Вся изученная литература подразделяется на российскую и зарубежную. Российские авторы А.С. Маныкин, К.С. Гаджиев, А.Ю. Сидоров, А.Д. Богатуров, М.А. Троицкий исследовали современную систему международных отношений. А.Ю. Сидоров определял систему как некую устойчивую форму взаимодействия государств с опорой на историческое прошлое. А.С. Маныкин считал, что системность отношений между государствами зависит от общих целей стран, степени их взаимозависимости и вовлеченности в дела друг друга и внешнеполитической, торгово-экономической деятельности, опирающейся на международные нормы. А.Д. Богатуров отрицал однополярное регулирование в мировом пространстве. К.С. Гаджиев полагал, что предназначением системы международных отношений является поиск возможных путей нахождения компромисса и разрешения конфликтов. Основными составляющими становятся конфликт и консенсус, которые обеспечивают жизнеспособность системы. Появление новых акторов международных отношений рассматривал П.А.Цыганков. М.А. Троицкий проследил роль национальных интересов в современном мировом порядке и пришел к выводу, что формулировка внешнеполитических приоритетов предотвращает распыление ресурсов, ограничивает свободу власти и возможность корректировки курса государства. Вопросами внешней политики России занимались М.М. Лебедева, И.К. Арбатова, В.К. Егоров, Ф. Лукьянов, Е.М. Щербина. Л.В. Милова, Ю.Я. Терещенко, А.В. Филипов уделяли значительное внимание политике и экономике России, её положению на мировой арене. Взаимодействие основных акторов на мировой арене было рассмотрено Б. Межуевым, С. Карагановым, А.А. Киреевой, К. Асмоловым.
Среди зарубежных авторов постбиполярной системой и ее особенностями занимались Р. Лахман, Р. Робертсон, У.Р. Мид, М. Руссе. Про демократию как одну из особенностей современного миропорядка писал Р. Лахман. Рональд Робертсон полагал, что глобализация протекает на нескольких уровнях - на уровне политических, экономических, научных и прочих элит, где мировое пространство становится единым и однородным; а также на уровне широких масс, которые наоборот регионализируются, утрачивая некую долю универсализма. Уолтер Рассел Мид считал, что мировой порядок должен опираться не на консенсус элит и баланс сил, а на свободный выбор национальных сообществ. О внешнеполитическом курсе России писали К. Хас, С. Холмс, Н. Гулд - Дэвис. Вопросы взаимодействия основных акторов были рассмотрены З. Бжезинским, Ч. Фридманом, Э. Крепиневичем. Кроме того, автор неоднократно обращался к статьям ведущих журналов: Россия в глобальной политике, Вестник МГИМО, Мировая экономика и международные отношения, Международная жизнь и др.
Цель - изучение внешней политики России в современной системе международных отношений для анализа перспектив ее развития в 2019 - 2024 годах.
Для достижения поставленной цели будут реализованы следующие задачи:
> охарактеризовать современную систему международных отношений;
> исследовать документы внешней политики Российской
Федерации;
> рассмотреть основные внешнеполитические направления
России;
> описать взаимодействие РФ с США и ЕС;
> изучить отношения России и стран Центральной Азии на современном этапе;
> проанализировать развитие внешнеполитических направлений России на международной арене в 2019-2024 годах.
Источниковая база исследования широка и разнообразна. Ее можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственную документацию, статистические материалы и источники личного происхождения. К законодательным и нормативно - правовым актам относятся Концепции внешней политики РФ, Конституция России, Доктрина информационной безопасности, военная, морская, экологическая и климатическая Доктрины, Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность», Концепция противодействия терроризму и Концепция регулирования миграционных процессов, Устав ООН, различные двухсторонние договоры государств.
Делопроизводственная документация включает в себя резолюции Совета безопасности ООН, обзоры внешнеполитической деятельности Министерства иностранных дел России, указы президента России, положения, касающиеся деятельности МИД, как на территории России, так и в других государствах и организациях.
С помощью статистических материалов определялся уровень развития и характеристика стран на мировой арене, проводилось сравнение этапов внешнеполитической деятельности государств, а также происходил сбор информации, касающейся важных событий и проблем, оценка которых отражена в общественном мнении. В исследовании использованы следующие ресурсы: Левада-центр, ВЦИОМ, Федеральная служба государственной статистики, данные Росстата. Источники личного происхождения - заявления глав государств и Министерства иностранных дел России, обращение президента России к Федеральному собранию, комментарии, интервью, брифинги государственных деятелей.
В исследовании использованы историко-описательный метод, с помощью которого были изложены основные события и процессы, происходившие в России и мировом пространстве в XXI веке; историко-генетический метод, который позволил исследовать развитие взаимоотношений России с основными акторами международных отношений; с помощью биографического метода были рассмотрены личности ключевых политических деятелей РФ, США и Центральной Азии; статистический метод позволил проанализировать уровень внимания российского общества к ключевым внешнеполитическим событиям, экономическому положению страны. Проведен контент-анализ, который позволил изучить основные документы внешнеполитической деятельности Российской Федерации в XXI веке. SWOT-анализ, с помощью чего были выявлены основные сильные и слабые стороны сценариев развития отношений России с ведущими мировыми державами, возможности и угрозы. С помощью метода прогнозирования были намечены основные и более вероятные пути дальнейшего развития отношений России с США и Центральной Азией, общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов сравнение, обобщение, анализ, описание.
В исследовании используются термины «международные отношения», «система международных отношений», «внешняя политика». Их значение определяется следующим образом.
> «Международные отношения» - совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между отдельными государствами, группами государств, движениями, политическими силами, партиями на мировой арене.
> «Система международных отношений» - конкретно-историческая устойчивая форма политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение сил, так и специфику отношений между входящими в систему государствами.
> «Внешняя политика» - общий курс государства в
международных делах.
> «Постбиполярная система международных отношений» - современная система взаимодействия государственных и
негосударственных акторов, которая находится на стадии становления и развития после распада СССР в 1991 г.
Поставленные задачи предопределили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, которые включают в общей сложности шесть параграфов, заключения и приложений. В первой главе делается теоретический анализ внешней политики России в период с 2000 по 2018 год. Во второй главе рассматриваются политико-экономические отношения Российской Федерации с основными акторами постбиполярной системы международных отношений.
В ходе исследования автором были сделаны следующие выводы.
Во-первых, конец XX века - начало XXI - это период коренных изменений на международной арене. Распад СССР в 1991 году ознаменовал серьезные перемены в геополитической ситуации: исчезла глобальная сверхдержава - СССР; закончилась холодная война; биполярность ушла в прошлое; появились новые страны; США стали единственным гегемоном. Вследствие нарушения баланса сил сформировалась новая система международных отношений - «постбиполярная». Постбиполярная система международных отношений характеризуется усилением процессов глобализации, информационной революцией, высокой степенью нестабильности и турбулентности мирового порядка, полицентричностью, ростом глобальных проблем (терроризм, национализм, экология, климат и др.).
Во-вторых, основой всех нормативно-правовых документов внешней политики Российской Федерации является Конституция РФ, двухсторонние и многосторонние договоры с государствами и международными организациями, но главной правовой основой являются нормы международного права. Национальными интересами, отраженными во всех концепциях и доктринах являются защита граждан во всех сферах; обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности; соблюдение международных договоров и противодействие глобальным угрозам.
В-третьих, основными направлениями во внешней политике Российской Федерации являются: взаимодействие со странами СНГ, США, Европейским союзом, государствами Азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Приоритетными остаются регионы, находящиеся в непосредственной близости с границами РФ, для обеспечения национальной безопасности и суверенитета, Россия продолжает выстраивать свою политику дружественных отношений, не смотря на санкционную политику сдерживания Запада, нестабильную ситуацию на Украине и «горячий» регион с террористическими группировками. Успешная политика в регионах СНГ, АТР и Ближнего Востока, участие в международных форумах и четкое отстаивание своей политики, позволили России уменьшить политическую изоляцию, адаптировать экономику страны к санкциям и низким ценам на нефть, противостоять в информационном пространстве.
В-четвертых, были рассмотрены основные периоды конфронтации и взаимодействий РФ и США, которые имели несколько этапов от попытки сотрудничества до конфронтаций, начиная с 2000 года и по настоящий период. Главной проблемой остается то, что после присоединения Крыма, США всеми усилиями старается не допустить расширение влияния России на мировой арене, подавляя её санкциями, увеличением военной мощи, антироссийской пропагандой и другими методами «сдерживания». Но, несмотря на это, Россия активно продолжает участвовать в международных отношениях, урегулировании международных конфликтов и поддержки «стран-союзников». Также были рассмотрены взаимодействия с ЕС, которые тоже являются одним из главных акторов на международной арене. Исходя из Концепции внешней политики от 2016 года, внешняя политика РФ предусматривает дружественные отношения с ЕС. Но на современном этапе Россия балансирует между двумя направлениями: сохранение отношений с Западом или развитие экономики страны, из-за которого будет сложно восстановить полноценный диалог на разных уровнях. Поэтому задачей минимума во взаимоотношениях между Россией и Западом остается недопущение увеличения напряженности, а также взаимное снижение уровня враждебной риторики.
В-пятых, были рассмотрены взаимоотношения России и стран Центральной Азии, которые на современном этапе не только сохранили зарождающиеся формы сотрудничества, но и обогатились рядом новых направлений. Отношения, неоднократно пережившие кризис, наконец-то обрели четкие цели и формы взаимодействия. Выгодные взаимоотношения у России складываются с Казахстаном и Узбекистаном, постепенно налаживаются связи с Киргизией, остальные государства региона тоже имеют важное значение, но Туркменистан, придерживаясь политики нейтралитета и сотрудничество с ЕС, а также Таджикистан, который до сих пор не может оправиться от гражданской войны и лидирующих исламистских партий, медленнее остальных включаются в интеграционные процесс Центральноазиатского региона. В регионе ослабилось влияние США, но возрастает внешнеполитическое и экономическое влияние КНР. Из-за которых России необходимо реструктуризировать свою внешнюю политику в регионе и усилить своё влияние, путём новых соглашений, многостороннего и двустороннего формата, в рамках международных организаций и форумов.
В-шестых, автор разработал шесть возможных сценариев российско- американских и российско-центральноазиатских отношений: 1.Осложнение отношений. 2. Стабилизация взаимодействия. 3. Развитие связей и улучшение.
В российско-американских отношениях наиболее вероятно, что произойдет дальнейшее осложнение взаимоотношений во всех сферах. Так как на современном этапе Россия и США продолжают наращивать военный потенциал, сталкиваться в локальных конфликтах на территориях Сирии и Украины. Сохраняется дефицит доверия, между двумя странами уже выстроились контуры стратегического соперничества, а США прочно встали на путь сдерживания России. Отсутствие единого понимания глобальных проблем и способов их разрешений.
В Центральноазиатском направлении, наоборот видятся перспективы улучшения взаимоотношений. Россия намерена продолжать развивать двусторонние и многосторонние контакты, уделяя особое внимание региональной безопасности, стабильности и сотрудничеству, а также укреплению и совершенствованию экономических и торговых связей. Перспективы отношений между Россией и Центральной Азией во многом зависят от Российской Федерации, поскольку она одна в своем историческом, геополитическом и геоэкономическом потенциале способна коренным образом изменить ход центробежных тенденций, уже начатых в Центральной Евразии.
Источники:
1. Абдулахтин М, 2017. Ле Пен назвала санкции ЕС в отношении РФ дипломатией угроз и шантажа, URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/4121826 (дата обращения: 16.02.2019)
2. В Казахстане скептически оценивают создание Евразийского парламента, 2012. URL: http://www.rbc.ru/rbc freenews/20120920 095944 .shtml (дата обращения: 07.02.2019)
3. Вахшитех А., Политика России на Ближнем Востоке в контексте кризиса в Сирии: вызовы и возможности, 2018. (дата обращения: 14.02.2019)
4. Встреча В.В.Путина с главой МИД России Сергеем Лавровым,
2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53857 (дата
обращения: 10.03.2019)
5. Выступление В.В.Путина на торжественном концерте,
посвящённом 20-летию Конституции Российской Федерации, 2013. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19827 (дата обращения:
13.03.2019)
6. Выступление Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zN7vyZQwHEQ (дата обращения: 12.03.2019)
7. Военная доктрина РФ, в редакции от 2015 г. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign policy/official documents/ -/asset publisher/ CptICkB6BZ29 /content/id/976907 (дата обращения: 17.02.2019)
8. Волынчук А. Б., Россия в Евразии: баланс геоэкономических и
геополитических инструментов интеграции, 2018.URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-evrazii-balans-geoekonomicheskih-i- geopoliticheskih-instrumentov-integratsii (дата обращения: 15.02.2019)
9. Ганкин Л., От «империи зла» до «империи зла», 2018(дата обращения: 02.03.2019)
10. Гейси Р., Golos-Ameriki, 2009г., режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/amp/gates-missiles-2009-09-17- 59625302/661623.html (дата обращения: 28.03.2018)
11. Государственная программа Российской Федерации
«Внешнеполитическая деятельность», 2014. URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/news//asset publisher/cKNonkJE02Bw/conte nt/ id/62782 (дата обращения: 03.04.2019)
12. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений, 2008. URL:http://www.kremlin.ru/supplement/3964 (дата обращения: 04.04.2019)
13. Договор о Европейском союзе, 1992. URL:
http ://europa.eu/ europeanunion/ sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_europe an_union_en.pdf (дата обращения: 12.11.2018)
14. Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная
Президентом от 5 декабря 2016 года, 2016.
URL:http://www.mid.ru/documents/10180/2563110/Ukaz Prezidenta Rossiisk oi Federatsii ot 05122016.pdf/b579d736-cb99-46ac-b4f7-a0b6bc102ed1 (дата обращения: 10.02.2019)
15. Евгений Пудовкин, эксперт РСМД. URL: https://www.rbc.ru
/politics/19/12/2018/5c18cc639a 794715d8683dee (дата обращения:
10.04.2019)
...