Концепция «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX - начале XXI вв.
|
Глава 1. Концепция «мягкой силы» как теоретический и исторический
феномен 7
1.1. Концепция «мягкая сила»: понятие, сущность и функции 7
1.2. Механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы» 13
1.3. Концептуально-теоретические основы формирования стратегии
«мягкой силы» 21
Глава 2. Технология применения «мягкой силы» во внешней политике в
Великобритании 29
2.1. Common wealth of Nations как механизм реализации британской
«мягкой силы» 29
2.2. Анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» в конце
XX-начале XXI века 36
2.3. Реализация Великобританией концепции «мягкой силы» 54
в 2019-2024 годы: ситуационный анализ 54
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложения 82
феномен 7
1.1. Концепция «мягкая сила»: понятие, сущность и функции 7
1.2. Механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы» 13
1.3. Концептуально-теоретические основы формирования стратегии
«мягкой силы» 21
Глава 2. Технология применения «мягкой силы» во внешней политике в
Великобритании 29
2.1. Common wealth of Nations как механизм реализации британской
«мягкой силы» 29
2.2. Анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» в конце
XX-начале XXI века 36
2.3. Реализация Великобританией концепции «мягкой силы» 54
в 2019-2024 годы: ситуационный анализ 54
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложения 82
В течении последних десятилетий широкое распространение во внешней политике наиболее развитых государств мира приобрело использование так называемой «мягкой силы» - техники воздействия на население зарубежных стран посредством культуры, убеждений, нематериальных ресурсов и политических идеалов, без использования более традиционных элементов силового, в том числе военного, давления.
Инструменты «мягкой силы» для воздействия на другие регионы мира наиболее активно используют ведущие страны: США, Европейский союз, КНР, Россия. Обращает внимание то, что чем большее влияние имеет страна, тем больше инструментов «мягкой силы»она использует: это и оказания помощи в преодолении кризисных явлений, и приглашение иностранных элит к обучению, научного сотрудничества и ведения бизнеса в стране - проводнике «мягкой силы», и активное инвестирование в экономику государств, представляющих интерес, и, конечно, культурном сотрудничестве.
Достаточно интересен опыт Великобритании в применении стратегии «мягкой силы». В многочисленных международных рейтингах «мягкой силы» и «брендов стран» Соединенное Королевство неизменно занимает лидирующие позиции. Термин «мягкая сила» присутствует в политическом дискурсе страны, употребляется в официальных документах. Британская политика «мягкой силы» приобрела институциональное оформление. В опубликованных в 2015 г. Национальной стратегии безопасности и Стратегическом обзоре обороны и безопасности «мягкой силе» уделено большое внимание: необходимость усиливать британское влияние с ее помощью обозначена в качестве одного из приоритетов.
Объект исследования - современные невоенные методы воздействия во внешнеполитических концепциях стран Западной Европы.
Предмет исследования - концепция «мягкой силы» во внешней политике Великобритании.
Хронологические рамки охватывают период применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века.
Территориальные рамки исследования ограничены следующими странами: Великобритания - соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (см. приложение 1). Островное государство на северо- западе от континентальной Европы.
Степень изученности темы: концепция «мягкой силы» раскрыта в работах таких авторов, как Дж. Най, Инг Фан, Р.Бигон, А.Бохас, К.Лейн, Р.Купер, Э.Вилсон, Я.Мелиссен. Значительный вклад в теоретическое развитие «мягкой силы» как внешнеполитической концепции внесли следующие российские исследователи: Ю.Давыдов, О.Красина, О.Леонова, И.Зевелев, М.Троицкий, С.Песцов, А.Бобыло, П.Паршин, Т.Зонова, Д.Барышников и др. Вместе с тем, как в зарубежном, так и в отечественном исследовательском сообществе на данный момент так и не было проведено комплексного исследования роли инструментов «мягкой силы » во внешней политике.
Цель исследования - проанализировать и исследовать технологию применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века для понимания современного положения и перспектив развития системы международных отношений.
Задачи:
1. Проанализировать понятие концепции «мягкой силы», охарактеризовать ее сущность и функции;
2. Охарактеризовать механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы»;
3. Раскрыть концептуально-теоретические основы формирования стратегии «мягкой силы»;
4. Изучить особенности технологии применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века;
5. Проанализировать Common wealth of Nations как механизм реализации британской «мягкой силы»;
6. Провести ситуационный анализ реализации Великобританией концепции «мягкой силы» на 2019-2024 годы.
Источниковая база исследования имеет важное значение. Ее можно разделить на нормативно-правовые и законодательные акты, делопроизводственную документацию и статистические материалы. К законодательным и нормативно-правовым актам относятся Концепция «культурно-идеологической гегемонии», Концепция власти Толкот Парсонса, Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность», Концепция противодействия терроризму, Устав ООН, различные двухсторонние договоры государств.
Делопроизводственная документация включает в себя резолюции Совета безопасности ООН, доклад для Центра стратегических и международных исследований США. С помощью статистических материалов определялся уровень развития и характеристика стран на мировой арене. Проводилось сравнение этапов внешнеполитической деятельности государства, а также происходил сбор информации, касающейся важных событий и проблем, оценка которых отражена в общественном мнении.
Одним из важных методов стал историко-генетический метод, который позволил исследовать динамику применения инструментов «мягкой силы» Великобританией. В исследовании, так же использовался метод ситуационного анализа; общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов анализ, синтез, дедукцию и индукцию. Совокупность используемых методов позволяет комплексно изучить объект, рассмотреть развитие компонентов предмета исследования, достигнуть цели и выполнить поставленные задачи.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы. В первой главе рассматривается концепция «мягкой силы», анализируются механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы», изучаются концептуально-теоретические основы формирования стратегии «мягкой силы». Во второй главе проводится анализ Common wealth of Nations как механизма реализации британской «мягкой силы», анализируется применение Великобританией политики «мягкой силы» в конце XX-начале XXI века, проводится ситуационный анализ реализацией Великобританией концепции «мягкой силы» в 2019-2024 годы.
Инструменты «мягкой силы» для воздействия на другие регионы мира наиболее активно используют ведущие страны: США, Европейский союз, КНР, Россия. Обращает внимание то, что чем большее влияние имеет страна, тем больше инструментов «мягкой силы»она использует: это и оказания помощи в преодолении кризисных явлений, и приглашение иностранных элит к обучению, научного сотрудничества и ведения бизнеса в стране - проводнике «мягкой силы», и активное инвестирование в экономику государств, представляющих интерес, и, конечно, культурном сотрудничестве.
Достаточно интересен опыт Великобритании в применении стратегии «мягкой силы». В многочисленных международных рейтингах «мягкой силы» и «брендов стран» Соединенное Королевство неизменно занимает лидирующие позиции. Термин «мягкая сила» присутствует в политическом дискурсе страны, употребляется в официальных документах. Британская политика «мягкой силы» приобрела институциональное оформление. В опубликованных в 2015 г. Национальной стратегии безопасности и Стратегическом обзоре обороны и безопасности «мягкой силе» уделено большое внимание: необходимость усиливать британское влияние с ее помощью обозначена в качестве одного из приоритетов.
Объект исследования - современные невоенные методы воздействия во внешнеполитических концепциях стран Западной Европы.
Предмет исследования - концепция «мягкой силы» во внешней политике Великобритании.
Хронологические рамки охватывают период применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века.
Территориальные рамки исследования ограничены следующими странами: Великобритания - соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (см. приложение 1). Островное государство на северо- западе от континентальной Европы.
Степень изученности темы: концепция «мягкой силы» раскрыта в работах таких авторов, как Дж. Най, Инг Фан, Р.Бигон, А.Бохас, К.Лейн, Р.Купер, Э.Вилсон, Я.Мелиссен. Значительный вклад в теоретическое развитие «мягкой силы» как внешнеполитической концепции внесли следующие российские исследователи: Ю.Давыдов, О.Красина, О.Леонова, И.Зевелев, М.Троицкий, С.Песцов, А.Бобыло, П.Паршин, Т.Зонова, Д.Барышников и др. Вместе с тем, как в зарубежном, так и в отечественном исследовательском сообществе на данный момент так и не было проведено комплексного исследования роли инструментов «мягкой силы » во внешней политике.
Цель исследования - проанализировать и исследовать технологию применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века для понимания современного положения и перспектив развития системы международных отношений.
Задачи:
1. Проанализировать понятие концепции «мягкой силы», охарактеризовать ее сущность и функции;
2. Охарактеризовать механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы»;
3. Раскрыть концептуально-теоретические основы формирования стратегии «мягкой силы»;
4. Изучить особенности технологии применения «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в конце XX-начале XXI века;
5. Проанализировать Common wealth of Nations как механизм реализации британской «мягкой силы»;
6. Провести ситуационный анализ реализации Великобританией концепции «мягкой силы» на 2019-2024 годы.
Источниковая база исследования имеет важное значение. Ее можно разделить на нормативно-правовые и законодательные акты, делопроизводственную документацию и статистические материалы. К законодательным и нормативно-правовым актам относятся Концепция «культурно-идеологической гегемонии», Концепция власти Толкот Парсонса, Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность», Концепция противодействия терроризму, Устав ООН, различные двухсторонние договоры государств.
Делопроизводственная документация включает в себя резолюции Совета безопасности ООН, доклад для Центра стратегических и международных исследований США. С помощью статистических материалов определялся уровень развития и характеристика стран на мировой арене. Проводилось сравнение этапов внешнеполитической деятельности государства, а также происходил сбор информации, касающейся важных событий и проблем, оценка которых отражена в общественном мнении.
Одним из важных методов стал историко-генетический метод, который позволил исследовать динамику применения инструментов «мягкой силы» Великобританией. В исследовании, так же использовался метод ситуационного анализа; общенаучные методы, включающие в числе прочих подходов анализ, синтез, дедукцию и индукцию. Совокупность используемых методов позволяет комплексно изучить объект, рассмотреть развитие компонентов предмета исследования, достигнуть цели и выполнить поставленные задачи.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы. В первой главе рассматривается концепция «мягкой силы», анализируются механизмы реализации и основные инструменты «мягкой силы», изучаются концептуально-теоретические основы формирования стратегии «мягкой силы». Во второй главе проводится анализ Common wealth of Nations как механизма реализации британской «мягкой силы», анализируется применение Великобританией политики «мягкой силы» в конце XX-начале XXI века, проводится ситуационный анализ реализацией Великобританией концепции «мягкой силы» в 2019-2024 годы.
В процессе изучения данной темы авторами были сделаны несколько выводов.
Во-первых, многими российскими и зарубежными исследователями отмечается то, что понятием «мягкой силы» охватывается слишком большое число разноплановых явлений, и данный термин недостаточно строго определен, что затрудняет как теоретическое осмысление самой концепции, так и ее практическое применение как инструмента внешней политики государства. Учитывая большое количество подходов к трактовке «мягкой силы», средств и методов реализации мягкого влияния стран на международной арене, и внутри страны, стоит обобщить эти наработки и опыт. Основной опорой представленной концепции является определение, предложенное Дж. Наем: «Мягкая сила» - форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
Во-вторых, основной фактор «мягкой силы»- это индивидуальная привлекательность, которая создается не пропагандой, а только благодаря преимуществам собственного развития. Это залог эффективного воздействия на других: как отдельных лиц, так и больших слоев населения других государств, когда выбор направления, проводится средствами «мягкой силы», делается ради себя самого, а не для кого - то другого. Привлекательность источника «мягкой силы» вызывает захват и желание следовать за ним, захват порождает подражание и уступчивость, готовность разделять желание и волеизъявления того, кто распространяет «мягкую силу». В ведущих странах мира - США, Европейском союзе, Китае и России - наработан значительный опыт применения «мягкой силы» в интересах собственной национальной безопасности. Использование инструментов «мягкой силы» в мероприятиях международного сотрудничества по определенным направлениям в интересах национальной безопасности страны должно способствовать формированию привлекательного образа страны за рубежом, убеждению мирового сообщества в миролюбивом характере внешней политики и отсутствия в стране агрессивных намерений. «Мягкая сила» в современных условиях является чрезвычайно важным фактором формирование привлекательности и положительного имиджа определенной страны в мире. Наряду с этим указанное направление призвано всесторонне способствовать открытости государства к демократическим общественно-политическим реформам внутри государства и активизация участия страны в международных организациях и мировых процессах.
В-третьих, представленная концепция Дж.Ная в современных условиях является чрезвычайно важным фактором, который активно влияет на формирование привлекательности и положительного имиджа определенной страны, учитывая взаимодействия с другими государствами. Наряду с этим, указанное направление призвано всесторонне способствовать открытости государства к демократическим общественно -политическим реформам внутри государства и активизации участия страны в международных организациях и мировых процессах.
В-четвёртых, основным механизмом реализации британской «мягкой силы» является Common wealth of Nations. Содружество наций представляет собой ассоциацию независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. Содружество наций не является политическим союзом, а является межправительственной организацией. По состоянию на 10 апреля 2019 насчитывает 53 члена. Сегодня Содружество действительно самостоятельная организация. Великобритания, некогда инициировавшая создание Содружества и его институтов, в настоящее время не всегда может оказать влияние на его решения, не говоря уже о том, чтобы использовать его как инструмент своего влияния в мире.
В-пятых, развитие внешней политики Британской империи и Соединенного Королевства, оказало значительное влияние на формирование мирового порядка. Однако, она была направлена на отражение вызовов времени, принимая при этом возрастающую роль невоенных факторов силы. Основой «мягкой силы» является привлекательность культуры, национальных ценностей и внешней политики страны. Она подталкивает экономику к росту, кроме того, дает возможность государству создавать тренды и определять направления развития в мире, оказывает влияние на международные повседневные проблемы, соответственно, становится гарантом национальной безопасности и благополучия. Великобритании удалось с успехом провести собственную политическую перестройку и применить «мягкую силу» там, где раньше действенной была лишь сила «жесткая». По мнению Дж. Ная, Великобритания входит в число лидеров в области «мягкой силы».
В-шестых, автором разработан SWOT-анализ сильных и слабых сторон «мягкой силы», «жесткой силы», «умной силы» во внешней политике Великобритании, тем самым позволяя увидеть преимущества, недостатки каждой из применяемых стратегий. Помимо этого, эффективно используется «мягкая сила», она не наносит ущерб государству, а именно позволяет добиваться желаемых результатов на добровольной основе, что стоит прежде всего в приоритете страны, в отличии от силы принуждения такой как: «жесткая сила». Британский опыт представляется весьма интересным для России, ведь поиск путей увеличения «мягкой силы» и одновременно вопросы потенциальных источников экономического роста являются в высшей степени актуальными для Российской Федерации в частности.
Британский опыт представляется весьма интересным для России, ведь поиск путей увеличения «мягкой силы» и одновременно вопросы потенциальных источников экономического роста являются в высшей степени актуальными для нашей страны.
Во-первых, многими российскими и зарубежными исследователями отмечается то, что понятием «мягкой силы» охватывается слишком большое число разноплановых явлений, и данный термин недостаточно строго определен, что затрудняет как теоретическое осмысление самой концепции, так и ее практическое применение как инструмента внешней политики государства. Учитывая большое количество подходов к трактовке «мягкой силы», средств и методов реализации мягкого влияния стран на международной арене, и внутри страны, стоит обобщить эти наработки и опыт. Основной опорой представленной концепции является определение, предложенное Дж. Наем: «Мягкая сила» - форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
Во-вторых, основной фактор «мягкой силы»- это индивидуальная привлекательность, которая создается не пропагандой, а только благодаря преимуществам собственного развития. Это залог эффективного воздействия на других: как отдельных лиц, так и больших слоев населения других государств, когда выбор направления, проводится средствами «мягкой силы», делается ради себя самого, а не для кого - то другого. Привлекательность источника «мягкой силы» вызывает захват и желание следовать за ним, захват порождает подражание и уступчивость, готовность разделять желание и волеизъявления того, кто распространяет «мягкую силу». В ведущих странах мира - США, Европейском союзе, Китае и России - наработан значительный опыт применения «мягкой силы» в интересах собственной национальной безопасности. Использование инструментов «мягкой силы» в мероприятиях международного сотрудничества по определенным направлениям в интересах национальной безопасности страны должно способствовать формированию привлекательного образа страны за рубежом, убеждению мирового сообщества в миролюбивом характере внешней политики и отсутствия в стране агрессивных намерений. «Мягкая сила» в современных условиях является чрезвычайно важным фактором формирование привлекательности и положительного имиджа определенной страны в мире. Наряду с этим указанное направление призвано всесторонне способствовать открытости государства к демократическим общественно-политическим реформам внутри государства и активизация участия страны в международных организациях и мировых процессах.
В-третьих, представленная концепция Дж.Ная в современных условиях является чрезвычайно важным фактором, который активно влияет на формирование привлекательности и положительного имиджа определенной страны, учитывая взаимодействия с другими государствами. Наряду с этим, указанное направление призвано всесторонне способствовать открытости государства к демократическим общественно -политическим реформам внутри государства и активизации участия страны в международных организациях и мировых процессах.
В-четвёртых, основным механизмом реализации британской «мягкой силы» является Common wealth of Nations. Содружество наций представляет собой ассоциацию независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. Содружество наций не является политическим союзом, а является межправительственной организацией. По состоянию на 10 апреля 2019 насчитывает 53 члена. Сегодня Содружество действительно самостоятельная организация. Великобритания, некогда инициировавшая создание Содружества и его институтов, в настоящее время не всегда может оказать влияние на его решения, не говоря уже о том, чтобы использовать его как инструмент своего влияния в мире.
В-пятых, развитие внешней политики Британской империи и Соединенного Королевства, оказало значительное влияние на формирование мирового порядка. Однако, она была направлена на отражение вызовов времени, принимая при этом возрастающую роль невоенных факторов силы. Основой «мягкой силы» является привлекательность культуры, национальных ценностей и внешней политики страны. Она подталкивает экономику к росту, кроме того, дает возможность государству создавать тренды и определять направления развития в мире, оказывает влияние на международные повседневные проблемы, соответственно, становится гарантом национальной безопасности и благополучия. Великобритании удалось с успехом провести собственную политическую перестройку и применить «мягкую силу» там, где раньше действенной была лишь сила «жесткая». По мнению Дж. Ная, Великобритания входит в число лидеров в области «мягкой силы».
В-шестых, автором разработан SWOT-анализ сильных и слабых сторон «мягкой силы», «жесткой силы», «умной силы» во внешней политике Великобритании, тем самым позволяя увидеть преимущества, недостатки каждой из применяемых стратегий. Помимо этого, эффективно используется «мягкая сила», она не наносит ущерб государству, а именно позволяет добиваться желаемых результатов на добровольной основе, что стоит прежде всего в приоритете страны, в отличии от силы принуждения такой как: «жесткая сила». Британский опыт представляется весьма интересным для России, ведь поиск путей увеличения «мягкой силы» и одновременно вопросы потенциальных источников экономического роста являются в высшей степени актуальными для Российской Федерации в частности.
Британский опыт представляется весьма интересным для России, ведь поиск путей увеличения «мягкой силы» и одновременно вопросы потенциальных источников экономического роста являются в высшей степени актуальными для нашей страны.
Подобные работы
- Английский язык как инструмент мягкой силы в мировой политике (на примере Великобритании)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - «Мягкая сила» во внешней политике современной
Франции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Российско-польские отношения в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ЕС В ПРЕОДОЛЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНА
ВЕЛИКИХ АФРИКАНСКИХ ОЗЕР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2021 - Политика Германии и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в
начале 21 века: компаративный анализ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ (АНГЛОЯЗЫЧНАЯ) ИСТОРИОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛА 1
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Становление и развитие китайского кинематографа в XX в
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Трансрегионализм и выстраивание трансрегиональных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023





