ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Характеристика физических качеств 6
1.2. Значение развития быстроты и ловкости у старших дошкольников 10
1.3. Особенности физического развития детей 6-7 лет 19
1.4. Характеристика фитнеса для детей 21
1.5. Тесты для определения уровня развития быстроты и ловкости у детей
старшего дошкольного
возраста 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
На сегодняшний день у 54 % детей дошкольного возраста наблюдается какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90% и более (по сведениям Российской академии медицинских наук) [2].
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании [20].
Развитие физических качеств эта одна из важных сторон физического воспитания дошкольников.
Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.
Ученые считают при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях совсем невозможно.
С педагогической позиции взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается, как диалектическое единство формы и содержания через определенные умения двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств.
Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов.
Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств у дошкольников особое место занимают быстрота и ловкость.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками [6].
Проблемы гиподинамии у современных детей требуют от педагога поиска новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм является детский фитнес, который в настоящее время приобретает значительную известность.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье [34].
Объект исследования: процесс физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования:методика развития быстроты и ловкости у дошкольников 6-7 лет средствами детского фитнеса.
Цель исследования: обосновать эффективностьметодики развития быстроты и ловкости у дошкольников 6-7 лет средствами детского фитнеса.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть состояние проблемы в методической литературе.
2. Разработать методику развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет средствами детского фитнеса.
3. Выявить эффективность разработанной методики, направленной на повышение уровня развития быстроты и ловкости детей 6-7 лет.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа представлена на 59-ти страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего из 40 источников и приложений. Текст работы снабжен 3 таблицами и 8 рисунками.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития таких физических качеств, как быстрота и ловкость.
2. Для повышения уровня развития быстроты и ловкости на занятиях с дошкольниками применялись дополнительные средства физического воспитания: степ-аэробика, фитбол-гимнастика, игровой стретчинг.
3. В процессе применения дополнительных средств физического воспитания зафиксирована эффективность их воздействия на развитие быстроты и ловкости у дошкольников 6-7 лет, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн
• М., 1991.
2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Т. Л. Богина - М.: Мозайка-Синтез, 2005 - 112 с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]/ Е. Н. Вавилова- М., 1981.
4. Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, лазать, метать [Текст] / Е. Н. Вавилова - М., 1985.
5. Волков Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. [Текст] / Л.М. Волков - М.: АСТ, 2003. - 220 с.
6. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста [Текст] / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 176 с.
7. ДЕТСКИЙ ФИТНЕС. Учебное пособие. [Текст] / - М.: ООО «УИЦ «ВЕК», 2006. - 160
8. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. [Текст] / К.П. Дорожнова - М.: 1995
9. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление здоровья. [Текст] / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцева - СПб., 2000.
10.Зациорский М.В. Физические качества спортсмена. [Текст] / М.В. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970
11. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду, в начальной школе. [Текст] - М., АРКТИ, 2004 - 264 С.
12. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья [Текст] / М.Ю. Картушина
• М., ТЦ Сфера, 2007
13. Кенеман, А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман - М.: 1978. - 272с.
14. Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ. пособие [Текст] / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.:АРКТИ, 2006. - 64с.
15. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г. П. Лескова - М.: 1981. - 160с...