Введение 3
Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме исследования
развития силовых способностей 6
1.1. Характеристика понятий: физические качества, 6
двигательные способности, сила и силовые способности
1.2. Средства развития силовых способностей у юношей
16-20 лет 13
1.3. Методы развития силовых способностей у юношей 16-20 лет. 16
1.4. Особенности физического развития людей молодого
возраста 19
1.5. Характеристика физкультурно-оздоровительных систем силовой направленности и силовых видов спорта 21
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1. Обсуждение результатов констатирующего этапа
эксперимента 34
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 38
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, в связи с этим достаточно остро встаёт проблема пропаганды здорового образа жизни и привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой.
Физическая культура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом [17].Правильные, систематические занятия физической культурой и спортом с учетом возраста и состояния здоровья без сомнения приносят пользу для занимающихся, способствуя, прежде всего развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма.
В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже трёх раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать двух часов для лиц молодого возраста и полутора часов для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна превышать 40-45% МПК[32].
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека при выполнений физических упражнений обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть - силой мышц.
Мышечная сила - это способность человека преодолевать внешне сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений [13].
Различают следующие виды силовых способностей: собственно силовые, и их соединение с другими двигательными (физическими) способностями (скоростно-силовые, силовая выносливость, силовая ловкость).
Развитие силы и силовых способностей обеспечивает общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности [32].
Кроме этого развитие силы и силовых способностей умужчин имеет большое прикладное значение в повседневной жизни.
В процессе развития силы и силовых способностей последовательно решаются следующие задачи:
Первая задача - общее гармоничное развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений.
Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии [32].
В настоящее время в теории и практике физической культуры и спорта уже достаточно глубоко раскрыт вопрос о средствах и методах развития силовых способностей у мужчин. Многие авторы отдают предпочтение упражнениям с использованием различных тренажеров, снарядов и отягощений, считая, что они положительно влияют на динамику развития силовых способностей у мужчин 25-30 лет.
Актуальность и выявленные противоречия обусловили научную проблему исследования, которая заключалась в поиске и выборе средств и методов развития силовых способностей у мужчин 25-30 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей 16-20 лет.
Предмет исследования: методика развития силы у юношей 16-20 лет.
Цель исследования: определить и обосновать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие силы у юношей 16-20 лет.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений направленных на развитие силы у юношей 16-20 лет.
3. Обосновать эффективность применения разработанных комплексов упражнений направленных на развитие силы у юношей контрольной и экспериментальной групп.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 58 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 35 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
В повседневной жизни взрослому человеку даже очень далёкому от физической культы и спорта приходится постоянно перемещаться, (например, идти на работу, подниматься по лестнице), длительное время удерживать различные статические позы (сидя или стоя), перемещать тяжёлые бытовые предметы, а так же просто заниматься физическим трудом. Деятельность такого рода требует от человека постоянного проявления силы и силовых способностей.
Сила - как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений [32].
Занятия физическими упражнениями силового характера позволяют человеку повысить уровень развития силы и силовых способностей, что в свою очередь положительно сказывается на функциональном состоянии организма, общем гармоничном развитии всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. При развитии силы используют упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы: упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела, изометрические упражнения.
Основными методами развития силы и силовых способностей являются: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод статических (изометрических) усилий, статодинамический метод, метод динамических усилий, «ударный» метод.
Выше перечисленные группы средств и методы широко используются для развития силы и силовых способностей в различных физкультурно- оздоровительных системах и силовых видах спорта (например, шейпинг, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, тяжёлая атлетика и др.).
2. Разработанные нами комплексы упражнений направлены на повышение уровня развития силы у юношей 16-20 лет. В содержании данных комплексов, мы использовали упражнения свнешним отягощением 70% от максимума, а так же силовые упражнения отягощенные весом собственного тела. Учитывая уровень подготовленности и стаж занятий (1-1,5 года) участников эксперимента,недельный тренировочный цикл был построен следующим образом:понедельник -мышцы груди и спины, вторник -отдых, среда - мышцы ног и брюшного пресса, четверг -отдых, пятница - мышцы рук, дельты, предплечья, суббота, воскресенье -отдых.
Данная схема недельного тренировочного цикла позволяет, последовательно прорабатывать основные мышечные группы, постепенно увеличивать вес отягощений, а чередование тренировочных дней и дней отдыха способствует хорошему восстановлению организма занимающихся.
3. Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента позволили определить уровень силы у юношей принимающих участие в нашем эксперименте. Существенных различий между результатами контрольной и экспериментальной групп не выявлено.
Сравнительный анализ результатов тестирования в ходе педагогического эксперимента позволяет констатировать следующее:
-у юношей экспериментальной группы выявлено, увеличение показателей высокого уровня на 35%, уменьшение показателей среднего уровня на12,5% и показателей низкого уровня на 22,5%.
- у юношей контрольной группы были получены следующие результаты:на 5% увеличились показателивысокого уровня, на 10% увеличились показатели среднего уровня, и показателинизкого уровняуменьшились на15%.
Анализ динамики результатов тестирования в экспериментальной группе в ходе педагогического эксперимента показал, что наибольший прирост результатов произошёл в тестах:
• «Толкание набивного мяча весом 2кг. двумя руками от груди» - средний прирост - 0,8м;
• «Подтягивания из виса на гимнастической перекладине» - средний прирост - 2 раза;
• «Прыжок в длину с места» - средний прирост - 9,4 см.
Таким образом, анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволяет утверждать, что разработанные комплексы упражнений, достаточно эффективны т.к. они положительно повлияли на динамику показателей уровня развития силы у юношей 16-20 лет.
Однако стоит отметить, что наименьший прирост наблюдался в результатах теста «Поднимание туловища из положения лежа, за 40 секунд»- средний прирост составил - 0,7 раза, это означает, что разработанные нами комплексы упражнений не достаточно эффективны в направлении повышения уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса участников экспериментальной группы и требуют доработки в этом направлении.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст]. М. , 1990. 287 с.
2. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. Физкультура и спорт. М. : 1987. 143 с.
3. Вейдер, Д. Строительство тела [Текст]. М. : Физкультура и с порт, 1991. 300 с.
4. Волков, Л. В. Теория и методика детского юношеского спорта [Текст]. М. , 2002. 294 с.
5. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]. М. , 1988. 352 с.
6. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика [Текст]. М. : Современный спорт, 2005. 600 с.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст]. Ростов н / Д. : Феникс, 2002.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]. М. : Издательский центр «Академия», 2001.
9. Жиглова, Т. Ю. Физическая культура [Текст]. М. : Спорт, 2001. 198
с.
10. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]. М. :Лептос, 1994. 368 с.
11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст]. М.: Физкультура и с порт, 1970. 200 с.
12. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания [Текст]. М. : Сфера, 2002.
13. Курамшин, Ю. Д. Теория и методика физической культуры [Текст]. М. , 2004. 464 с.
14. Лагутин, Б. Н. Специальное упражнение тяжелоатлета [Текст]. М. : Физическая культура и спорт, 1969. С. 34-38.
15. Лях, В. И. Силовые способности школьников [Текст]. Физическая культура в школе. 1997. №1. С. 6-13...