Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1. Опорно-двигательный аппарат и его характеристика 6
1.2. Возрастные особенности младших школьников 19
1.3. Средства и методы оздоровительной физической культуры 28
Глава 2. Организация и методы исследования 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Методы исследования 40
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 55
Актуальность. В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет определенные трудности для всей системы образования и для учащихся в особенности. Причем, наиболее заметным фактором в этом процессе является состояние здоровья современных школьников.
Обзор состояния здоровья детского населения страны показывает прогрессирующие тенденции роста заболеваемости, снижения уровня здоровья и сокращения продолжительности жизни. Вместе с тем, становится всё более очевидным, что усилиями только медиков, ориентированных только на лечение, не удастся справиться с обвалом патологии, обрушивающимся на современное поколение. Поэтому необходимы другие, принципиально новые подходы (при сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и лечения заболеваний).
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры в школе (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное действия постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание и другие которые вошли в их программу.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием циклических упражнений можно отнести гигиеническую и утренею гимнастику, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки, в группах продленного дня, ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха - йога».
Проблема физического здоровья школьников, является особенно актуальной в последние годы. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средства и методов оздоровительной физической культуры для укрепления опорнодвигательного аппарата младших школьников.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования является средства и методы оздоровительной физической культуры для укрепления опорнодвигательного аппарата младших школьников. Методик может быть много
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность
использования предложенного комплекса упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методической литературы по теме исследования;
2. Определить наиболее эффективные средства и методы оздоровительной физической культуры для укрепления опорно- двигательного аппарата младших школьников;
3. Разработать комплекс оздоровительной физической культуры для укрепления опорно-двигательного аппарата младших школьников.
4. Выявить эффективность предложенного комплекса упражнений в процессе укрепления опорно-двигательного аппарата.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 53 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 34 источника, и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Малоподвижный образ жизни делает организма человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями, например избыточной массой тела, - укрепление здоровья школьников. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание школьников.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что занятия оздоровительной физической культурой несут позитивный характер и укрепление опорно-двигательного аппарата младших школьников;
2. Наиболее эффективными средствами оздоровительной физической культуры являются циклические упражнения с оздоровительной направленностью (ходьба, бег, велоезда, гребля, плавание, ходьба на лыжах и др.).
Наиболее эффективными методами оздоровительной физической культуры являются:
• метод максимальных усилий - выполнение заданий, связанных с
• метод непредельных усилий
• метод динамических усилий
• «ударный» метод
• метод изометрических усилий - выполнением кратковременных
3. Был разработан и была доказана эффективность предложенного комплекса упражнений оздоровительной физической культуры, которая была выявлена в достоверном увеличении показателей младших школьников.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемый нами комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата младших школьников оказывает положительное влияние на учащихся.
1. Агеевец, В. К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации [Текст] / В.К. Агеевец // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2004. - № 5. - С. 12-16
2. Акбашев, Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый [Текст] / Т. Акбашев // Народное образование - 1995. - № 5. - С. 105-110
3. Апанасенко, Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека / Наука в олимпийском спорте [Текст] / Г.Л. Апанасенко. - 1999. - М.: Спец. выпуск. - С. 56-60.
4. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии [Текст] / Р.М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
5. Беюл, Е.А. Ожирение [Текст] / Е.А. Беюл, В.А. Оленева, В.А. Шатерников. - М.: Медицина, 1985. - 190 с.
6. Васьков, Ю. В. Рабочая тетрадь учителя 1-4 классы [Текст] / Ю.В. Васьков. - Харьков: Торсинг, 2014. - 210 с.
7. Волков, В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы [Текст] / В.К. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 7-10.
8. Воробьев, А. Н. Анатомия силы [Текст] / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 176 с.
9. Гинзбург, М.М. Ожирение как болезнь образа жизни. Современные аспекты профилактики и лечения [Текст] / М.М. Гинзбург. - Самара: Изд-во Самарского Госмедуниверситета, 1997. - 48 с.
10. Григоренко, В. Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры [Текст] / В.Г. Григоренко. - М.: Изд-во ФСИ России, 1992. - 141 с.
11. Григоренко, В. Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физической и социальной реабилитации человека [Текст] / В.Г. Григоренко. - М.: Изд-во ФСИ России, 1993. - 170 с.
12. Давиденко, Д. Основы здорового образа [Текст] / Д. Давиденко.
• М., 2013. - С. 57-62.
13. Деминская, Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека [Текст] / Л.А. Деминская. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 11. - С. 33-35.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.В. Ермолаев.
• М.: Спорт АкадемияПресс, 2001. - 444 с.
15. Земба, Е. А. Закаливание - составляющая часть оздоровительной системы организма человека [Текст] / Е.А. Земба // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 91-94...