Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития силовых способностей у пловцов 15-17 лет 5
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности
пловцов 15-17 лет 5
1.2. Силовые и силовые способности и факторы определяющие
их развитие 8
1.3 Особенности проявления силовых способностей у пловцов 11
1.4. Средства и методы развития силовых способностей у
пловцов 15-17 лет 14
1.5. Методика развития силовых способностей пловцов 15-17
лет 25
1.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня
развития силовых способностей 32
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 47
Повышение уровня работоспособности юношей и девушек - является важной задачей физического воспитания. Посредством развития - основных физических качеств, достигается необходимый уровень физической подготовленности не только в спорте, но и в других видах деятельности.
В ряде исследований, согласно сензитивному периоду 14-17 лет, отмечается необходимость уделять большое внимание развитию, прежде всего, силовых способностей, а также скоростно-силовых качеств спортсменов в отдельных видах спорта [12].
Развитие физических качеств у пловцов занимает центральное место в тренировочных программах для пловцов подросткового возраста. Она включает воспитание силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности [3].
Корме того, важное значение в плавании имеет развитие силовых способностей, однако целенаправленное воздействие на организм занимающихся плаванием требует рационально построенных тренировочных занятий. Этим и обусловлена актуальность нашей работы, так как в ней мы рассматриваем методику тренировки пловцов в группах спортивного совершенствования, развития у них силовых способностей с помощью различных упражнений в воде и на суше [5, 6].
Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить учебнотренировочный процесс спортсмена [17, 18].
Освоение любых двигательных действий идет значительно успешнее, если спортсмен имеет сильные мышцы.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс пловцов 15-17 лет, занимающихся плаванием.
Предмет исследования - методика развития силовых способностей у пловцов 15-17 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития силовых способностей у пловцов 15-17 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие различных силовых способностей у пловцов 15-17 лет.
3. Доказать эффективность методики, направленной на развитие силовых способностей у пловцов 15-17 лет
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 69 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 48 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Актуальность совершенствования учебно-тренировочной методики развития скоростно-силовых и силовых способностей юных пловцов, неоспорима. Этому свидетельствует достаточно большое количество специальной литературы по проблеме исследования, когда тренировочные средства, используются в большом объеме и достаточно разнообразны.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В настоящее время достаточно много методических разработок по использованию упражнений с тренажерами и штангой, но использование специальных силовых упражнений недостаточно подкреплено исследованиями.
2. Проведенное исследование позволило выявить общие и
специальные упражнения, а также область их применения в развитии силовых способностей пловцов.
3. Результаты исследования показали эффективность методики использования экспериментальных упражнений в развитии силовых способностей пловцов 15-17 лет.
Так, в упражнении «прыжок вверх». результат в экспериментальной группе вырос на 13,8%, в контрольной на 6,8%. Результат в становой силе, в экспериментальной группе вырос на 22%, в контрольной на 12,3%.
Предложенная методика позволила улучшить результат
экспериментальной группы, в упражнении на имитацию гребков с эспандером на 29%. В контрольной группе, занимающейся по общепринятой методике, прирост составил 27,2%.
Экспериментально подтвердился факт положительного влияния таких упражнений, как: приседания со штангой, становая тяга с пола и с плинтов, жим штанги из положения лежа на горизонтальной скамье, тяга блока за голову из положения сидя, старты с тумбочки, с акцентом на силу отталкивания, прыжки вверх с махом руками, подъем штанги на грудь, тяжелоатлетический рывок штанги, прыжок в длину с места, выбрасывание из-за головы набивного мяча, имитация гребков с эспандеров, закрепленным на шведской стенке и упражнения с пружинным тренажером Мартенса- Хюттеля.
1. Алабин В. Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 2007. 175 с.
2. Бахрах И. И., Дорохов Р.Н. Исследование и оценка биологического возраста: руководство по спортивной медицине. Смоленск, 2001. С.83-257.
3. Булгакова Н. Ж. Плавание. М.: ООО «Издат-во АСТ» 2005. 160
с.
4. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учеб. пособие. СПбГАФК, 1996. 47с
5. Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании : учебное пособие; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2006. 44 с.
6. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте. М. , 1970. 264 с.
7. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М. : Физкультура и спорт, 1970. 164 с.
8. Волков Л. В. Теория и методика детского юношеского спорта. М. , 2002. 294 с.
9. Гусев А. А. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной. М. : Психология и педагогика, 2008. 210 с.
10. Глазырина Л. Д., Физическая культура - для всех. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 176 с.
11. Железняк Ю. Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету “физическая культура”. М. : Академия, 2004. 268 с.
12. Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. : Академия, 2002. 260 с.
13. Жук В., Мартыненко Н. Альтернатива штанге: Попеременноасимметрическая методика развития силовых и скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов. Спб.: 2008. №11. 15 с.
14. Захаров Е. Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М. : Лептос, 1994. 360 с.
15. Кокоулина О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта. М. : Физкультура и спорт, 2001. 88 с...