ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА 6
1.1. Характеристика физических качеств и актуальность их
комплексного развития в дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности развития физических качеств у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Современные методы развития силы 20
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 29
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 39
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 55
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, нужных для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, так же , создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
С точки зрения современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, создания личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. В начале этапов человеческой истории деятельность была представлена в первую очередь в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека, как известно, в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.
Исходя из этого, я определила тему квалификационной работы : методика развитие силы у старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика развития силы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: повышение уровня развития силы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретические и методические подходы к развитию физических качеств.
2. Изучить специфику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие силы у детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 62 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 39 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
В процессе работы мы решили следующие задачи: изучили психологопедагогическую литературу по проблеме исследования; разработали методику развития физического качества силы у дошкольников старшей возрастной группы, основанную на комплексном использовании подвижных игр, основных движений и спортивных упражнений, содействующих активизации биологических механизмов, ответственных за проявление абсолютной силы и скоростно-силовых качеств; выявили уровень развития физического качества силы у детей старшего дошкольного возраста; экспериментально обосновали эффективность разработанной методики.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования и проведенной опытно-экспериментальной работы мы можем сделать следующие заключения:
1. Физические качества - это врожденные морфофункциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Это качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных. Сила - физическое качество, свойство движения, характеризующееся способностью человека в процессе двигательных действий преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества. Возрастной период от 3 до 7 лет отличается выраженным повышением уровня физического развития и физической подготовленности детей, значительным нарастанием мышечной силы, расширением индивидуального двигательного опыта, повышением уровня двигательной активности, развитием всех физических качеств, в том числе и силы.
2. Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств, в том числе и силы. Педагогические основы развития физических качеств включают цели, задачи физического образования, принципы, условия, средства, наличие программ, выбор приоритетного направления в физическом образовании дошкольников. Методика развития физических качеств включает средства и методы с учетом возрастных периодов, половых признаков, психофизиологических индивидуальных и прочих особенностей детей дошкольного возраста. Ведущими методами развития физического качества силы у старших дошкольников являются: игровой - с подбором подвижных игр силовой направленности; соревновательный - с включением соревновательных упражнений; повторный - с повтором определённых упражнений, заданий с перерывом между повторами до полного восстановления. Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, в том числе и развитие силы, необходимо выполнение ряда условий: творческая направленность педагогического процесса, подбор адекватных средств и методов обучения, использование наряду с традиционными средствами (подвижные игры и упражнения) нетрадиционных средств и методов воспитания. В настоящее время существует множество рекомендаций по диагностике уровня физической подготовленности, однако, не все они имеют научное обоснование или серьезную практическую апробацию. В связи с этим, представляя тестовые задания на определение уровня развития силы и скоростно-силовых качеств: кистевая динамометрия, сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамейку, прыжки в длину с места, метание мешочка, прыжки вверх с места, прыжки в длину с разбега, бросок набивного мяча, подъем из положения лёжа на спине; мы приводим их краткие характеристики, методику проведения и доказательства соответствия необходимым требованиям.
3. Таким образом, по результатам проделанной работы можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи выполнены, доказана эффективность развития силы повысится при использовании специально разработанной методики развития физического качества силы у детей старшего дошкольного возраста которая содержит подвижные игры, основные движения и спортивные упражнения, содействующих активизации биологических механизмов, ответственных за проявление абсолютной силы и скоростно-силовых качеств, нашла свое подтверждение.
1. Бойко, В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов [Текст] /. - М., 2004. - 224 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] /. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
3. Виноградов, М.Н. Физиология трудовых процессов [Текст] /. - 2-е издание. - М.: Медицина, 1966. - с.228-238
4. Волков, Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена[Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3 - с.15-21
5. Верхошанский, Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] /. - М.: Физкультура и спорт, 1988-331с
6. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] : учебное пособие. - Р-на- Д, Феникс, 2004. - 214 с.
7. Зациорский, В.М., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы отбора в спорте [Текст] /. - М.: ГЦОЛИФК, 1980
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] /. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.28-39.
9. Кофман, Л.Б. Физическая культура [Текст] /. - М.: Просвещение, 1996.
10. Кунат, П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта [Текст] // Психология и современный спорт. - М., 1973. - с.224-319.
11. Кочурко, Е.И., Сёмкин А.А. Подготовка квалифицированных борцов [Текст] /. Минск: Высшая школа, 1984. 96 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.
[электронный ресурс]: http://www.sovetskisport.ru/teorya_i_metodika.
(11.10.2013 г.)
13. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость [Текст] /: М.: Знание, 1990. 98 с.
14. Лоренс, Р.К. Тренировка борцов [Текст] /. : Сп. б.: Ежегодник. - М., 1969.146 с.
15. Лукин, К., Филиппов Г. Подготовка спортсмена многообразна [Текст] /. М.: ДОСААФ СССР, 1980. 108 с...