ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие координационных способностей 6
1.2. Средства развития координационных способностей
у волейболистов 14
1.3. Методы развития координационных способностей
у волейболистов 18
1.4. Методика развития координационных способностей
у волейболисток 14-15 лет 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема физических (двигательных) способностей является одной из важнейших в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и при этом она одновременно выступает предметом постоянных дискуссий. Её значимостьв практике воспитания полностью развитой личности возрастает, поскольку это напрямую имеет связь с целым рядом проблем: подготовкой ребенка к жизни, работе и защите Родины, выбором профессии в соответствии с наклонностями и способности, ориентация и выбор определенных видов спорта и жизненной позиции будущего гражданина.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест отводится координационным способностям (КС), развитию которых уделяется существенное внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11 классов, что справедливо и естественно, т.к. в современных условиях НТР повышает ценность таких человеческих качеств, как способность быстро ориентироваться в пространстве, чутко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень мышечного напряжения; быстро реагировать на сигналы окружающей среды; вестибулярная устойчивость [16].
Координационные способности также включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, способность быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и т. д. [3].
Необходимость целенаправленной разработки и диагностики способности оптимально контролировать движения и регулировать их не вызывает сомнений у специалистов. В то же время вопросы формирования и диагностики комплекса координационных способностей недостаточно разработаны и представляют значительные трудности для учителей и инструкторов по физическому воспитанию. На это есть несколько причин. В научно-методической литературе координационные способности обозначают разные термины и понятия, и это мешает учителю создать целостный взгляд на систему таких способностей, способы их развития и оценки. Большой фактический материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях, которые не систематизированы, мало известны и не внедрены в практику учителей физкультуры.
Задачи обеспечения дальнейшего и особого развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой выбранного вида спорта, во втором - выбранной профессии.
Основываясь на обобщении научных и практических данных, в данной работе предпринята попытка представить целостную, научно обоснованную методологию развития координационных способностей девушек 14-15 лет в волейболе, а также методы диагностики этих способностей.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у девушек 14-15 лет на занятиях волейболом.
Цель исследования: выявить эффективность использования
предложенного комплекса упражнений для развития координационных способностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом, нами сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у волейболисток 14-15 лет на занятиях волейболом;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей у волейболисток 14-15 лет на занятиях волейболом.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы из 49 наименования, 5 приложений. Текст иллюстрирован 2 таблицами и 5 рисунками. Общий объем работы 59 страниц.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.
Для развития координационных способностей у девушек 14-15 лет в волейболе используют самые разнообразные упражнения, в которых они должны выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запасов двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а, следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных данных и результатов педагогического
эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в волейболе является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 14-15 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у девушек 14-15 на занятиях волейболом.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Бег через барьеры различной высоты.
• Бег на скорость различными способами с изменением направления.
• Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360°.
• Использование специальных упражнений и методик
3. Нами была доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у волейболисток экспериментальной группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедренный нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей у девушек 14-15 на занятиях волейболом.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности [Текст] / В.С. Аверьянов. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян. - М. : Наука, 1989. - 506 с.
3. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 289 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин - тов [Текст] / Б.А. Ашмарин.
• М.: физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
5. Абрамов, B.C. Аэробика и мы [Текст] / В.С. Абрамов. - Ташкент: Медицина, 1999. - 174 с.
6. Беляев, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 360 с.
7. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх [Текст] / В.З. Бабушкин. - Киев : Наука, 1991. - 298 с.
8. Беляев, А. В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляев. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 309 с.
9. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховских.
• М. : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
10. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий: учебное пособие [Текст] / Б.Ф. Вашляев. - Екактеринбург : 2006. - 166 с.
11. Г айворонская, А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / А.А. Гайворонская. - Волгоград, 2009. - 27 с.
12. Доржиева, О.С. Технология применения аэробики в учебно- иренировочном процессе волейболистов 11-12 лет [Текст] / О.С. Доржиева. - Вестник Бурятского государственного университета. -2012. - № 13. - С.76 - 80.
13. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 387 с.
14. Железняк, Ю. Д. Волейбол [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 304 с.
15. Железняк, Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 256 с...