ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. ..6
1.1. Характеристика оздоровительной физической
культуры 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего
дошкольного возраста 9
1.3. Методика проведения оздоровительных мероприятий в
дошкольных образовательных учреждениях 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2. 1. Организация исследования 37
2. 2. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей [31].
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Современный этап развития общества характеризуется значительным развитием научно-технической сферы. С одной стороны жизнь современного человека становится значительно проще, а с другой, появление технических новшеств приводит к снижению двигательной активности. Это негативным образом сказывается на здоровье людей, в первую очередь детей.
Однако продолжающееся в настоящее время снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста и увеличение их заболеваемости вызывает большую тревогу у специалистов. Несмотря на появление большого количества разнообразных программ: «От рождения до школы»; «Радуга»; «Детство», разработанных в последнее время для дошкольного образования, слабое физическое развитие и частые простудные заболевания свидетельствуют о недостаточной их эффективности.
Воздействие целого ряда неблагоприятных факторов (ухудшение условий жизни, гиподинамия, стресс и другие) определяет необходимость дальнейшей разработки профилактических мер в отношении здоровья дошкольников с учетом их возрастных и половых особенностей. Среди этих мер особое место занимают средства и методы закаливания.
Постоянные поиски эффективных путей укрепления здоровья детей убеждают в том, что еще не полностью реализуется оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка [29].
Таким образом, выбор темы обусловлен ее актуальностью, поскольку в настоящее время в нашем обществе увеличилось количество детей, отличающихся плохим здоровьем, отклонениями в физическом развитии , низким уровнем двигательной подготовленности.
В связи с этим, особую актуальность приобретают здоровьесберегающие технологии. Одним из важных элементов здоровьесберегающих технологий является процесс закаливания. Известный еще с древних времен, в современном обществе он приобретает особое значение, способствую укреплению иммунитета и хорошего самочувствия.
Процесс закаливания основан на терморегуляторных свойствах организма, он включает в себя процедуры с использованием энергии солнца, воды, воздуха. Большое значение процедуры закаливания имеют в младшем возрасте, когда организм до конца еще не сформирован и в наибольшей степени подвержен влиянию среды.
Регулярное применение процедур закаливания будет способствовать повышению сопротивляемости организма к таким заболеваниям как тонзиллиты, риниты, бронхиты, ларингиты, диспепсиям различного характера и другим. Процедуры закаливания могут проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Алгоритм их проведения достаточно прост и не требует ни специального оборудования, ни специальных медицинских знаний [31].
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства оздоровительной физической
культуры.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить и обосновать необходимость использования средств оздоровительной физической культуры в процессе развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить динамику развития физического развития и двигательной подготовленности детей 6-7 лет за период эксперимента.
3. Экспериментально доказать эффективность применения оздоровительных средств физической культуры, направленных на повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности детей 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 68 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Качественно организованная физкультурно-оздоровительная работа с детьми поможет сохранить, укрепить и улучшить здоровье детей, как физического, так и психического, а организованная развивающая среда в группе для закаливания даёт детям возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Наибольший эффект достигается при комплексном использовании средств физической культуры, к которым относятся естественные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения, массаж, подвижные игры.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Оздоровительная физическая культура располагает большим арсеналом средств укрепления здоровья дошкольников. Одним из эффективных средств является закаливание, поскольку сочетание физических упражнений с естественными силами природы способствует повышению адаптационных возможностей детского организма и его физическому развитию.
2. Была разработана и успешно применена система закаливающих мероприятий, которая включала все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществлялись круглый год.
3. За период эксперимента дети обеих групп улучшили показатели физического развития и двигательной подготовленности. Однако, за счет включения оздоровительных мероприятий в режим дня детей
экспериментальной группы, их результаты были выше по сравнению с контрольной группой.
1. Абросимова Л. И. Определение физической работоспособности детей и подростков [Текст] / Л. И Абросимова. - М.,1978.
2. Александрова В.А. Закаливание, массаж, гимнастика. [Текст]/ В.А. Александрова - СПб.: «Сова» 2003. 126с.
3. Амосов Н. М., Бендет Я. А. Физиологическая активность и сердце. [Текст]/Амосов Н. М., Бендет Я. А.-К., 1989. 216 с.
4. Антонов, Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», [Текст] / Ю. Е Антонов. «Аркти» - М. , 2001.- 224с.
5. Ашмарин Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.,1987. - 223с.
6. Береснева З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]/ З.И. Береснева - М.: «СФЕРА» 2004. - 32с.
7. Брязгунов И. П. Вся правда о закаливании. [Текст]/ И. П Брязгунов - М.: «Миклош» 2009. - 198с.
8. Вайнберг Н. С. Роль нервной системы в терморегуляции. Л.: «Государственный Институт усовершенствования врачей имени С. М. Кирова» 1943. - 125с.
9. Воронина Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду Е. К. Воронина 2001. -157С.
10. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье [Текст]/ Э. С Вильчковский - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.
11. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. [Текст]/ В.Т. Гришин М.: "Просвещение". 1982 г. - 112 с., ил.Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]/ А. А. Гужаловский - М.: «ФИС» 1986. - 352с.
12. Динеика К. В. 10 уроков психофизической тренировки. [Текст]/ К. В. Динеика - М.: «ФИС» 1987. - 63с.
13. Доскин В. А. Растем здоровыми. Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. [Текст]/ В. А. Доскин - М.: «Просвещение» 2002. - 108с.
14. Жбанков Р. Г. Закаливание холодом. [Текст]/ Р. Г. Жбанков - М.: «Полымя» 1980. - 34с.
15. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка. [Текст]/ В.В. Кантан - СПб.: «КОРОНА» 2001. - 270с...