Введение 4
1 Теоретические и методические основы стратегического управления развитием организации 7
1.1. Сущность и содержание стратегического развития организации 7
1.2. Модели стратегического развития организации 18
1.3. Особенности построения системы стратегического управления развитием организации 23
2 Оценка эффективности стратегического управления развитием ОАО «Медицина» 34
2.1. Общая характеристика медицинской организации 34
2.2. Анализ системы управления ОАО «Медицина» 39
2.3. Оценка эффективности стратегического управления развитием медицинской организации 58
3 Разработка нового вида услуг как метод обеспечения стратегического развития ОАО «Медицина» 63
3.1. Проектирование нового вида услуги ОАО «Медицина» 63
3.2. Прогноз эффективности 69
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Совершенствование стратегического управления отечественными предприятиями в условиях глобализации мировой экономики является важной научной и практической задачей, решение которой позволит ускорить темпа развития отечественной экономики.
Все более очевидным становится то, что главной характеристикой систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение функциональных исследований, повышения уровня качества, расширение сферы услуг, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращения уровней управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов должны быть основными направлениями изменений в аппарате управления.
На текущей момент развития современной экономической системы, можно выделить некоторые наиболее заметны тенденции развития организации, а именно: во внутреннем развитии - развитие и совершенствование систем исследований организаций: сегментирование рынка, исследования уровня удовлетворительности потребителя, марок и потребительских мнений, оценка корпоративного имиджа; развитие организационных структур: внедрение дивизионных и сетевых структур, создание малых групп, внутренних рынков, стратегических центров прибыли; привлечение рабочих к управлению организациями: создание рабочих групп и комитетов для решения отдельных задач и реализации проектов; возрастание роли работников в процессе формирования добавленной ценности: развитие систем стимулирования персонала, повышения квалификации и самостоятельности работников, принципиальное изменение структуры персонала; развитие инновационной активности организаций: реализация научно-технических достижений в создании новых продуктов и внедрения новейших технологий.
Во внешнем развития организаций, можно выделить такие тенденции: глобализация деятельности: кооперация, партнерство, международные стратегические альянсы, франчайзинговые системы, концентрация; формирование единого информационного пространства: размытость границ организации, скорость принятия решений; территориальная экспансия: открытие филиалов за рубежом, приобретение доли участия в капитале иностранной организации.
Основываясь на анализ тенденций развития организаций, можно утверждать, что их главным свойством, развитость и использование которого влияет на общую эффективность деятельности, является постоянное приспособление к динамической внешней среде.
На первый план выходят такие черты предприятия, как организационная гибкость: предприятие должно оперативно реагировать на запросы клиентов; гибкость должна стать организационной культурой компании; привлечение рабочих к активному участию в управлении, обсуждении и принятии как тактических так и стратегических решений; ориентация на знания - сегодня знания и человеческий капитал становятся главным фактом производства; инновационная природа функционирования становится главным фактором успеха предприятий, в этих условиях интеллектуальный труд становится основой создания материальных ценностей, получение доходов и прибыли, знания становятся доминирующим активом предприятий; преимущественное применение команд с целью использования коллективного интеллекта, которое позволяет разрабатывать уникальные технологические, рыночные и управленческие решения; высокая внутренняя конкурентоспособность, которая основывается на знаниях и опыте персонала, формирует конкурентные преимущества предприятия и его ключевую компетенцию; стремление к диверсификации - необходимо использовать диверсификацию рабочей силы и поставщиков, что позволит повысить конкурентоспособность компании и позволит расширять спектр услуг или ассортимент товаров.
Способность использовать наличные ресурсы и развивать организацию – это главное требование для длительной и эффективной деятельности такой организации. Поэтому, на основании выше изложенного, можно утверждать о высокой актуальности тему дипломной работы.
Объектом исследования является управление развитием организации.
Предметом исследования выступает система стратегического управления развитием и направления такого развития ОАО «Медицина».
Цель работы состоит в выявлении путей стратегического развития ОАО «Медицина».
Для достижения цели, в процессе написания дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
а) изучить теоретические и методические основы менеджмента организации;
б) провести анализ системы стратегического развития действующего предприятия;
в) определить направления развития и разработать новую услугу, способствующую стратегическому развитию ОАО «Медицина».
Развитие любой управленческой системы возникает тогда, когда она, вследствие изменений приобретает интерактивные свойства. Стратегическое развитие организации является закономерным и целесообразным позитивным изменением в ранее обозначенное время самой организацией (ее целями, содержанием, методами, формами организации производственного процесса) и ее управляющими системами, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.
Планирование является первичным элементом стратегического управления. При планировании, предприятие использует данные о состояние внешней и внутренней среды, проводит оценку собственной конкурентоспособности, потенциальных угроз и возможностей развития. В редких случая, методика планирования предусматривает использование методов определения «уникальности», согласно которых, к учеты принимаются только уникальные преимущества предприятия на рынке использование тех или иных методов стратегического управления и планирования зависит от множества факторов, среди которых: ситуация на анализируемом сегменте рынка, вид прогнозов и важность расчетов, которые будут использоваться в результате анализа.
Оценка эффективности системы управления стратегическим развитием организации показала, что
а) миссия организации ОАО «Медицина» заключается в предоставлении высококачественных услуг, с целью максимального удовлетворения запросов потребителей;
б) на сегодняшний день в ОАО «Медицина» разработана и реализуется стратегия завоевания рынка;
в) социокультура и корпоративная философия в ОАО «Медицина» отсутствуют;
г) внутриорганизационное управления в ОАО «Медицина» реализуется с использованием административных и экономических стимулов;
д) организационная структура управления исследованного предприятия представлена дивизионной структурой смешанного типа;
е) финансовая деятельность, маркетинговые, рекламные и PR стратегии ОАО «Медицина» являются крайне важными системными элементами;
ж) информационное обеспечение в деятельности всех коммерческих организаций, какой и является ОАО «Медицина» занимает одно из важнейших мест. На сегодняшний день, в качественному информационному обеспечению стратегического управления развитием ОАО «Медицина» подходят с недостаточной долей внимания.
В качестве вида услуг, который обеспечит стратегическое развитие ОАО «Медицина» предложено предоставлять услуги по ранней диагностики онкологических заболеваний.
Поскольку услуги будут предоставляться на существующем оборудовании, капиталовложения в виде инвестиций в оборудования будут отсутствовать. Финансирование ОАО «Медицина» будет направлено на покрытие текущих затрат по формированию и предоставлению услуг.
Прогноз эффективности финансирования таких затрат показал высокие результаты, что может характеризировать проект по обеспечению стратегического развития организации эффективным.