ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СКОРОСТНОЙ
ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ 7 - 8 ЛЕТ 5
1.1.. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7-8
лет 5
1.2. Биологические факторы, определяющие развитие быстро
ты 9
1.3. Специфика двигательных действий в хоккее 11
1.4. Методики развития быстроты 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 7 - 8 ЛЕТ 36
2.1.Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
2.3. Содержание экспериментальной методики 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность: Стремительный прогресс в мире хоккея, потребует от специалистов постоянного поиска средств, методик обучения хоккеистов в детском возрасте, а период подготовки составляет около 10 лет от начального этапа до этапа спортивного мастерства. Характерной особенностью в хоккее с шайбой , будет практиковаться список технических, тактических, техникотактических приемов в часто меняющейся игровой обстановке, что требует от хоккеиста высоких показателей к разнообразной физкультурной подготовленности. Необходимо найти резервы совершенствования уровня развития физических качеств, совершенствование технико-тактического навыка с детского возраста. Развитие быстроты занимает очень важный фактор в физическом воспитании хоккеистов. Практика подтверждает, что многие спортсмены не всегда могут постигнуть высоких результатов в спортивной карьере не по той причине, что им не позволяет плохая техника движений, а в основе лежит не достигнутое совершенство физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Такое физическое качество как быстрота ,по праву является одним из наиболее главных физических качеств для хоккеиста. Быстрота в большей мере определяет положительный результат в турнирах по хоккею. Развить скоростные способности в не сенситивном возрасте, сложны и малоэффективны, возраст юных хоккеистов располагает благоприятные возможности для воспитания , совершенствования - быстроты . Необходимо «попасть» в благоприятный период для совершенствования физического качества быстрота , в дальнейшем будет сложно доработать утраченные возможности. Проведенные исследования подтвердили, что наиболее максимального роста по многим качествам ,не рассматриваются у юных хоккеистов[48]. Обучающиеся 7-8 лет подходят для сенситивного периода воспитания быстроты у юных хоккеистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс хоккеистов 7-8 лет.
Предмет исследования: методика развития быстроты у хоккеистов 7-8 лет.
Цель исследования: повышение уровня развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов 7-8 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности двигательной деятельности в хоккее с шайбой.
2. Выявить возрастные особенности воспитания быстроты у детей 7-8 лет.
3. Проанализировать методы развития скоростных способностей у детей 78 лет.
4. Разработать экспериментальную методику развития быстроты у хоккеистов 7-8 лет.
5. Дать практические рекомендации.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 62 страниц, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
1. Быстрота - это нервно-мышечные особенности спортсменов, повышающие приспособляемость, скорость развития максимального усилия и качество управления собственным телом, обеспечивающего координацию между положением тела, работой ступней, положением клюшки и контролем над шайбой в условиях постоянных и быстрых изменений игровой ситуации и расположения остальных 11 игроков на льду. Хоккеисты, обладающие такими качествами, способны очень быстро выполнять сложные и эффективные маневры.
2. Научные исследования показали , быстрота простой реакции на 60 - 85% проявляется наследственностью. Влияние на генном уровне испытывают скорость одиночного движения и частота движений, проявляемая скорость в целостных двигательных актах, беге поддерживается приблизительно в равной степени от генотипа и внешней среды (40 - 60%).На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, воздействуют : скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, частота нервно-мышечной импульсации , степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа .Со стороны биохимии , на быстроту движений влияет ,содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, ресинтеза и скорости ее расщепления. В упражнениях на скорость ресинтез АТФ появляется за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0 - 10%.
3. Наиболее благоприятным, сенситивным периодам в развитии скоростных способностей, у юных хоккеистов считается возраст с 7 до 10 лет. Не много в меньшем, рост быстроты продолжается с 11 до 15 лет. К данному возрасту ,фактически наступает стабильность результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные действия или занятия всевозможными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5 - 20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Различия в половой сфере на уровень развития скоростных способностей невелики до 12 - 13-летнего возраста. Позднее мальчики опережают девочек , особо в показателях быстроты целостных двигательных действий (плавание ,бег и т.д.).
4. Анализ общепринятых методик показывает , что при развитии быстроты чаще применяют скоростные , «спринтерские» упражнения: бег на короткие дистанции с скоростью максимальной, ускорения ,спурты, старты из различных исходных положений. В основе используются методы воспитания скоростных способностей:
• методы строго регламентированного упражнения;
• соревновательный метод;
• игровой метод.
Методические приемы развития быстроты:
• выполнение упражнений за лидером;
• соревновательное выполнение движений или действий;
• применение различных сигналов для начала и прекращения упражнений;
• использование дополнительных средств, связанных с тягой, транспортировкой отягощений и другое;
• использование стартов из различных исходных положений с места и в движении;
• упражнения в беге по склону вниз, по-прямой и с изменением направлений;
• увеличение количества повторений посредством сокращения времени на выполнение упражнения;
• максимальное количество движений за определенный отрезок времени.
Данные проведённых исследований позволяют сделать вывод:
• - ограничение длительности упражнения «быстрый бег в парке или в лесу с уклонами и уходами от встречных веток, кустов и деревьев» 10-ю секундами препятствовало развитию перенапряжений у юных спортсменов;
• - сочетание педагогического тестирования, измерений и статистической обработки позволило получить достоверные результаты;
• - педагогическое воздействие на уровень различных форм проявления быстроты может оказывать значительное влияние на них в сенситивные периоды на фоне высоких природных темпов прироста изучаемых способностей (см. приложение табл.5).
Выяснив что , достоверны более высокие результаты по всем тестам и более высокие темпы прироста в экспериментальной группе позволяют сделать вывод об эффективности предложенных средств.
Следует отметить, что различия наблюдались в тестовых упражнениях:
• - бег на месте, кол-во движений за 10 сек.- в ЭГ темп прироста быстроты составил 15% за время эксперимента, тогда, как в контрольной составил 0%.
• - бег на 30 метров.- в ЭГ темп прироста быстроты составил 8% за время эксперимента, а в контрольной составил 2%.
• - тест на измерение скорости реакции - в ЭГ темп прироста быстроты составил 7% за время эксперимента, а в контрольной составил 4,3%.
• - челночный бег 3х10 метров.- в ЭГ темп прироста быстроты составил 7% за время эксперимента, а в контрольной составил 1,2%.
Средний арифметический показатель темпа прироста быстроты 4-х тестовых упражнений в контрольной группе равен 1,87%, а в экспериментальной составляет 9,25%. Отсюда следует, что у детей ЭГ прирост показателей по среднеарифметическому значению тестовых упражнений оказался больше, чем у детей КГ на 7,38%.
Из вышеизложенного следует, что мы имеем достоверные улучшения показателей (P<0,05), прироста быстроты, что в свою очередь подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Одним из важных физических качеств в хоккее с шайбой является - быстрота. Рассмотрев развитие физических качеств можно выделить , что тренировка, с концентрирована на предвосходящее развитие быстроты, в данном возрасте, будет более эффективной, т.к. создает функциональные предпосылки для развития других качеств: силы и скоростной выносливости. Известно, что быстрота у хоккеистов проявляется не только в быстром скольжении на коньках. Как правило, движение хоккеиста происходит с изменением направления, неожиданными остановками, ускорениями и т.д., хоккеист должен владеть высокой стартовой скоростью из разных исходных положений , быстро выполнять ряд технических приемов. Сила хоккеиста в значительной степени определяет быстроту его движений.
Была разработана экспериментальная методика и проведен педагогический эксперимент, в результате которого мы получили достоверное улучшение результатов (P < 0,05) выполнения контрольных упражнений в экспериментальной группе у обучающихся хоккеистов.
Опираясь на анализ литературы и с учетом проведенного педагогического эксперимента нами разработаны практические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие скоростных способностей при подготовке 7-8 летних хоккеистов...
1. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов. учеб. пособие. [Текст] / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. - Харьков: Основа, 1993.-244с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультетов физ. культуры пед. институтов по специальности 03.03 ФК [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 187с.
3. Букатин, А.Ю. Начальное обучение юных хоккеистов (8-10 лет): учеб. пособие [Текст] / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов, В. П. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 67с.
4. Букатин, А.Ю., Юный хоккеист: Пособие для тренеров. [Текст] / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов. - М.:ФиС,1986. - 208с.
5. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов: Учеб метод. пособие [Текст] / В.А. Быстров. - М.: Терра - Спорт, 2000.- 63с.
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / В. Ю. Верхошанский. - М.:ФиС,1988.- 331с.
7. Биоэнергетические основы тренировки хоккеистов высокой квалификации: учеб. пособие для студ. специализации и слушат. Высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа [Текст] / Н.И. Волков, А. Ю. Букатин, С. К. Сарсания, М. А. Мелихова, - М.:ФиС,1986 - 64с.
8. Верхошанский, Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития: Лекция для студ. ГЦОЛИФКа [Текст] / Ю. В. Верхошанский, Л. О. Ганченко. - М.:ФиС,1989. - 22с. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1977 — 215 с. — (Наука спорту).
9. Волков, В. М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста [Текст] / В.М. Волков. - М.: «ФиС», 1986 -218с.
10. Вашляев, Б. Ф. «Конструирование тренировочных воздействий». [Текст] / Б.Ф. Вашляев, И. Р. Вашляева, М. Г. Фарафонтов - Екатеринбург.: Издатель Калинина Г.П. 2006. - 166с.
11. Гальперин, С. И. Физиологические особенности детей. (Пособие для студентов факультетов естествознания педагогических институтов). [Текст] / С.И. Гальперин. - М.: Просвещение 1985 - 243с.
12. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. [Текст] / М. А. Годик. - М.: «ФиС», 1990 -216 с.
13. Дещин, Д. Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании [Текст] / Д. Ф. Дещин. - М.: Физкультура и спорт, 1985 - 163 с.
14. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовленности [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Королев, А. А. Сафонов. - М.: «Просвещение», 1994 - 368 с.
15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсменов [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: «ФиС», 1999.- 200с...