ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Психологическая подготовка спортсменов 6
1.2. Средства и методы психологической подготовки
спортсмена
1.3. Характеристика психофизиологических состояний спортсмена
перед стартом
1.4. Физиологическая характеристика лыжных гонок 28
1.5 Возрастные особенности психофизиологического развития
подростков 13-14 лет
1.6 Диагностика и регулирование психических состояний спортсмена
перед стартом
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Контингент и его характеристика 39
2.2. Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В настоящее время ни у кого, имеющего отношения к практике спорта, не вызывает сомнения тот факт, что психологическая подготовленность спортсмена к соревнованиям является необходимым и важнейшим компонентом его общей готовности.
Определение психического состояния спортсмена - лыжника является одной из актуальных проблем спортивной психологии. Данная проблема не стоит на месте, а постоянно совершенствуется.
В настоящее время тренерский состав больше уделяет внимания технической подготовке спортсмена, второстепенную же роль оставляют вопросам тактики, почти всегда забывая о психологической стороне, которая, несомненно, играет одну из главных ролей в достижении спортсменом спортивного результата.
Спортивная деятельность протекает в экстремальных условиях, при жестком лимите времени, в нестационарной среде, т.е. в среде, формируемой действиями самого спортсмена, его соперников и партнёров. Одной особенностью спортивной деятельности является наличие регулярного психического напряжения очень высокой степени. Участие в спортивных соревнованиях, которые насыщены борьбой за первенство и высшие достижения, всегда требует максимального напряжения всех сил спортсмена. (В.П. Некрасов.,1986) Следовательно, от него требуется мобилизация физических и морально - волевых качеств, так как, участвуя в соревнованиях, он защищает честь своего коллектива, города, команды. Такая высокая мотивированная деятельность не может не волновать спортсмена, вызывая высокую степень переживания. Даже опытные квалифицированные спортсмены не могут порой сдержать, свои нервы, настроиться, отрегулировать свое психическое состояние. Предстартовое состояние - это готовность спортсмена к старту, физическим нагрузкам (тренировкам), то есть это готовность в кратчайшее время перейти от покоя к работе, достичь оптимальной работоспособности, перейти от одного вида или уровня интенсивности работы к другой, обеспечивая требуемое качество нагрузки. (Б.А. Вяткин.,1981). Подготовка требует наличия у спортсменов определенного комплекса психических качеств и свойств и в то же время способствует развитию этих жизненно важных свойств и качеств. (А.Ц. Пуни.,1969)
Недостаточно иметь необходимые свойства темперамента, высокий уровень двигательных способностей, тактического мышления, хорошие функциональные возможности. Важно уметь реализовать свои потенциальные возможности именно тогда, когда условия борьбы создают максимум препятствий для этого. (А.В. Родионов.,1983)
В данной работе, мы рассматривали проявления и формирование компонентов психики с позиций системно-структурного подхода, при котором изучаются сами свойства и качества, и временные психические состояния, по-своему “окрашивающие” их проявления.
Сформировавшиеся способности проявляются через определенные психические качества, влияющие на процесс и эффективность спортивной деятельности.
Использование методики коррекции предстартового состояния у лыжников 13 -14 лет - очень важная часть подготовки спортсмена - лыжника, особенно в подростковом возрасте, что позволит контролировать психическое напряжение гонщиков, даст возможность мобилизовать физические и морально - волевые качества и успешно выступить в соревнованиях.
Объект исследования - процесс психологической подготовки лыжников - гонщиков 13-14 лет.
Предмет исследования - эффективность методики коррекции предстартового состояния.
Цель исследования - определение методики коррекции предстартового состояния лыжников - гонщиков 13-14 лет.
В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать специальную научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Сформировать группу исследуемых и организовать педагогический эксперимент.
3. Определить наиболее доступные и эффективные методики психорегуляции предстартового состояния.
Структура выпускной аттестационной работы. ВАР изложена на 53 странице, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 25 источников и приложений. Текст ВАР снабжён таблицами и рисунков.
Изучение научно - методической литературы по проблеме исследования, а также психологическое состояние лыжников 13 -14 лет, результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы:
• За последние годы появилось достаточно литературы, позволяющей изучить психологические особенности лыжников 13 -14 лет;
• Подобранная нами методика, направленная на снятие эмоционального напряжения перед стартом у исследуемого контингента, оказалась эффективной, т.к. произошёл рост результатов в тестировании двигательных способностей.
• Исходя из наших расчётов, следует, что используемые нами методики являются действующими и способствуют дальнейшему их применению.
1. Аросьев Д.А., Нежнов П.Г. Организационно - психологический подход в подготовке спортсменов. В сб. «Психология и современный спорт». - М., 1984. - с.94.
2. Вяткин Б.А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М., 1981. - с.89.
3. Вяткин Б.А. Психологическое состояние спортсменов перед стартом и его саморегуляция. - Пермь., 1983. - с.99.
4. Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях: Учебн. Пособие. - М., 1974. - с.58.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986. - с.88.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2000. - с.287.
7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М., 1970. - с.231.
8. Дубровский В.И., Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. - М., 2002. - с.452.
9. Ивойлов А.В. Соревнование и тренировка спортсмена. - М., 1982. - с.93.
10. Киселев Ю.Я. Психодиагностика, ориентированная на отбор спортсменов для подготовки и участия в соревнованиях. В сб.:» Психология и современный спорт». - М. 1982. - с.88.
11. Лыжный спорт., Евстратова В.Д., Чукардина Г.Б., Сергеева Б.И., - М., 1989. - с.315.
12. Методики психо - диагностики в спорте: Учебн. Пособие. - М., 1990. - с.256.
13. Махач М., Маханова Е. Целеноправленное формирование актуального психо - физиологического состояния спортсмена с использованием методов саморегуляции. В сб: «Стресс и тревога в спорте». - М., 1983. - с.116.
14. Найдиффер Р.М. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения. В сб.: «Стресс и тревога в спорте». - М., 1983. - с.94.
15. Некрасов В.П., Худадов М.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М., 1985. - с.103...