Введение 3
Глава 1. Подвижные игры как средство развития физических качеств легкоатлетов 10-11 лет 6
1.1. Подвижные игры как средство физического воспитания 6
1.2. Классификация подвижных игр 8
1.3. Подвижные игры в тренировочном процессе легкоатлетов
10-11лет 12
1.4. Особенности двигательной подготовленности детей 10-11 лет ... 14
1.5. Методика использования подвижных игр в тренировочном
процессе для развития физических качеств на этапе начальной подготовки 15
1.6. Критерии оценки уровня развития физических качеств юных
легкоатлетов 10-11лет 19
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Экспериментальное обоснование использования подвижных игр
в тренировочном процессе юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки 31
3.1. Характеристика участников эксперимента 31
3.2. Результаты поискового эксперимента 32
3.3. Анализ подвижных игр и методика их применения на занятиях с юными легкоатлетами с учетом развития физических качеств 34
3.4. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждения ....34
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение 46
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к профессиональной деятельности. В этой связи большую роль, в современном обществе, играют детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), которые призваны формировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
К числу наиболее значимых и перспективных проблем в области юношеского спорта специалисты (В.Г.Алабин, Н.Г.Озолин, И.Вацула, Л.П.Матвеев, В.Г.Никитушкин, В.П.Губа и др.) относят достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков. Данное положение четко отражено в программах по легкой атлетике для детско-юношеских школ разработанных в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спортивных школ. Именно программы содержат научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса юных легкоатлетов на различных этапах многолетней подготовки.
Как считают Л.П.Матвеев, Н.Г.Озолин, В.Б.Зеличенок, В.Г.Никитушкин, В.П.Губа и др. одной из основных задач в деятельности детско-юношеских спортивных школ, является обеспечение оптимального развития физических качеств юных легкоатлетов с учетом их возрастных особенностей развития.
В теории и методике физического воспитания и спорта физические упражнения рассматриваются как конкретные двигательные действия содержание которых представляет совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении физических упражнений (Б.А.Ашмарин, Л.П.Матвеев, Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Н.Г.Озолин и др.). Именно, исследования этих и других специалистов позволяют говорить о том, что с помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств ребенка, что, естественно, по их мнению, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность.
Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению спортивно-оздоровительных задач в учебно
тренировочном процессе спортивной школы (Н.Г.Озолин, И.Вацула, Л.В.Былеева, И.М.Коротков и др.).
Известно, что игровая деятельность имеет важное значение в период наиболее активного формирования характера - в детские и юношеские года. Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод сядет ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания. Об этом в своих исследованиях говорили Н.Г.Озолин, И.Вацула, Л.В.Былеева, И.М.Коротков и др. Игровую деятельность они рассматривали как одно из средств целенаправленного воспитания ребенка, так как характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений.
Несмотря на разработанность этой проблемы и наличия большого количества методических разработок по использованию подвижных игр в тренировочном процессе юных спортсменов-легкоатлетов, на практике имеют место противоречия и недостаточная разработанность использования подвижных игр в тренировочном процессе с учетом развития физических качеств. Чаще всего подвижные игры используются как средство общей подготовки или реабилитации юных легкоатлетов в учебно-тренировочных занятиях.
Проблемой остается целевая направленность содержания подвижных игр на воспитание конкретных физических способностей юных легкоатлетов с учетом их будущей специализации.
Следует отметить, что, несмотря на имеющие проблемы процесс методической разработки подвижных игр не прекратился, а неустанно продолжается.
На наш взгляд, подбор подвижных игр для воспитания физических качеств юных легкоатлетов должен осуществляться с учетом индивидуальных способностей занимающихся, их двигательной подготовленности и мотивации к регулярным занятиям легкоатлетическими упражнениями. Данные вопросы в доступной нам методической литературе освещены недостаточно. Наличие противоречий позволило обозначить проблему исследования как поиск, выявление и обоснование использования подвижных игр в тренировочном процессе и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: " Методика развития физических качеств легкоатлетов (10-11 лет) на этапе начальной подготовки средствами подвижных игр".
Объект исследования: процесс физической подготовки легкоатлетов.
Предмет исследования: использование средств подвижных игр в развитии физических качеств легкоатлетов (10-11 лет) на этапе начальной подготовки.
На основании анализа доступной литературы, обобщения наблюдений и педагогического опыта сформулирована гипотеза исследования:
• предполагается наличие зависимости между особенностями развития детей 10-11 лет и характером двигательного содержания подвижных игр;
• для эффективного использования подвижных игр в тренировочном процессе юных легкоатлетов, повышения их двигательной подготовленности предполагается исследование двигательного содержания подвижных игр и соответствия развитию конкретных физических качеств.
В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.
Цель исследования: определить и обосновать педагогические возможности двигательного содержания подвижных игр для развития физических качеств юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы в литературе, посвященной изучению использования подвижных игр в учебнотренировочном процессе юных легкоатлетов.
2. Исследовать содержание подвижных игр и влияние его на развитие различных физических качеств.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенных подвижных игр в тренировочном процессе юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выявлена зависимость двигательного содержания подвижных игр и физическими качествами юных легкоатлетов 10-11 лет.
2. В дополнении к традиционному подходу использования подвижных игр в тренировочном процессе юных легкоатлетов, предлагаемые нами подвижные игры направлены на развитие конкретных физических качеств с учетом их двигательных характеристик.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.
В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир (Ашмарин, Б. А.).
В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами (Сухарев, А. Г).
Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость (Вавилова, Е. Н.)
Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности (Выгодский, Л. С.).
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма (Л. В.Карманова).
Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка (Алексеев, Н. И).
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка (Н.Г.Озолин)
1. Анализ литературных источников позволил выявить особенности использования подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных легкоатлетов. Изучена зависимость двигательного содержания подвижных игр и физическими качествами юных легкоатлетов 10-11лет.
2. Исследовать содержание подвижных игр и влияние его на развитие различных физических качеств. В дополнении к традиционному подходу использования подвижных игр в тренировочном процессе юных легкоатлетов, предлагаемые нами подвижные игры направлены на развитие конкретных физических качеств с учетом их двигательных характеристик.
3. Экспериментально была проверена эффективность предложенных подвижных игр в тренировочном процессе юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки. В ходе проверки было выявлено, что общий физический уровень участников эксперимента соответствовал среднему уровню развития.
1. Алексеев, Н. И. Некоторые вопросы физического воспитания школьников в зимний период по месту жительства [Текст] / Н. И. Алексеев. - М. : Просвещение, 1998. - 84 с.
2. Аулик, И. В. Как определить тренированность спортсмена [Текст] / И.
В. Аулик. - М. : ФиС, 1998. - 89 с.
3. Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активности школьников [Текст] / Р. А. Ахундов. - М. : Педагогика, 1998. - 248 с.
4. Ашмарин, Б. А. Педагогический контроль за физическим развитием школьников [Текст] / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов. - М. : ФиС, 1998. 269 с.
5. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учеб. Пособие [Текст] / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ. - 1999. - 353с.
6. Белкин, А.С. Основы педагогических технологий [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Краткий толковый словарь. - 1995. - 22с.
7. Бутин, И. М. Развитие физических способностей у детей [Текст] / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. -М.: Владос - Пресс, 2002.- 79с.
8. Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М. : ФиС, 1996. - 268 с.
9. Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики технологии формирования физической культуры личности [Текст] / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2 - 7.
10. Вавилова, Е. Н. Развивайте у школьников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1998. - 146 с.
11. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выгодский. - М. : Просвещение, 1996. - 264 с.
12. Гориневский, В. В. Избранные произведения [Текст] / В. В. Горинев- ский. - М. : ФиС, 1984. - 384 с.
13. Гойхман, П.Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / П. Н. Гойхман, С.Н. Трофимов. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
14. Гуреев, И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию [Текст] / И. А. Гуреев. Минск : Выш. Школа, 1995. - 319 с.
15. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / М. Н. Жуков. - М. : «Академия», 2002. - 289 с...