Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 4
1.1 Сущность социальной компетентности 4
1.2. Личность подростка и её основные характеристики 11
1.3. Цели и возможности развития личности подростка на уроках
обществознания в средней школе 19
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 25
2.1 Преподавание обществознания в условиях внедрения ФГОС 25
2.2. Диагностика развития социальной компетентности подростка 28
2.3. Методы и приемы развития социальной компетентности в процессе
изучения обществознания 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
В России XXI века социальный контекст жизни человека неизбежно меняется. Такие социальные явления как: традиции, стиль общения и взаимодействия людей, появляются новые социальные нормы и установки. Другими также становятся требования, выдвигаемые к развивающейся личности, наиболее ярким примером, которым можно назвать выпускников общеобразовательных учреждений. Подобные перемены существенно повысили ожидаемый вклад образования в изменение общества, определив его в качестве приоритетного сегмента в структуре общества.
Социальная компетентность рассматривается как один из наиболее значимых факторов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность личности во всех сферах деятельности. Очевидным является и тот факт, что она является необходимым условием для успешной самореализации, помимо всего прочего, возможность конфликта с социальной средой. Именно «конфликт с социальной средой» фактически считается синонимом подросткового периода, что обуславливает необходимость работы по развитию социальной компетентности в данном возрастном сегменте. Однако, как упоминалось ранее, основной баланс ищем между двумя движущими силами: стремление к новому и отстранением от неизвестного. И люди всегда стараются балансировать между этими полюсами. Определить его мы можем только сами, и только нацелив свое внимание, свои мысли, свое познание на организацию жизненного пространства, пространства для жизни.
Поэтому основной задачей, которую необходимо решать постоянно, является задача развития социальной компетентности. Развивая которую, мы развиваем свою личность и свой разум. Ведь познание своих разумных возможностей осуществимо только при взаимодействии с другими людьми.
Здесь необходимо остановиться на принципиальном отличии понятий «компетентность» и «компетенции». В доступных информационных источниках мы как всегда находим различные толкования понятий, зачастую противоречащие друг другу. Для уточнения понятий, посмотрим происхождение слов.
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимания сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен ментальный аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетенции.
Развитие социальной компетенции учащихся предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал.
Объект выпускной квалификационной работы - социальная компетентность учащихся.
Предмет исследования - методы и способы развития социальной компетентности учащихся на уроках обществознания.
Цель исследования - разработать методы и способы развития социальной компетентности учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
1) охарактеризовать теоретические подходы к анализу социальной компетентности
2) выявить особенности социальной компетентности обучающихся.
3) провести диагностику уровня развития социальной компетентности.
4) выявить потенциал учебного предмета «Обществознание» для развития социальной компетентности обучающихся.
Социальная составляющая существования человечества на протяжении всей его истории развития, неизменно претерпевала различные изменения и трансформации, что по своему определению вполне соответствует понятию прогресса. Разумеется, 21 век не стал исключением из общего правила, которое сформировалось за сотни тысяч лет. Различные элементы социальных явлений подвергаются изменениям в ходе истории, будь то образ взаимодействия людей друг с другом или с окружающим их миром в целом, стиль общения людей. Помимо этого, общество бесконечно генерирует совершенно новые модифицированные к условиям современности социальные нормы, установки и задачи.
Вполне закономерно, что на фоне происходящих изменений становятся иными требования, выдвигаемые обществом к формирующейся личности. К последним можно отнести как раз среднюю возрастную группу, а именно - выпускников общеобразовательных учреждений.
Таким образом, подобные трансформации, происходящие в нашем обществе сейчас и происходившие задолго до нашего появления, значительно укрепили роль образования в процессе изменения общества.
Подводя итоги работы, выяснили, что такое социальная компетентность, что в нее входит и что она объединяет. Рассмотрели возрастные особенности учащихся и выделили их. Оценивая место учащихся с развивающей позиции, приняли во внимание, что у подростков решение этих задач повышает их компетентность в вопросах за рамками школы или своего близкого окружения. Очевидно, что в этом юном возрасте складывается фундамент личности подростка.
На основании проведенных исследований, была выявлена актуальность развития социальной компетентности среди учащихся и изложены основные векторы и методики ее развития. В ходе проведенного исследования было установлено, что развитие именно социальной компетентности подростков в образовательном процессе становится успешным, если:
1. Раскрыта сущность характеристики социальной компетентности.
2. Выделены педагогические задачи по развитию социальной компетентности. Создание модели в учебном процессе по компетентности ученика через групповые работы: дискуссии, дебаты и т.д.
3. Умение учениками решать поставленные задачи и находить лучший вариант.
4. Реализация внеклассных работ с целью развития духовнонравственных ценностей.
5. Личность, находившаяся в нестабильно социальной среде, проявляет способность к рефлексии. Применение и следование данным векторам и методикам в перспективе может значительно снизить риск отрицательного опыта социализации у молодых людей, что, в свою очередь, может благотворно повлиять на уровень развития общества в целом. Поэтому первоначальной задачей современного педагога является создание такого пространства, которое разнообразит условия для своих учеников в расширении социума и развитии контактов между людьми и группами, а также предметного общения.
1. Анисимов О.С. Индивид, субъект, личность в контексте целостности психики//Мир психологии.-2004. № 1.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии -2011.- №1.- С. 68-80.
4. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2000.
6. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург, 2002г.
7. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. - 1989. - №9.
8. Божович Л.С. Проблемы формирования личности (Под редакцией
Фельдштейна Д.И.) — М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. - 352 с.
9. Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева// Вестник московского университета. - 2013. № 2.
10. Веселкова Н.В. Социальная компетентность взросления / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.
11. Волков Б.С. Психология подростка.- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с
12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. — Спб.: Союз, 1997. - 224 с.
13. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014.
14. Ерохова, М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся / М. В. Ерохова // Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. - Ульяновск, 2002. - Вып. 9. - С. 88-89.
15. Зеер Э., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных умений выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. №11. С.39-45...